10020

Почему так дёшево?

Почему так дёшево? Магазин, Ритейл, Стм, Длиннопост

Всем привет! Я уже больше года веду страницу в одной известной соцсети про различные маркетинговые уловки, принцип работы супермаркетов «изнутри» - раньше я работала в маркетинговом агентстве GFK.

В комментариях один раз обмолвилась и многие выразили интерес. Поэтому решила попробовать поделиться информацией и на Пикабу.


Сегодня хочу рассказать про СТМ (собственные торговые марки) и товары первой цены.


Недавно заметила в Ашане появление вкладышей на ценниках с пометками «новинка», «акция», «кэшбек» и другими, среди которых был «первая цена», что меня несколько удивило, потому что это скорее какой-то внутренний термин, чем то, что понятно рядовому покупателю.


Опрос знакомых показал, что действительно многие не знают, что это значит. На самом деле все на поверхности: товар первой цены это то, что дешевле всего на полке в категории (Категория - совокупность товаров). То есть, например, самая дешёвая консервированная кукуруза. Чаще всего товаром первой цены выступает СТМ, то есть собственная торговая марка сети. Например, «Каждый день» в Ашане, «365 дней» в Ленте и другие подобные.


СТМ чаще всего производится другими производителями по заказу самой сети. Производителя можно увидеть на обратной стороне упаковки, там же мы увидим сноску «изготовлено специально для *назвние_сети*. Производители могут быть разные, что может несколько сказаться на вкусе и внешнем виде продукта. Производитель может быть как какой-то малоизвестный (как любят во Вкусвилле), так и известный всем бренд (на Пикабу как-то заметили, что в Ленте кукурузу «Лента» производит Бондюэль. Они же производят и кукурузу «Globus». Все на одном заводе, но качество сырья отличается, что сказывается и на вкусе и внешнем виде зёрен.


Понятие товара первой цены бывает не только в продуктовых магазинах, недавно я хотела купить леггинсы в Спортмастере, но на кассе оказалось, что на них нельзя было списать бонусные баллы, как думаете, почему? Верно, они были первые по цене. Зачастую цена настолько низкая, что на них просто невыгодно делать акции и скидки. И на чем же тогда сеть зарабатывает?


1. Отсутствие расходов на рекламу и маркетинг: многие знают бренд и сеть может использовать собственные ресурсы для продвижения;

2. Товар произведёт под заказ самой сети и в цене отсутствует наценка магазина, как происходит с брендированным товаром;

3. Объём продаж. Если товар самый дешёвый - привлекает большое количество людей, мелкий бизнес, таким образом небольшая маржа компенсируется большим количеством проданного товара.


Может ли известный бренд быть дешевле, чем СТМ? Да: например, по акции 2 по цене 1. А также СТМ может быть в разном ценовом сегменте. На примере METRO:

📍 ARO и Fine Life - низший ценовой сегмент;

📍 Rioba покрывает все категории товаров для кафе и баров. Готова поспорить, вы не раз пили кофе из их стаканчиков;

📍 Sigma - офисная и канцелярская продукция.

📍 Metro Chef и Metro Professional — для гостиничного, ресторанного и гастрономического бизнеса;

📍 Metro Premium - товары с профессиональной рецептурой и упаковкой для соответствующего ценового сегмента.


Собственную марку сети легко отличить по тому, что под одним и тем же брендом продают товары из совсем разных категорий: как в Ашане «Каждый день» это и корм для кошек, и молоко, и очиститель для стекол. Но бывает и «скрытый» СТМ, когда с первого взгляда сложно понять, что это собственная марка: у товара есть название, не связанное с названием сети, оригинальный дизайн упаковки и он представлен в ограниченном числе категорий или только один товар, ну и продается только в конкретной сети (или во всех форматах, как например в х5 retail group - в пятёрочке, перекрёстке и карусели) Как пример - «сладкий» бренд «Шарлиз» в Х5: это вафли, зефир суфле, ореховая паста.

Почему так дёшево? Магазин, Ритейл, Стм, Длиннопост

Если вы дочитали это до конца: спасибо! Надеюсь, информация была полезной и интересной.

Дубликаты не найдены

+882

На мой взгляд чего не хватает российскому продуктовому рынку

1. Обязательное указание в ценниках цены продукта за 1 кг. Многие производители уменьшают упаковку, оставляя цену прежней. В итоге на полке с молоком потребитель не сразу заметит, что выгоднее взять 0,920 мл. молока за 48 рублей или купить 1 литр за 50 рублей.

2. Процентное указание ингредиентов в составе. Часто замечал, что в Европе состав зачастую указывают в процентах. Скажем в такой-то плитке молочного шоколада орехов будет 12%, в другом всего 4% - но они называются одинаково, покупателю сложнее разобраться.

3. Указание срока годности продукта в определенном и чет-ко определенном месте и чтобы шрифт нельзя было делать меньше определенного процента. Зачастую я вижу как некоторых товарах срок годности практически нереально разобрать - на некоторых продуктах типа кетчупа он просто выдавлен на сварном шве дой-пака. Так же на тех же яйцах вполне можно маркировать не только сорт, но и дату фасовки.

И таких предложений можно насобирать больше десятка

раскрыть ветку 186
+218

по первому пункту - как раз Ашан/Атак указывает цену за кг на ценнике - это действительно, очень удобно. Особенно если брать товар по акции - смотришь яркий ценник со скидкой и рука уже тянется купить, а тут мелким шрифтом цена за кг - и понимаешь, что никакой экономии нет.


по третьему пункту - на яйцах у многих производителей указывают и дату фасовки.

раскрыть ветку 53
+79

По лекарствам по сроку годности вообще жесть - например часто чтобы не потерялся - его штампуют на блистере, но не всегда указывают - это дата производства, или окончания срока годности(потому что у разных лекарств отмечают по разному, где-то пишут ито и то, где-то штампую конечную дату, до которой годно, а где-то - дату производства, а срок годности мелким шрифтом в инструкции. Когда перебираешь запасы немного бесит. Хочется чтобы везде был одинаково указан конечный срок до которого потребить

раскрыть ветку 2
+48

А можно я тоже желание загадаю?


Можно что бы была всегда таблица с БЖУ и энергетической ценностью в одинаковом виде и нормального размера? :)

Как в штатах «Nutrition Facts». Очень бля удобно.

раскрыть ветку 2
+29
В Европе в процентах в обязательном порядке указывается тот ингредиент, который подразумевается в продукте как основной/заявлен названием/на который делается любой акцент производителем как основной. К примеру, если вы продаёте " чёрный шоколад с орехами", то производитель обязан в процентах указать количество какаомассы и орехов, но уже не обязан то же самое делать с другими составляющими, их достаточно проставить в порядке в соответствии с количеством (чем больше ингредиента, тем раньше в списке ингредиентов он будет упомянут, и наоборот).
При этом не обязательно этого ингредиента в составе должно быть много, вот хороший пример: есть вода Aura с малиновым вкусом и на упаковке указано, что напиток содержит не менее 50% сока. В составе указано так: вода 50%, яблочный сок 49%, концентрат малинового сока 1%. И не указать этот 1% нельзя, и всего-то лишь 1% концентрированного сока есть на эти пол литра напитка. При этом производитель нигде не соврал, ибо на этикетке не заявлено, что именно малиновый сок должен быть в составе этих 50%.
+229
думаете почему РФ так коробит от Европы? потому что нужно стандарты поднимать, а сейчас можно написать на пачке ГОСТ и толпа быдланов купит товар еще и гордится будет, что до сих пор якобы по госту делают.
раскрыть ветку 47
+33

Я озвучу своё мнение:
1. Это осуществить сложно. Даже инициативу создать и продвинуть сложно. Я, к примеру, пытаюсь сейчас собрать места для продвижения инициатив в своей группе (ссылка в профиле). Взять, к примеру, https://www.roi.ru/56287/. Она была в топе на пикабу, я разместил её более чем в 5 группах вк. Проблема очень острая, но инициатива набрала только 21654 голоса. Мне было бы интересно заняться проработкой инициативы о ценниках, но пока что есть проблемы с её распространением. Кстати, живя в Германии, я вижу, что в их реализации тоже не всё так хорошо, как могло бы быть (иногда шрифт слишком мелкий или его сложно найти).
2. Ну, мне кажется, что тут это на усмотрение производителя. В кетчупах точно не всегда пишут сколько содержится томатов, какие специи. Но идея интересная.
3. Тут у Европы тоже проблемы - часто бывает сложно найти ценник. У меня была идея, что неплохо бы указывать срок годности, а рядом QR-код, в котором была бы собрана основная информация о продукте - название, дата выпуска, срок годности. Бывает, что трудно всё это найти.

