8278
Лига Юристов

Легкий способ приструнить заказчика-мудака, если он не платит1

Вы сделали свою работу, заказчик начал ей пользоваться, но не платит. Знакомо?

Если вы дизайнер, программист, копирайтер или фотограф — наверняка. Если сами иногда что-то заказываете у творческих людей — вам тоже стоит это знать.

Я юрист. Давайте расскажу один нюанс, который может спасти вас в такой ситуации. Без всяких судов или чего-то еще — просто за пару минут найдете один важный аргумент, который может стать решающим.

Нюанс называется «момент перехода прав».

Если пользоваться им неправильно, то цена риска заказчика-мудака — 10-20 тысяч рублей от силы.

Если использовать его грамотно — мудак-заказчик рискует задолжать вам миллионы.

Короче, в чем суть и как это работает

Способ работает для всех одинаково. Программисты, дизайнеры, фотографы и так далее — неважно. Расскажу на примере с дизайнером.

Допустим, дизайнер нарисовал картинку. Эта картинка — объект авторских прав. Авторские права возникают сами собой. Никаких регистраций тут не нужно («регистрацией» авторских прав промышляют только мошенники, про это писал в другом посте).

Между заказчиком и дизайнером обычно есть какой-то договор. По этому договору заказчик платит деньги, а дизайнер рисует картинку и передает на нее права заказчику.

И вот тут нас поджидает интересный момент.

Когда права на картинку переходят от дизайнера к заказчику? От ответа на этот вопрос зависит буквально всё.

Как обычно лажают в договоре

В большинстве шаблонов договоров пишут, что права переходят в момент передачи картинки заказчику. То есть дизайнер все сделал, отправил заказчику картинку, и все, заказчик получил права.

Если в такой ситуации заказчик кинет дизайнера с оплатой, то максимум что ему светит — взыскание процентов по ключевой ставке. Сейчас это 18% годовых.

То есть заказчик должен 100 000 рублей, не платит год, и даже если пойти в суд, максимум что с него взыщут — 118 000.

Получается, всего 18 тысяч за год нервотрепки. Жидковато, да?

Как сделать всё по уму

В первом случае права у нас переходили в момент отправки картинки. Но мы к этому моменту или не получили деньги вообще, или получили только аванс.

А теперь представьте, что в договоре мы перенесли момент перехода права. Написали, что права переходят не в момент отправки картинки, а в момент получения полной оплаты.

Белиссимо. Получается, заказчик получит права только тогда, когда оплатит все деньги за работу.

А в чем самая мякотка?

Да в том, что если по такому договору заказчик не заплатит дизайнеру и начнет использовать его работу, то тут уже будет совсем другой расклад.

Права же не перешли, какое он имеет право использовать мою картинку в своем бизнесе? А никакого.

Это уже будет не «неплательщик», а «нарушитель». Не «просрочка оплаты по договору», а «нарушение авторских прав».

Тут уже речь пойдет не про 18% годовых за неуплату. Тут будет идти речь про взыскание компенсации за нарушение исключительного права. А это по ст. 1301 ГК РФ — до 5 млн рублей. А иногда и больше.

И еще момент: если произведений было сделано несколько, то и компенсация может быть взыскана за каждое.

Конечно, я не предлагаю судиться со всеми подряд — в большинстве случаев получается договориться миром и это выходит выгоднее. Но лучше все-таки иметь такой аргумент в запасе на случай переговоров, чем не иметь. Казалось бы, одна фраза в договоре, а разница в деньгах может идти на сотни тысяч и миллионы рублей.

Резюме: когда делаете для кого-то работу или сами что-то заказываете, проверяйте по договору, когда переходят права. От этой строчки зависит, будет ли мудак-заказчик просто «неплательщиком» или уже «нарушителем».

Надеюсь, что об этом нюансе узнает как можно больше творческих людей и их будут меньше кидать на деньги. Если вы «за» — нажмите «вверх» этому посту.

Если вам полезны такие штуки — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах». Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

Лига Юристов

38.8K постов39.8K подписчиков

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.

2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:

- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;

- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;

- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.

4. Запрещено размещать в качестве поста или комментария сгенерированные искуственным интеллектом тексты. Комментарий будет скрыт, пост - вынесен из сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
136
Автор поста оценил этот комментарий

вопрос к тс!

выставляю квартиру на левом ресурсе

регистрирую права на фотки

жду пока его откопируют на авито риэлторы

отсылаю досудебку

жду пока его откопируют второй раз

иду в суд

прокатит?

раскрыть ветку (88)
168

Да! Где-то видел даже суд на эту тему, где с риелтора взыскали компенсацию.

Только все проще: регистрировать права не надо, они у вас итак есть. И ждать второй публикации не надо, первая — это уже нарушение.

раскрыть ветку (64)
45

Скажите, а что может быть доказательством авторского права?

Вот я нарисовал картинку, стал продавать товар с принтом, а потом раз, и по всей стране и на вб и на развалах всплывают мои принты.

Как мне притянуть этих нехороших людей?

раскрыть ветку (19)
22

+ я тут делал сайт хорошему человеку, там продажа обоев, лепнины и среди прочего фрески с картинками

и через несколько лет ему прилетел иск на эти картинки, еле договорились

я прям видел иск, там скрины с сайта

раскрыть ветку (14)
5
Я думаю можно использовать нейросети для генерации картинок
раскрыть ветку (1)
2
Можно, но , внезапно, это тоже надо уметь делать, или заплатить тому кто может)
0

Деланием сайтов ещё можно заработать на хлеб с черной икрой?

раскрыть ветку (11)
0

заработать вряд ли, как подработка оч даже

я типовой магазин или «конструктор лендингов» делаю за день-полтора не напрягаясь

но такие заказы не оч часто, может раз в месяц

neva48.ru - вот последний, сделал его в отпуске за 4 часа, получил 15к

раскрыть ветку (10)
1
Если есть возможность, то подправьте
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
0

спасибо)

1

Не пойму на чём ты его сделал, что за конструктор

раскрыть ветку (1)
1

самописная цмс, ничего особенного)

1

подскажите, а мода на нормальные сайты прошла? ну когда открываешь и всё видно на одной странице? Заказчикам не нравится или как это получается?

раскрыть ветку (3)
0

это получается что таких как вы меньшинство, всем не угодишь

вот и все

раскрыть ветку (2)
1

Я пытаюсь разобраться, это навязанный от дизайнеров тип сайтов или реально людям так больше нравится?

раскрыть ветку (1)
1

если сайт информационный то с таких страниц лучше конверсия

страницы магазина лучше делать более привычными

0

И еще)

раскрыть ветку (1)
0

спасибо

12

3 строка в моем комменте

перед публикацией фоток заверяем их у нотариуса

фоток делаем штук 30 - окупится

раскрыть ветку (3)
14

Отличный план, осталось машину времени найти.

12

Можно себе почтой конверт отправить и не вскрывать.

раскрыть ветку (1)
5
Рабочая тема. Ещё называют нотариус для бедных
4

ну досудебка и суд с авитой, а не риэлтором, поэтому регистрация фоток

риэлтор гол как сокол а авита от исполнительного не отверится (ну или домклик не важно)

раскрыть ветку (7)
7

Вы правила Авиты читали? Не Авита размещала в сети, а определенные люди. А вот если на требование удалить, не удалила, тогда тоже можно привлечь.

раскрыть ветку (6)
2

а если удалила, а риэлтор снова выложил? другой риэлтор?

это как с торрентами, выложил один, попросили удалить, выложил второй - закрываем к херам ресурс

раскрыть ветку (5)
17
раскрыть ветку (4)
8

удоли!

раскрыть ветку (2)
5

Эта фотка уже удолена из энторнетов. Ежегодно же празднуем.

1

там же пусто.

0
Глаза боятся, а руки делают. 😁
2

Как потом доказать, что фотки именно мои? И что если риелтор скопировала объявление, а вот фотки хз чей квартиры?

раскрыть ветку (34)
12
Фотки все имеют свой паспорт "exif". Если его удалили, то преимущественное право у того, у кого исходник больше :-)
раскрыть ветку (28)
6

Exif можно любой прописать, и фотку увеличить в размерах тоже не проблема

раскрыть ветку (23)
2

Если фоткать в raw, то этот raw будет только у вас. На авито ж вы в jpeg выложите. Вот у кого рав, тот и автор

раскрыть ветку (1)
1
1
Нельзя. Ну и это проверить можно.
номер камеры помогает, ещё полезно геолокацию ставить, если есть опция :-)

А размер разгонять вообще дурная затея.
раскрыть ветку (20)
3

Что нельзя? Редактировать exif данные?

