Первенцы более интеллектуальны? – гипотеза Роберта Зайонца
Данная статья относится к Категории 📈 Эффекты усиления творческой деятельности
Роберт Зайонц — американский социальный психолог. Широко известны два описанных им в 1965 году эффекта: как правило, присутствие посторонних улучшает выполнение индивидуумом простых и привычных заданий и ухудшает выполнение сложных и новых
Роберт Зайонц в 1975 году вместе с соавтором опубликовали статью: Zajonc R. В. Markus G. В. Birth order and intellectual development, Psychological Review, Vol. 82, pp. 74-88.
Авторы статьи, как на основе литературных, так и собственных данных, выдвинули гипотезу, что первенцы, рождённые в семьях, более развиты (раньше начинают разговаривать и лучше это делают), менее импульсивны, более активны, лучше учатся в школе, с большей вероятностью поступают в университет и у них больше стремления достичь чего-то в жизни. Так, например, из первых 23 американских астронавтов 21 были перворождёнными.
Авторы посчитали, что причины данного эффекта носят не генетический (например), а именно социальный характер.
«Один из факторов окружения заключается в возможностях развития всех детей с учётом порядка рождения. Чтобы понять потенциальную важность данного фактора, вспомним, что первенец входит в мир, который состоит для него только (обычно) из родителей, двух взрослых людей.
Теперь сравните это с окружением второго ребёнка, который входит в мир, состоящий из двух взрослых и одного, часто маленького, ребёнка. Даже при условии, что все другие влияния одинаковы, условия развития второго ребенка в значительной степени уже другие, просто из-за присутствия первого ребёнка. Эти отличия возрастают и вступают во взаимодействие с рождением каждого последующего ребенка […] Чтобы объяснить полученные результаты, Зайонц и Маркус предложили теорию, согласно которой, по мере того как растёт семья, общий интеллектуальный климат семьи становится хуже.
Более конкретно, их рассуждения были следующими. Когда пара заводит первого ребёнка, интеллектуальный климат семьи создаётся двумя взрослыми и одним маленьким ребенком. Для того чтобы получить реальную среднюю оценку интеллектуального климата этой семьи, следует оценить интеллектуальные возможности всех членов семьи. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку 100 пунктов, а новорождённый ребенок — ноль (0), то средний интеллектуальный уровень семьи = 67 (100 + 100 + 0 = 200/3 = 67). Не забудьте, что это не показатели IQ, а простые произвольные оценки. Теперь давайте предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через два года после рождения первенца появляется второй ребёнок, первый ребёнок вносит в общий показатель 10 пунктов, но общий средний уровень семьи падает до 52,5 (100 + 100 + 10 + 0 = 210/4 = 52,5). Если ещё через два года рождается трётий ребенок, общесемейный интеллектуальный уровень упадёт до 46 (100 + 100 + 20 + 10 + 0 = = 230/5 = 46)».
Роджер Хок, 40 исследований, которые потрясли психологию, СПб, «Прайм-Еврознак», 2006 г. с. 234 и 237.
Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
Творческое развитие детей — более 50 материалов по теме
см. термин Мнение & знание в 🔖 Словаре проекта VIKENT. RU
+ Плейлист из 19-ти видео: ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА / НАСТАВНИЧЕСТВО
+ Ваши дополнительные возможности:
Воскресным вечером 19 февраля 2023 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT. RU пройдёт онлайн-консультация № 304:
Также идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на последующие онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь:
Изображения в статье
Роберт Зайонц — американский социальный психолог. Широко известны два описанных им в 1965 году эффекта: как правило, присутствие посторонних улучшает выполнение индивидуумом простых и привычных заданий и ухудшает выполнение сложных и новых / Research Center for Group Dynamics
Лига Педагогов
2K поста5.9K подписчиков
Правила сообщества
Можно:
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
...
Нельзя.1. Попрошайничать;
2. Рекламировать;
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;