47

Почему в магазине дорого

Хочу рассказать почему техника, покупаемая в России такая дорогая, на Aliexpress она дешевле, и выдать ещё одну причину, почему я считаю, что ФАС России – ненужная служба, существующая на деньги налогоплательщиков, а Google стоит пинать до момента приведения их методов работы под российское законодательство или выпнуть из России, да штрафами от мировой выручки обложить (да, каковы последствия я понимаю, но иначе повлиять на них вряд ли получится).


Возможно, всё, что будет написано ниже, не будет являться для кого-то открытием, но уж накипело.


Итак, как продаётся техника в России? Есть импортёр, который заключил договор с производителем (включая их фирменные сервисные центры), и привозит технику через границу официально. Платит налоги, проводит необязательную сертификацию (т.н. Ростест), и перепродаёт её в (оффлайн-)магазины. Вы технику покупаете и оплачиваете все расходы, понесённые всей цепочкой продавцов, получаете гарантированно оригинальные устройства и всё у вас хорошо, даже если придётся обращаться в сервис-центр по гарантии.


Фирм, которые импортируют в Россию мало, большинство из них крупные, например Merlion, про который вы слышали. Но речь не о нём.


С Aliexpress и иже с ними всё тоже просто: вы покупаете технику за границей и сами её импортируете для личного пользования. Если лимиты на беспошлинный импорт не превышены, вы получаете технику дешевле (оплачивать все расходы цепочки по импорту и сертификации вам не нужно), а в случае гарантийных обязательств, необходимо смотреть, что вам обещал продавец и площадка. Авторизованные сервисные центры, в зависимости от жадности местного офиса производителя (им-то ваша покупка в отчётность и прибыль не идёт) могут отказать в бесплатном обслуживании.


Секрет полишинеля, а теперь переходим дальше.


Давайте предположим, что вы владеете каким-нибудь небольшим интернет-магазином, специализирующимся на продаже оригинальных устройство какой-нибудь известной марки. Чтобы обеспечить быстрый доступ к ходовой модели, и рассчитав риски, вы закупаете большую партию устройств, чтобы их продать. А дальше… а дальше резко начинает расти доллар, в местный офис производителя приходит письмо из головного офиса о том, что акционеры хотят больше прибыли, и на основании всего этого принимается решение о том, что РРЦ надо поднять. Ну или производитель объявляет о выходе новой модели, которая стоить будет столько же, а будет в сто раз круче, и покупатели начинают её резко ждать, а коробки на складах становятся никому не нужны.


Стоп, что за РРЦ?


РРЦ – это рекомендованная розничная цена. Она не определяется никаким договором (в том числе поставки), потому что есть риск попадания под нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», где прописано о том, что нельзя доминирующим субъектам (единственным или самым большим импортёрам) диктовать свою волю другим участникам рынка. Но есть фраза, которую видел каждый, кто хотя бы частично связывался с закупкой товара: «Ваша цена не соответствует РРЦ, исправьте до ХХХ или прекратим отгрузки (особо наглые добавляют, что запретят и третьим, промежуточным лицам, тоже отгружать такой товар)».


Вот и всё, что касается магазинов, где товар ещё находится у поставщика, но что делать с телефонами, что уже на складе? Ну прекратите отгрузки (хотя это очень страшно, потому что большинство товаров идёт через одного-двух больших импортёров, занимающих доминирующее положение на рынке), но есть телефоны на складе, их надо продать. Допустим, магазин «забивает» на письмо и идёт ва-банк, с поставщиком помирится, но надо прямо сейчас освободить склад, платить за него дорого, а через пару месяцев товар будет никому не нужен. Цена на товар спускается до объективного минимума, отбивающего часть расходов, и выставляется на продажу.


Тут-то в дело вступает другая, более современная часть недобросовестной конкуренции и привет, Google.


28 сентября 1998 года президент США Клинтон подписал Закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), а 22 июня 2001 года вступила в силу аналогичная Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» (EUCD), и там сказано приблизительно то же самое, что и в ст. 1479 ГК РФ: «Товарный знак может использовать тот, кому он принадлежит», он защищён авторским правом и в интернете тоже. Нарушать эти законы нельзя, потому что Google американская компания, ответственность сильно бьёт по кошельку, да и европейцы тоже постарались. Наши - нет.


Исходя из этого, производитель или поставщик-монополист, который не договорился с магазином, стремящимся избавиться от ставшего ненужным товара, или желающего самостоятельно устанавливать цены («демпинговать»), самостоятельно (или при помощи сторонних фирм типа Brand Monitor) пишет репорт в Google, где заявляет, что вот страница сайта, где незаконно используется наш бренд (вот «пруф», что бренд наш), уберите его из поиска! А Google обрабатывает запросы автоматически. «Банит» страницы, они пропадают из поиска, влияют на рейтинг магазина, который тоже опускается в выдаче, как итог – вы не находите дешёвый товар, магазин терпит убытки, а цены в магазинах бьют по кошельку.


Google положила с горкой на статью 1487 ГК РФ, в которой говорится, что на оригинальном товаре, введённом в оборот на территории РФ может быть логотип компании, который его произвела. Google не будет проверять, оригинальный ли товар, потому что разбирать каждый случай «репорта» человеком – дорого, «репортов» очень много, делаются они тоже скриптами. Подавать заявления в ФАС на то, что поставщик требует соблюдать РРЦ бессмысленно, потому что доказать, что вендор реально остановит/остановил отгрузки сложно, а то, что параллельно с этим была нанята сторонняя компания, опускающая в рейтинге несогласный интернет-магазин недоказуемо, потому что ФАС этим заниматься не будет. Просто спросит у производителя: «Это вы?» Получит ответ: «Нет, вы что?» – и закроет дело, за отсутствием состава. Выбор либо суд, где дело может разбираться так долго, что выйдет новая модель, а старая так и будет лежать на складе, либо поднимать цену до РРЦ, за которую житель перманентно-кризисной страны ничего не купит и уйдёт на Aliexpress.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества