Сегодня заказал такси в скандально известном Яндекс такси. Заявку принял водитель, не завершивший другой заказ. Видя, что машина будет не скоро, заявку я отменил и ... вуа-ля у меня списались деньги за отмену заказа!!! Поддержка Яндекс такси уверяет, что может это сделать, так как это прописано в пункте 2.9 Условий обслуживания. Между тем, мне как юристу непонятна правовая природа действий агрегатора.
Во-первых, Яндекс оказывает только информационные услуги. В судах, чтобы не отвечать за произошедшее (картотека арбитражных дел, просто взбиваем Яндекс такси), это любимый аргумент Яндекса. Другими словами, Яндекс автомобили не водит, горючее не расходует. Следовательно, у Яндекса, как я вижу нет ущерба в связи с отказом потребителя от заказа.
Во-вторых, Закон РФ "О защите прав потребителей" запрещает штрафовать потребителей. За аналогичные фокусы по моей жалобе Управление Роспотребнадзора по Пензенской области уже выносило Яндексу предостережение.
В-третьих, Условия обслуживания являются по своей природе договором присоединения. То есть, его условия сформулированы в одностороннем порядке, что не лишает потребителя права оспорить данные условия в суде. Отмечу, что штрафы и другие санкции, не установленные законом (например, пени за ЖКХ) признаются допустимыми, только, если другая сторона согласна на включение их в договор.
Такие выкрутасы должен оценивать Роспотребнадзор. Мне возразят, что сейчас мораторий на проверки и Роспотребнадзор ничего сделать не сможет и Яндекс опять будет в шоколаде. Вовсе нет. Дело в том, что указанные финты были совершены в Приволжском федеральном округе, а это один из тех округов, который признает бездействие Роспотребнадзора в проведении проверки в связи с заявлением потребителя о возбуждении дела об административном правонарушении - незаконным.
Считаю, предварительно, что действия Яндекс такси должны быть оценены по статье 14.7 КоАП РФ - обман потребителей.
Отсюда вопросы Яндексу такси:
Списание средств с карты (на которую вы ничего не ложили), что это: штраф/ущерб (если он, где сумма расчета) и согласие потребителя на его добровольное возмещение / иное?
2. Где потребителю предоставляется возможность отказаться от возможности взыскания с него штрафов по пункту 2.9?
3. Если у Яндекса такая разветвленная система ВЗЫСКАНИЙ для потребителей, как потребителю установить свою систему взысканий для Яндекса, например, за грязь в салоне, за отсутствие обязательной информации, за отказ водителя ехать, за уклонение водителя от приема заказов? Нужно выходить на преддоговорный спор? Куда направлять протокол разногласий???