36

Арктический терминал «Ворота Арктики».

Новопортовское месторождение находится в Ямало-Ненецком автономном округе, в 360 км от Салехарда и в 30 км от побережья Обской губы. Месторождение было открыто более 50 лет назад, однако из-за отсутствия логистической инфраструктуры промышленная эксплуатация промысла началась только несколько лет назад. На удалении 3,5 километра от берега был построен круглогодичный терминал «Ворота Арктики». Впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти стал осуществляться морским путем.


Это единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом. Он позволяет отгружать жидкие углеводороды в объеме до 8,5 млн тонн в год. «Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже минус 50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

Такой сюрреалистичный вид открывается с вертолета — желтый «гусь» (как его называют вахтовики) возвышается примерно на 63 метра над водой и ещё на 17 метров скрывается под ней. Терминал массой в 4000 тонны состоит из неподвижной башни, прочно закрепленной на дне Обской губы, и вращающейся части. Длина всего поворотного ствола 78 метров, из них 67 — стрела. В основании терминала находится 12 буронабивных свай диаметром до 2,5 метров и длиной 85 метров.


Сооружение имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. В нормальном режиме эксплуатации все управление осуществляется дистанционно.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

До терминала идут две «нитки» подводного трубопровода диаметром 720 мм и толщиной стен 18 мм. Общая протяженность системы — 7,9 километров. Нитки утеплены и закрыты бетонным саркофагом, чтобы в случае нештатной ситуации нефтепродукты не попали в акваторию. Нефть, нагретая до температуры 45 градусов, циркулирует по трубам постоянно, чтобы не было застоя и накопления отложений - парафинизации. Терминал внутри герметичен и оснащен резервуарами. Они могут принять в себя всю нефть, которая будет поступать в случае аварийной расстыковки танкера и до остановки насосов. Такая технология называется «нулевым сбросом».

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

После того, как в береговом парке накопили достаточное количество нефти для отгрузки, танкер начинает швартовку. В этом ему помогает ледокольное судно обеспечения «Александр Санников». После того, как «Александр Санников» передал на танкер проводник, с помощью него танкер вытянул к себе швартовый конец. Ледокольное судно встает со стороны кормы танкера, готовое в любой момент взять его на буксир и оттянуть от терминала при необходимости.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

Крепление швартового устройства оснащено датчиками натяжения, которые отвечают за автоматическую расстыковку в случае непредвиденных обстоятельств. Напомню, что при этом обеспечивается полная герметичность всего контура и ни капли нефти не проливается в акваторию губы. Длина нефтеналивного рукава 68 метров. Специалисты называют процесс стыковки шланговкой.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

На танкер надо закачать примерно 38 000 тонн.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

Штормит.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

К следующей ночи погода утихла и отгрузка нефти продолжилась. Далее мы подходим к терминалу, чтобы забрать проводник. Швартовый конец крупным планом. Синий — это тот самый проводник. К нему прикрепляется уже длинный белый проводник, один его конец остается на судне, другой частично в воде.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

Отходим от терминала и ждем танкер. Наконец-то откуда-то сбоку показывается огромный нос нашего «Штурмана». С него бросают красный проводник, к которому команда судна обеспечения прикрепляет белый. Далее экипаж танкера выбирает свой красный, затем белый и уже добирается до синего. А вот с помощью синего проводника уже крепится основной швартовый конец в специальном устройстве на танкере.

Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост
Арктический терминал «Ворота Арктики». Ворота Арктики, Ямал, Нефть, Энергетика, Длиннопост

Автор репортажа Александр "Russos" Попов (russos)

https://russos.livejournal.com/1481393.html

(с.) https://russos.livejournal.com

Найдены дубликаты

+1
Потрясает инженерная задумка: зачем строить порт где то у черта под коленкой если можно просто подвести трубы, вывести их в море и там ебануть такую желтую хуёвину, которая будет нефть по танкерам разливать!
0

А откуда идёт управление терминалом если он не обитаем?

0

Спасибо, познавательно!