Чуток этологии
О пользе майданов и обывательских страхах
Практически в любой дискуссии с ватой всплывает страх майдана с коронным аргументом "посмотрите что майданутые сделали со страной". Казалось бы аргумент железобетонный, в пределах одного абзаца вразумительно на него ответить не получается. И потому вынужден писать эту почти статью. Мне лень это делать, но нести свет темным народам — моя миссия, крест и судьба.
Итак. Начнем не с майдана, а с общей теории. Законы эволюции универсальны и работают среди бактерий, животных, людей и даже женщин. Эти законы справедливы для любой конкурентной среды. Выживает не сильнейший, а наиболее адекватный. Возможности вида определяются не столько физическими характеристиками основной массы представителей (ваты в смысле. Пусть даже среди бактерий, но и у них есть 80% ваты — средненькие тупенькие внушаемые никто, которых звать никак), сколько вариативностью генофонда. Чем шире набор комбинаций генов, приводящих к отклонениям, тем потенциально живучее биологический вид. Сопсно именно этим и хороши зоны с повышенным радиационным фоном — мутагенность излучения обуславливает широкий разброс фенотипа. У кого рога длиннее, у кого хуй — заранее не скажешь что в текущий момент адекватно среде, кто оставит потомство, тот и выиграл — именно его гены перейдут на следующий этап битвы за жизнь.
Так вот. Дальше простая математика. Количество генов ограничено. Это дает конечное количество мутаций (комбинаций). Тем более ограничено количество полезных мутаций — их сотые доли процента, остальные не выживают. И вот, представим себе чашку петри с питательным бульоном, которую засеяли сотней разных культур бактерий и там начинается самая настоящая битва за жизнь, за ресурсы, за жизненное пространство. В итоге выживет только одна культура, которая поглотила остальные, либо образуется симбиоз из наиболее совместимых. Пока идет битва, культуры бактерий будут меняться — в пределах возможного, допустимого геномом. Как только изменения исчерпаны, либо они дают недостаточно эффективное потомство в борьбе за жизнь, культура исчезает.К чему это приводит. Победившие бактерии, которым, кроме как от старости больше не от чего умирать, все враги сдохли, останавливаются в развитии как вид. Враги побеждены же и никто не умирает насильственно. Начинается стабильность. У этого состояния много названий — климактерическое общество (ничего обидного, это научный термин), локальный пик эволюции etc. В этом состоянии культура может находиться бесконечно долго практически не меняясь.
А теперь давайте рассматривать не чашку петри, а вечную лужу. Бывают такие на наших дорогах. В ней выживет несколько культур–государств, на каждом конце лужи своя страна, со своими законами, правилами и ресурсами. И представьте себе обширную долину с множеством холмов разной высоты, но отстоящими друг от друга довольно далеко. Представили? Так вот это не долина, а трехмерный график, где вертикаль — уровень развития, а плоскость — варианты. Вершины холмов называются "локальные пики эволюции". Это точки в которых находятся текущие чемпионы выживания, дошедшие до предела, идеала в границах своих возможностей. Дальше вверх у них пути нет либо чисто генетически, либо потому что идеал можно только ухудшить, а этого эволюция не позволяет делать. Это эволюционный тупик. Вид будет существовать пока условия среды не изменятся, но не дай бог им таки измениться — вид умрет ибо вариативный потенциал исчерпан, а назад откатиться невозможно принципиально — эволюция не умеет ходить назад. Только вперед и ниибет.
Так вот при чем тут майданы — они возникают, когда люди видят, что социум идет не туда, идет в тупик. Люди редко понимают это мозгами, обычно чуют жопой. Но чуют — за миллионы лет способность чуять жопой развилась довольно сильно. Еще шаг и будет эта вершина, дальше развиваться некуда — стабильность бля. Ладно бы шведская, но она же на всю голову воровская. Надо успеть сломать процесс, не дать сделать этот последний шаг в тупик из которого выхода нет, нужен шаг в сторону на плоскости. Это неизбежно приводит к ухудшению общего уровня, скатыванию вниз со склона, но зато открывает дорогу на соседний холм, который, возможно и вполне вероятно, будет выше. Стабильность = смерть. Изменяйся или умри. Если видна вершина, нужно уходить, дальше пути нет. Это правило вполне применимо к конкуренции социумов и государств.
В качестве бонуса немножко энтомологии. Наблюдали когда–нить как муравьи тащат гусеницу? Кто куда, каждый в свою сторону, лебедь, рак и щука плачут в умилении. Однако гусеница, тем не менее, движется в направлении муравейника. Тяжело, медленно, с руганью и драками, по пьяной траектории, но в сторону муравейника. Это про Украину бгг.. Так вот, если бы муравьи тащили согласованно строго по вектору, то первая же травинка у них на пути стала бы непреодолимым препятствием. А вот это хаотическое перетягивание каната туда–сюда вправо–влево позволяет препятствия обходить. Эволюционным процессам нужен шум и движ.
И пусть победит наиболее адекватный среде!