Не рецензия, просто мысли

Прочитал недавно рассказ Старджона «Искусники планеты Ксанаду». Он совсем небольшой, так что всем советую ознакомиться. Строится довольно просто. На планету Ксанаду прилетает разведчик Брил с планеты Кит Карсон. Местное общество, его описание, занимает львиную долю рассказа. Их всего 13 тысяч на всю планету. Они живут в прекрасных домах без стен, разделенных на зоны, где среди комнаты может бежать ручей. По словам Тэнайна (у него гостит Брил) местные обладают телепатией, но до определенного момента Брил этого не осознает. Они проявляют чудеса слаженности и когда разведчик просит построить ему жилище, делают это не сговариваясь. Важным моментом является то, что столешница в этом доме из пригодного для космолета материала, это при полном отсутствии промышленности и науки. Даже язык у местных отличается, хотя все персонажи знают древний землянский. Не буду тянуть кота за яйца – причина в устройстве, поясе, который носят все местные. Здесь Старджон в очередной раз играется с идеей гештальт-сознания. Все население планеты сидит в своем телепатическом чате и каждый член общины владеет всеми навыками любого ее члена. Общество Кит Карсона и Брил, как его представитель – гораздо ближе к современному состоянию человечества. По всей видимости планета уже объединилась, причем в некий тоталитарный строй с вождем во главе, и теперь ищет территории для расширения. Он – закомплексованный, ненавидящий, желающий поработить или уничтожить местных. Они – открытые, доброжелательные, желающие только чтобы разведчик их понял. В общем, ангелы, а планета их – рай. И тут на одной фразе меня, словно дубиной огрели. По ходу повествования, что герой воспринимает как случайность, он теряет свою одежду в аннигиляторе и Тэнайн предлагает ему надеть пояс, проецирующий одежду. И тут он подключается в общий чат, офигевает от открывшихся просторов и летит сообщать своим, после чего все на Кит Карсоне тоже начинают носить пояса.

«Так перестала существовать культура Кит Карсона…»

По тону повествования, пожалуй, не хватает только возгласа «ура». Я задумался. Разве уничтожение культуры, т.е. суммы всей деятельности Кит Карсона не является актом ужасающего варварства? Превосходство Ксанаду неоспоримо. Однако, как они добиваются этого? Обманом, создав две версии пояса. Сначала усеченную – знания, технологии, а затем после определенной манипуляции, которую вынуждены были проделать сами Кит Карсонцы

«философия, логика и любовь, они поняли, что такое сочувствие, проникновение, терпимость…» 

В общем, все исключительно хорошее. Следует сцена после титров. Семья на Ксанаду обсуждает, сколько уже таких цивилизаций они переварили, впарив им пояса: восемнадцать или девятнадцать. Причем, по всей видимости, случайность с уничтожением одежды вовсе не случайна. Это окончательно переменило мои симпатии. Как я уже говорил, рассказ довольно маленький, и мнение автора выражается в словах Тэнайна.

«Культура, в которой главенствуют люди, неизбежно разрушит ту, где на первом месте машины, либо сама будет разрушена».

Т.е. единственный исход – уничтожение одной из культур, и мягкая победа Ксанаду неминуема. Конечно, Старджон грезил о телепатии, но разве современные смартфоны, интернет не являются полным технологическим замещением описанного устройства? Человек не имеющий специальных навыков может очень многое по гайдам из ютуба, осталось всего ничего – отсеять глупость и найти лучшие способы. А общины – пузыри, в которых люди мыслят схожим образом? В этом автор очень точно угадал направление развития человечества, хотя и не вдавался в подробности. А вот столкновение цивилизаций показано не очень точно. Тоталитарные общества способны распознавать подобные угрозы на подлете. Репрессивного аппарата Османской Империи было достаточно, чтобы запретить печать книг. Китай сумел отгородить интернет, что, по видимости, ждет и нас. Даже если разведчик полностью попал под очарование местных, на Кит Карсоне должны быть компетентные органы, которые бы ни в коем случае не допустили массовое использование поясов. Есть еще один важный момент, который автор упоминает мельком.

«Когда-то нас были миллиарды, - к немалому его изумлению, сказал Тэнайн. - И всех стерло в порошок. Знаешь, сколько осталось в живых? ТРОЕ!»

Ксанаду пережила ужасающую катастрофу. А вот причинно-следственная связь не показана. Вполне возможно, что прежнее общество было уничтожено именно потому, что сопротивлялось внедрению новой технологии. Это есть и в авторских словах о конфликте цивилизаций. Если это верно, то подобная участь ждет все миры, которым подарили пояса. Подобно живому организму, старое общество будет защищаться. Если пояса получит не все население, а оставшиеся могут располагать, скажем, ядерным оружием? Оно должно быть у цивилизаций, совершающих межзвездные полеты. Тогда и на прочих многомиллиардных мирах останется по три человека. Они будут отброшены на доиндустриальный уровень. Либо вообще вымрут. Таким образом, Ксанаду совершила геноцид галактического масштаба.

«Но это был сущий пустяк, и о нем тут же забыли.»

Подходя с другой стороны, успешность общества определяется не только уровнем жизни и личными свободами. Когда на планете 13 тысяч, это, пожалуй, не сложно. Попробуй прокормить 1.5 миллиарда. На Ксанаду, по-видимому, есть технологии для совершения межзвездного перелета. Тем не менее, они этого не делают. Не потому ли, что в этом нет необходимости? Человеческое общество без цели уже на один шаг в могиле истории. Очередной риторический вопрос – как общество Ксанаду справится с военной угрозой. Допустим, Кит Карсон они смогли победить мягкой силой. Однако, что они противопоставят космическому флоту, приступившему к орбитальной бомбардировке? Несложно представить, что тоталитарный и милитаристский Кит Карсон окружил родную систему сотнями боевых спутников и минными полями. Но разве можно представить такое на Ксанаду? А если кто-то попытается сместить их луну с орбиты, уронить на планету? Или проведет вирусную бомбардировку? Т.е. подход мягкой силы неприменим при встрече с агрессивной инопланетной формой жизни. А если человечество не будет готово к этому, то окажется уничтожено.

По мнению принадлежащего к западной цивилизации писателя середины двадцатого века, встреча культур ведет к уничтожению отстающей, а с т.з. этики ведущей это не является преступлением. Восемнадцать или девятнадцать, какая разница? Конкистадоры, уничтожившие государство инков, принесли им христианскую мораль. Колонисты, истребившие коренных индейцев, отправляя им ткани с оспой – тоже все сделали правильно, ведь они построили демократическое, свободное общество. А индейцы теперь могут ходить в школы и смотреть телевизор. Все то, что Старджон высмеивает в Бриле, он повторяет в ангельских жителях Ксанаду. Я всегда считал себя представителем западной культуры, однако подобная точка зрения для меня неприемлема хотя бы из соображений гуманизма. Кит Карсон имеет право развиваться по собственному пути.

P.S. Очень старался избежать политики, поэтому прошу комментаторов не проводить аналогий с современностью. Хотелось бы услышать различные мнения именно с точки зрения встречи цивилизаций. Всех с праздником.