Если бы не Иезуиты- то возможно не было бы такого государства как Парагвай. (но это отдельная, большая и трагичная история)
Их орден основал на территории Парагвая, Аргентины, Бразилии и Боливии так называемые редукции, в которых селились местные гуарани и становились христианами. Это дело оказалось весьма успешным, гуарани даже защищали свои редукции, воевали против тех, кто добился изгнания иезуитов из Южной Америки. Редукции были разрушены, за исключением наиболее отдаленных, которые находились в Боливии. Племена Моксос и Чикитанос сохранили в своих общинах основные черты уклада, подаренного им иезуитами. Их редукции сейчас находятся в великолепном состоянии, есть мастерская по производству скрипок, в одной из церквей сохранился работающий орган и они сохранили огромный архив музыки барокко, часть песен которого написана на гуарани. И внезапно- неизвестные произведения известных европейских композиторов. Да и их народная музыка- барокко. Представляете: какой-то глухой угол амазонской сельвы в котором индейцы любят барокко и по вечерам часто собираются в симфонические оркестры... Это чудо и небольшой живой осколок жизни из восемнадцатого века. Осколок того, что было жестоко и кроваво уничтожено.
Есть серьезный и настоящий фильм про миссии Иезуитов с Лиамом Нисоном и Робертом Де Ниро. Фильм называется "Миссия" 1986 год. Что касается гуарани: живут они по разному. В Парагвае их язык- государственный. Многие гуарани были отброшены обратно в полудикую жизнь.
1 января 1816 (н.ст.) император издал указ о высылке из Санкт-Петербурга иезуитов.
Кто такие иезуиты
Иезуиты (официальное название — Общество Иисуса) — мужской духовный орден Римско-католической церкви. Его девиз — Ad majorem Dei gloriam («К вящей славе Божией»).
Орден был основан в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждён папой Павлом III в 1540 году. Его главной задачей стала подготовка католических проповедников, богословов и полемистов, способных противостоять распространению протестантизма.
Помимо традиционных обетов бедности, целомудрия и послушания, иезуиты приносили особый обет безусловного повиновения папе. Иерархия ордена включала генерала (избиравшегося пожизненно), провинциалов и местных настоятелей. В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не были обязаны к совместным богослужениям, что делало их деятельность более гибкой и мобильной; многим из них разрешалось вести светский образ жизни.
Иезуитские миссионеры активно действовали в Азии, Африке и Америке, распространяя католицизм и устанавливая связи с монархами и аристократией. Так, в Речи Посполитой им удалось убедить короля Стефана Батория передать ордену протестантские храмы.
Упразднение ордена и пристанище в России
Враждебное отношение к иезуитам со стороны дворов ведущих католических держав Европы — Испании, Португалии и Франции — вынудило папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал Общества Иисуса был заключён в римскую тюрьму, где умер через два года.
Несмотря на формальный роспуск, орден не исчез полностью. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру, однако по ряду причин продолжили существование в некоторых регионах — в Китае, Индии и, что особенно примечательно, в России.
После первого раздела Польши в 1772 году к Российской империи отошла часть Белоруссии, и среди новых подданных оказалось значительное число католиков. Не желая допускать в своих владениях внешнего церковного влияния, а тем более прямого подчинения Ватикану, императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги на верность престолу.
Покровительствуя Обществу Иисуса, Екатерина Великая не допустила публикации в России папской буллы о роспуске ордена. На протест Климента XIV она ответила, что «императрица не привыкла кому бы то ни было отдавать отчёт в распоряжениях своих в пределах империи», добавив при этом, что выглядит странно жаловаться на иезуитов — «надёжнейших поборников латинской веры».
Легализация при Павле I
Император Павел I официально легализовал деятельность иезуитов в Российской империи. Существенную роль в этом сыграл будущий генерал ордена Габриэль Грубер, назвавший Павла «восстановителем и ангелом-хранителем» Общества Иисуса.
В 1800 году Павел Петрович передал иезуитам церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал согласие на устройство при ней колледжа. По личной просьбе императора папа Пий VII издал документ, официально утвердивший существование Общества Иисуса в пределах Российской империи.
Изгнание из России
Иезуиты благополучно пережили в России самый тяжёлый период своей истории. В 1814 году папа издал буллу, восстановившую Общество Иисуса со всеми прежними правами, что сделало возможным возвращение ордена почти во все страны Европы. К этому времени иезуиты развернули в России широкую образовательную и миссионерскую деятельность.
Однако после возвращения Александра I из заграничного похода русской армии в адрес властей начали поступать многочисленные жалобы. Иезуитов обвиняли в чрезмерном влиянии на молодёжь, скрытой миссионерской работе и попытках обращения православных в католицизм. Особое раздражение вызывали их связи с польской шляхтой и заметная автономность от государственных структур.
20 декабря 1815 года (1 января 1816 года по новому стилю) был издан именной указ «О высылке всех монахов иезуитского ордена из Санкт-Петербурга; о воспрещении им въезда в обе столицы и о приведении католической церкви в Санкт-Петербурге в то положение, в каком она до 1800 года пребывала».
Фаддей (Тадеуш) Бжозовский — генерал Общества Иисуса (ордена иезуитов), первый глава ордена после его восстановления в 1814 году.
Окончательное решение было принято в 1820 году. После смерти генерала ордена Фаддея Бжозовского, на основании доклада министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына, 22 марта (по старому стилю) был издан указ Правительствующего Сената «О высылке из России иезуитов». Александр I распорядился «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименование не впускать в Россию».
Так иезуиты лишились последнего убежища, поддержавшего их в самый трудный период, а слово «иезуит» в русском языке со временем стало нарицательным — синонимом двуличия и лицемерия.
Петербургское напоминание
Как немой свидетель этой истории, в Санкт-Петербурге на углу набережной канала Грибоедова и Итальянской улицы стоит Дом коллегии иезуитов — выразительное здание в стиле классицизма, созданное выдающимся архитектором Луиджи Руска.
В начале XIX века здесь располагался благородный пансион для детей знатных дворянских фамилий: Голицыных, Вяземских, Одоевских, Гагариных, Толстых, Строгановых, Шуваловых и многих других. Родители Александра Сергеевича Пушкина даже вели переговоры о зачислении сына, и лишь открытие Лицея изменило их планы.