Ответ на пост «Эм.... А это нормально вообще?»

Интересная ситуация, есть чему поучиться — давайте разбирать!

Краткий пересказ: автор работает юристом, ему позвонила знакомая с вопросом, как открыть бизнес по кофеавтоматам. Он рассказал про налогообложение, ИП и прочее, а в ответ получил упрек, что он душный.

Что под капотом: автор описывает, как сделал доброе дело, а вместо благодарности получил критику. Он пишет пост на Пикабу и взывает к чувству справедливости, чтобы получить социальные поглаживания: «Вот она дура, а ты молодец, все нормально».

Давайте разбирать, чему тут можно научиться

Ответ на пост «Эм.... А это нормально вообще?» Ответ на пост, Психология, Отношения, Конфликт, Ответ, Юристы, Длиннопост

Дисклеймер: я не решаю, кто прав, кто виноват. Я пытаюсь найти, чему можно научиться, чтобы наладить коммуникации и не страдать. Все, что я пишу — мое мнение, не претендующее на истину

Точка зрения автора понятна: знакомая попросила рассказать про бизнес, надеясь, что будет просто, а когда услышала много умных слов, ничего не поняла и обвинила автора в «душности». Короче, дура — решила затеять бизнес, а разобраться ума не хватает.

Как еще могло быть: например, знакомая смутно помнила, что автор как-то работает с разными бизнесами. Она решила позвонить, чтобы узнать, есть ли у него связи или опыт в теме кофеавтоматов. Автор, почувствовав свою важность, решил повыпендриваться и выдать лекцию, о которой его не просили. Знакомая не могла вставить и слова, в итоге не выдержала, высказала все, что думает, и назвала его «душным».

Мы не знаем, как было. Может знакомая вообще хотела позаигрывать с автором, а он не понял намеков. Я даже не исключаю, что весь конфликт сконструирован самим автором — осознанно или нет, люди создают для себя условия, чтобы испытывать привычные эмоции.

Одно можно сказать точно:

Произошло несовпадение ожиданий

То есть вопрос «Ты не знаешь, как открыть бизнес по кофеавтоматам?» для автора — это повод блеснуть знаниями, показать свою важность, напугать наивную знакомую суровыми реалиями бизнеса. А для знакомой «как открыть бизнес?» может быть чем угодно:

  • С чего лучше начать?

  • Есть ли у тебя такой опыт?

  • Хочешь заняться бизнесом со мной?

  • Знаешь проверенных поставщиков?

  • Хочешь заняться сексом со мной?

Отдельной строкой: я много лет занимаюсь бизнесом, у нас большие обороты, но я все еще регулярно отправляю в фин отдел то, что надо отправлять в юридический (и наоборот). Не стоит надеяться, что люди точно знают, в чем конкретно заключается ваша работа, и уж тем более, обижаться.

Итак, чему можно научиться на примере этой, говоря умными словами, коммуникативной неудачи:

Синхронизируйте ожидания

Проще говоря, договаривайтесь. Прежде чем причинять добро, автор истории мог поспрашивать знакомую: «Что именно ты хочешь узнать? Почему обратилась ко мне? Что ты уже знаешь?». Тогда проще было бы понять, нужна ли ей лекция про налогообложение, платная консультация или вы вообще не можете помочь.

Конечно, и сама знакомая могла точно сформулировать запрос, ей же надо в конце концов, но так как у нас история от лица автора, я пишу о его вкладе в ситуацию.

Слова не всегда точно передают смысл, поэтому важно синхронизировать ожидания. Для одного человека «не опаздывай», это «обязательно приди заранее», для другого: «постарайся сильно не опоздать».

Не делайте ничего в расчете на благодарность

Конечно, от большинства людей стоит ожидать благодарности, но если вы действуете только в расчете на нее — можете быть разочарованы и придется писать пост на Пикабу. Делайте просто так, из изобилия, а если чувствуете, что вас пытаются использовать — отказывайте, выставляйте ценник или договаривайтесь на равноценный обмен. Не надейтесь, что люди будут вам благодарны.

Зачастую люди запомнят не то, что теперь они у вас в долгу, а то, что вы готовы работать на них бесплатно

Используйте предутилизацию

Это инструмент, который я регулярно рекомендую. Работает так — если нам надо зачитать длинную лекцию по истории, мы можем перед этим сказать что-то вроде: «Это в двух словах не объяснишь, я постараюсь в пару минут уложиться. Если будут непонятные термины или меня понесет — не стесняйся перебить».

Это очень хороший инструмент, чтобы предвосхитить возражения при общении. Например, по поводу стоимости своей работы: «Я подъеду осмотреть ваш ноутбук, но выезд в любом случае будет стоить 1000 рублей, даже если проблема решится за минуту. Вы согласны?».

Резюме

  • Коммуникативные неудачи часто происходят из-за несовпадения ожиданий сторон

  • Чтобы избежать неудач, синхронизируйте ожидания через вопросы

  • Не стоит расстраиваться, если люди не знают, чем конкретно вы занимаетесь на работе

  • Не действуйте в расчете на благодарность — люди не всегда ценят то, что им достается бесплатно

  • Не стесняйтесь договариваться на обмен или оплату

  • Используйте предутилизацию, если в коммуникации могут возникнуть возражения

Надеюсь, было полезно. Пишите в комментарии свои истории, комментарии и хитрые вопросы. И, конечно, у меня есть телеграм-канал с разборами, поэтому если вы не любите ссылки — просто не читайте следующую строчку. Она зеленого цвета и испортит вам впечатление от поста.

А если вам понравилось, и вы хотите добавки — вот та самая ссылка. До связи!

Психология | Psychology

20.2K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.