И как же я люблю российскую штуку - дата выпуска. В Германии пишут только дату, до которой продукт годен. Это очень неудобно, к тому же вкус продукта меняется в зависимости от времени лежания (иногда продукт даже портится до истечения срока годности).
Ещё крутая штука в России - бренд магазина указывает, кто в действительности произвел товар. В Германии такого нет. Получается, что берёшь бренд магазина, а магазин сменил производителя, и товар стал плохим.

раскрыть ветку 2
+15
Из-за первого пункта я теперь всегда проверяю всякую полезную лабуду вроде длины рулона туалетной бумаги или массы рыбы в консервах.
раскрыть ветку 17
+30

Уведомляю вас, что все пункты выполняются в России преднамеренно. Всё это направлено, чтобы ввести в заблуждение покупателя, который с каждым годом беднеет и уже не будет способен покупать всё, что ему хочется в тех количествах, что он покупал раньше.

+9
Кетчуп это ладно, там хоть есть выбитый срок годности, а вот детские творожки, у которых срок годности по 12-15 дней и это написано мелким-мелким шрифтом возле состава, а на дне только дата производства.
И вот ты стоишь и сначала выискиваешь сколько же у него срок годности, а потом судорожно прибавляешь к 28.12 13 дней.
Когда ребёнок такие ел я по 10 минут стояла у холодильника чтобы просрочку не хватить, а там ее гора, ибо сотрудники тоже не могут вычитать это.
ещё комментарии
+10
Цену без ндс и акцизов указывать чтоб на кассе люди почуствовали.
раскрыть ветку 7
+4

По поводу состава в процентах: наибольшее количества ингредиента в продукте всегда идет на первом месте в составе, и далее по убыванию. Например если в составе шоколада на первом месте указан сахар то значит сахара в этой плитке содержится больше всего.

раскрыть ветку 3
+2
Я бы добавил по 1 пункту: почему в России не видел молоко в продаже в упаковках более 1 литра? Производители что не могут выпускать канистры пачки по 3-5 литров?
раскрыть ветку 17
+1
И ещё массу нетто тоже в строго определенном месте. Замороченым на зож.
+1
Так же на тех же яйцах вполне можно маркировать не только сорт, но и дату фасовки.

Эта информация давно маркируется у нормальных производителей. А если её нет, то это должен делать магазин.

+1
А еще чтоб на обертках от конфет писали состав, а не на коробке которую ты можешь и ни когда не увидеть. Особенно если это какой-то подарочный набор (новогодний).
+1
Ещё в прошлом году вышло дополнение к ТР ТС 022 2011 Пищевая продукция в части ее маркировки, где прописали, что шрифт на определенные части маркировки ( такие как название, срок годности и условия хранения , масса нетто ) должны быть указаны шрифтом - размер которого не менее 2 мм ( на отдельные категории продукции и большего размера, прописаны в отраслевых регламентах ). Так например уже год ковыряюсь с размещением маркировки по всем правилам на упаковке малого размера - например соусы в упаковке дип - пот ( маленькая ванночка , которой богаты всякие Макдональдсы, Бургеркинги, и KFC ). Тот ещё квест, скажу я вам )
+1

Ага,особенно, в колбасных отделах, на один товар цена за штуку, на другой рядом за 100 грамм, и я думаю это не случайно >:(

+1

В Globus на всех товарах цена за кг указана

+1
Вот вот, автор молодец, лучше бы вместо страшилок на пачках сигарет начали в таком же размере срок годности на продуктах указывать)
+1

Еще электронные ценники давно придумали. И нет такого "ой, в чеке цена в дохуярд раз больше, чем на ценнике?! Ну мы не успеваем поменять("

0

Российскому рынку не хватает проверяющей службы, которая всякую гадость будет запрещать ею народ травить!

раскрыть ветку 1
0

на Украине в магазинах Ева, на ценниках к примеру памперсы в углу указывается еще цена за 1 шт. Очнь удобно когда обычная упаковка и джумбо по акции, тогда в джумбо каждый памперс на 40 копеек дешевле получается

0

Про дату годности, как то работал в продуктовой сети, всякие кетчупы и майонезы имеют 2 срока годности, месяц при хранении на полке, и 3 месяца при хранении в холодильнике. Директор магазина был самый умный, сначала соусы хранили на полке, а за пару дней до истечения срока годности перекладывали в холодильник, и получалось 4 МЕСЯЦА срока годности :D

раскрыть ветку 2
0
уже приняты поправки в технический регламент о маркировке товаров (ТР ТС 022/2011), в котором установлены к минимальным размерам шрифта в зависимости от содержания информации
0
Непонятная х..ня типа проволоки с датой передаёт вам пламенный привет с пакета, в который упакован хлеб. 👋
-5

Процентное соотношение у нас указывается и начинается с предложения "На 100 г. продукта: 23г. белка, 15г. углеводов, ...."

раскрыть ветку 2
ещё комментарии
-1
Чёт-ко =))
-1

Всё это было законодательно прописано лет надцать назад.

Только хрен кто соблюдает :(

+298
ответный пост

Всем привет, с вами research4youu. В продолжение поста про товар первой цены хочу подробнее раскрыть тему собственных торговых марок сетей (СТМ). СТМ - это торговая марка, которой владеет сеть, или бренд, эксклюзивно представленный в данной сети (например, импортируется самой сетью на особых условиях).


Много кто относится к таким товарам предвзято: мол качество таких товаров оставляет желать лучшего и вообще себе дороже употреблять их в пищу. Однако по данным опроса агентства Nielsen среди 60 стран 71% респондентов положительно относятся к СТМ и отмечают рост качества. Вы удивитесь, но лидерами по доле СТМ в продажах выступают европейские страны, ниже доля СТМ в продажах по странам:

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

Испания лидирует с долей 50%, то есть каждый второй товар купленный в Испании - СТМ. Для сравнения, в России это где-то 7%. Если вы были в Испании, наверняка заметили там сеть супермаркетов Mercadona, в которой очень широко представлены товары под маркой Hacendado - это собственная марка сети с отличным качеством. При этом другие бренды там тоже представлены, но многие берут Hacendado, т.к. качество не уступает. Да и выглядит вполне прилично:

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

На самом деле в России большую часть СТМ мы просто не распознаем как собственность сети. Обычно СТМ низкого ценового сегмента у всех на слуху (Каждый день, 365 дней, Наш выбор, Красная цена и т.п.) и представлены сразу в большом количестве категорий товаров: от бытовой химии до хлеба, так их легко отличить. Но бывают и другие товары под «вымышленным» брендом, могут быть представлены в нескольких смежных или в одной категории, могут быть разного ценового сегмента (в том числе премиальные), но при этом которые продаются только в данной сети или в группе: например, только в Пятерочке или во всем Х5 сразу.


В магазинах у дома (таких как Дикси, Пятерочка, Магнит у дома) доля СТМ в ассортименте значительно выше, чем у супермаркетов или гипермаркетов, сто вероятнее всего связано с тем, что в целом в магазинах у дома значительно более узкий ассортимент: будет представлено 3-5 видов хлеба и один СТМ, когда в гипермаркете у вас будет 20+ разных брендов и один-два СТМ.

Количество СТМ в магазинах у дома достигает нескольких тысяч, к примеру в Магните у дома на конец 2018 года было 69 собственных брендов - 3,9 тыс. Товарных позиций (представляете, сколько из них покупатели действительно воспринимали как СТМ? Думаю, очень малую часть). Магнит признался, что они пользовались слабым спросом и с 2020 года сократил портфель до 26 СТМ и 1 тыс позиций.


В прошлом посте я привела пример - Шарлиз в Пятерочке и для многих было открытием, что это не брендированный зефир (не путать с Шармель). Global Village, Fish House, Русское молоко, Селяночка, Сарафаново, Restoria и многие другие — это все СТМ Пятерочки.


В следующем посте соберу подборку неочевидных СТМ по сетям и компаний их производящих - иногда удивительно, что на одном заводе производится как брендированный товар, так и СТМ, при чем разница в цене существенная. Но этому тоже есть свое объяснение.

Показать полностью комментарии 85
+389
ответный пост

Всем привет, публикую обещанный пост про "скрытые" СТМ (собственные торговые марки). 


По данным Nielsen 85% российских потребителей покупали чарки марки хотя бы раз за год, а 40% - делают это регулярно. Тем не менее, продажи частных марок сетей падали от года к году, но это было до всеобщей самоизоляции и наступающего экономического кризиса.


Уже появились данные, что в первой половине апреля на 20% вырос оборот СТМ (собственных торговых марок) сетей. Это вполне ожидаемо: в условиях сокращения доходов потребители ищут способы сэкономить и в каких-то категориях товаров готовы поступиться с любимым брендом и променять его на более дешевый аналог, при чем совсем не обязательно, что качество будет сильно хуже. Зачастую СТМ производятся под заказ сетей теми же производителями, что и привычные нам бренды. Тем не менее, это не обязательно значит, что по разной цене на одной полке продается один и тот же продукт - все зависит от каждого конкретного производителя.


