Гроздья гнева
"То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно."
Джона Стейнбек, "Гроздья гнева" (1939)
Речь идет о вирусе родом из Китая, специализирующемся в основном на апельсиновых деревьях. В США первые случаи заражения плодов были зафиксированы во Флориде в 2005 году. Однако в дальнейшем вирус быстро распространился на плантациях в других ключевых штатах. Так, в марте 2012 года эту болезнь выявили в рощах Калифорнии и Техаса. Главным источником заражения стало инвазивное насекомое — азиатская цитрусовая псиллида (листоблошка). Питаясь листьями больного плодоносного дерева, они способны распространять его дальше в течение суток.
«Болезнь зеленого дракона» сделала множество плодов апельсиновых деревьев непригодными для дальнейшей реализации. Плоды цитрусовых деревьев, пораженных вирусом, вскоре становятся недозревшими с зеленоватым оттенком и имеют горький привкус, а их маленький размер сильно отличается от нормального, что еще больше усложняет их продажу. Апельсины во Флориде выращиваются в шести округах, и во всех шести, по словам главы Florida Citrus Mutual Гленна Бека, в последние годы фиксировались случаи поражения плодоносных деревьев этой болезнью. «Всегда было множество вредителей, с которыми нужно бороться, но эта болезнь — самая худшая. Она хуже всего остального, вместе взятого», — посетовал Бек.