Серия «История России»

1

Богатства народные. Российская Империя, или художественный фильм «Украли». Часть вторая

В прошлой части под кодовым названием «Железные дороги, частные инвестиции и Российская империя — художественный фильм «Украли»», кстати, прочитать вы ее можете по этой ссылке, мы немного погрузились в статистические данные, конечно, не полностью, но на полштыка точно — как обстояли дела с ж/д в богоспасаемой РИ (в моих постах эта аббревиатура обозначает «Российская империя»).

В этой статье, посвященной великой державе, мы рассмотрим экономику РИ относительно мирового рейтинга. Опираюсь я опять-таки на книжку Станислава Струмилина «Очерки советской экономики: ресурсы и перспективы», которую вы можете либо купить, либо посмотреть ксерокопию по этой ссылке.

Ну-с приступим.

Во-первых, как и полагается великой державе, данные о народном состоянии в основной своей массе черпались местными [нашими] учеными из иностранных источников, потому что подсчет этого дела в РИ на должном уровне поставлен не был, а потому нам пользоваться придется достаточно ненадежными данными. Один из таких источников, например «Ньюмарк», дает ручательство за точность цифр не более 40%.

Рассмотрим первую табличку:

14 страница

14 страница

В 1881 году РИ, по общему богатству (40,500 млн) и по годовому доходу (6,110) занимала пятое место, а в 1914 году была уже на четвертом и третьем месте по доходу (16,400 млн) и богатству (140,900 млн) соответственно.

Но, есть нюанс...

Прирост что первого, что второго показателя очень сильно привязан к приросту населения, что следует из следующей таблички:

15 страница. 1894 и 1914 года.

15 страница. 1894 и 1914 года.

Как можно понять из предоставленных данных, первое место по приросту Н-населения, НИ-народного имущества и НД-народного дохода занимает США, связано это не только с приростом населения внутри, но и активной иммиграцией. Далее по убывающей РИ, Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Италия (тут наблюдается отступление от правил, но у великой Италии, как и у великой РИ, тоже всё плохо было со статистикой, и точность данных, по сообщениям источника, не более 30%) и на последнем месте Франция, у которой самый маленький показатель прироста населения и, соответственно, самый маленький показатель роста по остальным пунктам.

Тут мы подходим к мякотке, можете насладиться третьей табличкой:

17 страница. 1881,1894 и 1914 года. Народное имущество и Народный доход.

17 страница. 1881,1894 и 1914 года. Народное имущество и Народный доход.

Вот и сыпятся неожиданно все предыдущие циферки. Сразу видно, что, несмотря на достаточно высокое положение в мировом рейтинге, доход на человека в РИ безбожно отставал даже от 6 места, от Италии. Причем, если в 1881 году отставание от Италии в народном имуществе (на человека) составляло 362 рубля и в народном доходе на человека 34 рубля), то в 1914 году отставание от той же Италии составило 405 и 124 рубля соответственно.

Да, конечно, в данном случае не учитываются отношения валют и инфляция, но по закону больших чисел, а цифры огромные, эти погрешности не играют большой роли, то есть общая картина не сильно изменится в случае более дотошных подсчетов.

Собственно на этом все, там конечно осталась еще одна таблица:

Но о ней писать что то я не вижу резону, так как во первых все наглядно видно, а если не видно или не понятно - можете прочитать в книжке, название которой дано в самом начале.

Всего доброго!

Советую подписаться на мои каналы в ТГ, Дзене и Бусти.

Показать полностью 4
12

Железные дороги, частные инвестиции и Российская империя — художественный фильм «Украли»

Очень часто слышу я, хотя надо сказать, что с каждым годом всё реже и реже, что частная инициатива рулит, бизнес решит все проблемы человечества, не будет дефицита и наступит благорастворение. Опустим, что это не так хотя бы по той причине, что там, где есть частники и бизнес, есть бедняки и сверхбогачи, но воззрим на пример из прошлого, а именно из истории великого и могучего православного эмирата — Российской Империи времен Александра 3 и Николая второго, на конкретный пример строительства ж/д.

Как известно, в РИ был капитализм, пусть и соседствующий с пережитками феодализма в надстройке, но тем не менее были АО, где уважаемые люди при деньгах могли вложиться и получать потом со своих вложений деньги. Так вот, купил я достаточно давно книжку про экономики РИ и СССР, писанную Струмилиным Станиславом Густавовичем «Очерки советской экономики: ресурсы и перспективы», и, опираясь на материал, предоставленный там, давайте посмотрим на то, как обстояло дело с ж/д.

Посмотрим на следующие таблички, сейчас рассмотрим первую, то есть вторую табличку:

Как можем видеть из таблички под номером два, до 1890-х годов рост частной, как казалось бы, сети происходил за счет государственных ресурсов, и казенные вложения превышали вложения эффективных частников. И вырисовывалась замечательная система: в прибыльные годы акционеры брали себе ВСЮ чистую прибыль в дивиденды, а в убыточные получали гарантированный процент прибыли от (т. е. за счет) казны, возлагая на казну выплату процентов по облигационным займам.

Также можно понять, что постепенно, начиная с 1890-х годов, участие казны в капитальных вложениях частной сети падает. А объяснение просто: государство, обслуживающее интересы бизнеса, просто выкупило самые нерентабельные ж/д. А это повлекло за собой очень малую рентабельность по сравнению с частными дорогами, а с учетом задолженностей казенные дороги в течение долгого времени были убыточными.

Плавно переходим к следующей интересной табличке:

Из этой таблички можно заметить, что за время эксплуатации жд владельцы выручили суммы, значительно превышающие вложения. За сорок лет частные ЖД увеличили капитал всего на 200 миллионов рублей, а внимание ЧИСТЫЙ ДОХОД за это время составил 3 но не миллиона а миллиарда рублей и 114 миллионов сверху, т.е. в 15 раз больше.

С 1870-х годов 20 века доходы железных дорог превышали сумму новых капитальных вложений, обратное только в 90-е годы, когда огромные средства были влиты в бездонный Трансиб и прочие дороги в Азии. В итоге за 40 лет вложения за счет частного (главным образом иностранного) капитала, да-да, вспоминается мантра нашего антифашистского вождя Владимира Владимировича про иностранные инвестиции, как они хороши и полезны, так вот, за 40 лет вложения этих ребят едва достигали 2 935 миллионов рублей, в то время как чистый доход измерялся в 6 258 миллионах рублей, и до последнего казенные дороги были убыточными, так как практически весь чистый доход уходил в руки уважаемых частников.

Великое, по уверению булкохрустов и поклонников белогвардейских предателей, государство с 1891 по 1910 года получило чистого дохода с эксплуатации ж/д 2185 миллионов рублей, а обязательные платежи по капиталам этого же великолепного народного и православного государства составили 2750 миллионов рублей, т. е. вся прибыль уходила в руки частного (в основной своей массе иностранного, конечно же) капитала, это, причем, не считая издержек по выкупу акционерного капитала частных дорог. А если же оценить все издержки государства, то получается, что государство за 20 лет дополнительно выплатило частным железнодорожным компаниям огромную сумму — 755 миллионов рублей.

Заключая разбор этой таблички, можно сказать еще пару слов, которые, несомненно, покажут мощь РИ. За 20 лет иностранный капитал извлёк из страны, где купола горят золотом, около 2769 миллионов золотых рублей, а норма прибылей для иностранного капитала составляла в среднем 6,6%, в то время как на родине этого иностранного капитала норма прибыли была 2–3%. А выплаты эти производились за счёт кого? Правильно, за счёт простого русского Васи, с которого вытягивали последние соки.

И последняя инфографика:

На этих табличках мы можем в очередной раз убедиться в эффективности частников и мощи Российской империи времен упадка. За 30 лет существования ЖД погибло и было ранено более 185 тысяч людей, причем очень замечателен тот факт, что из года в год, с увеличением количества железных дорог, количество жертв повышалось, и даже с учетом того, что часть информации ранее просто хуже фиксировалась, мы получаем угрожающий рост как по расчету на километр сети, так и на миллион поездо-километров.

Если кратко, то с возрастанием густоты движения опасность труда постоянно росла, а так как частнику важна прибыль, то о повышении безопасности труда рабочих они не думали, так как это повлекло бы за собой неизбежные расходы. Да, «гениальные» люди сейчас начнут строчить, что их же заставляли выплачивать за увечья, на что есть замечательный ответ: эти издержки за счет адвокатов и законов Российской империи стоили им дешевле, чем затраты на охрану труда, и ценою крови эффективные частники увеличивали свои прибыли.

Вот такая вот частническая эффективность. Таков капитализм, от которого наши предки смогли избавиться, сбросив диктатуру буржуазии и установив диктатуру пролетариата. И когда начали строить свое новое государство, оказалось, что частники не просто не нужны, но и мешают. А как далее показала практика (1930-1955 годы), плановая экономика на голову превосходит любую капиталистическую.

Читайте умные книжки, подписывайтесь на мои каналы в Дзене, Телеграмме, Бусти и Пикабу.

Показать полностью 4
18

История славян — кратко, но внятно. Начало

Первая часть, хотя, может, и последняя — тут всё сложно и размыто. Но в общем решил, чтобы даром знания не пропадали, почерпнутые на уроках Клима Александровича Жукова, иногда писать этакие заметки, не заметки, не знаю, как это назвать, — своими словами пересказывать то, что запомнил. Может, кому-то будет интересно и полезно использовать эти материалы, а может, и нет, как бог на душу положит, в общем.

Сгенерировано ИИ - не судите строго.

Сгенерировано ИИ - не судите строго.

Первое и главное. История — наука о том, как прошлое влияет на настоящее, зная прошлое, мы более плотно понимаем настоящее, а так как история России сравнительно короткая, то практически все события прошлого влияют на настоящее. Но тут бы я все же поспорил, так как видимое влияние оказывает, пожалуй, прошлое только с начала 19 века.

А начнем, пожалуй, с периодизации истории средневековой Руси. (Кстати, «Русь» = «Россия», так как последнее — это греческое произношение слова «Русь»). Всего можно выделить 6 периодов:

  1. С первого века до нашей эры по восьмой век нашей эры — появление, расселение славян и создание предпосылок к созданию государства.

  2. С девятого по одиннадцатый век — история так называемой Киевской Руси, когда на протяжении многих лет столицей Руси был Киев.

  3. С 1097 года (Любечский съезд) по 1230-е года — период феодальной раздробленности, когда было решено, что «каждый да держит отчину свою».

  4. С 1237-го года по 1380-е года — период развития истории Руси как составной части Золотой Орды. Но нужно помнить, что окончание в виде Куликовской битвы— условный водораздел, так как «владычество» кочевников до конца скинуто не было.

  5. С 1380-х годов по 1530-е года — период развития государства Русь с центром в Москве.

  6. С 1530-х по 1649 год — период существования феодального Российского Царства (империи — синоним царства).

Вообще на данный момент известно лишь приблизительное время появления славян — с 1 в. до н.э. по 4-5 века н.э., причем лишь четвертые-пятые века имеют как письменные, так и археологические находки, позволяющие утверждать, что в этом промежутке славяне уже есть.

С чем же связано такое противоречивое положение дел? А всё дело в источниках, из которых наука история и черпает знания. И перед тем как продолжать, следует повторить, какие существуют источники:

  • Письменные источники: нарративные — особенное и очень аккуратное отношение (летописи, романы, дневники и проч.) по причине их в той или иной степени субъективного характера; объективные — документы, чеки, официальные записки и т. п.

  • Материальные: архитектура и археология. Пояснения излишни.

  • Изобразительные.

  • Этнографические.

Так вот, самый главный источник по средневековой России всего один — летописи, а именно «Повесть временных лет». Документов мало, археологии тоже — по причинам следующим...

Есть две основные археологические культуры славян: Пражско-Корчакская — современная Беларусь и запрещенная и осужденная страна, и Киевская — по названию понятно где.

немного вайба киберпанка

немного вайба киберпанка

Первая археологическая культура находится в зоне лесов, а потому земледелие там затруднено, но зато более-менее спокойно и мирно, вторая находится на стыке между лесами и степью — почва гораздо более плодородная, но зато рядом тусуют кочевники, которые могут прийти и угнать всех в плен.

Но это так, немного в сторону. На самом деле славяне под влиянием великого переселения народов стали уходить с Днепра и Вислы и пошли кто на запад, кто на север. Южные, понятное дело, нас сейчас мало интересуют, а вот те, кто пошли на север, дошли до Невы и территорий будущего Новгорода.

Эти территории как раз сплошные леса, причем изотерма февраля и января уходит в минус, что делает возможным выращивание лишь одного урожая и делает людей очень зависимыми от этого урожая, да и сами урожаи невелики. А это за собой ведет неизбежное замедление развития культуры и средств производства, ну и способов обработки земли, так как одна неудача — смерть всего рода или общины (поэтому длительное время использовалась подсечно-огневая система земледелия). Но в то же время нахождение в лесах позволило долгое время не подвергаться риску быть угнанным в рабство и уберегало от прочих превратностей вооруженных столкновений, в итоге вышли в этакий нуль 0. Ах да, еще подобная ситуация в экономике продиктовала необходимость объединяться в крупные объединения, так как при неурожае у одной общины можно было как-то перекантоваться у другой общины, где урожай был.

В итоге к 8-9 веку было всё готово для появления государства, несмотря на плохой климат и почву.

Конец. На этом первая часть, в принципе, кончилась.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!