Як-141. Вертикальная посадка.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Як-141 (по классификации НАТО: Freestyle) — советский многоцелевой палубный истребитель вертикального взлета и посадки, разработанный в ОКБ Яковлева в 1980-хх годах. Было изготовлено несколько прототипов, прошедших испытания в том числе на кораблях. Серийно не выпускался.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Работы над новой машиной начались еще до выхода Як-38 на морские испытания. Новый самолет должен был иметь эффективную РЛС, летать быстрее скорости звука и иметь большой радиус действия. Официально, проект был развернут в 1974 году.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Изначально планировалось оснастить самолет единым, мощным двигателем, однако, со временем стало ясно, что в такой компоновке вертикальный полет будет крайне сложным. Было решено перейти к комбинированной силовой установке. Проект получил название Як-41.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

К 1980 году компоновка была заморожена. Было решено начать сборку прототипов. Предполагалось собрать 4 машины: 1 для статических испытаний, 1 для прочностных и 2 для летных. Прототипы были готовы к испытаниям в 1984 году. К этому времени начали появляться новые проблемы: продолжались задержки в создании специального двигателя для Як-41, а министерство обороны расширило требования желая, что бы самолет был многоцелевым и нес более широкую номенклатуру вооружений — это привело к появлению модификации Як-41М.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Наконец, в 1987 году Як-41 впервые взлетел. 2 года спустя взлетел второй прототип. Летные испытания подтверждали высокие летные характеристики и превосходство над истребителями Harrier, будущий серийный Як-141 должен был стать лучшим в своем классе. В 1991 году прототипы отправились на морские испытания. 26 сентября была совершена первая посадка ТАКР «Адмирал Горшков». Но снова возникли проблемы: во время посадки после испытательного полета, один из прототипов слишком быстро снижался и ударился о палубу — летчик катапультировался, но самолет сгорел.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Потеря самолета была роковым ударом для всей программы. СССР развалился, военные потеряли интерес к самолетам с вертикальным взлетом и посадкой, направив ресурсы на МиГ-29К и Су-33, финансирование практически прекратилось. ОКБ Яковлева осталось с единственным летным прототипом и замороженной программой. Яковлевцы провели демонстацию самолета на авиасалоне Фарнборо надеясь на иностранных заказчиков, но они не нашлись. В 1992 году проект был закрыт.

Этот самолет наблюдал в Монино.

Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост
Як-141. Вертикальная посадка. Самолет, Палубная авиация, Як-141, Музей ВВС, Длиннопост

Авиация и Техника

9.9K постов17.8K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу