
Разбор ситуаций
41 пост
41 пост
10 постов
Я был воспитан в интеллигентной семье, с установками, что взрослых надо уважать, а окружающих не беспокоить. Наверное поэтому любая уборщица могла рявкнуть: «Куда прешь по помытому, глаза разуй!!!», а я лишь робко отвечал: «Ой, извините...». В этом посте я хочу показать на примерах, как изучение транзактного анализа сделало мою жизнь лучше, помогло не давать себя в обиду и не вестись на провокации.
В глубине души я с детства понимал, что не каждый взрослый заслуживает уважения. Но когда дело доходило до спора, любой алкаш легко обгонял меня по базару и весу: я не всегда делал что хотел, злился из-за этого, а «умные» реплики приходили в голову когда я уже лежал в постели и прокручивал неприятную ситуацию.
Приведу ситуацию, которую я запомнил на всю жизнь:
Я был студентом, и зашел поесть в Макдак на Маяковской. Сижу, никого не трогаю — вдруг подсаживается какой-то парень:
- Тут не занято? Слушай, я паспорт потерял, подкинь мне деньжат, выручи, а?
Я понимаю, что это «профессиональный» попрошайка, и никакой паспорт он не терял, поэтому я решил соврать: «У меня только карта с собой».
Тут он внаглую берет мой чек с подноса и нахмурившись говорит: «Ты че мне лапшу вешаешь, вот у тебя написано: оплата наличными»Я пойман на вранье, и с позором достаю из кармана мелочь и отдаю этому попрошайке. И потом я еще полдня злился и вспоминал эту историю: как дал себя использовать и сделал то, чего делать вообще не хотел.
Конечно, я не был совсем размазней, но подобные ситуации периодически возникали: где-то не знал, как ответить на хамство, где-то уступал свои интересы в угоду другим. С возрастом я стал увереннее, где-то действовал «наощупь», где-то помогали психологические приемы. Но мне хотелось быть не набором скриптов и техник, а иметь систему знаний, чтобы в любой ситуации понимать, что происходит. Так я узнал про транзактный анализ.
Если коротко, транзактный анализ (часто говорят «трансактный») строится на том, что при общении люди обмениваются транзакциями. Пример:
- Привет!
- Привет!
- Как дела?
- Нормально, сам как?
- Да потихоньку.
Это классический обмен транзакциями — оба собеседника получают предсказуемые ответы на свои действия, оба чувствуют себя понятыми и принятыми. Это еще называется «социальные поглаживания».Самое важное, что надо знать — транзакции могут быть скрытыми. Когда собеседник говорит одно, но за его словами скрывается другое послание. Чтобы проще понять, вот метафора:
Представьте, что во время общения люди играют в пинг понг, но иногда посылают друг другу тухлые яица или пытаются пнуть оппонента под столом, пока он смотрит на мяч
В качестве примера скрытых транзакций прочувствуйте этот диалог:
- Привет!
- Привет. А ты вроде говорил, у тебя машина новая спортивная?
- Так вот она. Пыльная немного, не успел помыть...
- Вот это это она? А я-то представил, что она прям спортивная. Ты так рад был когда рассказывал...
- Ну такая два ляма стоит из салона
- Ясно. Ну, все равно, поздравляю с обновкой!
- Спасибо...
На вербальном уровне собеседник как будто разочаровался, но потом все равно поздравил с покупкой. На скрытом уровне он, сознательно или нет, пробросил такой смысл:
«Ох, сейчас я тебя унижу и заставлю оправдываться. И это ты называешь дорогой покупкой? И по этому жалкому поводу ты так радовался? Ты просто ничтожество, по сравнению со мной. Ну, наверное для таких людей как ты и это достижение — снизойду на твой уровень и поздравлю, так уж и быть»
В основе транзактного анализа еще много всего: эго-состояния, различные сценарии поведения, «игры», — например, треугольник Карпмана. Но для начала достаточно помнить, что общение — это обмен транзакциями, и они бывают скрытыми — говорим одно, а ощущается другое.
Важно понимать: транзактный анализ, это не про то, как бы побольнее уколоть оппонента. Это про то, как быть собой, замечать сценарии, в которые тебя втягивают, и не делать то, чего не хочешь
Для затравки расскажу, как я теперь общаюсь с «профессиональными» попрошайками, а потом объясню принципы, которые мне помогли. Итак, вчера какой-то мужик на улице спросил у меня время:
- Который час?
- 16:20
- Скажите, а вы из России?
- Вам что-то нужно от меня?
- Вы сначала дослушайте...
- Я не хочу.
И без малейшего зазрения совести иду по своим делам, довольный, что не дал себя использовать. «Ой, а вдруг человеку что-то надо!» — расслабьтесь, когда человеку что-то надо, он говорит прямо.
Транзактный анализ не сводится к набору правил, но чтобы вы могли начать применять его на практике, я выписал 6 принципов, которые использую «на автомате». Некоторые напрямую вытекают из принципов ТА, другие косвенно. Я не буду подробно объяснять механизмы, а больше сосредоточусь на примерах, в основном из своей жизни.
1. Люди сами создают условия, чтобы испытывать привычные эмоции
В большинстве случаев люди, сознательно или нет, организуют условия, в которых будут испытывать привычные эмоции. Интересно, что часто это негативные эмоции: раздражение, злоба, чувство несправедливости, беспомощность.
Пример из начала поста:
Уборщица орет: «Куда ты пошел, не видишь, я только помыла!». Сомнительно, ну окэй. А что она сделала, чтобы избежать этой ситуации? Огородила проход лентой? Поставила знак «скользкий пол»? Неужели ты первый человек в ее жизни, который не заметил слегка мокрый пол под ногами?
Получается, уборщица создала все условия, чтобы пережить привычную эмоцию раздражения и гнева, и ты в ее спектакле играешь роль тирана, не более. В это можно не вовлекаться.
Другой пример:
Ты играешь в онлайн-игру и тиммейт возмущается: «Что за криворукие дебилы в моей команде? Удалите игру, бездари!». Тот же вопрос — а что он сделал, чтобы не испытывать эти эмоции? Он собрал свою натренированную команду и у него к ней претензии, или он ткнул кнопку «подобрать случайных игроков», и думает, что они ему чем-то обязаны?
Получается, привычная ситуация этого человека такая: ничего не делать, надеяться на авось, и злиться, когда все идет не так. Как будто ему все должны.
2. Чтобы противодействовать манипуляции, надо сначала заметить ее
Или «не страшна та змея, которую ты видишь». Сходу пример:
Вы выбираете холодильник, и продавец говорит: «Возьмите вот этот, у меня самого такой дома стоит».
Если вы не были на тренингах по продажам, можно и не заметить эту манипуляцию. Продавцов там учат — если товар дешевый, говорите, что у вас дома такой же. Если дорогой — что мечтаете однажды его купить.
Что делать, когда заметили манипуляцию? Можно разрушить, просто указав на нее:
- Возьмите этот холодильник, у меня дома такой же!
- Надо же, все продавцы так говорят. Вас этому на курсах учат?
Или проигнорировать:
- Возьмите этот холодильник, у меня дома такой же!
- А чем отличаются эти две модели?
3. Кто задает вопросы, тот управляет диалогом
Антипример на основе моего диалога с попрошайкой:
- Скажите, а вы из России?
- Да
- Ой, я так люблю русских, сам жил пять лет. *Долгие рассказы* Правда русская душа щедрая?
- Ну да...
- Дай денег.
Лучше перехватить инициативу:
- Скажите, а вы из России?
- Вам что-то нужно от меня?
4. Если нет вопроса, можно не отвечать. Если вопрос есть, тоже можно не отвечать
Если у оппонента нет сил задать вопрос прямо, не надо его спасать. Пока вопрос не задан, можно молчать.
Не надо так:
- Дааа, тачка у тебя капец, конечно...
- Всмысле?!
- Ну корыто, если честно
- Ты офигел? Это у тебя корыто китайское
Если у человека нет смелости обратиться напрямую, не принимайте скрытые транзакции:
- Дааа, тачка у тебя капец, конечно
*продолжаем заниматься своими делами, оппонент видит, что его мнение по этому вопросу ничего для нас не стоит*
- Это какие диски?
- 27-е
Это можно делать, если вы чувствуете уверенность и слова оппонента вас действительно не задевают. Тогда вы сможете относиться к этому, как к фоновому шуму — это его половая драма, что ему жизненно необходимо обсуждать вслух твою машину в попытках обидеть или унизить тебя и почувствовать себя лучше.
5. Отвечайте на заданный вопрос, а не на подразумеваемый
У меня была ситуация в МФЦ, когда женщина за стойкой начала хвататься за голову и закатывать глаза, потому что я не принес какие-то документы. Хорошо, что я понимаю — это с ней случается регулярно, она ничего не делает, чтобы исправить ситуацию (там правда хрен поймешь, какие документы надо взять), только играет этот спектакль, чтобы все чувствовали себя идиотами. И она задает такой вопрос:
- Вы же видели у женщины перед вами в очереди эти документы, у вас ничего не екнуло?
Я бы мог начать оправдываться, так как ее скрытая транзакция была: «Ты идиот, здесь нужно внимательно смотреть, у кого что в руках, и сердце должно в пятки уходить, если нет нужного документа!». Но я ответил на тот вопрос, который она задала:
- Нет, не екнуло
Когда она попыталась меня еще постыдить и поняла, что я не буду играть роль в ее спектакле, она просто объяснила, что сделать и все приняла.
6. Говорите что чувствуете
Самая бронебойная стратегия — говорить как есть. Если не знаешь, что сказать, скажи, что чувствуешь. «Мне не хочется», «начинает раздражать», «мне неприятно».
Как не надо:
- Ира, разложи пока фишки и карты для игры, мы ща покурим и начнем. Тут несложные правила, разберешься.
- Ну... ладно
Как можно ответить (эта ситуацию я наблюдал буквально вчера):
- Ира, разложи пока фишки и карты для игры, мы ща покурим и начнем. Тут несложные правила, разберешься.
- А что мне делать, если я не хочу? Как мне тебе вежливо отказать?
- Ахаха. Ну ладно, докурим вместе разложим.
Вывод и шпаргалка
Важно понимать — транзактный анализ, это не набор правил или психологических приемов. Но эти 6 техник на основе та, если их практиковать, помогут избежать многих неприятных ситуаций.
Вас «виноватят» — а действительно ли вы виноваты? Не играет ли человек свой привычный спектакль жертвы? Вас попытались задеть скрытой транзакцией — отвечайте только на вербальную часть, пускай оппонент вертится, как уж на сковородке. Не хотите что-то делать, но не знаете, как вежливо отказать? Да прямо так и скажите.
И так далее.
Шпаргалка:
Люди сами создают условия, чтобы испытывать привычные эмоции
Чтобы противодействовать манипуляции, надо сначала заметить ее
Кто задает вопросы, тот управляет диалогом
Если нет вопроса, можно не отвечать. Если вопрос есть, тоже можно не отвечать
Отвечайте на заданный вопрос, а не на подразумеваемый
Говорите что чувствуете
Если вам понравился и был полезным мой пост, не спешите с выводами — скорей всего вам показалось. Сейчас я сделаю то, что превратит его в ужасный кусок блевотины. Сейчас я дам ссылку (о боже!) на свой канал, где пишу на эту тему чаще и больше и ничего не продаю. Мне стыдно признаться, но я хочу, чтобы если вам понравилось, вы подписались (не может быть! Да как он посмел!).
Короче, вот эта ужасная ссылка, которая полностью убивает ценность всего поста, манипулирует вами и высасывает деньги (если верить комментариям): t.me/romangorbachev
До связи!
Увидел пост по моей части — про обиды и манипуляции. Подключаюсь к расследованию)
Кратко: девушка обнаружила 💩 на лестнице и начала писать в чат дома угрозы и манипуляции — расскажу, почему так происходит и кто тут прав
Если не читали мои посты — в них я разбираю психологический уровень общения, как люди проявляют себя. На этих примерах можно научиться лучше понимать себя и других и реагировать проще. Я не решаю, кто прав, кто виноват, у меня нет цели осуждать или насмехаться — этого вокруг и так полно
Ольга видит 💩 рядом со своей дверью — у людей есть два способа реагировать на подобные ситуации (переживать фрустрацию): думать «что делать?» или искать «кто виноват?». Ольгу захватили эмоции, поэтому она перешла в режим поиска виноватых и пишет:
«Это что за хня у лестницы? Совсем офанарели?»
Наши эмоции зависят не от фактов, а от наших мыслей о них — это называется «интерпретация происходящего»
Ольга могла «накрутить» свои эмоции примерно такой интерпретацией: «Кто-то из соседей нагадил мне под дверь, а я теперь должна это убирать?! Он думает со мной так можно?! И наверное упивается сейчас своей безнаказанностью! А вдруг ему и правда ничего за это не будет?! А я после 9-часовой смены...Это несправедливо! Это наглость, я бы так никогда не поступила! Так не должно быть!»
Такая интерпретация вызывает у Ольги негативные эмоции: возмущение, негодование, обиду, злость, беспомощность, отчаяние, презрение
Вообще, если хотите как можно больше раздражаться, чаще думайте о том, как несправедливо с вами обращаются и принимайте все происходящее на свой счет
А если хотите реагировать спокойнее, в таких ситуациях выбирайте подобную интерпретацию: «Под моей дверью нагадили. Досадно, неприятно, но не смертельно — я большой, я с этим справлюсь. Это не имеет ко мне отношения (скорее всего), это просто случайность»
И переходите в режим «что делать»: написать в УК, посмотреть камеры, убрать, оставить так, и т д
Дальше Ольга в процессе поиска виноватых обижается и на Александра, который написал «Ого, какая большая 💩». И она рождает манипуляцию:
«Пускай вон юмористы уберутся. Мужчина все-таки или как. Ну или проявите мужество и заплатите за клининг»
Это классическая манипуляция через чувство неполноценности: «Не поел убрал говно — не мужик». Александр, кстати, частично на неё ведется
Ольга строит так называемый Треугольник Карпмана: она в нем Жертва (девушка после 9-часовой смены), Александру предлагается роль Спасателя (убрать 💩), но если он не уберет, то он Тиран (и не мужик). Если видите подобные сценарии в жизни — не ведитесь 😌
Весь этот набор инфантильного поведения: претензии, угрозы, обиды, манипуляции и двойные стандарты — рождаются у девушки из интерпретации:
«Со мной обошлись несправедливо и виновник может уйти безнаказанным!»
Если не хотите, чтобы эмоции овладевали вами, старайтесь избегать подобных интерпретаций — не принимайте всё происходящее на свой счет и не обостряйте чувство справедливости, оно часто подводит
А если видите такого человека на эмоциях, помните:
Не человек плохой, а человеку плохо
В таком состоянии люди выдумывают удивительные логические конструкции и выдвигают невероятные претензии — всё, чтобы сбавить внутреннее напряжение и найти «виноватого». Если ваш близкий осатанел и вы хотите помочь, повлияйте на интерпретацию человека: проявите сочувствие и поделитесь своей точкой зрения, подтолкните к режиму «что делать?».
А если хотите добавки про то, как понимать себя и других и жить легче, подписывайтесь на наш канал в ТГ, там я пишу про психологию общения
Увидел, что на Пикабу обсуждают эти часы, решил показать их необычную функцию
Насколько я понимаю, у них на циферблате солнечная панель, а точное время они видимо берут через блютус-соединение с телефоном
Модель Casio G-shock MTG B2000D
1. Люди редко меняют свои убеждения, даже если им предоставить самые твердые аргументы. Большинство действует наоборот: они сначала выбирают выгодную или привычную им точку зрения, а потом готовы воспринимать только аргументы, подтверждающие правильность их выбора. Это называется «confirmation bias»
2. Не отвечайте на вопрос, который вам не задавали, не интерпретируйте высказывание как вопрос и не реагируйте на то, что не относится к делу. Сэкономите кучу времени и нервов
3. Если у вас с человеком разные взгляды, не начинайте свой ответ с «нет» — скорей всего он тут же перестанет вас слушать и начнет думать, как вам возразить. Найдите, с чем вы согласны в словах оппонента — в крайнем случае всегда можно сказать: «Да, такое мнение может быть». Это «открывает уши» оппоненту
4. Фанатизм — признак подавленного сомнения. Если человек не допускает и мысли о том, что может быть не прав, скорей всего за этим стоят сомнения, к которым он не хочет возвращаться
5. Можно не иметь мнения по вопросам, которые вам не важны. На удивление много людей стесняются сказать «я не знаю», хотя обычно это воспринимается другими как проявление силы, а не слабости
6. Мысли о справедливости и несправедливости поступков и событий — самый сильный катализатор эмоций. Иногда их стоит «выключать», чтобы не делать себе больно понапрасну и принимать решения не на эмоциях
