436

О школьной жизни

Последние деньки декабря…Скоро конец второй четверти, а впереди новогодние праздники с подарками от родных, длинными новогодними каникулами и долгожданными прогулками с друзьями до поздней ночи, за которые точно не влетит от родителей. Осталось лишь исправить несколько хвостов, чтобы закончить четверть без троек, и в связи с этим настроение с каждым днём улучшается в геометрической прогрессии. И даже гнетущая темнота на улице с 3 вечера и до 9 утра не может испортить его.
На дворе 2010 год, и именно с такими мыслями бредет в свою родную деревенскую школу по заваленным от ночного снегопада тропинкам ученик 9 класса (автор данной пасты). В то время еще нормально относились к типам, слушающим свою музыку на телефоне без наушников. Поэтому в кулаке сжата модная в то время NOKIA 5130 Xpress Music, которая бодро отыгрывает треки Linkin Park – New Divide и Skillet – Hero , а я стараюсь подпевать (к сожалению для окружающих) во время взрывных припевов.

Итак, сегодня хочу поделиться с вами, каково это было учиться в обычной деревенской школе.

Когда я был наивным девятиклассником, в школе было 55 учащихся. Школа была средней, то есть были все 11 классов. У меня в классе было 6 человек, в остальных – по 4 или 5.

Мой класс. Шестой, видимо, фотографирует:

Самый большой класс в то время насчитывал 8 душ. К 2020 в деревнях и селах так же воцарила стабильность, сейчас в моей школе, по агентурным данным, 25 человек. Для примера, когда моя мама заканчивала школу в 1992 году, в школе было порядка 200 учеников. Сейчас работы нет, перспектив - тоже, поэтому молодежь, после окончания городских учебных заведений, предпочитает не возвращаться назад. В общем, грустно видеть, как год за годом загибается родная деревня. И такая ситуация, я уверен, сейчас в тысячах таких же сёл и деревень. Жаль, что никому они стали не нужны.
Школьный коридор в перемену:

Класс из 6 человек – это отличная ситуация для учителя. Шестерых деревенских детей намного проще контролировать, чем тридцать городских.
Во-первых, у учителя есть невидимый рычаг  давления - он знает твоих родителей. Это же деревня, тут все друг с другом общаются. Более того, высока вероятность, что этот же человек учил твоих родителей, поэтому есть шанс услышать о их школьных косяках.
Во-вторых, ты не можешь просто так взять, и скрыться от учительского взора на «Камчатке». Я это слово-то узнал только в универе от городских, потому что 6 человек просто вынуждены сидеть на первых двух рядах парт. За исключением, контрольных разве что, там нас обычно рассаживали. Не спишешь опять же, хоть мы и умудрялись (или нам позволяли это делать?).
"Камчатка" курильщика:

Любое твое действие находится под чутким взором опытного преподавателя. Во всей этой ситуации есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Из плюсов отмечу, что ты вынужден готовиться к каждому уроку. Прям без поблажек. Потому что в классном журнале банально шесть кандидатов (а может и меньше), вероятность вызова очень высока. Даже за самую маленькую четверть по какому-нибудь предмету типа ОБЖ могло оказаться два десятка оценок.
Еще в копилку плюсов добавлю, что появляется возможность кому-то получше втолковать непонятную тему. Самое главное, что мне пригодилось впоследствии – частое общение в роли выступающего. Например, на уроках алгебры, геометрии и физики у нас широко практиковалось объяснение новой темы путем вызова к доске. Выходишь, тебя просят решить какое-то сложное уравнение, а затем учитель, объясняя остальным новый метод решения, ведет тебя через тернистый путь уравнения и помогает в нахождении иксов и игреков. В первое время страшно, потом поневоле втягиваешься и чувствуешь себя уверенно перед небольшой аудиторией. А потом незаметно страх выступления на публике совсем отключается. Получается, что с каждым занимаются, по сути, бесплатным репетиторством.
Из минусов такого обучения я бы отметил, что:
1. Если ты с младших классов прослыл неучем, то переломить стереотипное отношение к себе практически невозможно. Даже если остепенился и очень стараешься.
2.Деревенским детям в последствии очень тяжело адаптироваться в новой среде. Речь скорее про дальнейшее обучение в городе. В деревне ты общаешься бок о бок с пятью десятками людей  на протяжении 11 лет, прекрасно знаешь всех по именам. А в городской среде тебя каждый день окружают новые люди, поэтому многие просто замыкаются в себе и сидят тише воды, ниже травы.
3.Неустанный контроль над каждым твоим действием в пределах школы резко сменяется преподавательским Pofigizm Obyknovenyus в вузах и техникумах. Многие вчерашние школяры, почуяв запах свободы и отсутствие контроля из дома, стремительно забивают болт на учебу и идут по наклонной. В итоге после первого же семестра доблестно возвращаются на щите в родную деревню, где их ждет, как правило, лишь тяжелый физический труд за копейки.
4. В старших классах пед.состав между собой договаривается, кому из учащихся нужно больше часов по предметам для подготовки к ЕГЭ. Еще в 10 классе я знал, что буду сдавать физику и обществознание, поэтому в последние 2 года у меня не было биологии, химии и еще пары предметов. Вместо них я посещал дополнительные занятия по математике, русскому и физике. Как правило, все старания компенсировались легким попаданием на бюджет в любой городской вуз, но от трех уроков физики и трех уроков математики в один день крыша съезжала набекрень.

Вообще, наш пед.состав щедро пользовался удаленностью проверяющих органов. Например, на уроках труда, мы могли как точить скалки на станках, так и чистить снег возле запасных выходов здания школы. Или пилить ножовками разросшиеся кусты на пустыре. Или мыть все углы кабинетов в ожидании внеплановой областной проверки.
Кабинет, где проходили уроки труда:

В начале нулевых мальчишек-старшеклассников грузили в трактор с прицепом и везли в лес на заготовку дров для кочегарки на зиму. А летом была распространена так называемая практика, во время которой каждый должен был по графику работать на пришкольном участке 10 дней, с 9 до 12 часов дня. На участке сажали картошку, капусту, свеклу, лук и морковь. Но земля была глинистой и там никогда не было урожаев. В итоге, в начале учебного года каждый ученик должен был предоставить для столовой 2 ведра картошки, по пакету моркови и лука. И обязательно пакетик сушеных яблок для компотов. Сколько школьников в семье – на столько и умножай весь этот список. Но у каждой семьи есть свои огороды, это не было проблемой.

Кроме зубрежки, большой акцент ставился на физическую подготовку. Учительница физкультуры, несмотря на наличие бесконечных деревенских хлопот, 2 дня в неделю по вечерам организовывала различные спортивные секции. Наша школа старалась принимать участие во всех районных и областных спортивных мероприятиях. Правда по факту попадали мы на них, если складывался ряд факторов:
а) Директор не забыл после звонка из района сообщить о месте и времени проведения
б) Удалось уговорить единственного водителя (и по совместительству кочегара школы) проехать по ухабистым дорогам 50 км туда/обратно и прождать соревнующихся школяров несколько часов.
в) Водитель трезв.
г) Старый ПАЗик соизволил завестись в нужный день.
Если все эти факторы складывались (что происходило далеко не всегда), мы всегда выкладывались на все 146%. Забавно и то, что по факту на разные мероприятия (волейбол, настольный теннис, футбол, военные зарницы) от нас приезжали примерно одни и те же люди, выбор был невелик.
Несмотря на это, первое место по волейболу в районе всегда было нашим, с легкостью обыгрывали другие деревенские команды. Мы очень хотели помериться силами с городской спортивной школой, но ее всегда берегли для областных соревнований, и с нами она не играла.

Еще нам понравился настольный теннис. Сначала играли, сдвинув несколько парт. А потом даже где-то откопали обшарпанный советский теннисный стол из листов ДСП без ножек. Мы понятия не имели, на какой высоте он должен быть установлен (интернет еще толком не дошел), поэтому установили его прямо на те же на школьные парты и какие-то деревяшки для устойчивости. Когда же удалось попасть на первые соревнования, то обнаружили, что местные лощеные пластиковые теннисные столы ниже нашего сантиметров на 20, что все равно не помешало занять нам призовое 3 место из 7 команд.


Каждую весну проходили соревнования военно-патриотических клубов. Наша школа всегда серьезно к ним относилась, по понедельникам и средам пацаны до кровавых мозолей учились подтягиваться и делать подъем с переворотом, учились ходить строем, изучали правила ПДД, производили сборку/разборку АК-47.
На этапе соревнований по пожарной безопасности:

Репетируем наступление 2020 года Замеряем командную скорость надевания противогазов:

И как тут забыть про различные тематические праздники – Новый год, Рождество, День матери, различные спортивные мероприятия... Старшеклассники всегда на них готовили разные сценки и выступления.
1-4 классы уже вымотали родителей с подготовкой новогодних костюмов и стихотворений и ждут, когда потный, из-за костюма Деда мороза, одиннадцатиклассник отсыпет пару горстей конфет:

Пьеса «Про Федота-стрельца..»

Юбилей освобождения блокадного Ленинграда:

Команда детей показывает команде родителей, кто в этой школе главный:

Насыщенная была школьная жизнь, скучать не приходилось. В целом, считаю такой вектор развития учеников верным. Днем в наши головы закладывали объемный багаж знаний, а вечером происходила смена деятельности, и мы переключались на физические нагрузки. После подобного интенсивного дня оставалось лишь добрести до дома, помочь родителям по хозяйству (в деревне всегда есть дела), быстро выучить уроки на завтрашний день и состыковаться с кроватью ближе к часу ночи. Бессонницей точно никто не страдал. Гарантирую.


Спасибо всем, кто смог дочитать до конца. Надеюсь, эта статья станет кому-то полезной. С любопытством готов прочесть ваши комментарии с историями из школьной жизни.