Какие бывают оперы и что же всё-таки слушать

В своей прошлой заметке я рассказывал с чего начать слушать оперу. Теперь же проиллюстрирую оперы самыми разными примерами, чтобы вы выбрали то, что вам по вкусу.


Большинство самых популярных классических постановок дают либо на немецком, либо на итальянском и даже принято говорить об итальянской и немецкой оперной школе.


Давайте же посмотрим повнимательнее на итальянскую.

Какие бывают оперы и что же всё-таки слушать Музыка, Опера и оперные театры, Пение, Вокалисты, Италия, Джоаккино Россини, Джакомо Пуччини, Беллини, Джузеппе Верди, Театр, Япония, Классическая музыка, Что послушать, Севильский цирюльник, Анна Нетребко, Видео, Длиннопост

Италия


Особенность итальянцев — оперное произведение как будто состоит из кусков. Главное блюдо оперы — арии, самые сочные части, их можно петь отдельно, крутить по радио. «Сердце красавиц склонно к измене» — вот это — ария.


Между ариями могут быть более медленные части, где певцы, словно рэперы, читают текст под музыку — это называется речитативы, эдакий гарнир. Обычно зрители на этих местах скучают в ожидании следующей арии.


Что касается композиторов, то можно выделить несколько категорий.


Это Россини, Беллини, Доницетти и их бельканто — красивое, кружевное пение с большим количеством мелизмов, то есть украшений.


Вы, конечно, слышали «Фигаро, Фигаро» из «Севильского цирюльника» Россини, поэтому позвольте познакомить вас с другой арией из этого же произведения. Она даже звучит в самом лучшем фильме «Гражданин Кейн». Когда юная певица пытается обольстить магната с помощью оперной арии, то она поёт Una voce poco fa.


Арию исполняет Розина, она влюблена в Линдора и рассказывает зрителям как раз об обольщении.


Основная сложность в том, что для исполнения требуется подвижный, колоратурный голос. Партия полна голосовых украшений.


Давайте послушаем фрагмент в исполнении Ольги Перетятько. Во время исполнения арии вокалистка мало того, что поёт, так ещё и лепит что-то из теста.

Как видите, действие перенесено в современность, для опер это нормально и не вызывает ни у кого вопросов — пусть герцоги поют хоть на Луне, главное не меняйте текст.


Следующий — Верди и его серьёзные, но в то же время довольно лёгкие для прослушивания оперы с яркими и заслушанными до дыр ариями.


Чтобы не гонять в очередной раз Герцога из Риголетто, послушаем фрагмент из Травиаты, где Травиату играет Анна Нетребко. Это история куртизанки, которая всю жизнь кутила, нашла свою любовь и умерла. В отличие от Россини, Верди специализировался на трагедиях.


Постановка сделана в минималистичных декорациях, что в общем-то тоже норма — меньше отвлечений, больше внимания на вокал.

Ну и последний — это Пуччини, который придерживался культуры «веризма» — поменьше сказочности, побольше жизненности. Музыка у Пуччини льётся словно рекой, в которой все инструменты перемешиваются и бурлят.


Для разнообразия посмотрим арию в исполнении китайского сопрано Ying Huang, но не из постановки, а из фильма «Мадам Баттерфляй». По операм часто снимают фильмы.


Это грустная история брошенной японской девушки, которая поверила обещаниям своего возлюбленного из Америки и всё ждет и ждёт, когда тот к ней вернётся. А возлюбленный слинял, живёт своей жизнью и в ус не дует. А девушка грустит. Вот вам жизненность.


Почему японцы поют по-итальянски? Это опера, тут так можно.

Ну что, понравилось что-нибудь из фрагментов?


В следующий раз поговорим про немецкую оперную школу и про русскую оперу, там тоже есть чем поживиться.


И прочитайте другие оперные заметки:


С чего начать слушать оперу, если уж очень хочется

«Пятый элемент». В чём прикол песни Дивы Плавалагуны?

О чём на самом деле пели в «Побеге из Шоушенка»

Кровь из ушей. Что делать, если петь не умеешь, а хочется

Локи — от Вагнера до Марвела


***


Мой ежедневный телеграм канал