Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Про то, как меня Путин в Африке спас

Только у меня все было как раз наоборот. Уж нравится кому-то или нет, но ВВ меня очень выручил. Серьезно. Вообще-то как минимум один раз мне приходилось встречаться с ним лично и даже поднять ритуальную рюмку за одним столом во время торжественного приема выпускников военных вузов в Кремле 2004-м году, но сегодня рассказ совсем не об этом.

Моя история произошла в декабре 2013 года. Я уже кратко рассказывал о том, как в Южном Судане началась гражданская война, когда поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем президент страны Сальва Киир с премьер-министром Риек Мачаром. Президент был из племени динка, прьемьер - из нуэров. Враждуют и увлеченно режут друг друга эти племена столетиями, так что ничего необычного не произошло. Не поделили власть и деньги, как это обычно бывает.

Злые языки поговаривали, правда, что не обошлось в этом деле и без женщины. Глава нашей миссии ООН в Южном Судане - Хильда Джонсон (ранее она была министром иностранных дел Норвегии), якобы, позволяла себе некоторые вольности и выходила за рамки дипломатической любезности при общении с обоими этими господами. Да так, что заслужила в штабе прозвище "Хильда-международный аэродром". Я свечку не держал, но белая женщина в Африке, да еще женщина высокого статуса - это сразу +1000 к статусу и ЧСВ любого местного мужчины. К тому же первая жена Риека Мачара была белой, английской подданной (погибла в автокатастрофе), а Хильда была не замужем... ("он мужчина разведенный...и она разведена, что тут говорить...", как у Митяева). Ну и убрали ее с должности практически сразу после начала конфликта. Так что всяко бывает, решайте сами, верить или нет.

Вот она Хильда. Неплохая тетка так-то была. Рулила миссией как могла. не зверствовала особо. А что грустная - так это от несчастной женской судьбы.

А это вот Сальва, дорогой наш, Киир. Президент Южного Судана. Он всегда в этой шляпе потому что ее когда-то ему подарил Джорж Буш младший. И с главами других стран он в ней встречается, и в штаны себе прудит - все в этой шляпе. Такой затейник

Про то, как меня Путин в Африке спас ООН, Африка, Война, Видео, YouTube, Длиннопост, Политика

Ну а это Риек Мачар. Самый довольный из троих

Впрочем, я отвлекся от основной линии повествования.
Итак, конец декабря 2013-го. В Южном Судане вовсю идет гражданская война, армия и силы безопасности поделились примерно поровну по этническому признаку, в столице оборону держат динки во главе с Сальвой Кииром, нуэры во главе с Мачаром ушли в буш и оттуда кошмарят столицу и другие населенные пункты. Война дикая, жестокая и беспощадная. Трупы валяются на обочинах дорог, марабу растаскивают их на запчасти. Из детей 7-10 лет в захваченных деревнях обеими сторонами тут же формируются военные отряды. Родителей убивают, детям объясняют что есть два пути - сдохнуть или отправится воевать с убийцами родителей. Иногда в ход идут наркотики. Женщины, если остались в живых, присоединяются к отряду в качестве war wives ("военные жены"). Это если кратко вам содержание моих отчетов того времени изложить.

ООН, в основном, забаррикадировались на базах под охраной военных контингентов (нас в Джубе охраняли руандийцы и непальцы), с 22.00 действует комендантский час, во время которого местная национальная гвардия лупит из пулеметов во все, что шевелится. Днем можно осторожно перемещаться на ооновской машине по делам. Но, поскольку обе конфликтующих стороны подозревали, что ООН помогает из противникам, прилететь могло и среди бела дня и от тех, и от других.

Про то, как меня Путин в Африке спас ООН, Африка, Война, Видео, YouTube, Длиннопост, Политика

Вот он, мой любимый и верный конь. Служебный "Patrol". Сколько раз он меня вытащил из передряг за тот год. У шишек повыше рангом были менее ушатанные "Prado".

Про то, как меня Путин в Африке спас ООН, Африка, Война, Видео, YouTube, Длиннопост, Политика

Во время беспорядков досталось и моей машине. Кто-то из повстанцев шарахнул из дробовика. К счастью, меня в ней в тот момент не было.

Про то, как меня Путин в Африке спас ООН, Африка, Война, Видео, YouTube, Длиннопост, Политика

А пока залатывали 316-го, на подмену выдали вот такой фургончик Hiace с вечно открывающейся на ходу дверью. Но без машины в миссии не жизнь, как и без кондиционера, впрочем.

Ну и чтобы окончательно описать весь треш, угар и содомию, которые творились в те дни, добавлю несколько фото, которые ооновцы имели счастье наблюдать с территории баз, которые давали иллюзорную надежду на защиту (осторожно, впечатлительным смотреть не стоит!):

В основном, эти фото сняты в районе Бентиу чуть позже, в апреле 2014-го, но по всей стране это выглядело одинаково и в декабре 2013-го картина не отличалась. Да, вот так, с автоматами и копьями, танками и китайскими мачете...

Так вот, не в добрый час понадобилось мне съездить в один из тех дней в отделение UN DP (Development Program), которое находилось минутах в 15 езды от нашей базы. С момента моего приезда прошло недели две, город я еще как следует не выучил, навигаторами служебные машины не комплектовались, интернет в городе практически не работал , а вывески и указатели на улицах были большой редкостью. Но я был UNDP один раз до этого и считал, что доеду без проблем. К сожалению, я не учел, что из-за блок-постов мой маршрут будет сильно отличаться от намеченного. А застройка там совсем не квадратно-гнездовая. Короче, я слегка заблудился. не то, чтобы слишком, я понимал, что нужное место в паре кварталов от меня, но чтобы туда добраться надо было развернуться и вернуться на шоссе. По обе стороны от меня возвышались высоченные бетонные заборы, дорожка между ними была узкая, поэтому я решил развернуться, заехав в первый же за поворотом налево двор.

Двор внезапно оказался средних размеров площадью, на которой галдела толпа вооруженных негров в красных беретах, стояла тойотовских пикапов с пулеметными турелями и далее, в глубине под деревом красиво покрашенный в цвета национального флага заведенный танк, который тут же удивленно довернул на меня башню.

Я гордо стоял в центре двора казарм национальной гвардии, охранявшей главный объект в президентский дворец. На объекте, закрытом для посещения даже ооновцаам без особого согласования. Про который на инструктаже говорили, что вот уж от чего-чего, а от этого места стоит держаться подальше.

Вообще, в таких случаях предписывается не покидать машину, закрыть окна и вызвать по рации UN Security. На случай, если невозможно это сделать голосом у нас с коллегами был даже разработан свой условный код: в экстренной ситуации, когда ты идешь на переговоры, например, а напарник остается в машине, если ты понимаешь, что сейчас надо будет очень быстро делать ноги с этого места, можно было подать сигнал бедствия: 5-6 раз ритмично нажать на тангенту рации, не поднося ее ко рту, тогда напарник услышит характерные щелчки и будет готов рвануть с места.

Но, во-первых, я был в машине один, а во-вторых, негры уже очень обрадовались моему появлению, обступили Patrol, стучали по крыше, целились из автоматов через лобовое стекло и всячески выражали дружелюбие. А сами страшные такие - с красными прожилками в глазах, обдолбанные местной разновидностью насвая (какая то у них в ходу наркотическая жвачка, притупляющая голод и усталость, в подробности сильно не вдавался). Короче, объяснять по рации создавшуюся ситуацию сотрудникам службы безопасности с базы было долго и совсем не comme il faut. ...Рассказываю долго, а прошло на самом деле секунд 30 с моего появления.

Короче, медленно, не делая резких движений, вышел из машины. Воины меня окружили, радуются, (шпиона поймали!), по-английски не говорят и как с ними коммуницировать не очень понятно.
К счастью, некоторые вещи у военных всего мира записаны в прошивке. Тыкая рукой в звезды на погонах камуфляжа и включив командный голос, стал орать, что я большой начальник и буду разговаривать только с офицером, какового офицера требую немедля ко мне привести. На удивление это сработало. Слово Boss все-таки интернациональное. От меня отступили на полшага, но по-прежнему держали под стволом автоматов до прихода командира. Ждать, к счастью, пришлось недолго. Заметив какое-то нездоровое оживление и суету во дворе из здания пришел офицер. С такими же красными глазами, но (о, чудо!) говоривший по-английски!

Он осмотрел меня с явной неприязнью и сообщил, что я шпион и диверсант, явно собирался организовать покушение на дорогого Сальву (нашего) Киира, а потому сейчас меня посадят в яму до выяснения обстоятельств, а дальше или расстреляют, или пустят на тушенку солдатам, по ситуации. Утрирую, конечно, но не очень сильно. Перспектива быть поставленным к стенке меня не устраивала совершенно, поэтому, насколько мог спокойно, объяснил ему, что приехал 2 недели назад (вот моя ID карта, на ней дата прибытия!), ехал в UNDP, все дороги перекрыты, заблудился во дворах и вот это вот все с самого начала. Он еще раз посмотрел на мой камуфляж и спросил: "American?". Вообще-то у американцев камо совсем другого цвета и паттерна, не знаю, почему он так решил, но я довернулся к нему правым боком, продемонстрировав российский шеврон и сказал "No, Russian!" (водочки принеси нам, домой летим, ага). И тут это мой южносуданский коллега натурально меняется в лице и говорит, растягивая слова: "Rus-sian???" (полагаю, с тем же успехом я мог сказать, что я с Марса). Его лицо становится удивленно-любопытным, он снова разглядывает меня, вспоминает что-то и уточняет по-слогам: "Pu-tin"?
"Yes", говорю, "Putin, Putin!". И этот сын саванны, черт знает откуда получающий новости и информацию, начинает лыбииться во все свои 15 зубов и говорит: "Putin is goood, tamam!"(tamam - хорошо по-арабски). Кидает пару слов солдатам. Солдаты смеются, смеется он, смеюсь я, мы долго пожимаем друг другу руки (в Африке очень любят жать руки) и хлопаем друг друга по плечам.

Он еще раз спрашивает, что я тут забыл. Пересказываю все заново. Он хмурится и говорит, слушай, тебя тут расстрелять могут, если ты так будешь кататься. Мы, говорит, сейчас едем в ту сторону (к UNDP), если хочешь, давай за нами. Конечно я хочу! Он дает команду своим бойцам, они прыгают в кузов пикапа, один встает за турель, офицер садится в кабину. Они впереди - я за ними - едем к UNDP, который, зараза, совсем рядом.

Расстаемся совершенными друзьями, офицер приглашает меня заглядывать как-нибудь, я в ответ зову его в гости в Питер, потом снова рукопожатия и похлопывания по плечам, после чего я в отличном настроении иду к воротам UNDP, а оттуда, из бойниц в воротах с ужасом за происходящим наблюдают бойцы охраны (то ли из бангладеш, то ли индусы)) Без ложной скромности скажу, чести приехать в сопровождении вооруженного кортежа из местных при мне больше никто не удостаивался )) Такая вот история.

И смех смехом, но я вот не уверен, будь на мне шеврон другой страны или будь Верховным кто-нибудь другой на тот момент, отделался бы я так же легко или нет. Так что могу точно сказать. однажды в Африке меня спас Путин. И это чистая правда.

P.S.
Для тех, кому интересно посмотреть, как выглядела поездка по Джубе в чуть более спокойные времена, выложил видео на Ютуб, там практически в формате однократного включения камеры, без купюр и правок видео от первого лица с моими комментариями вслух c момента выезда с территориии базы)

Часть 1:

Часть 2

Часть 3:

Часть 4:

Часть 5: