8278
Лига Юристов

Легкий способ приструнить заказчика-мудака, если он не платит1

Вы сделали свою работу, заказчик начал ей пользоваться, но не платит. Знакомо?

Если вы дизайнер, программист, копирайтер или фотограф — наверняка. Если сами иногда что-то заказываете у творческих людей — вам тоже стоит это знать.

Я юрист. Давайте расскажу один нюанс, который может спасти вас в такой ситуации. Без всяких судов или чего-то еще — просто за пару минут найдете один важный аргумент, который может стать решающим.

Нюанс называется «момент перехода прав».

Если пользоваться им неправильно, то цена риска заказчика-мудака — 10-20 тысяч рублей от силы.

Если использовать его грамотно — мудак-заказчик рискует задолжать вам миллионы.

Короче, в чем суть и как это работает

Способ работает для всех одинаково. Программисты, дизайнеры, фотографы и так далее — неважно. Расскажу на примере с дизайнером.

Допустим, дизайнер нарисовал картинку. Эта картинка — объект авторских прав. Авторские права возникают сами собой. Никаких регистраций тут не нужно («регистрацией» авторских прав промышляют только мошенники, про это писал в другом посте).

Между заказчиком и дизайнером обычно есть какой-то договор. По этому договору заказчик платит деньги, а дизайнер рисует картинку и передает на нее права заказчику.

И вот тут нас поджидает интересный момент.

Когда права на картинку переходят от дизайнера к заказчику? От ответа на этот вопрос зависит буквально всё.

Как обычно лажают в договоре

В большинстве шаблонов договоров пишут, что права переходят в момент передачи картинки заказчику. То есть дизайнер все сделал, отправил заказчику картинку, и все, заказчик получил права.

Если в такой ситуации заказчик кинет дизайнера с оплатой, то максимум что ему светит — взыскание процентов по ключевой ставке. Сейчас это 18% годовых.

То есть заказчик должен 100 000 рублей, не платит год, и даже если пойти в суд, максимум что с него взыщут — 118 000.