60 лет Подвигу

В Санкт-Петербурге не так много монументов, установленных в честь счастливых событий. И почти ничто не напоминает о подвигах, совершенных в мирное время. История, необычайно подстегнувшая конкурс в летные училища, ставшая легендой еще и потому, что вслух о ней старались не говорить, произошла 60 лет назад прямо посредине реки Невы.

21 августа 1963 года пассажирский самолет Ту-124 со сломанным шасси и заглохнувшими двигателями сел на Неву между Большеохтинским и Финляндским железнодорожным мостом. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не погиб и не пострадал. Несмотря на очевидный подвиг пилотов, история пребывала в забвении вплоть до 90-х годов XX века, пока не были опубликованы снимки Юрия Туйска – единственные живые фотосвидетельства аварии и подвига.

Из известных на 2023 год случаев приводнения самолетов лишь семь увенчались абсолютным успехом (были спасены все пассажиры и члены экипажа). Этот эпизод был среди них первым. Он вошел во все учебники. Но можно представить, каково в 1963 году было пилотам, сделавшим то, что до них не делал никто. Да еще и без подготовки. С момента принятия решения до приводнения прошло 14 секунд.

Когда у самолета, летевшего рейсом Таллинн – Москва, не сумела сложиться стойка шасси, стало понятно, что самолет придется сажать на грунтовую полосу. Такая была в аэропорту Шоссейный – так тогда называлось Пулково. Обычно здесь садились маленькие самолеты, выполнявшие разные хозяйственные рейсы. Уже все понимали, что самолет при посадке загорится, что наверняка будут жертвы, но пусть это произойдет в самом дальнем углу аэропорта…

Самолет фланировал над Ленинградом, вырабатывая топливо. Невысоко, ведь чем ближе к земле и чем менее разрежен воздух, тем этот процесс идет быстрее. Внезапно заглох левый двигатель – топливо либо кончилось, либо почему-то перестало в него поступать, а спустя несколько минут и правый. Ужас ситуации заключался в том, что пилоты после отказа одного двигателя получили разрешение вести самолет над городом – и теперь он падал на жилые кварталы. В итоге самолет, пролетев всего на 4 метра выше строившегося моста Александра Невского, сел на воду и заскользил по воде против течения. Инерция гнала его вперед – но у самых мостовых быков Ту-124 наконец-то замер. Вряд ли посадка на грунтовую полосу дала бы такой блестящий результат, как приводнение. Получается, что 52 человека спаслись именно благодаря заглохшим двигателям.

Самолет затонул только к вечеру: всех пассажиров давно эвакуировали, отвезли на Московский вокзал и посадили в поезд. Фотографировать ЧП было категорически запрещено. Но житель проспекта Шаумяна, геолог Юрий Туйск, сделал несколько снимков, и только благодаря им жители России получили подтверждение, что эта история не выдумка, а реальность.

«Мне было 23 года, – рассказал Юрий Викторович. – Я сидел дома и пил чай. И вдруг грохот. Прямо над моим домом пролетел самолет Ил-14. Так низко, как самолеты никогда не летали. Я подумал: кино, может, снимают? Вышел из дома и увидел, что самолет ушел в сторону Пулково, но все прохожие почему-то бегут к Неве…»

Как выяснилось позже, «Ил» послали на разведку: узнать, что случилось с Ту-124 после того как он пропал с радаров. А зеваки уже толпились на набережной, глядя на плавающую «тушку». У тех, кто пытался ее сфотографировать, люди в штатском тут же отбирали фотокамеры. Туйск поступил по-другому: сходив домой за фотоаппаратом, он встал вдалеке от толпы, на территории нынешнего Заневского парка, который разбили в том самом году, так что больших деревьев там не было. Из парка удалось провести съемку незаметно для окружающих.

«Эти кадры я опубликовал только в 1996 году в газете «НЛО», – рассказал Туйск. – За год до смерти пилота Виктора Мостового, он уже к тому времени переехал в Израиль. До перестройки напечатать что-то подобное было немыслимо. В Советском Союзе не могло быть авиакатастроф. Кроме того, внезапный отказ двигателей – это не ошибка экипажа, а просчет авиастроителей. А Туполев, авиаконструктор, дружил с Хрущевым…» В 1963 году о подвиге экипажа скупо, в четырех строчках, написали несколько газет. Двум пилотам дали квартиры в Москве: прежде они жили в коммуналках. Второй пилот Василий Чеченев умер в 2002 году, тихо и незаметно. «Во всяком случае, никаких интервью с ним я не видел и на совместные мероприятия нас не приглашали, – говорит Туйск. – Про штурмана Виктора Царева я знаю, что он разбился в 1965 году».

Про советских пилотов художественного фильма не сняли, хотя зацепиться было за что: одним из пассажиров рейса был епископ Таллинский отец Алексий, ставший впоследствии патриархом Алексием II.

21 августа 2023 года в зеленой полосе между Невой и проспектом Обуховской Обороны открыли закладной камень в честь небольшого арт-объекта, который появится здесь через год. Организаторы специально попросили не называть его памятником – от этого слова веет чем-то траурным, а объект в честь героев-летчиков должен излучать оптимизм и гордость. Уже решено, что он будет включать в себя реальные фрагменты самолета Ту-124: кресло и часть фюзеляжа. Увы, не того самого, с рейса SU-366, но аппарата той же модели, который на счастье оказался в Пулково. Эксплуатировать такие самолеты перестали полвека назад.

Обычно закладные камни отмечают запуском воздушных шаров. Но ради летного подвига традицию изменили: в небо были запущены 52 бумажных самолетика по числу спасенных 60 лет назад жизней.

О событиях 21 августа 1963 года был снят документальный фильм «Чудо на Неве» Андреем Леонтьевым.

Пилоты Виктор Мостовой и Василий Чеченев спасли себя и еще полсотни жизней. Но это минимум. Никто ведь не догадывался, сколько людей погибло бы на земле, если бы не решение приводняться. Сколько памятников архитектуры были бы потеряны безвозвратно.

60 лет Подвигу Длиннопост, Авиация, Подвиг, Пилот, Ту-124, Гражданская авиация, Самолет, Аварийная посадка, Ленинград, Санкт-Петербург
60 лет Подвигу Длиннопост, Авиация, Подвиг, Пилот, Ту-124, Гражданская авиация, Самолет, Аварийная посадка, Ленинград, Санкт-Петербург

Источник https://spbdnevnik.ru/news/2023-08-22/pilotam-sotvorivshim-c...

Авиация и Техника

9.9K поста17.7K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу