Один комментатор из моего предыдущего поста затронул одну мою "больную тему"...
Будет много букв. Будет немного картин. Надеюсь, будет интересно. Может и не будет. Если что, я предупредила)) Поехали.
В 2015 году картина Поллока «Номер 17А» была продана за 200 миллионов долларов.
Картина №17а
Многие работы Поллока не имеют названия и подписаны номерами. Художник это делал для того, чтобы люди воспринимали его полотна с ясной головой, не имея предустановленных идей.
Так кто же такой этот Джексон Поллок? Это и название документального фильма о нём, и то, что я попытаюсь рассказать о нём сегодня.
Джексон Поллок родился 28 января 1912 года в поселении Коди штата Вайоминг. Джексон был младшим из пяти братьев. Тихий и скромный отец — Лерой Поллок — был не особо удачливым фермером, из-за чего семья постоянно колесила по стране. В 1928 году, когда семья поселилась в Лос-Анджелесе, шестнадцатилетний юноша поступил в среднюю школу прикладных ремёсел, но почти сразу же был исключён за употребление алкоголя и несоответствующее поведение. Что послужило поводом для раннего начала употребления алкоголя неизвестно, может надвигающаяся «Великая депрессия», но это пройдет красной нитью через всю его жизнь.
В 1930 году Джексон переехал в Нью-Йорк, поддавшись уговорам двух старших братьев, которые там жили. Джексон отличался скверным характером: высокомерный, гордый и заносчивый. К тому же молодой человек злоупотреблял алкоголем и курением, что лишь усугубляло эти черты. Он искал сильного человека, который мог бы стать для него авторитетом и указать нужное направление. Такой опорой стал художник Томас Харт Бентон, у которого учились Джексон и его брат Чарльз в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Несколько ранних картин Поллока выполнены в стиле риджионализма (англ.regionalism) и мексиканского мурализма (англ.muralism), то есть реалистично изображал повседневную жизнь американцев и индейцев Среднего Запада, но влияние учителя не было существенным — преимущественно Джексон работал в своём направлении.
С 1935 года Джексон часто проводил время в экспериментальной мастерской, где познакомился с художниками, которые работали в свободном стиле и стремились уйти от преобладающего в США академизма. Поллок был очарован сюрреализмом, в частности Пикассо… На самом деле знакомство с творчеством Пикассо стало переломным в жизни Поллока.
В течение четырех лет, с 1938 по 1942, Джексон работал в Федеральном художественном проекте — масштабной программе Правительства по поддержке и трудоустройству людей творческих профессий во время Великой депрессии. Меж тем Джексон всё больше пил, теряя контроль над собой и своей жизнью. В течение нескольких лет он посещал психотерапевта и проходил курс лечения.
В 1942 году в студию к Джексону без предупреждения заявилась девушка со словами «Я знаю всех абстракционистов Нью-Йорка, кроме Вас!». Это была Ли Краснер — художница из русско-еврейской семьи, когда-то переехавшей из Украины в Америку. Будучи художницей, Ли понимала тягу Джексона к искусству как никто другой. Для мужа она стала настоящим другом и поддержкой, занималась его продвижением и верила в его талант.
В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. Поллок боролся с алкоголизмом, и сельская природа однозначно пошла ему на пользу.
В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть «капельной» живописью или дриппингом, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).
«Моя живопись никак не связана с мольбертом. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу.»
Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Итак первая выставка работ Поллока в Галерее Бетти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?»
Журнал Life, 8 августа 1949 года
После 1951 года Джексон засомневался в «капельной технике» и не мог даже для себя ответить на вопрос, не является ли его творчество шарлатанством. На пике своей популярности Поллок отказался от яркой «капельной техники» и начал писать тёмные чернильные работы, которые отражали его внутреннее состояние. Под этим давлением у Поллока усилилась склонность к алкоголизму.
Число 22. 1951
Первая же выставка провалилась — лишь одна работа была продана, но и то за полцены. Джексону ничего не оставалось, как отказаться от неудачных черно-белых попыток и вернуться к яркости. Начиная с 1952 года, он экспериментирует с цветами, балансируя между абстракционизмом и «капельной техникой». Но кажется, он исчерпал своё вдохновение. За последние пять лет своей жизни Поллок так и не создал каких-либо значимых полотен. Последней крупной работой считается написанная в 1953 году картина «Портрет и сон».
Из-за творческого кризиса, проблем с деньгами и алкоголя отношения между супругами трещали по швам. В начале 1956 года Поллок завёл отношения с начинающей абстрактной художницей Рут Клигман. Рут была веселой, легкой и очарованной известностью Джексона. Она радовалась вечеринкам, смеялась, когда он гнал на машине, и не препятствовала крепким спиртным напиткам. Теплым августовским вечером они собирались на вечеринку к друзьям. Джексон сел пьяным за руль, что было обычным делом. На бешеной скорости он вёл машину по петляющей ночной дороге, По словам Рут, «он любил быстро водить, потому что через скорость выражал свою злость». Джексон не справился с управлением, и машина вылетела с дороги в трёх километрах от дома… Джексон Поллок погиб в автомобильной катастрофе 11 августа 1956 года.
Как говорила Рут Клигман, у Поллока не было ничего в жизни, за что он мог бы держаться: Может быть, Джексон специально свернул с дороги в ту ночь? Кто знает… По словам Рут, его смерть была трагичным пророчеством для всего абстрактного экспрессионизма: суицид и алкоголь стали неотъемлемыми спутниками этого течения в живописи…
Картина №5
(частная коллекция 140 млн.)
«Осенний ритм (Номер 30)», 1950
(Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Конвергенция», 1952
(Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало)
«Глубина», 1953
(Центр Помпиду, Париж)
И напоследок, 2 картины, из-за которых я влюбилась в Поллока:
Свободные линии
В музеях нет. Даты и стоимости продаж тоже нет…
Номер 4 (серый и красный) 1948 г.
Музей искусств Фредерика Р. Вайсмана, США