Ответ на пост «Чай чаю рознь!»1

Чаевые доктору взятка, а официанту - хороший тон.

Эта фраза - пример логической спекуляции, когда не учитывается контекст ситуации и фраза начинает выглядеть логичной.

Для лиги лени: чаевые штука добровольная и нужная для мотивации официантов, а доктор - получает зарплату и по этике профессии врача - не допустимо брать с пациента что-то, кроме цены приема. В гос. больнице прием оплачен государством.

Для начала - официант это обслуживающий персонал. Сразу оговорюсь, что я с уважением отношусь к любому честному труду. Сам выбивался с нуля из низов и успел поработать и грузчиком, и продавцом и таксистом. Но у каждой работы есть своя специфика.

Чаевые - способ мотивации официанта. Та часть цены блюда, которая могла быть включена в стоимость блюда и заплачена официанту рестораном. Но, для мотивации персонала, эта стоимость не была включена в стоимость блюд и оставлена на усмотрение посетителя. Это ваш рычаг оценки работы официанта.

Поэтому чаевые принято оставлять в том случае, когда официант был шустр, сообразителен, обходителен, отлично знает меню и прекрасно ориентируется в кухне и напитках.

Если вы оцениваете труд официанта негативно - можете ничего не оставлять. Я всегда обращаю внимание на чистоту скатерти, ориентируется ли официант в меню и знает ли хорошо блюда своего заведения. И, при необходимости, всегда готов обосновать, почему не оставил чаевые (и потому не чувствую себя мразью, когда так поступаю).

В случае с доктором - его работа оплачена изначально. В муниципальных учреждениях доктора зарабатывают поменьше. В частных - хорошо. Прайс на работу доктора устанавливается заранее и стоимость приема одинакова независимо от того - у вас легкая простуда или вы умираете от тяжелой ангины.

Это сделано для того, чтобы избавить доктора от трудностей с назначением цены лечения, а пациента от страха, что доктор заломит цену за сложное лечение (иначе или доктор будет ломить цену, видя безвыходное положение, либо пациент из страха перед ценой - занизит свои симптомы, чтобы врач не заломил цену).

Поэтому любые деньги врачу - развращают профессионала и нарушают схему независимости врача от пациента, а пациента - от врача. Между ними всегда стоит учреждение, определяющее правило.

Когда врачи собирают деньги за операцию - это вымогательство и с этим нужно бороться, но довольно трудно. Потому что пациент, который зависит от оперирующего хирурга (и хочет оперироваться именно у него) никогда не пожалуется не откажет во взятке врачу, в особенности, если впереди еще одна или несколько операций. Потому что на кону - жизнь и здоровье, а тут - торг не особо уместен.

Поэтому любое адекватное заведение борется с подарками врачам и стремится, чтобы врач получал деньги только из кассы заведения. Это делает отношения врач <---> пациент более здоровыми.