раскрыть ветку (19)
В уже сделанном кадре это довольно сложно.
раскрыть ветку (18)
8

Прям научный совет мировых айтишников пришлось собирать)

$ exiftool -EXIFIFD:allDates -IFD0:alldates -IFD0:model -s -G1 _DSC5607.NEF

[ExifIFD] DateTimeOriginal : 2008:10:24 09:12:56

[ExifIFD] CreateDate : 2008:10:24 09:12:56

[IFD0] DateTimeOriginal : 2008:10:24 09:12:56

[IFD0] ModifyDate : 2008:10:24 09:12:56

[IFD0] Model : NIKON D3

$ newdate="2025:10:24 09:12:56"; exiftool -ExifIFD:CreateDate="${newdate}" -IFD0:ModifyDate="${newdate}" -ExifIFD:DateTimeOriginal="${newdate}" -IFD0:DateTimeOriginal="${newdate}" -s -G1 _DSC5607.NEF

1 image files updated

$ exiftool -EXIFIFD:allDates -IFD0:alldates -IFD0:model -s -G1 _DSC5607.NEF

[ExifIFD] DateTimeOriginal : 2025:10:24 09:12:56

[ExifIFD] CreateDate : 2025:10:24 09:12:56

[IFD0] DateTimeOriginal : 2025:10:24 09:12:56

[IFD0] ModifyDate : 2025:10:24 09:12:56

[IFD0] Model : NIKON D3

$ exiftool -EXIFIFD:allDates -IFD0:alldates -IFD0:model -s -G1 sample1.cr2

[ExifIFD] DateTimeOriginal : 2015:07:23 16:52:30

[ExifIFD] CreateDate : 2015:07:23 16:52:30

[IFD0] ModifyDate : 2015:07:23 16:52:30

[IFD0] Model : Canon EOS 5DS

$ newdate="2025:10:24 09:12:56"; exiftool -ExifIFD:CreateDate="${newdate}" -IFD0:ModifyDate="${newdate}" -ExifIFD:DateTimeOriginal="${newdate}" -s -G1 sample1.cr2

1 image files updated

$ exiftool -EXIFIFD:allDates -IFD0:alldates -IFD0:model -s -G1 sample1.cr2

[ExifIFD] DateTimeOriginal : 2025:10:24 09:12:56

[ExifIFD] CreateDate : 2025:10:24 09:12:56

[IFD0] ModifyDate : 2025:10:24 09:12:56

[IFD0] Model : Canon EOS 5DS

6

Сложно для кого? Любой редактор кроме пейнта + 100500 онлайн сервисов. Сложно сказать, что тут сложного, особенно когда речь о некоторых денежных суммах

раскрыть ветку (11)
1
Ох.
Ну попробуйте это сделать по факту, а не теоретически.
раскрыть ветку (10)
3

Дату и локацию в exif тегах можно поменять даже в телефоне (во всяком случае на самсунге). Остальные теги можно отредактировать с помощью различных приложений, например

https://play.google.com/store/apps/details?id=net.xnano.andr...

раскрыть ветку (6)
0
Регулярно делал изменения в exif. Есть программка. И скорее всего не одна.
раскрыть ветку (1)
0
Кидай фотку
6

Это очень просто. Exif данные это грубо говоря текстовый файл рядом с картинкой. Ты берёшь его и редактируешь как хочешь. Нет никакого способа отличить оригинальный файл от отредактированного. Точней способ есть только один - опубликовать хеш файла в биткоине, но подозреваю, что большинство судей тупые и даже не поймут, о чём речь идёт.

раскрыть ветку (4)
2
Nft
1

Хм, как насчёт считать хэш файла и лепить его как вотермарку? Таким образом при смене любой инфы в файле поменяется и хэш, и мы сможем отследить был ли файл изменён, а вот затирать вотермарку по всему изображению дело явно неблагодарное

раскрыть ветку (1)
0

Ну можно просто дату-время лепить на фотографию, без всяких усложнений, если мы считаем, что вотермарку изменить сложно (в чём я не уверен).

0
Кроме EXIF, есть ещё особенности конкретных камер, битые пиксели, детали съёмки, особенности обработки. И прочее.

Я ещё не встречал ситуаций, когда было нельзя доказать авторство.
1

Подскажи пжл где этот паспорт посмотреть. Вот я, например, сфоткал счётчик, как мне посмотреть этот паспорт на этой фотке к примеру?

раскрыть ветку (3)
0

В винде свойства файла можно открыть и там смотреть.

раскрыть ветку (2)
1
Но, справедливо сказали, что exif можно удалить. И тогда главнее тот, у кого есть фотка с exif :-)

У кого (информации) больше, тот и прав.
раскрыть ветку (1)
0

Ну, кстати, можно как удалить, так и подделать. Только про какие-то модели Nicon или Canon я слышал, что есть возможность фотографии сразу подписывать электронной подписью.

3
У нотариуса заверить надо выше написали и все риелтор на бабки попал
0
Водяные знаки на фото лепить. Желательно несколько.
раскрыть ветку (1)
1

во времена нейронных сетей это не поможет

0

В рав снимать

0

Равки

Сохранил

3

Некоторые сайты в своих правилах ,с которыми 99,9% соглашаются не глядя, пишут, что все загруженные к ним медиафайлы (фото, видео, картинки) становятся их интеллектуальной собственностью , т.е. они становятся правообладателями типа. Получается, что они потом могут подать на свои права, даже если автор где-то еще выложит это фото/картинку/видео. Не знаю как у сайтов объявлений с этим.

раскрыть ветку (1)
0

2 строка - выставляю фото на левом ресурсе, не на авито

2

Не забудь скриншот с фотками у нотариуса зарегистрировать...

Дата создания объявления, возможно, есть, а вот дата обновления фотографий - не всегда.

раскрыть ветку (18)
3

Если у автора фото исходники в 4к или лучше вообще в raw, а у риэлтора пережатые джейпеги с авито вроде всё очевидно.

раскрыть ветку (17)
14

Кто, блин, эти люди, которые квартиру на сайт фотографируют в 4к да ещё и в RAW? 🤣

раскрыть ветку (15)
8

Я сфотографирую в 4к просто потому что мне влом в настройки камеры на телефоне заходить ;)

раскрыть ветку (11)
8

Такой 4к как на телефоне можно из FullHD png сделать даже без нейросети 😁

P.S: Ты спалился, срочно меняй дислокацию 🤣

раскрыть ветку (10)
0

Я там бываю раз в 3 года в лучшем случае, мне опять же влом было скрин обрезать) И да дислокация не верна, промашка на сотни метров, я не в том месте что у вас на скрине фото делал :)
Сделайте, любой спец перетянутую картинку из 1024*768 или сколько там у авито ограничение, в 4500+ хоть с нейро сетью, хоть без забракует, а риэлтор влетит на 30к экспертизы дополнительно по результатам суда.

раскрыть ветку (9)
0

почему риэлтор? на авиту надо подавать, а они могут регрессом что угодно потом

раскрыть ветку (8)
2

С Авито не взыщут, их посчитают информационным посредником и освободят от ответственности. Такая практика сейчас, увы.

раскрыть ветку (2)
0

Не увы, а хорошо. Иначе все информационные посредники мгновенно попадут на бабки и закроются.

0

спасибо

2

Ну, потому что я писал в ветке комментов про риэлтора если не ошибаюсь и его копипиздинг оригинального объявления, нет?)

Авито тут не причём, это площадка объявлений, авито разместил то что указал конкретный человек, этот человек и получает иск.
Когда хозяин продаст квартиру, риэлторы могут сделать свои! фото и выкладывать их как им угодно, но если они используют чужие они нарушают авторское право на фото.

раскрыть ветку (4)
0

но почему тогда блочат торренты целиком сайтами а не подают в суд на тех кто создает топики?

раскрыть ветку (3)
1

Очевидный ответ – пиратские ресурсы не удаляют по требованию пиратский контент.

1
Торенты блочат за то, что они не удаляют контент. Если ты на авито найдёшь копию своего объявления, ты можешь потребовать, чтобы его удалили. И вот если тебя шлют в дальнее путешествие с твоим требованием, то можешь судиться и требовать через суд удаления. А то, что там твои фотки используются - это уже не к авито, а к тому, кто объявление подал
0

Законодателей спросите.

0

Как будто вы на телефоне выбираете специально заниженное качество чтобы квартиру сфоткать. У меня по умолчанию, например, стоит 6010х4512 примерно в GCam, в стандартной 4624х3472.

раскрыть ветку (2)
0

Процитирую себя же выше:

Такой 4к как на телефоне можно из FullHD png сделать даже без нейросети

Исключение, возможно, топовые флагманы. Но они далеко не у всех есть.

раскрыть ветку (1)
1

Но не из пожатой фотки с Авито, они там капец какие маленькие обычно)

0
Дешевле нотариуса зарегистрировать (депонировать) программу для ЭВМ в Роспатенте - стоит всего 3000 рублей для физлиц 😊
1

Собственник твоих фото - Авито. Вижу, эксперты тут собрались, как всегда :)

раскрыть ветку (1)
4

схера ли? я на авито ничего не выкладывал

я написал «на левом ресурсе»

вижу, все такие внимательные тут собрались, как всегда)))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку