
Лига историков
Территориальный рост Российской Империи с 1700 по 1914 гг
Выделены столицы гос., губ. и обл. города на 1914 г., проч. насел. пункты. Даны даты основания городов и заводов
Границы: гос. Российской империи и иностр. государств на 1914 г.; вассальных ханств Хивы и Бухары; территорий, отошедших к Российской империи по разделам Польши в 1773, 1793 и 1795 гг., полузависимых территорий Казахских орд с 1731 по 1824 г. и Кабарды с 1774 по 1825 г., сфер влияния Российской империи в Персии (Иране) и Китае. Показ. важнейшие укрепл. линии, построенные на Кавказе в конце XVIII в. и в Казахстане в нач. XIX в. Красочными фонами выделены: Русское государство к 1700 г.; присоединения территорий к Российской империи — в 1700-1725 г., 1726-1772 г., 1773-1795 г, 1796-1863 г., 1864-1914 гг.; территории, принадлежавшие Российской империи. Указаны даты присоединения территорий и городов.
Кому нужна карта в полном разрешении ТУТ
Народные игры жителей Финляндии 1929 год
Большая подборка разнообразных народных забав и развлечений в начале XX в Финляндии. Подборка более 80 фотографий, вся подборка ТУТ
Откуда пошел турист
Как простой краснодеревщик случайно изменил мир вокруг, что было до него, и при чем здесь алкоголь? А еще — как из одной прогулки с бутербродами все превратилось в пароходные флотилии, чартерные рейсы и звание крупнейшего розничного продавца валюты.
Тем, кто понял откуда и почему здесь эти люди, сразу +5 к моему уважению.
Если вы жили где-нибудь в начале XVIII века, способов повидать мир в комфорте и уюте у вас было не так чтобы и много. Никаких телевизоров и прочих вещей, показывающих чудеса света за пределами вашего города (или деревеньки) у вас не было. Можно было бы отправиться в путешествие по миру самостоятельно, но это запросто могло пустить вас по миру (а, как я шутканул? Молодец! Пойду в стендап). Для начала вам пришлось бы озаботиться перевозкой целой кучи слуг (а если у вас не было таких людей, откуда у вас появились деньги, чтобы куда-то отправиться?), искать местных проводников, озаботиться покупкой валюты, разбираться в расписании поездов и кораблей. А ещё надо было договариваться с различными пансионами, где приходилось останавливаться, искать, в каких местах покушать и так далее и тому подобное. В качестве альтернативы — можно было особо не планировать ничего, а просто плыть себе по течению от одного достопримечательного места к другому, загружая своими хотелками с десяток помощников. Ведь всё равно денег у вас до хрена и никаких забот о том, что ваш отпуск на работе подходит к концу, а вы ещё не купили магнитиков своим коллегам. В общем — путешествие как развлечение долгое время было исключительно для богачей и аристократов с уймой свободного времени и ресурсов. Если вы не обладали голубой кровью, белой костью и тысячами денег, то всё, что вам грозило — это отдых примерно в круге радиусом около полусотни километров от вашего родного городка. Дальше никто по статистике не забирался.
Реклама путешествий тех лет. Да, это уже наш герой развлекается
Но вот, в 1869 году произошло довольно важное событие исторического масштаба. Наконец-то Суэцкий канал ввели в работу, и на церемонию собралось множество народа. Среди них были и любопытствующие богатеи и те, кто появился здесь по работе — репортёры, коллекционеры, корабельные агенты. Но если бы вы присмотрелись к толпе повнимательнее, то заметили, что среди них затесалась крайне важная для истории прослойка путешественников. Три десятка британцев сошли в Александрии с парохода, который пробыл в море около четырёх дней. И это были те, о ком Пратчетт однажды напишет: «существа, которые абсолютно уверены, что вот с ними-то ничего страшного произойти просто не может» — туристы. А началось всё с человека, по имени Томас Кук, обитающем в Лестере, где и стартовало дело, изменившее весь мир.
Вот это он.
По своей профессии наш герой был краснодеревщиком, но при этом ещё и немного проповедовал... для души (ого, второй каламбур в статье, иду на рекорд). В качестве бонуса — активный и деятельный участник британского движения за воздержание от алкоголя. Уже в раннем возрасте Томас негативно относился к выпивке, поэтому провёл много времени, гуляя по местности, раздавая брошюры и неся слово божье (в частности, что Водка-ЯД!!!) всем желающим его послушать. Рвение проповедника несколько тормозило то, что желающих было не так и много. Поэтому он решился действовать более активно. Как раз неподалёку от его места жительства проложили железную дорогу, и Томас начал размышлять. А ведь почему люди пьют? Да потому что они бесцельно слоняются по городку, где особо нечем заниматься, скучают и не находят ничего лучшего, чем пропустить кружечку пивасика. Они не знают о других чудесных возможностях, которые готовит им мир вокруг! Но, что будет, если бы у них появилась альтернатива? Что произойдёт, когда они смогут повидать другие места.
При чем здесь самолет? Позже узнаете.
И вот он в 1840-х годах начал организовывать для всех желающих специальные поездки на пикники в окрестностях города. Такие стандартные — корзинки, зонтики, разговоры о погоде. Затем принялся водить экскурсии в другие области Англии — показать различные достопримечательности и просто хорошо провести время вместе. Так, в 1841 году он доставил около 500 человек на большую встречу трезвенников в Лафборо, арендовав целый поезд под это дело (ошибочно считается первой железнодорожной экскурсией, но такое мероприятие уже было в 1839 году). За 1 шиллинг любой пассажир получал поездку на поезде туда-обратно, концерт, еду и, естественно, для англичан — чай. Многие участники сочли, что за такие деньги — это очень выгодное дельце. И туры продолжились.
Групповая карточка в Помпеях. 1868 год. Томас сидит на земле чуть правее центра.
Вначале он работал себе в убыток — покупая билеты и продавая их желающим со скидкой, или даже бесплатно — просто чтобы спасти заблудшие души от греха праздности. Но вскоре он понял очевидную всем нам сейчас, но революционную для того времени вещь: многие англичане готовы путешествовать. Но мало кто хочет заморачиваться планированием и выбором. Зато эти зайчатки верхнерабочего и среднего класса не против делегировать подобную обязанность кому-то. И вместе с решением этой проблемы приходят и финансы. Поэтому Томас начал понемногу брать деньги за организацию по туристическим городкам Англии. В 1846 году вышел за границы страны — в Шотландию. Практически для всех его пассажиров это был первый в жизни опыт поездки в другую страну.
Справочник туриста Томаса Кука. Расписание всех поездов, дилижансов, судов в Европе. Издавалось до 2019 года. Стало библией всех путешественников.
Через пять лет под его руководством и помощью более 150 тысяч человек посетили Большую Лондонскую выставку в течение полугода. Дальше попёрло расширение — в 1855 он замахнулся на Европу. Бельгия, Германия, Франция, затем Швейцария. Тогда как раз в Париже гремела очередная выставка, где обычно и заканчивались все его туры. Ну а после того, как за океаном отгремела Гражданская война, организованные его компанией группы отправились в США, побродить по Нью-Йорку. А в 1872 году под его эгидой начинается первое в мире туристическое кругосветное путешествие. Путь занимает 222 дня.
Реклама того, что Кук предлагает вам целый мир.
Вскоре Кук перенёс свой головной офис из городка Лестер в Лондон. Там же открыл магазин в стиле: «всё для опытного путешественника». Багаж, обувь, одежда, путеводители, изготовленные по заказу (кстати, первые образцы подобных брошюр, по уверениям сотрудников, появились в 1845 для экскурсии Кука по Англии, как справочники о поездке) и прочие нужные в пути вещи. Рядом находилась и гостиница для воздерживающихся от алкоголя. Кстати, там действовала купонная система — книжка с талонами, которые можно было потратить на еду в ресторане или на продление пребывания в гостинице. Ну, при условии, что вы были тем самым трезвенником. Иначе — извините, ваша личность не сочетается с идеологией нашего отеля. А затем, постепенно в эту игру втянулись не только англичане, но и жители других стран. Кстати, забавно, что услугами его компании активно пользовались одиночки — те, кто вряд ли смог когда-то отправиться в длительную поездку (вспомним времена). А вот компания Кука с успехом решила эту проблему и познакомила массу людей с окружающим миром.
Расценки на путешествие по окрестностям Нила на собственных пароходах.
