Отзыв/возврат перевода/платежа
Озаботился я недавно темой переводов (особенно межбанковских) между физическими лицами и выяснил несколько интересных вещей, о которых хочу рассказать, исходя из личного опыта отправки перевода со Сбербанка в ВТБ.
Суть вопроса в следующем. Нужен вам какой-то товар/работа/услуга (ТРУ, если кто в теме закупок). Т.к. все это обычно находится в другом городе/регионе/стране, возникает вопрос оплаты, а чаще всего-предоплаты (да, ничто так не укрепляет веру в клиента, как предоплата). Если, к примеру, переводим с карты Сбербанка на карту Сбербанка, то тут проблем вроде как меньше (причем по своему опыту очень рекомендую переводить деньги по номеру карты или расчетного счета, а не по номеру телефона, т.к. потом, при решении с банком возможных вопросов по переводу, номер телефона к заявлению не пришьешь, а в чеке номер карты полностью не отображается. Эта рекомендация не касается СПБ (системы быстрых платежей), т.к. в ней перевод по номеру телефона и наименованию банка-получателя), а вот с межбанковскими переводами все куда интереснее.
При переводе с карты Сбербанка на карту ВТБ по ее номеру через приложение Сбербанка вводим номер карты ВТБ, сумму, подтверждаем, перевод отправляется и... все. Совсем все. Не отображается ни ФИО получателя (как при переводе внутри Сбербанка), ни статус перевода, ни финансовый номер транзакции (RRN). На вашем электронном чеке будет стоять штамп Сбербанка “Платеж выполнен”, что отнюдь не свидетельствует о том, что деньги дошли до получателя (как не уверяли бы в этом сотрудники Сбербанка) + в дополнение ко всему прочему номер документа (который, судя по всему, мало чем потом поможет). "Тут-то и начнется странное дерьмо” (трейлер фильма “Яркость”).
Во-первых, рублевый перевод идет до 3 рабочих дней (обычно такой срок указывают). Отправили перевод в выходной? Ждите с*ки сутки, а то и дольше, до первого рабочего дня, т.к. в выходной перевод скорее всего не дойдет до получателя (хотя лично для меня не понятно, почему при всеобщей автоматизации нужны рабочие дни, чтобы кто-то вручную (?) проверил (?) и одобрил (?) перевод одного “представителя среднего класса” другому. Ладно бы миллионы перегоняли).
Во-вторых, человек может получить перевод, а вас будет уверять, что ничего не приходило (т.к. вы “криворукая обезьяна и наверняка отправили не туда”, а в чеке номер карты полностью не отображается (как оказалось, алгоритм Луна, который используют для проверки правильности номера карты, может в определенных случаях (при перестановке некоторых цифр в номере карты) также выдавать прохождение валидности)), поэтому делать он ничего не собирается (хоть это и попахивает мошенничеством).
По этим причинам и возникает необходимость выяснить, а куда, собственно, делись деньги (хотя тоже дурость: банки знают “400 сравнительно честных способов отъема денег у населения”, а как перевод отследить - “в какой банк переводили, туда и идите”).
В своих изысканиях я наткнулся на интересную статью https://bankirsha.com/kak-nayti-denezhnyy-perevod-esli-poluc... , в которой как раз описывается случай “получатель убеждает, что деньги не пришли”. Если коротко, то платеж можно вернуть (сделать отзыв распоряжения) до тех пор, пока он “гуляет” по банку отправителя и до получателя или его банка (межбанковский перевод) не дошел (что, в принципе, логично. А то от желающих “и рыбку сесть (товар/работу/услугу получить) и на елку влезть (хитрожопо потом вернуть деньги) отбоя не будет). Чтобы это выяснить, нужен паяльник документ от банка. В теории это так. Как это выглядит на практике.
Отделение Сбербанка (1 подход):
(Банк): Ну срок перевода платежа еще не вышел.
(Я): Хорошо, а когда выйдет и деньги вдруг не придут, что делать?
(Банк): Ну позвоните на 900, они там вам скажут (?), что делать (застрелиться).
900:
Общался с кучей операторов Сбербанка, в конце концов даже бот стал игнорировать меня. Причем показания расходятся даже у того же бота (видимо, он решил, что “раз снова этот кожаный мешок задает тот же вопрос, отвечу несколько иначе, вдруг отстанет”). И, конечно же, послали в отделение Сбербанка.
Отделение Сбербанка (2 подход):
(Банк): Выписку по счету могу дать, где будут показаны поступления, но вообще до 5 дней перевод идет, а срок у вас еще не вышел (был последний, пятый, день).
Тут я понял, что “спасение утопающих-дело рук самих утопающих” и пошел шерстить сайт Сбербанка. И нашел такую страницу https://www.sberbank.ru/ru/person/help/transfer_faq/1746 И прочитал ее. И понял, что это хорошо. Ибо как раз на этой странице был образец заявления https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/engage/Prilozhen...
Скачиваем, заполняем (подходит даже для тех случаев, когда вам магазины и прочие жадные скоты денег не вернули, заполнить можно прям в электронном виде в программе с возможностью редактирования pdf. Причем, заполняя его, вы поймете вышеуказанную прелесть переводов по номеру карты/счета, т.к. в заявлении просят “Укажите получателя и реквизиты, если был платеж/перевод”, что номером телефона вряд ли является), прикладываем документы (тот же чек), печатаем в двух экземплярах (обязательно!) и топаем снова в отделение Сбербанка.
Отделение Сбербанка (3 подход):
Приготовьтесь, что вам скорее всего нужно будет душить спокойным голосом объяснять сотруднику отделения Сбербанка, зачем вы вообще сюда приперлись написали это заявление, сослаться для солидности на п. 2.14 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" и всячески мотивировать сотрудника на выполнение этой работы. Хотя я понимаю сотрудников банка: когда ты изо дня в день отвечаешь на одни и те же “интеллектуальные” вопросы приходящих в банк аборигенов, у которых в лучшем случае ясельное образование, сложно переключиться на из ряда вон выходящий вопрос. Оформление вашего заявления займет у сотрудника минут 20 (без учета стояния в очереди), так что располагайте свободным временем. После оформления вам должны вернуть один экземпляр вашего заявления с отметкой о получении: номер офиса банка, номер и дата заявления, инициалы и подпись принявшего заявления сотрудника. Что касается сроков ответа: обещали за 10 дней (с учетом выходных и праздников, дату написали на возвращенном экземпляре заявления), ответили на следующий день (как и указано в Положении от 19.06.2012 N 383-П). Обязательно должно прийти смс или уведомление в приложении о принятии обращения в работу. В своем заявлении можно указать получение ответа на электронную почту, чтобы лишний раз не таскаться в эту обитель зла (правда ответ пришел в виде обычного текстового письма, а не сканом официального документа с печатями и подписями). Теперь самое вкусное-что же ответили:
“ Проверка банка:
- по Вашей карте ******** через систему дистанционного обслуживания Сбербанк Онлайн проведена операция перевода денежных средств на карту стороннего банка ПАО «ВТБ» № ************;
- банк в полной мере выполнил обязательства по перечислению денежных средств со счета Вашей карты в адрес банка получателя.
По операциям перевода денежных средств на сторонние карты платёжные поручения не формируются.
Решение:
У банка нет оснований для возврата денежных средств.
Рекомендации:
Техническая возможность по предоставлению информации по счетам карт клиентов стороннего банка в ПАО Сбербанк отсутствует. Для подтверждения факта зачисления средств на счёт карты клиента стороннего банка и уточнения возможности возврата средств, рекомендуем обратиться непосредственно в банк получателя.
Дополнительная информация:
Для идентификации операции при обращении в сторонний банк, предоставляем Вам финансовый номер транзакции (RRN) по проведенной операции: ************”.
Проще говоря, “куда переводили-туда и идите”. Ну хоть дали немного больше информации, особенно финансовый номер транзакции. Я предполагал, что банк-отправитель проследит всю цепочку с привлечением банка-получателя и даст более развернутый ответ, как было указано в статье по первой ссылке.
С удовольствием почитаю поясняющие комментарии по поводу этого бардака, особенно если кто-то работает в банковском секторе.