nikopol25

nikopol25

На Пикабу
5507 рейтинг 46 подписчиков 5 подписок 10 постов 3 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
908

ДеRATизация самолёта

Как известно, на самолёте не может быть всё хорошо.


И потому конструкторы этого Лега придумали для совсем аварийного электропитания использовать небольшой такой ветрячок.


Итак, как все уже поняли, сегодня мы смотрим на воздушную турбинку - RAT (Ram Air Turbine).


Нужна эта штука на Airbus семейства 320 на случай совсем уж полной потери электропитания переменного тока.

При скорости полёта более 100 узлов (это примерно 185 км/ч) RAT выпустится автоматически при выключении обоих двигателей, при потере одного двигателя и отказе электрического генератора другого двигателя, или при полной потере электропитания переменного тока.

Вылезет эта штучка примерно отсюда:

Из лючка перед нишей левой основной опоры шасси.

На рисунке заодно под очерчеными красным створками отсека RAT видно лючок доступа к агрегатам синей гидросистемы (B).


Овальное отверстие - это выход воздуха охлаждения насосной станции гидросистемы B.


А левее него, такое прямоугольное - это выход из пака кондиционирования воздуха, охладившего немало воздухо-воздушных радиаторов.


Вот примерно там и скорчилась наша турбинка.

RAT может также быть выпущена принудительно, с потолочной панели кабины пилотов.

Интересно, что там есть аж две кнопки одинакового действия :)

Обе - под красными колпачками.

Одна из них находится на панели аварийного электропитания, а вторая - на панели гидравлики.

Почему так?

Дело - в специфике организации аварийного питания на A320.

RAT, в сущности, являет собой гидронасос с воздушным приводом.

Этот насос качает гидрожидкость системы B и поддерживает в ней давление.

И эта же гидрожидкость используется для привода генератора переменного напряжения постоянной частоты.

Каковое напряжение и будет аварийным источником электроэнергии при отказе всего переменного.


Ну, и цифрой A на фотке обозначена панель управления RAT на земле.

Эта панель находится в лючке обслуживания синей гидросистемы (B) - в обтекателе сзади ниши левой основной ноги шасси.

Теперь посмотрим на собственно RAT.

Видно, что штучка сзади действительно напоминает гидронасос.


Сам ветряк имеет хитрую конструкцию с поворотными лопастями размахом 1 м.

Механическая система поворота лопастей поддерживает обороты турбины в диапазоне примерно 4800..6500 об/мин.


Хитёр также передний диск ротора турбины.

Он являет собой антиобледенительное устройство.

Причём работает оно на чистом энтузиазме.

Как видно из фотки:

сзади алюминиевого переднего диска торца турбины есть неподвижные магниты.

При быстром вращении в их магнитном поле этого переднего диска в нём наводятся вихревые токи, разогревающие этот диск.

В итоге температура его поддерживается на уровне не менее +3 градусов Цельсия.


Вываливается RAT из своего гнёздышка усилием такой вот небольшой пружинки:

Электрический сигнал подаётся на соленоид(ы), и он(и) освобождают RAT, толкаемый пружиной на выпуск, и дополнительно поджимаемый набегающим потоком.


А зато убирается гидравлически. Причём, убрать её назад можно только на земле.

Перед уборкой нужно совместить метки на роторе и статоре турбины, чтобы лопасти нормально вошли внутрь отсека.

(красные стрелки. правее - масломерное стекло)


Для уборки RAT открываем панель обслуживания синей гидросистемы.

Фиолетовые заглушки установлены на штуцеры нагнетания и всасывания для подключения наземной установки создания давления в системе B. С их помощью можно проверить работу гидросистемы без задействования её электрического насоса, а также протестировать работу RAT подачей в её гидронасос гидрожидкости под давлением. Тогда крыльчатка будет быстро крутиться. Шумит - как винтовой самолёт :)

Слева вверху - штуцер стравливания давления наддува гидробака синей системы. Просто повернуть.

Под ним - штуцер слива жидкости из бака синей системы. Нажать и повернуть. Или повернуть и нажать :)


Посредине же всего этого праздника есть панель управления RAT на земле.

Именно с этой панели RAT убирается взад.

Для уборки надо создать давление во всех гидросистемах - G, Y и B.

То есть, включить насосные станции систем Y и B

(система G не имеет насосной станции и давление там при неработающем её двигательном насосе создаётся агрегатом PTU. PTU накачивает давление в системе G, используя давление системы Y).


Включаем насосные станции.

Включаем питание системы тумблером под красным колпачком (вверх).

Выполняем тест ламп.

Если всё нормально, то должна гореть красная лампа, показывающее наличие давления в приводе уборки RAT.

Нажимаем тумблер в положение Stow, и RAT медленно убирается.

Процесс занимает примерно 15 секунд.

По уборке загорается зелёная лампа "RAT убрана".

Выключаем тумблер под колпачком, закрываем крышку модуля управления и лючок гидросистемы.


Вот и всё, собственно, что я имел вам сказать об RAT.

Показать полностью 13
482

Загрузка самолёта с дискет

Пришёл вот ты такой важный на самолёт. Как Масленица.


Лететь ты собрался, ага.


Полез вбивать свой маршрут в MCDU.


Гля!.. - а там!..

Автопилот ведёт самолётку, используя навигационную базу данных.


Я не вдавался в эти их авиониковские подробности, но, по идее, она должна содержать список и координаты аэродромов, характеристики их полос, заходы на них и уходы с них, и данные навигационных радиомаяков.


База данных обновляется раз в 28 дней.


Самолёт обычно имеет две базы данных в каждом из двух автопилотов - текущую и предыдущую.


Если обновить не успели, по базе данных тоже можно открыть дефект и полетать немного до загрузки правильной базы.

Вот и этому самолёту подошло время обновить базу данных.

Печатаем в охвисе технологию работы и идём на самолёт.


Работать мы сегодня будем с несколькими частями кабины.


На потолочной панели будет использоваться АЗС по питанию автопилота 1.

И жёлтеньким будет гореть селектор выбора адресата загрузки данных.


На пьедестале (среднем пульте) будем пользоваться дисководом для флоппи-дисков (дискет) - в левом нижнем углу под крышкой.

Работку я опишу с возможными непринципиальными неточностями. Потому что по памяти, а точная последовательность операций в данном случае не важна: главное - дать представление.


Работать же надо в любом случае согласно технологии, которая уже и заждалась нас на пилотском столике.

Первое, что надо сделать - это обесточить оба FMGC (Flight Management and Guidance Computer = Компьютер Управления Полётом = Автопилот).


Вытаскиваем один АЗС на потолочной панели

и один - на панели АЗС за вторым пилотом.

Оба автопилота обесточены, и теперь можно над ними глумиться :)



Включаем панель управления загрузчиком на потолке.

Откроем дверку дисковода на пьедестале, чтобы быстро туда совать всякие лишние детали:

Теперь мы все готовы.


Выбираем автопилот, куда будем грузить базу:

Вставляем первую дискету:

И включаем АЗС первого автопилота:

Как только он оправится от электрического шока при включении, начинается загрузка базы данных.

На ЖК-дисплейчике над дисководом показывается оставшееся до конца этой дискеты количество байтов.


Ждём 10-12 минут.


Вот уже совсем почти:

По команде

меняем диск на следующий.


По окончании дисковод попросит нас вынуть дискету.

После этого надо снова выдернуть АЗС компьютера, куда грузилась база, и воткнуть его не менее чем через 15 секунд.

Время удобно отсчитывать часиками на навигационном дисплее.

Нажимаем кнопку Chrono на козырьке приборной доски:

, и наблюдаем отсчёт времени в нижнем левом углу дисплея:

Втыкаем АЗС.

После самотестирования компьютера автопилота заходим на страницу статуса и наблюдаем на MCDU, что базы данных-то различные!

в первом и втором автопилотах :)

Теперь нужно или снова грузить базу данных во второй компьютер, или скопировать её из первого. Обычно копируют.

Нажимаем Crossload, и отдыхаем ещё минут 6.

Сообщение на экране извещает о завершении процесса.


Обе базы данных одинаковые

и современные:

Выключаем загрузчик, собираем манатки, оформляем выполнение работы в бортжурнале.

Показать полностью 20
Отличная работа, все прочитано!