Полный список частных марок и их производителей - коммерческая тайна сети, но ничто не мешает пойти в магазин и посмотреть на обратную сторону упаковок, верно? Один и тот же СТМ может быть от разных производителей в зависимости от региона или временного промежутка - поставщики могут меняться. Кстати, различие производителей очень сильно заметно во Вкусвилл - часто это даже видно по незначительным различиям в упаковке, поэтому продукт от одного производителя может быть с высокой оценкой, а от другого - с негативными отзывами.


Отличить СТМ не так сложно: часто у них довольно простой дизайн, у разных «брендов» прослеживается шаблонное сходство. Также на обороте СТМ в Пятерочке, например, есть фраза «по вопросам качества обращаться: control@pyaterochka.ru/control@x5.ru». А с введением новых ценников в Пятерочках их еще проще найти - на ценнике СТМ есть звездочка. Так что если вы пройдетесь глазами по полкам, вы удивитесь, какое же количество СТМ можно увидеть в магазине у дома, они есть практически во всех категориях. И речь не про очевидные частные марки как Каждый день, есть и "скрытые", такие как Шарлиз, что удивило многих в прошлый раз.


Ниже фото различных СТМ в Пятерочке и Перекрестке (часть продается по всему Х5, а часть - только в Пятерочке и только в Перекрестке, например). Среди подобных «скрытых» СТМ можно выделить:


* Global Village - бакалейные продукты, фрукты, заморозка. На самом деле их так много в Пятерочке, что думаю уже многие догадались, что это собственная марка сети;

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост
Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

Выше на фото стоящие рядом на полке икра кабачковая "пиканта" и икра Global Village - и та и другая изготовлены ООО "Вкусный продукт" на одном заводе.

* Молочные продукты «Маша и медведь», «Сарафаново», «Верховье» - Несвижский завод детского питания, с которым у Х5 заключён бессрочный контракт и это его единственный покупатель. Собственную марку завод также не выпускает

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

* Рестория - все для приготовления: например, приправы - «Айдиго», производит специи под собственным брендом. Также под этим брендом в Пятерочке продаются продукты мясной переработки: фарш, полуфабрикаты, пицца. Среди производителей «Гагарин-Останкино», «Пищевой комбинат Панино» или даже различные ИП. Вареники - «Белый край». А вот слоеное тесто - известный многим «Талосто продукт», знакомое нам по полуфабрикатам: замороженные блинчики, пельмени, котлеты.

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

*Зtрница - тоже СТМ, под этим брендом много различных сладостей к чаю: сушки, баранки, печенье ушки и другие. Например, ушки изготавливает ИП Богданович.

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

А еще недавно провели ребрендинг зарницы и представили макароны, выглядит очень даже прилично:

Продолжение поста «Почему так дёшево?» Магазин, Ритейл, Стм, Ответ на пост, Длиннопост

А производитель - "Макаронно-кондитерское производство" или "МаКоПр", принадлежит московскому холдингу ЗАО «СИ Групп». По собственным данным «СИ Групп», холдинг образован в 2009 году как совместное предприятие российской ГК «ИнфоЛинк» и итальянской Gruppo Colussi. В него входят компании, занимающиеся производством макаронных изделий и круп под торговой маркой «Шебекинские» и ранее импортировавшие макаронные изделия Maltagliati, Pasta Zara, Marabotto, Pasta Reggia.


На этом на сегодня, думаю, хватит, чтобы не утомлять информацией про СТМ в сетях. Наверняка вы хотя бы раз покупали что-то из этих товаров. При этом многие говорят, что не доверяют собственным торговым маркам и предполагают, что они ненадлежащего качества.


Если вам интересны подобные обзоры - больше такой информации есть у меня в паблике инстаграм @Research4youu.

Показать полностью 6 комментарии 76
+349
Огромная куча товаров СТМ ни чуть не хуже дофига брендовых.
Ну или хуже на 5%, а дешевле на 50%.
Причем такое могу сказать и про ашановский Каждый день и про пятерочную красную цену, а вот в Дикси что то как то ничего хорошего не нашел.
раскрыть ветку 110
+168

Что из Красной цены хорошее? Я прост не рискую сам проверять)

раскрыть ветку 109