7. «Око за око» хорошо работает у роботов и очень плохо у людей. Те, кто везде ищут виноватого и пытаются его наказать часто не «восстанавливают справедливость», а множат страдания. Особенно губительно «подсчет очков» и накопление обид действует в отношениях
8. Решать проблемы в отношениях с партнером или родителями часто приходится самому пострадавшему. Это несправедливо, но часто именно тот, кто больше всех страдает, больше всех и нуждается в избавлении от конфликта
9. Отвечать вопросом на вопрос не только неприлично, но и очень эффективно, если вы хотите управлять диалогом
10. Кто хочет обижаться, тот найдет повод. То же самое с обесцениванием — обесценить можно и Мону Лизу, было бы желание. И с раздражением — для всего этого нужно напряжение и неудовлетворенность внутри другого человека, а повод найдется
11. Осуждайте поведение, но не людей. Осуждая поступок, вы даете возможность исправиться. Такое отношение полезно развить к самому себе — так вы позволите себе ошибаться, пробовать, быть неидеальным и не унижать себя за это
12. Люди многогранные — ты получаешь ответ от той грани, к которой обращаешься. Часто самый обесценивающий мерзавец плачет у своего психолога о том, как он устал обесценивать, какое он ничтожество и как хочет, чтобы его любили
13. Люди слышат то, чего вы не говорили и ждут от вас то, чего вы не обещали
«Многие пары разводятся после терапии и это не совпадение»
Действительно, многие разводятся, потому что приходят в ужасном состоянии, когда все слова уже сказаны и т п. И формула «твои чувства — это главное» это немного исковерканное правило: твои чувства сигнализируют тебе о твоих интерпретациях происходящего
2. «Современная психология — про “меня”, а не про “нас"»
Современная психология про все: и про «меня», и про «нас». А уж про то, как договариваться подходов разработано достаточно. Мне много пар писали, что мои подходы помогли не развестись, а зажить новой жизнью
3. «Психологи с тремя разводами за плечами…»
Развод — это не приговор. Сейчас в целом происходит переход к системе последовательных моногамных отношений
4. Психолог не склеит твои отношения, он “починит” тебя
Почему нет? Одно другому не мешает. Про завышенные ожидания тоже не могу согласиться — скорее реалистичные ожидания, ОСОБЕННО ОТ СЕБЯ
5. Раньше все ругались, теперь все стали «арбузерами». Может, стоит сначала искать причины?
Да, именно с этим психологи и помогают — работать с причинами. Это называется «содержательная реакция»
Часто сталкиваюсь с людьми, которые пишут: «Вот психолог моему партнеру что-то наговорил и меня бросили! Все психологи шарлатаны!». А чаще всего картина другая — психолог не «наговорил», а помог убедиться и сделать выбор.
Это пост для моих замечательных 5 820 5 822 подписчиков — если вы меня не читаете и не знаете, кто я, можете смело пролистывать
Для ЛЛ: ближайшее время не буду писать на Пикабу, если не хотите потеряться, подписывайтесь в тг
Может во мне дело, но последнее время лента Пикабу не приносит мне удовольствия. Можно, конечно, только писать посты и читать комментарии, но у меня не получается — нет-нет, да и взгляну в ленту, а там один негатив и Одноклассники. Кажется, раньше было лучше™
Поэтому беру паузу до 25 года, а там может и минусы вернут, станет поприятнее на ресурсе. Контент про то, как лучше понимать других и себя, будет по-прежнему выходить в нашем тг-канале — энтузиазм у меня не пропал, а только растет с каждым новым подписчиком 💪
Добро пожаловать!
P. S. Одна просьба — если мои посты положительно на вас повлияли, не поленитесь написать в комментарии. Мне важно, да и приятно знать, что ты полезен
Я поехал отдыхать, до встречи!
Не знаю, ваш это случай или нет, но я встречал такое: когда люди пытаются говорить «вежливо», они общаются снизу-вверх и не обозначают, насколько их беспокоит сложившаяся ситуация. То есть говорят что-то вроде:
Вот тут немного линза шатается...
Хотя внутри испытывают:
Купила у вас дорогие очки, а у них линза шатается, меня это не устраивает, я разочарована. Хочу исправление косяка и компенсацию за потраченное время
Это все можно высказать вежливо, но дать понять, что вы недовольны и на ваши просьбы нельзя просто отмахнуться. Можно использовать волшебную фразу «мне важно»: мне важно, чтобы за такую цену в очках не было брака
Это называется Ассертивный стиль общения, в отличие от пассивного стиля не приводит к «взрыву» агрессии на других или на себя:
Конечно, это не гарантия того, что все ваши просьбы будут исполнять, но поможет выйти из цикла «пассивное общение — агрессия на других или на себя». Если хотите больше про общение, я веду канал про то, как понимать себя и других. Там больше про всё это)
Давайте разберемся, почему девушки такие агрессивные эта девушка могла повести себя агрессивно. Для тех, кто не видел изначальную переписку:
В переводе с человеческого на человеческий это может значить примерно следующее:
- Привет. Ты искала знакомства в регионе Х, а я из Y, пойдёт?
- Можем попробовать пообщаться, на что-то большее не готова (почему: был негативный опыт? показывает отсутствие нужды?)
- Ну, только общаться с тобой не хочу, всего хорошего, извини за беспокойство (что хотел: секс на одну ночь? отношения? как пойдёт?)
В этот момент девушке похоже стало неприятно от того, что она как бы сделала шаг навстречу, а ей сказали что-то вроде: «Как человек ты меня не интересуешь, общения мне хватает, мне бы секса». Девушка раздражена и в ответ демонизирует собеседника, трактует его поведение в негативном ключе:
- Ты думаешь мне вот так можно написать и я как девушка по вызову поеду тебя ублажать?
В итоге происходит классическая коммуникативная неудача: девушка чувствует несправедливость и наглость, парень не понимает, чем он её задел, и считает нужным оправдываться. И, конечно, тоже чувствует нашу любимую несправедливость, которая является главным катализатором негативных чувств. И написания постов и комментов на Пикабу.
Не могу не отметить, что когда автор описывает ситуацию, он попадает под действие «эффекта однородности чужой группы»:
Почему девушки такие агрессивные? Написал одной из таких
Получается такое сверхобобщение — по поведению нескольких человек делается вывод обо всей группе.
Вот почему девушки такие агрессивные эта девушка могла так себя повести. Главный антидот от коммуникативных неудач — выражаться прямо, делать свои намерения явными, в случае неудачи прояснять намерения (не хотел тебя обидеть), а не оправдываться.
Если хотите добавки про коммуникативные неудачи, мы разбираем их в нашем канале — подпишитесь, там интересно.
До связи!
Удивительно простой и наглядный «тест на совместимость» — попросить парня или мужа научить вас водить. На что стоит обратить внимание:
Общение на равных или сверху-вниз — обратите внимание, пользуется ли партнёр своей «властью над вами» или просто старается научить водить
Толерантность к фрустрации — учить людей сложно, не все получается с первого раза, и такой процесс отлично показывает, научился ли человек справляться с тем, что не все идёт по плану
Принятие или перекладывание ответственности — видит ли партнёр взаимосвязь между своими навыками учителя и вашими результатами. Проще говоря, если что-то не получается, пытается ли он объяснить по-другому или перекладывает ответственность за неуспех на вас. В крайнем проявлении все успехи — это потому что он «инструктор от бога», а неудачи — потому что вы «необучаемая»
Склонность хвалить или обвинять — поддерживает ли парень ваши успехи или обесценивает их и сосредоточен на критике
Должествование в отношении себя — видит ли партнер цель занятий в том, чтобы научить вас или для него это прежде всего проверка, такой ли он хороший учитель. Во втором случае все ваши неуспехи будут создавать напряжение и приниматься партнёром на свой счет, как его личная несостоятельность и неуспешность, вызывая раздражение и критику
Эмпатия — замечает ли партнер момент, когда вы устали, не понимаете, запутались, может ли вовремя понять, что надо переключиться, сделать паузу, изменить форму занятий или вообще их прекратить
Вот такая простая штука, как уроки вождения, может показать столько важных для совместной жизни вещей. Напишите в комментарии, прошёл бы ваш партнёр такую проверку, если нет — на каких моментах «посыпался» бы? Или может уже проходили такое — тоже напишите, интересно.
Если хотите добавки про взаимотношения, подпишитесь на наш канал, там много интересных материалов и интересных людей.
До связи!
Не является лекарственным средством и научной методикой проверки со 100% достоверностью. Будьте осторожны за рулем, тренируйтесь в специально отведенных местах. Объекты в зеркале могут казаться ближе, чем есть на самом деле.