602

Сквозь призму ностальгии и ЭЛТ-монитора

Сквозь призму ностальгии и ЭЛТ-монитора Компьютерная графика, Компьютерные игры, Ретро-Игры, Ностальгия, Сравнение, Восприятие, Монитор, Oldschool

Вспоминая об играх детства, мы часто представляем их намного красивее и детальнее, чем они были на самом деле. Отчасти это обусловлено ностальгией: в старые игры мы давно не играли и уже забыли, как они выглядели, зато играем в современные, и нам кажется, что и в детстве старые игры выглядели так же, как новые игры выглядят сейчас.


Но есть и более объективная причина: в детстве мы играли на ЭЛТ-мониторах, графика на которых имела физические артефакты вроде черных линий, разделяющих пиксели (как показано на изображении слева). Казалось бы, это должно лишь еще больше ухудшить и так неказистую графику. Но на самом деле, наш мозг способен дополнять пробелы воображением, составляя более детальную и объемную картину, чем она была на самом деле (изображение справа).

Найдены возможные дубликаты

107 комментариев

по актуальности
+69

Картинка из поста - это сравнение с ЭЛТ-телевизором. ЭЛТ-монитор, даже очень старый, настолько дикого субпиксельного смешения не имеет, иначе за ним невозможно было бы работать с текстом, таблицами и т.д. Эту особенность телевизоров использовала графика многих игр на старых приставках.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 22
+6
Нижний скриншот - я уже 20 лет искал эту игру, отправляя сообщения на кучи форумов поиска игр. Я уж начал думать, что я ее как-то неправильно представляю. И тут в комментариях натыкаюсь на нее 6_9
раскрыть ветку 6
+1

Zelda II: The Adventure of Link

раскрыть ветку 5
+5

Не могу понять, что на первых двух картинках. Что справа, что слева

раскрыть ветку 8
+14

Метроид. Не очень известная у нас игра.

Иллюстрация к комментарию
+7

Прородитель целого жанра - метроидвании. Смысл подобных игр сводится к исследованию большого открытого мира, сбору различных апргрейдов/итемов/навыков, задрачиванию локаций, поиску секретов, вот это все - и убийству боссов при помощи добытого.


Имеет некоторые схожие черты с жанром РПГ и рогаликами.


Есть игры на пересечение этих жанров, например Dead Cells и даже, на мой личный взгляд (хотя умные дяди так не считают, но я вижу много общего) - Souls-like игры, включая сам Dark Souls.

+1
Это же Самус Аран
0

Бегущий человечек в скафандре. Или не бегущий а присевший на колено

раскрыть ветку 4
+1
Существуют ли эмуляторы с симуляцией вот такого отображения?
раскрыть ветку 1
+1

https://www.youtube.com/watch?v=09jU1roDz9Y вот например

Еще у RetroArch вроде бы есть большой выбор шейдеров под разные CRT-эффекты, включая бочкообразное искажение от линзы телевизора, мерцание, затухание и кучу способов смешивания пикселей, и всё чтобы добиться ламповости полусдохшего ширпотребного телика из 80-х.)

https://www.youtube.com/watch?v=uAtEqUzUGXk (где-то на второй минуте начинают идти CRT-шейдеры)

+1

тут дело больше в способе передачи изображения, а не только его вывода. у меня есть элт телевизор с hdmi так вот через hdmi цвета пикселей не смешиваются и старые игры на нем выглядят пиксельными

раскрыть ветку 2
+1

Согласен, смысл именно в аналоговом сигнале.

0
Ну так такое отображение всё равно вполне возможно симулировать.
0

Ну так в детстве в основном играли в консоли на телевизоре.

+47
У меня зрение с рождения плохое и хорошая фантазия, так что, то что я видел на экране имело и анизотропную фильтрацию и сглаживание и доп детализацию. А через призму времени в памяти вообще шедевры.
раскрыть ветку 13
+6
О, чувак у меня до сих пор стоит воспоминание того, как я первый раз в жизни поиграл в 3D игру... Бегу по полю, вокруг стрельба, кто то что то кричит на немецком, я стреляю, прыгаю в окоп, прижимаюсь к стенке, тут около меня падает граната, я хватаю ее и кидаю в сторону неприятеля, взрыв! В глазах темнеет, выпрыгиваю из окопа, впереди лежат туши коров, прячусь за ними... На тот момент я учился в 4 классе, был в гостях, а на ПК был запущен первый Call of Duty. Боюсь представить что же за графоний там на самом деле
раскрыть ветку 3
+2
ПК был запущен первый Call of Duty. Боюсь представить что же за графоний там на самом деле
Главное что игра хороша, на графоний пофиг.
+1

в первой колде нельзя было бросать гранату обратно

0
У меня с battlefield 1942 так. Боюсь запускать.
+6

Да у всех так... И CGA c XGA посредством встроенного в мозг 3Д ускорителя превращались в ничётакие 1080...

+15

Мне до сих пор кажется, что мультфильмы в детстве на черно-белом тв были цветными. Мальчик Алёша, 43 годика.

раскрыть ветку 1
+6
У меня так с фильмом "В джазе только девушки". Только недавно привык, что он реально чёрно-белый.
+5

Я, как и некоторые, в своё время играли на калькуляторах Электроника. Там чаще всего всё действие в воображении, перед глазами только данные.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+5
Книжки квесты вспомни!
Вы встретили пустынного ящера:
-попытаетесь убить стр 172
-уйдете в сторону стр 224
-вернетесь в горы стр 85
раскрыть ветку 2
+2

Это ещё что. Советские актёры с каждым годом играют всё лучше!

0

я халву первую в разрешении 320х240 прошел всю так ) фильтруя анизотропно мысленно

+32

  Дело в дизеринге. Графика игры делалась с учетом того, что соседние строчки смешаются телевизором.

  Посмотрите соника на SMD. На эмуляторе водопады выглядят как набор вертикальных мерцающих черточек прикрывающих задний фон.

  А на телевизоре или с dithering фильтром - полупрозрачные водопады в движении.

  Даже недостатки оборудования разработчики умудрялись использовать во благо.

  P.S.: НЕ было в нашем детстве пикселей (начиная от Nes и выше). Попытка игроделов продать нам игру со спрайтами, что "порезаться об угол можно" - лженостальгия.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 7
+6

Я не разбирался в вопросах, мне просто не нравились эти новые "ностальгические" игры. Оказывается не я бракованный, а мне фуфло втюхивают и не зря, кроме рези в глазах и тошноты ничего от таких игр не получаю...

+4

Если что, то практически во всех эмуляторах есть эмуляция tv эффектов. Для совсем уж упоротых.
Но мне кажется вы немного путаетесь в терминах, у топик стартера речь про нативный антиальясинг благодаря особенностям элт-трубок, а дисеринг это подмешивание псевдослучайного сигнала для улучшения артефактов квантования, к элт вообще никакого отношения не имеет, у старых игр этот метод применялся для улучшения визуальной картинки из-за крайне слабых характеристик тогдашних систем видеовывода и маленького объема памяти (и ещё до вывода на экран).

раскрыть ветку 1
+4

  Ну, это не упоротость. Многие игры, где дизеринг активно использовался, при "точной" эмуляции превращаются в полосатую кашу, тв эффект спасает.

0
Попытка игроделов продать нам игру со спрайтами, что "порезаться об угол можно" - лженостальгия.
Не совсем так. Да, графика старых игр делалась с учетом того, на чем они будут воспроизводиться (да чего уж, на подобных экранах они и делались). Но без тех экранов она и выглядит как "порезаться можно". Это не достаточный фактор, но он и не единственный. Важно также и то, что новые "ностальгические" игры рассчитаны не на тех, кто играл тогда и больше с тех пор не играл, и не на тех, кто не играл тогда вовсе, а на тех, кто играл тогда, продолжал играть позже и скорей всего играл в классику в эмуляторах, т.е. с большим шансом "картинка на новых экранах" для них вытеснила "картинку на старых экранах" из памяти. А еще играет роль то, что за годы "пиксель-арт" сформировался как самостоятельное псевдо-ретро-направление, угодное многим.
раскрыть ветку 3
+5

  И этот пиксель арт случается очень разный. Бывает настоящее дизайн-произведение искусства. Где этих пикселей почти не видно в композиции (посмотрите на Stardew Valley или Crosscode или Axiom Verge). Сделать такое не особо просто.

  А бывает, когда разработчики пытаются выехать на пикселях или маскируют ими недостаток навыков/бюджета и получается резаная, либо одноцветная каша. Увы таких игр больше чем первых.

  Сравните первые два изображения с двумя последующими, наглядно. (И это я еще самый лютый пиксельный ужас выдаваемый за графику, не притащил).
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+18

Ага. А ещё ЭЛТ телевизоры в этом плане ещё более сглаживали изображение, так что графика на денди была куда приятнее, чем на эмуляторе на компе. Также помню, как я выводил в своё время фильмы в дерьмовом качестве на телек через s-video, и там они смотрелись куда приятнее.

+15

В свое время был телефон Siemens AX75, в нем мне очень нравилось несколько мелодий в midi-формате. А поскольку midi - всего лишь набор нот, то каждое устройство проигрывает их по-своему. И когда стал потом слушать на компе те же же мелодии с мобильника, то звучали они не так приятно на слух.

До сих пор скучаю по теплому ламповому звуку midi-версии "Stratovarius - Destiny" - одна из мелодий, которая хороша сама по себе, без слов.

раскрыть ветку 9
+7
Так разные библиотеки миди существуют, можно на компе и подобную найти
раскрыть ветку 1
+9

Можно, но там звук будет идти чистый, резкий и напрямую в уши. А в сименсе он шел чуть приглушенный через динамики с приятным тембром. Такого уже без особых заморочек не воспроизвести.

+1

У сименсов как помню были самые "шипящие" динамики среди производителей. *.wav на них запускать было опасно для ушей)

раскрыть ветку 6
+1

У меня было всего 1,5 Мб памяти на всё про всё и отсутствовала поддержка mp3. Слушал midi-мелодии, которые изменял в редакторе на компе, а потом научился переделывать mp3 в amr и был доволен как слон, поставив на звонок не просто полифонию, а отрывок из песни со словами.

раскрыть ветку 5
+14
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Turok или unreal?

раскрыть ветку 1
+1
Ну не Unreal точно.
+11

С одной стороны, да, но с другой, есть и другая причина - технические возможности того периода не позволяли в полной мере реализовать в художественном плане всё задуманное авторами, а потому им приходилось компенсировать нехватку в этой части всяческими уловками.

Например, Warcraft 3, ч максимальном приближении, может заставить рыдать от боли даже тех, кто совсем даже не эстет, однако анимация настолько удачно и эфыективно компенсирует этот момент, что во время игры у тебя и сомнений не возникает в том - как же это круто!

Ещё более старые игры, те самые, "пиксельные картинки", так и вовсе обладают и сегодня чарующим обаянием ламповости, и несмотря на то, что сегодня уже совсем не проблема создавать полноценных реалистичных 3Д персонажей, рисунки, гифки и прочее, выполненное в стиле пиксель-арт, востребованы и по сей день.

На мой взгляд, секрет заключается в том, что в этом виде искусства художник ярче проявляет свою индивидуальность, и что не смогла показать нам картинка, "дорисует" наша фантазия.

раскрыть ветку 2
-3

Не согласен,  ВК3 вполне хорошо смотрится на современном мониторе. А вот Старик первый - просто ужас (не ремастер).

раскрыть ветку 1
+7

Ага, нормально... Они нормально смотрятся исключительно за счёт грамотной работы аниматоров и общей стилистики.

Иллюстрация к комментарию
+10

вот кстати да. у скелета на щите можно разглядеть орла и корону над ним.

раскрыть ветку 4
+2

А справа человечек на щите.

раскрыть ветку 3
+4

Это так называемые "артефактные цвета": когда из-за толщины луча соседние точки влияют друг на друга, изменяя цвет на экране. У этого "человечка" разные последовательности точек.


Вот тут всего 15 логических цветов (CGA):

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+6
В эмуляторе DosBox некоторые из фильтров изображения как раз добавляют эффект ЭЛТ-монитора с артефактами и полосами. Пробовал в Даггерфолл и Арену с ними играть. Сглаживает пиксели неплохо, мозг действительно "дорисовывает" детали, но глаза устают очень быстро.
раскрыть ветку 3
+3

Давно было? Было бы неплохо посмотреть скриншоты.   ^_^"

раскрыть ветку 2
+3

Как-то так. В динамике выглядит лучше, полосы перестаёшь замечать практически. Но глаза всё равно устают. Играю или без фильтров, или с обычным увеличением и небольшим сглаживанием. А некоторые фильтры наоборот замыливают всё до состояния масляной живописи, ничего не прочитать толком.

Иллюстрация к комментарию
0

Можно найти просто сравнения CRT-шейдеров (уж не знаю, DOSBox или нет), вроде такого:

https://www.youtube.com/watch?v=xrpm8o17cHE

+4

Интересно, есть ли какой-то фильтр для игр/эмуляторов/3д в целом, который создавал бы такие искажения намеренно? Или хотя-бы фильтр для фотошопа. Наверняка что то такое уже есть, но, как это загуглить?

раскрыть ветку 6
+1

Гугли crt phosphor shader.

-1

Качай любой эмулятор nes/sega - там настроек сглаживания куча. (для sega советую gens surreal либо kega fusion)

раскрыть ветку 4
+2

Retroarch для вообще всего, и фильтров множество.

+2

Не куча, и такого эффекта там нет. Есть размытие, размазывание, есть горизонтальные полоски но не более.

раскрыть ветку 2
+4

Так вот оно в чём дело!

+2

В принципе, большинство впечатлений детства вспоминаются нами в гипертрофированном виде. Тогда всё было самое большое, самое крутое, самое страшное, тем более что это были самые первые впечатления, самые первые игры. Мы вспоминаем даже не сами вещи, а эмоции с ними связанные. Так что размер пикселя, конечно важен, но не в первую очередь.

+2

А еще вспомните порно-игры. Там по 2м пикселям мозг такие оргие дорисовывал...

+2

Мне кажется, нет, я уверен — не в "дополнении мозгом пробелов" дело, а в том, что появляется текстура за счёт черных контуров на каждом пикселе, плюс крупное цветное зерно на экране ТВ.

Я тут попытался что-то подобное повторить в фотошопе на скорую руку:

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 7
+7

Помню, насколько реалистичной мне казалась игра "Desert strike" и "Battletech" с изометрическим видом камеры, песок, техника — всё воспринималось на уровне не хуже современного "Battlefield". Даже представить себе боюсь, что будет лет через 20-30...

раскрыть ветку 6
+6
О, ещё одна живая душа, игравшая в battletech на сеге! Если бы не ромы в интернете, я бы подумал, что эта игра была плодом моего воображения. Просто никто из знакомых олдодрочеров о ней не знает, вот никто. Ощущение, что кроме мортальников, дюны и соника ни во что другое никто не играл. Про вертолётную серию хотя бы слышали, и на том спасибо...
раскрыть ветку 5
+1
До сих пор удивляюсь, что когда в детстве смотрел мультики на чёрно-белом ТВ через полчаса они становились цветными. Магия!
раскрыть ветку 1
+1

Я недавно смотрел спидран какой-то игры с денди и не мог понять, что не так. А потом понял, что я играл на ч/б телеке и цвета придумывал сам, а тут всё в цвете.

+1

Есть ещё такой прикол, что детям не надо супер 4к разрешения и текстур чтоб волосню было видно.


Посмотрите на популярность у детей маинкрафта. Детский мозг не способен переварить кучу мелких деталей, им хватает и кубиков. А остальные фантазия.

+1

Занимаюсь рукоделием. Решила, что картинки слева - это вышивка на черной ткани. А что? Идея)

0

из какой игры спрайты? какая-то РПХ?

0
Кстати да!
0

Warcraft2 мне и на современных мониторах нравится в плане графики хотя она еще спрайтовая была)

0

А я играю Doom 2D и там офигенная графика и никаких требований к железу!

0

ЭЛТ мониторы были в буквальном смысле теплые и ламповые

-6

Да. Тогда был физический антиалиасинг. А сейчас говноделы намеренно делают пиксельное говно для FullHD-мониторов, а говноеды за это платят в стимах всяких.

-7

все так и есть мозг дополняет, гонял и в денди и сегу и в клубе потом долгие ночи cs 1.6, WarCraft3, казаки и никто особо в графоний не вникал, а сейчас всем только и подавай графоний

-9

Крупные пиксели в старых играх не из-за ЭЛТ-мониторов, а из-за качества самой графики. Первые ЖК-мониторы обладали большей "пиксельностью" из-за своего строения, чем трубка. Особенно это заметно было про просмотре видео и работе с текстом.

раскрыть ветку 6
+3

Не особо понял, но кажется, ты хуйню написал

раскрыть ветку 5
+3

Видимо, @Katya1986 хотел рассказать кулстори про то, что у первых LCD мониторов строение субпикселей (красный, зеленый, синий) было таким, что при одинаковом разрешении картинка на LCD выглядела более зернистой, чем на кинескопическом мониторе.


Ну, типа эффекта pentile у Amoled-матриц (картинка с пояснением ниже).


Но мне лень гуглить, чтобы выяснить, было ли у ранних LCD-мониторов какое-то нестандартное строение субпикселей.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
-1

Тот комментарий выше был ответом, но по ошибке попал в общую ленту.

-2

Заметьте, это написали Вы, а не я.

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: