Тургень. С утра до вечера 2.
Так выглядят конструкции погребений до вскрытия.
Просто на раскопе. И когда что-то интересненькое.
За два часа мы спокойно справились с фиксацией последнего захоронения и я отпустил девчонок в лагерь, готовиться к вечернему празднику. С мальчишками предстояло засыпать могилы. Начали с нижней большой могилы, хоть там и лежал младенец. Яма была достаточно глубокая, и чтобы немного сократить усилия, я предложил срезать края могилы, не таская землю с отвалов. Народ обрадовался, но один из них Женька Г. – очень сообразительный и рукастый парень, выразил сомнение:
- А вдруг я сейчас какой-нибудь горшок разрежу.
- Какой горшок? – спросил я.
- Который здесь возле могилы закопали – с шуткой юмора ответил Женька.
- Ну я такого пока не встречал, чтобы горшок ставили у могилы, копай давай – приказал я.
- Нет, не буду. Я горшок разобью, а вы меня прибьете – отмазался Женька.
- Ну, смотри, - говорю и на всякий случай, забирая побольше втыкаю лопату в почву у восточного угла ямы и поднимаю ее. Земля осыпается и на лопате оказывается небольшой глиняный горшок. Я, честно говоря, присвистнул. Ребята рассмеялись.
- Ну, ты и провидец – говорю, - а у второго угла есть.
- Конечно – не моргнув глазом ответил Женька.
Я осторожно попытался срезать сантиметров 5 почвы и тут же наткнулся лопатой на что-то твердое. Через пару минут парни расчистили верхний край следующего керамического сосуда. Больше вдоль западной стенки ничего не было.
- Ну что оракул – обратился я к Женьке – где ещё ты ночью закопал горшки.
- Это не я. Это за 3 тысячи лет до меня. Я думаю по углам западной стенки будет.
Его прогноз оправдался. Таких традиций у племен эпохи бронзы в наших краях я не встречал, но всё бывает когда-то впервые. Посовещавшись, мы решили, что надо весь раскоп сантиметров на 10 углубить.
- Владимир Иванович – обратился я к водителю. – Девчонок оставить в лагере всех парней до единого сюда со всем шанцевым инструментом. Мы не можем уехать не проверив.
Водитель на таблетке уехал в лагерь, мы же спокойно закопали все 5 ям. Через полчаса приехал УАЗик с инструментом и стали подтягиваться ребята. Подошли и трое девчат, стало любопытно.
Пока девчонки готовили открытые сосуды к фиксации, парни приступили к ювелирному снятия почвы по 5-10 см. Началось невообразимое. Оказывается, мы эти сантиметры и не докопали по всему раскопу. Из-под земли стали проявляться круги из небольших камней, внутри которых помещали горшок или банку. Целая серия жертвенников к западу от могил, которые мы раскопали ещё раньше в предыдущие сезоны.
Вот так выглядели эти "жертвенники" до и после расчистки.
Работали без перерыва, даже обед нам привезли из лагеря вместе с посудой. Кушали по очереди. Зато конструкции и керамика лезли из земли как грибы. Перед ужином вспомнили, что сегодня игра «С утра до вечера».
- Ребята, всё отменяется. Дело, прежде всего.
Когда весь раскоп был ювелирно углублен и большая часть, обнаруженных находок зафиксирована, оставалось закопать могилу женщины, я собрал совещание старших парней.
- Ну что снова подрубаем края – предложил я.
- А вдруг ниже есть еще горшки – подал голос Женька Г.
Я подозрительно посмотрел на него: - Шутишь?
- А, если? – как-то хитро по-татарски ответил он.
Я аккуратно, взяв сантиметров 20 от угла начал втыкать лопату в землю. Сопротивления не было и я победно поднял лопату с землей.
- Горшок! – закричал Женька.
- Где? – не понял я. Женька показывал на землю. Оказывается, я аккуратно обнажил боковину очередного керамического сосуда. Когда мы его почистили, он оказался ещё и с орнаментом в виде гребенчатого штампа и резных линий, что в наших краях по сравнению с Центральным Казахстаном редкость. Всего вдоль западной стенки стояло 4 таких сосуда.
Нашивные бляшки
Наголовная бляшка с орнаментом в виде шанырака
Керамический горшок
Горшок-оссуарий, в котором был кремированный прах мужчины и женщины
На ужин ребята пошли, когда уже начало смеркаться. Мы же до последнего фиксировали последние находки. Ужин у лагеря проходил в столовой при свечах и фонариках. Я, Владимир Иванович, супруга Татьяна, Женька и еще двое ребят приехали в лагерь впотьмах. Зайдя в столовую, я торжественно объявил:
- Игра «С утра до вечера на раскопе» успешно завершена. Итог – 42 сосуда, 22 бронзовые бляшки и около 200 бусин. Призовой фонд будет выдан всему лагерю на завтрак!
-Ура!!!!!!!!!!! - прокатилось по столовой.
Такого количества находок у меня больше не было, так как я стал больше работать на древних поселениях, чем на могильниках. Но это уже, как говорится, другие истории.
Пикабушники Казахстана
7.5K постов9.2K подписчика
Правила сообщества
Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!
За что у нас банят:
Неадекватное поведение
Необоснованный мат
Оскорбления