Он стал первым, кто додумался до фишки «дайте скидку, мы возьмём больше, и вам не придётся морочиться с мелкими покупателями» и тем самым умудрялся выбивать своим группам дешёвые номера в различных гостиницах, пансионатах, ресторанах и даже магазинах. Именно он впервые придумал и внедрил туристические чеки (их можно было обменять в различных обговорённых местах на питание и постой, либо потратить на железнодорожные билеты). Его клиенты первыми познакомились с циркулярными банкнотами (обмен в гостиницах и банках на местную валюту по установленному курсу). И даже пакетный отдых по формату «всё включено»: просто платите деньги, и мы все решим за вас — питание, гостиница, экскурсии. Он сделал надёжную ставку на то, что большинство людей среднего класса хотели повидать мир, но опасались трудностей в незнакомых странах. Другие валюты, незнание языков, боязнь бюрократии, поиск мест, где можно остановиться и безопасно потратить деньги. И вот Томас взял на себя роль их надёжного плеча в этих путешествиях. Он всё организовывал — место, где остановиться, куда сходить, что покушать и посмотреть. Его сотрудники решали сваливающиеся на начинающих путешественников проблемы в пути, помогали в поездке по мере своих сил.
Памятник Томасу в Лестере. На том самом вокзале, с которого все началось.
Кук и компания стала, по сути, самой первой «турфирмой», которая просуществовала аж до 2019 года. Именно он открыл англичанам Нил и превратил Луксор из маленькой забытой деревушки на краю цивилизации в истинную Мекку для туристов. Томас создал на Ниле собственную пароходную флотилию. И именно на этих судах английские солдаты отправились в Судан. Это, кстати, считается единственным случаем в истории, когда британскую армию везли на войну с помощью частного транспорта. Его компания стала выкупать самолёты для экскурсий, а потом и замахнулась на собственный авиафлот. Турфирма имени Кука превратилась в крупнейшего мирового розничного продавца валюты, участвуя в массе сделок по обмену зарубежных денег на свои чеки. А теперь стоит вернуться немного назад, чтобы ощутить ту самую мякотку этого рассказа. Вы ведь не забыли, что всё это Томас Кук сделал, чтобы... бороться с пьянством. Начал с пикников и, кажется, чуть-чуть увлёкся. Кстати, в его последующих круизах, всё-таки подавали спиртное. Но по такой цене, что лучше было быть трезвенником. Короче, иногда некоторые готовы поменять весь мир целиком, чтобы продвинуть свои идеалы.
Дополнения и источники:
Вики — налетай, источники проверяй.
История компании с датами на сайте CNN
История на сайте компании.
Статья на сайте HistoryHit
И на Historic-uk
Пикабу? Ну типа:
Рождество Христово. Назарет? Вифлеем?
Репин. Рождество
О рождении Иисуса писали только Лука и Матфей, остальные евангелисты ничего об этом событии не знают. В евангелиях Иисус часто именуется Назаретянином, и соответственно Назарет воспринимается как родина Иисуса. Но населенный пункт с таким названием не упоминается ни одним еврейским историком ранее девятого века, ничего не знает о нем и Иосиф Флавий, описавший все значительные населенные пункты Галилеи, где он возглавлял сопротивление римлянам во время первой иудейской войны.
Уже во время Константина Назаретом назначили иудаистское поселение в Галилее, но самые ранние его постройки относятся к византийской эпохе. На самом деле это прозвище означает чистый, или даже святой. Назареями называли себя члены раннехристианской общины Иерусалима, которой руководил "брат господа" св. Иаков.
Жители Галилеи вызывали неприязнь и настороженность у жителей Иудеи, что прослеживается и Новом завете. "из Назарета может ли быть что доброе?" (Иоанн 1:46), " И ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Иоанн 7:52). Для евангелистов было несомненным именно галилейское происхождение Иисуса. Но рождение Иисуса в Назарете, в Галилее, входит в в противоречие с библейским пророчеством о том, что мессия, будущий царь Израиля, должен происходить из рода Давыдова и родится в его родном городе, то есть в Вифлееме.
св. Лука мозаика (яндекс картинки)
Лука решил эту проблему рассказав про некую перепись населения, сделанную римской администрацией и заставившую евреев перемещаться в города своих колен. Перепись, как факт, могла иметь место, но она не могла пройти раньше 7 года, когда Иудея стала частью римской провинции Сирия. Кроме того описанная практика не была свойственна римлянам, устроить великое переселение народов, идея совершенно абсурдная. Если перепись и была, она должна была , так сказать, "определить налоговую базу", поэтому римских чиновников люди интересовали в местах своего постоянного проживания, где они и платили налоги.
св. Матфей ( яндекс картинки)
Матвей вообще не стал заморачиваться вопросом почему Иосиф потащил жену, готовую родить если не с часа на час, то со дня на день, через половину Галилеи, всю Самарию и половину Иудеи. О просто пишет: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода,..." ну и далее по тексту. Правда после этого он более красочен чем Лука, который на восьмой день после обрезания, отправляет святое семейство в Назарет.
Пьеро делла Франческа. Рождество( яндекс картинки)
У Матфея на сцене появляются волхвы, ставшие причиной, хотя и не преднамеренной, избиения младенцев. Матфей не называет число волхвов, и в разных источниках их число колебалось от двух до двенадцати. Наконец было принято что их трое, как сыновей Ноя, родоначальников разных человеческих рас. Именно поэтому один из них часто изображается черным. Матвей стремится к тому, чтобы рождение Мессии соответствовала как можно большему числу библейских пророчеств. именно поэтому появляется эпизод избиения младенцев. Кстати никто кроме самого Матфея об этом ничего не знает. Тот же Иосиф Флавий, всеми фибрами души ненавидевший Ирода, зафиксировавшего в своих произведениях даже самые мелкие прегрешения того, об избиении ничего не пишет.
Пуссен. Избиение младенцев. (Яндекс картинки.)
Впрочем Матфей сам дезавуирует эту сказку говоря: " Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". С другой стороны здесь прослеживается связь с ветхозаветным сказанием о чудесном спасении младенца Моисея во время "египетского избиения младенцев". И разумеется новый спаситель не мог появиться на свет просто так, без трагических и эффектных событий.
икона бегство Иосифа и Марии в Египет (яндекс картинки)
Далее бегство в Египет, о котором ничего не знает Лука, и о котором сам Матфей ничего не пишет, кроме того что оно было. И только для того, чтобы сказать :"да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего".
После чего определяет семейство в Назарет. "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется". Впрочем, это последнее пророчество :"что Он Назореем наречется", в ветхом завете не существует, и является личным вкладом Матфея.
Благодарю всех, дочитавших до конца, буду рад вашим комментариям и замечаниям. До новых встреч и всем здоровья.
Пятничная находка (от 2 июня) в Виндоланде! Датировка — 85 -122 гг. н.э
Самое обыкновенное шило — этим оно и замечательно. Ровно такое же шило лежит у меня в ящике с инструментами. Разве что сама игла подлиннее и стальная, а не бронзовая как здесь.
Римский форт Виндоланда находится на севере Англии чуть южнее стены Адриана. Знаменит находками деревянных табличек с письмами, римской обуви, игрушек, посуды и проч. Уникальность Виндоланды обусловлена свойствами местной влажной глины. Как и почва Великого Новгорода, сохранившая для нас берестяные грамоты, она способствовала консервации органических материалов, которые в других условиях бесследно истлели бы.
Новости археологии от Лысого Камрада.
Хотите читать мои новые посты сразу, быстро и в большем количестве? Тогда вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru.
Тулупчик заячий и соболья "шюба"
О "заячьем тулупчике" Емельяна Пугачева известно всем - слишком уж богатый след оставила эта верхняя одежда в русской культуре - от пушкинской "Капитанской дочки" до одноименной песни группы "Любэ".
Гораздо менее известна соболья шуба Степана Разина. В своей книге "Царский титул в картинках" я упоминал разинскую "шюбу", но рассказывать не стал, а сейчас решил восполнить этот пробел.
Кустодиев Б.М. Степан Разин. 1918 г.
Однажды в архивных бумагах Тайного приказа нашли очень интересный документ. Это была короткая и поразительно неграмотная записка, как будто написанная на "падонкоффском языке". Вот только написал ее еще в 17 веке царь Алексей Михайлович Тишайший собственноручно. Вот небольшой фрагмент, можете ознакомиться с царским почерком.
В записке - 10 вопросов, которые царь-батюшка велел задать плененному вору и душегубу Стеньке Разину
Первый вопрос звучал так:
1. О княз Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба?
Эта история началась в июле 1667 года, когда князь Иван Семенович Прозоровский был назначен воеводой в Астрахань - слухи ходили тревожные, говорили, что Стенька-разбойник может Астрахань взять, вот город и усилили одним из лучших воевод.
Но Стенька пошел не на Астрахань, а отправился в свой знаменитый Персидский поход. Откуда, как известно, привез не только персидскую княжну, но и богатейшую добычу - по преданиям, при возвращении даже портянки у казаков были из шелка.
Одна проблема - на Дон знаменитый воровской атаман мог пройти только через Астрахань и, значит, надо было договариваться с князем Прозоровским.
Договорились.
За мзду, как водится на Руси.
Князь Иван Прозоровский получил от атамана более чем завидные "подарки" и велел открыть разинцам городские ворота. В конце концов, велика важность - басурман побили! То и не грех вовсе, а дело богоугодное.
Это был натуральный бенефис казаков - разодетые в шелка и парчу, они сорили деньгами, гуляли в городских кабаках, как будто завтра Армагеддон и сбывали на астраханском базаре свой хабар.
И все бы хорошо, но еще тогда одной из главных проблем русских чиновников было не умение остановиться.
Князь Иван Прозоровский позавидовал роскошной шубе, или, как тогда говорили, "шкуре", в которой щеголял по городу Разин - собольей, в пол, крытой роскошной персидской парчой. И стал он эту шубу у Разина вымогать - мол, не хочешь подарить по-дружески, государева воеводу порадовать? Ты ить не последний раз по Волге плаваешь...
Атаман посмотрел на воеводу нехорошо. Очень недобро посмотрел, но прекословить на стал - скинул шкуру с плеч и отдал со словами: «Бери эту шубу, лишь бы не наделала она шуму».
В.С. Жарков-Волжский. Тревожное время (воевода Прозоровский и митрополит астраханский Иосиф). 1986 г.
Шум случился через несколько лет, в 1670 году, когда войско Разина осадило Астрахань.
При штурме был убит брат воеводы Михаил. А самого воеводу Прозоровского, запершегося после ранения в соборе, Разин, взяв город на саблю, велел привести к себе.
По легенде, он спросил у него: "Шкуру мою помнишь? Или забыл, воевода, как с народа три шкуры драл, а потом и одной жалко стало?» - после чего собственноручно столкнул воеводу вниз с раската - высокой крепостной башни с плоской крышей.
Гравюра XVII века из книги Яна Стрейса, изображающая бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани.
Тогда в Астрахани казацкий круг приговорил к смерти 441 человека - в том числе и двух сыновей воеводы, двух Борисов: 16-летнего Бориса Ивановича Большого и 9-летнего Бориса Ивановича Меньшого.
Братьев повесили на городской стене за ноги, старший быстро умер, а младшего подняли еще "при дыхании" и отдали матери.
На этом эпизоде был сделан особый акцент в смертном приговоре, вынесенном Разину перед казнью:
"Ты же вор не насытясь невинных многих кровью и незлобных младенцев детей боярина князя Ивана Семеновича Прозоровского, велел, взять со двора, повесить через городскую стену за ноги и сверх того мучения одного (старшего) велел казнить смертью, а другого (младшего) со многими муками изувеча, отведя к Митрополиту, не чая его от таких мук жива".
Князь Борис Иванович Прозоровский (меньшой) прожил долгую жизнь, был женат на Ирине Михайловне Римской-Корсаковой, но всю жизнь оставался хромым и ходил с костылями. Даже на знаменитой парсуне 1694 года он стоит, опираясь на палки.
А все корыстолюбие папино!
Эпизод с разинской шубой долгое время считался легендой, пока не была найдена записка с вопросами Алексея Михайловича.
Впрочем, о каждом из этих десяти вопросов можно писать отдельную статью.
Девятым пунктом, например, Тишайший-царь спрашивает:
9. О Каспулате, где он?
Но о сложных отношениях, связывавших двух легендарных героев русских народных песен - Стеньку Разина и Хасбулата удалого - мы поговорим как-нибудь в следующий раз.
________________
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame
Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history
Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741