4

Игры детства. Baldur’s Gate

Привет, друзья!

Пока длится медленное и тягучее прохождение Baldur’s Gate 3, захотелось вспомнить, с чего все начиналось.

Не уверен, что BG была первой компьютерной игрой по настольной механике Dungeons&Dragons (D&D), но она, кажется, стала самым громким событием в жанре RPG в 1998 году. Конечно, были еще Fallout и Might&Magic VI, но по количеству публикаций и отзывов BG оставила их позади.

Тогда, собственно, я и узнал о существовании D&D (часто писали, что в игре реализована система AD&D, то есть «Advanced»). Загадочная аббревиатура и небывалый хайп привели к закономерной покупке игры, которая занимала что-то около четырех компакт-дисков и требовала их смены по мере прохождения.

Заранее приношу извинения знатокам D&D и смиренно приму порцию критики за нубство в комментариях, но тут важно учитывать контекст. В настолки такого уровня сложности мне поиграть не довелось. В детстве нас с друзьями больше увлекали дворовые активности на тему что-нибудь поджечь или взорвать, а в юности времени было уже не так много. При всей своей дубовости компьютер тупо быстрее считает и выдает информацию, на нем и играем.

BG с ходу взорвала мозг как раз механикой AD&D. Начиная с того, что хороший армор – это отрицательный армор (обозначается как AC), заканчивая шансом попадания, который обозначен простенькой аббревиатурой THAC0 (я смирился, смиритесь и вы). К примеру, описание волшебного меча выглядит следующим образом:

К счастью, мне почти сразу удалось понять, что 1d10 – это результат броска 10-гранного кубика, и в переводе на человеческий язык этот клинок дамажит на 3-12 единиц, если неведомая астральная сущность под названием THAC0 вступит в правильное взаимодействие с духом вражеского AC и позволит нам этот кубик, собственно, бросить.

При этом цифры +1, +2 и так далее – это не просто прибавка к урону. Некоторые враги в принципе невосприимчивы к оружию, у которого нет определенного количества этих «плюсов». Степень их восприимчивости визуально непонятна, ее мы узнаем по ходу боя. В общем, игра максимально дружелюбна к новичкам, осваивается на раз.

Но мы отвлеклись. Про механику игры расскажу немного позднее, а пока – про сюжет.

В отличие от более поздних игр серии, он компактен, достаточно прост и понятен. Для меня это плюс сейчас, а тогда это был плюс, без преувеличения, экзистенциальный, потому что видели бы вы перевод игры, который мне достался.

Главный герой (мы) обитает в городке-библиотеке под названием Кэндлкип в компании приемного отца и некоторого количества то ли ученых, то ли монахов. В один прекрасный день отец по имени Горайон велит нам собираться в путь по некоему неотложному делу. По пути на нас нападают бандиты, Горайон погибает, а мы оказываемся предоставлены сами себе. Набрав более или менее боеспособную команду, мы разбираемся с проблемой некачественного железа, поразившей весь регион, и выходим на след главного злодея, с которым нас кое-что связывает. Финал игры проходит в городе под простеньким названием Baldur’s Gate, которое одинаково удобно (нет) произносится и по-английски, и по-русски.

[Тут должна была быть шутка про Врата Балдура, но инстинкт самосохранения велел мне ее убрать]

Карта мира из версии с дополнением Tales of the Sword Coast. В оригинале на пару локаций меньше

Карта мира из версии с дополнением Tales of the Sword Coast. В оригинале на пару локаций меньше

Как видим, локаций довольно много. При этом они достаточно компактны, и только в столице (Балдурсгейте) для исследования города потребуются переходы с дополнительными загрузками. По моему мнению, небольшие локации – это плюс, поскольку в них сложнее запутаться, и они не надоедают.

Не все места обязательны для посещения, и тут нам предоставляется практически полная свобода действий. По сюжету нам нужно сначала сбегать на восток, в город Берегост, далее – на юг, в Нашкель, а после – топать на север, в столицу. Остальное – по желанию.

Визуально игра выглядит примерно так:

Несколько громоздко по современным меркам, но управляется достаточно удобно даже на планшете. Этому помогает режим реального времени с активной паузой (адепты настолок меня проклянут, но, надеюсь, для них уже выпустили утешительный набор блютус-кубиков для более эффективной траты времени).

Поскольку обозревать игру 25-летней давности уже поздновато, я лучше расскажу о своих личных впечатлениях по основным пунктам.

Сеттинг и бестиарий. На мой взгляд, есть все необходимое в достаточном количестве. Игровые расы антропоморфны (люди, эльфы, гномы, дворфы, полурослики, в дополнении есть полуорки), из противников – хобгоблины, кобольды, гноллы, огры, люди и всякое зверье. Неведомых сущностей вроде иллитидов и гитянок (джитянок? гитиянок? каких-нибудь тянок?) не замечено. Это плюс, потому что, даже плавая в системе D&D, можно зацепиться за общефентезийные знакомые понятия и хотя бы частично сохранить рассудок.

Имена и названия. Сугубо ИМХО, но тут прямо больно. Начиная с названия самой игры, которую иначе как Балдой по-русски не называют, заканчивая именами сопартийцев. Город Нашкель – то ли Нэшвилль, то ли Кашель. Герой Джахейра в разных переводах побывала и Джаэйрой, и Джейрой. А ведь в игре есть еще волшебница по имени Dynaheir, и маг Xzar, и волшебник Davaeorn. Короче, игра может служить логопедическим пособием, и отчасти поэтому не так запала в душу, как тот же Fallout.

Зато тут Джахейра симпатичная, а не как в трешке

Зато тут Джахейра симпатичная, а не как в трешке

Классы персонажей. В первой версии игры прокачка персонажей ограничена потолком 89 тысяч экспы, если мне не изменяет память. В дополнении потолок подняли до 120 с чем-то тысяч. И то, и то – много для настолки, но маловато для компьютерной игры, для «чистого» класса это 7-8 уровень. По этой причине воры в игре откровенно хилые (но без вора в партии придется трудно), барды бесполезны, арсенал магов весьма скуп, и более-менее комфортно чувствуют себя разве что прямолинейные файтеры и клирики. Для магов ситуация балансируется свитками и посохами, так что тоже не все так печально. Вообще потенциал классов гораздо лучше раскрывается во второй части, где и потолок кратно выше, и шмот есть под любую профессию, но побочным эффектном этого становится раздолье для манчкинов, что для D&D считается моветоном.

А с чем по-настоящему странно, так это мульти- и дуал-классы. Кто разобрался, как это устроено, тот молодец (я - нет). Но простая арифметика подсказывает нам, что раскачать класс типа воин/вор/маг выше уровня примерно 5/5/5 тут в принципе не получится. С другой стороны, любители такого изврата и должны страдать, разве нет?

Магия. Заклинаний много, но лично я использовал самую примитивную боевую магию типа волшебных снарядов или спасительного фаербола. Ну зачем, скажите вы мне, может понадобиться заклинание «жир»? С годами, наоборот, все чаще хочется его как-нибудь сдиспеллить… Но разнообразие заклинаний – совсем не минус. Минус в том, что визуально оценить, какой из них сработает по противнику с магической защитой, невозможно. Пробьет ли фаербол высшего оборотня? А облако смерти? А если оборотень под щитом? А щит обычный или продвинутый? Короче, я за много лет в это так и не втупил, но бои от этого не становятся менее веселыми и рандомными.

Вообще портреты в игре очень приятные

Вообще портреты в игре очень приятные

Юмор. Здесь традиционно для серии все не очень хорошо. Позволю себе кощунственную мысль, но прославленные Минск и Бу – это действительно несмешная шутка, которая стала мемом лишь на общем безрыбье. Тем не менее, само окружение BG1 не отличается такой убийственной серьезностью, как последующие части (ей-богу, даже в Вархаммере юмора больше), что несколько скрашивает ситуацию.

Пасхалки. В игре попадается бард Воло, мутный старикан Элминстер и известный дроу Дриззт До’Урден (последнего можно убить, обворовать или просто пообщаться). Я не фанат сеттинга, хоть и читал книги Сальваторе, но знающим людям, наверное, будет приятно увидеть знакомых персонажей.

Очень, очень приятные портреты

Очень, очень приятные портреты

Отыгрыш. Мы в целом добрые, и тут нет вариантов. У персонажей есть мировоззрение (еще одна фишка AD&D, непонятная простым смертным), но оно ни на что не влияет. Концовка одна. Не скажу, что это минус – нам рассказывают интересную историю, и ладно.

Общий геймплей. Огромный плюс – возможность идти куда душа пожелает. Нас не выдергивают с маршрута, чтобы залезть в бесконечный данж без припасов и перспектив. Нас не приглашают сдержанно-безальтернативно полетать по другим измерениям. Сюжетные пробеги по локациям есть, но их мало, и они краткосрочны. И вот это ощущение партии приключенцев, ходящих по лесам и ночующих в тавернах – главный плюс игры, утерянный в последующих частях. Ну, как по мне.

Издание для планшетов. Неожиданно годно реализовано, я действительно с удовольствием пробежал игр в стиле убер-манчкина несколько раз вдоль и поперек (была задача раскачать кенсая до всех характеристик 25) без малейшего напряга в отпуске.

В целом, наверное, все. Игра в свое время стала событием, и стоит внимания даже спустя много лет. Она уютно оформлена и прошла проверку временем. И вообще, это классика, это знать надо.

Спасибо за внимание!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества