68

Колымские записки, Часть I

Это короткий пересказ (нет) событий, имевших место летом 2021 года, когда меня (Алексей) отправили в командировку. Задача стояла простая, найти и оценить перспективность археологических памятников, открытых в советскую эпоху на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Ролик для тех, кому некогда читать

Для начала стоит остановиться на райцентре, поселок Черский в прошлом, именовавшийся Нижние Кресты, стоит на правом берегу нижнего течения Колымы, на плоскогорье, что резко отличает эту территорию от остальной части района испещрённую тысячами озер и рек.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Покинув Черский в 2004 году в поисках лучшей жизни и вернувшись спустя 17 лет, ожидания мои были тревожны. Однако поселок стоит, люди живут и радуются. В глаза бросились лишь кустарники ивы, разросшиеся сверх всякой меры, все остальное, в принципе, как везде.


Помыкавшись пару дней, добрые люди подсказали человека с лодкой, способного мне помочь. На первый раз задача была простенькая, добраться до Дуванного Яра, проверить некоторые слухи, поискать перспективные с точки зрения археологии места, сделать серию фото и вернуться обратно.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Руслан которого порекомендовали (оказалось мы учились в параллельных классах), хотел согласиться, но должен был ехать к дяде на Чукотку. Он работал оленеводом и ждал продуктовую партию от родных. На Чукотке у меня было желание посетить знаменитое в узких кругах (очень узких кругах) поселение неоэскимосских культур на Барановом мысе, тем более что это перекликалось с третьей задачей командировки. Это поселение было открыто в 1787 году при попытке пробиться с устья Колымы по Восточно-Сибирскому морю и далее на восток. русский мореплаватель Г.А. Сарычев, обнаружил древнее поселение и произвел первые в Арктике археологические раскопки, любительские правда, но тогда и археология только зарождалась. Другого человека, согласившегося бы отвезти меня в столь отдаленное и не популярное место пришлось бы искать долго и дорого. Было решено ехать на Чукотку. Скинувшись на бензин и продукты, мы отплыли на север. В общем плевое дело, 5 дней пути, 100 км. по реке, 160 км. по морю и обратно. Какое же это было заблуждение!

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

При отплытии Колыма была благосклонна и радовала легкой волной, ветер так же не давал о себе знать. Выдвинувшись под вечер, в центральной полосе России мы рисковали бы просто не доехать. Но в небе стоял полярный день и ночь ото дня отличались лишь небольшим понижением температуры.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Первой остановкой на маршруте стал участок Краснушка находящийся в местности Край Леса. Почему Край Леса? Потому, что здесь заканчивается леса-тундра и начинается, просто тундра с невероятным обзором до самого горизонта. Здесь, оценив мою одежду нецензурщиной, мне подобрали пуховик и ватники (в начале июня!), как же я был потом им благодарен.


Фото увы нет

Второй остановкой стал когда-то секретный аэродром на мысе Аспидный. Здесь по плану наши бомбардировщики садились на дозаправку и летели дальше на восток раскидывая кузькиных мам на американские города. По итогу аэродром забросили, но следы былого величия остались.


Подробнее можно прочитать здесь: https://aerosever.com/2020/10/voennyj-aerodrom-u-mysa-aspidn...

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Третья остановка была на каменном мысу в устье Колымы, где установлен памятник в форме розы ветров. Сам памятник, не смотря на несколько арматур, упал, видимо из-за ветра.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Четвертая остановка случилась на метеостанции Амбарчик, где в былые годы существовал порт, обслуживающий золотые прииски в верховьях Колымы, здесь же стоял пересыльный лагерь Гулага, откуда заключенные перераспределялись по остальным колымским лагерям. Попив чай и насладившись приятной беседой у дяди Димы, мы вышли в море.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост
Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост
Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост
Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост
Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Тут следует отметить различные тяжести, что преследуют мореплавателей на моторных лодках в Восточно-Сибирском море.


Во-первых, это волны. Небольшие волны для катеров не страшны, для моторных лодок, это смертельная опасность. Дюраль-алюминиевые «Казанки» и другие «дюральки», просто рискуют переломиться по полам от очередного удара, поэтому выходить в море предпочитают на ПВХ лодках. С другой стороны, те же небольшие с точки зрения катеров волны не дают лодкам даже отчалить, прибивая обратно к берегу или заливая ее с кормы.

Вторая проблема — это плавник, он везде, он плавает и замедляет скорость передвижения. Бывает, что длиннющие деревья идут ко дну со стороны корня и торчат из воды верхушкой. Встретить такую палку на середине реки или у берега моря обычное дело, напороться на нее, дело крайне трагичное. С другой стороны это лучший источник топлива, там где ничего выше колена не вырастает.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Третью проблему создают льды, их может быть много, их может не быть вовсе, но рано или поздно они приплывают и приплывают неожиданно. Они могут преграждать путь замедляя и удлиняя маршрут. Ты можешь заплыть в них и течение с ветрами просто запрет тебя во льдах с самыми разными последствиями. Они могут приплыть и утащить-сломать-порвать неосторожно оставленную на берегу лодку. В конце концов на них могут приплыть белые мишки и сказать привет.

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Четвертая опасность – это туман. Если отойти далеко от берега, однажды можно просто не найти этот берег. Сейчас при наличии GPS в каждом смартфоне, проблема кажется менее актуальной, менее актуальной до тех пор, пока ты сам не окажешься за румпелем мотора в густом тумане. С одеревеневшими от напряжения, холода и сырости руками. Так же в тумане есть риск налететь на льдину или мель.

Собственно пятой преградой становятся различные отмели, на которые проще простого посадить свою лодку. Они появляются так же внезапно, как и исчезают. Шутка, они появляются с отливом и исчезают с приливом.


Фото взято для примера из следующего маршрута

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

В-шестых же, нужно подготовится к погоде. Все время пути ты будешь перманентно сырым. В приморской тундре сырое все - воздух, трава, вещи, люди. Во время экспедиции в метеосводках обычно говорилось о 98% влажности. Не меньшую проблему представляют из себя ветра. Они дуют почти всегда, с разных сторон и довольно сильно. За день направление ветра меняется несколько раз. И если на берегу, это не сильно большая проблема, то в лодке во время езды эффект любого ветра многократно усиливается. Суммируя эффекты от влажности, ветра и вынужденной неподвижности получается довольно досадная ситуация. Сразу скажу, что гортекс и флис оказались на поверку не сильно подходящей одеждой, а вот пуховик и ватные штаны в самый раз.

Возвращаясь к повествованию. По итогу ночного заплыва мы решили высадиться на Баранов Мыс на обратном пути (сильно устали), затем благополучно добрались до встречающей нас делегации, затащили лодку повыше и потопали в стадо. Плодотворно проведя три дня за местными развлечениями, на пятый стало понятно, что никуда мы не поедем. Гул прибоя был слышен на многие километры. Ждать у моря погоды оказалось крайне нудным занятием. 

Колымские записки, Часть I Колыма, Чукотка, Арктика, ГУЛАГ, Путешествия, Археология, Тундра, Холодная война, Якутия, Россия, Видео, Длиннопост

Поэтому следующие полторы недели оказались не забываемыми. Сплав по местной речке, рыбалка на не совсем здоровых гольцов в закрытых озерах, ночевки под открытым небом, лечение оленей, ожидание губернатора округа и не менее запоминающиеся события скрасили тревожное ожидание «окошка», в которое можно было бы проскользнуть до дому. К вечеру 13-го дня путешествия такое "окно" появилось. Пробиваясь сквозь буруны, с вынужденными остановками посреди бушующей стихии, не спавши не евши, в конце концов мы достигли поселения Баранов Мыс и вернулись в поселок. Десятичасовой путь, растянулся более чем на двое суток. А легкая пятидневная прогулка к памятному месту на 15 дней.


В любом случае, было весело :)

Найдены дубликаты

Лига путешественников

13K постов39.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
7350

Милота-то какая

2501

Ответ на пост «О чём говорят женщины» 

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: