Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть VI. Величайшая катастрофа
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Читайте ранее:
Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть I. После Гракхов
Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть II. Война, которую никто не хотел
Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть III. В плену неизбежности
Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть IV. Позорная война
Годы позора: нумидийцы, кимвры и Марий. Часть V. Никто из ниоткуда
Естественно, что в условиях беспрецедентной угрозы от кимвров и галлов на северных границах Рима на консульских выборах в 107 году до н.э. выбирали в первую очередь военного лидера, который защитит Республику. Таковым стал Квинт Сервилий Цепион - представитель одной из знатнейших фамилий Республики, чьи предки отличились на полях сражений, и он сам незадолго до выборов отпраздновал триумф за победы над племенем лузитан в Испании. В пару ему выбрали совершенно блеклого Гая Атилия Серана, о котором кроме его существования толком ничего и неизвестно. Так что 106 год до н.э. должен был стать годом Цепиона.
Амбициозный военачальник провел масштабную мобилизацию, после чего отправился на север мстить предавшим Рим галлам. Нам точно неизвестен ход этой кампании, только её успешность и самая яркая точка - взятие галльского города Толоза (нынешняя Тулуза). Согласно римским источникам, в городе находился римский гарнизон, который галлы захватили в плен и держали в цепях. Один этот факт был уже достойной причиной для римлян, чтобы захватить город и предать его огню и мечу. Но был и еще один очень привлекательный стимул - золото и серебро, скопившиеся в Толозе.
В 280 году до н.э. огромная орда галлов вторглась в Грецию и подвергла её катастрофическому разграблению, в том числе был ограблен храм в Дельфах, куда веками стекались богатства со всего эллинского мира. Часть награбленного осела как раз таки в Толозе, где располагалось одно из галльских святилищ. Объемы золота и серебра, накопленных в городе, у разных римских источников разнятся от 33 тонн золота и 36 тонн серебра у Орозия до астрономических 480 тонн обоих металлов у Страбона. С учетом того, что все добытые римлянами сокровища были отправлены в одном конвое, то я все же больше верю в первые цифры. Цепион сообщил в сенат о том, что захваченная добыча отправится в Рим, но по дороге из Толозы конвой с золотом и серебром испарился.
Над загадкой золота Толозы многие ломали головы. Если отбросить версию, что галльские боги просто вернули украденные у них сокровища себе, то очевидным подозреваемым в воровстве стал сам Цепион. Это обвинение среди прочих предъявят ему в 105 году до н.э. Хотя доказательств не будет, но в дальнейшем семья Цепиона не смотря на конфискацию имущества каким-то магическим образом снова разбогатеет, что вызовет подозрения. Правда, богатства эти не принесут счастья никому в несчастном семействе, породив легенду о проклятье “золота Толозы”:
ни самому Цепиону, который закончит свою жизнь в изгнании;
ни его сыну, преданному во время Союзнической войны;
ни его внуку, умершему едва достигнув 30;
ни его приемному правнуку, Марку Юнию Бруту…
Однако, справедливости ради, вина Цепиона не доказана, так что мы его в обладатели несметных богатств запишем карандашиком. А пока что его успехи на военном поприще позволили получить проконсульские полномочия с той же задачей - защитить римские владения от угрозы с севера. “Потеря” золота Толозы на фоне успешного возвращения контроля над галльским пограничьем, видимо, была сочтена незначительной мелочью. Более того, Цепион на волне народного воодушевления даже смог провести закон о возврате сенаторам половины мест в судебных комиссиях, и всадники никак не смогли ему помешать.
На следующий год орда кимвров, к которой успели налипнуть по ходу дела еще куча племен, вновь вторглась в пределы римской Галлии. На этот раз сенат решил не допускать ошибку с недооценкой противника и для помощи Цепиону отправил на север еще одну консульскую армию под командованием Гнея Маллия Максима. Это решение сената, возможно, стало предопределяющим в последующей трагедии.
Консулами 105 года до н.э. стали два хомо новуса Гней Маллий Максим и Публий Рутилий Руф, что уже показывает серьезное недовольство римской общественности сложившимся в государстве положением: постоянные поражения армий знатных консулов, войны, длящиеся годами, мобилизации, охватывающие все большее число людей. Поэтому результаты данного голосования можно рассматривать как протестные. И это несмотря на то, что именно нобиль Цепион был героем 106 года до н.э.
Одним из кандидатов на этих выборах был Квинт Лутаций Катул, друг Цепиона, изначально рассматривавшийся им в качестве соконсула. Однако Катул снова с треском продул выборы абсолютно незнатному и, судя по всему, имевшему минимальный военный опыт Маллию Максиму.
Дальше больше, из обоих консулов Руф выглядел куда более предпочтительной фигурой для командования, так как он имел обширный военный опыт, в отличие от своего коллеги. Однако, на север с армией посылают Маллия Максима. Почему? Вероятно, все дело в том, что Руф был другом Метеллов, которых Цепион хотел потеснить на римском политическом олимпе. Поэтому сенат, все же заинтересованный в победе на севере (конспирологию, что Цепиона намеренно сливали Метеллы оставим в стороне), мог пойти на компромиссное решение и отправить Маллия как фигуру нейтральную. Помогло ли это?
Почти сразу же между командующими возник серьезный конфликт. Хотя формально консул по своим полномочиям был выше проконсула, в Риме всегда огромное значение имел неформальный статус: знатность и авторитет рода, личное влияние и способности политика. И вот по этим показателям знатный Цепион был значительно более весомой фигурой, нежели Максим. Более того, у последнего не было никакого военного опыта, а у Цепиона был и успешный. Так что он не просто имел право требовать общее командование, но и было бы крайне разумно его ему передать. Однако нашла коса на камень - Маллий Максим отказался быть подчиненным Цепиона, требуя равноправия в принятии решений. А Цепиону нужен был подчиненный, а не коллега, с которым придется делить почести.
В результате оба командующих стали действовать самостоятельно, несмотря на то, что Маллий призывал объединить усилия на равных началах. Цепион делить славу будущей победы ни с кем не хотел, и Республика поплатится за его гордость и амбиции. Обе армии численностью до 40 тысяч легионеров и вспомогательных сил каждая, с обозом численностью еще от 20 до 40 тысяч человек, согласно римским источникам, встали двумя отдельными лагерями перед рекой Родан (современная Рона). Приближению варварской орды предшествовала стычка с разведкой Маллия Максима, которой командовал консуляр Марк Аврелий Скавр (не родственник принцепса сената Марка Эмилия Скавра). Кимвры разбили римский отряд, а его командира захватили в плен и казнили.
Не смотря на эту жестокость, варвары в начале выслали послов к Маллию Максиму и выставили все то же старое требование “дать им земли”. То, что аналогичное посольство не было направлено к Цепиону, привело его в бешенство. Кимвры, совершенно случайно, ударили в самое слабое место Цепиона - его честолюбие. Когда к нему наконец добрались послы, то взбешенный нобиль прикажет то ли выгнать их, то ли будет угрожать казнью, что по понятиям всех эпох означало войну. При этом Цепион вновь отказался сотрудничать с Маллием, даже под нажимом своих солдат и офицеров.
Результат оказался предсказуем. Цепион выстроил свои войска, однако варваров тупо было больше, а Маллий Максим… а что он делал, пока Цепиона громили, неизвестно. Судя по всему, его армия не участвовала в первой стычке и лишь наблюдала за разгромом коллег. Странное поведение, однозначно делающее Маллия Максима соучастником катастрофы. Когда со своенравным нобилем было покончено, а сам он бежал с остатками армии к Роне и лагерю Маллия, то кимвры всей ордой навалились уже на него. Прижатая к реке, куда более малочисленная нежели нападающая (римлян было в 2-3 раза меньше, чем варваров) армия была буквально вырезана, после чего кимвры принялись за обозников.
Потери римлян в этой битве неизвестны, предположительно они составили более 70 тысяч легионеров и обозников, что делает эту битву крупнейшим поражением Рима в истории, превосходя даже Канны. Оба консула Цепион и Маллий выжили, сразу после разгрома поспешив в Рим, чтобы успеть первыми представить сенату и народу свою версию событий. Выжившие солдаты дезорганизованно отступили в Италию. Карьеры Цепиона и Маллия Максима были полностью разрушены Араузионом.
Так как между ордой варваров и Италией больше не было никаких войск, то призрак легендарного разграбления Рима галлами встал во весь рост перед жителями Вечного города. Консул Руф потратит оставшийся свой консульский срок на то, чтобы собрать из остатков войск нечто пристойное, объявит мобилизацию и запретит юношам до 25 лет покидать Италию, закрыв для них порты. Однако этих мер будет совершенно недостаточно – Рим находился уже не на пороге, а посреди крупнейшей геополитической катастрофы.
На счастье римлян кимвры не стали вторгаться в Италию, пройдя с огнем и мечом по Нарбоннской Галлии в Испанию. Почему они не решились идти в Италию - загадка. Возможно, все еще опасались силы Республики, способной, не смотря на огромные потери, посылать каждый раз все большие армии против них.
Однако в самом Риме не знали этого, потому на фоне паники начались поиски нового героя - того, кто смог бы остановить наконец варваров. И как раз в это время из Нумидии пришли вести, что Марий поймал Югурту и завершил бесславную войну. Эта победа вызвала такой прилив энтузиазма у плебса, что вопреки всем законам на очередных комициях Марий без присутствия в Риме, даже не уведомленный об этом сам, с недовольного молчаливого согласия сената был избран консулом на 104 год до н.э. Когда-то в таких же условиях были избраны Сципион Африканский и Сципион Эмилиан, которые принесли Риму победу. Многим могло казаться, что Марий окажется столь же удачным выбором.
Однако те, кто попрозорливее, должны были понимать, что Марий может и новый Сципион по воинским талантам, но вот как политик он едва ли был похож на покорителей Карфагена. Какие бы взгляды ни исповедовали Сципионы, оба они уважали римский республиканизм и не совершали поступков, способных подорвать его основы. Марий уже успел продемонстрировать свое отношение к политическим традициям - если они ему мешали, то тем хуже для традиций! И теперь он стал самым влиятельным человеком в Риме…
Пост с навигацией по Коту
Подпишись, чтобы не пропустить следующую часть завтра, 28.07 в 18:00 по МСК.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Значок рубля под постом или по ссылке, если вы с приложения.







Лига историков
20.3K постов56K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения