fr4nsi

fr4nsi

Пикабушница
поставилa 172 плюса и 46 минусов
отредактировалa 0 постов
проголосовалa за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
3625 рейтинг 169 подписчиков 7 подписок 2 поста 2 в горячем

Как учатся студенты-медики. Часть 2

Всем привет!

Огромное спасибо за ваши комментарии и интерес!

Рада, что данная тема привлекла внимание стольких людей)

С удовольствием прочитала истории других пикабушников, особенно удивили посты от ветеринаров))

Несколько дополнений к предыдущему посту из ваших комментариев:

  1. В некоторых мед.институтах студенты все-таки пишут диплом. Например, в МГУ.

  2. Лечебники могут идти в ординатуру по педиатрии. (Но нам при выпуске давали другую информацию)

Сам пост будет про:

  1. Несколько слов про обучение стоматологов и студентов МБФ

  2. Предметы на 1-3 курсах у лечебников и педиатров

  3. Летняя практика

Жизненный цикл студента - стоматолога

К сожалению, не так много знаю про их учебу, поэтому ждем стоматологов в комментариях)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Им, как и студентам леч.фака и пед.фака, приходиться пробираться первые два курса сквозь анатомию, гистологию, физиологию и т.п. Но акцент все-таки идет на верхнюю половину нашего тела  - шею и голову (Со слов студентов-стоматологов). На 3-5 курсах они более углубленно изучают, как ни странно, стоматологию!))

По окончанию 5 курса, как лечебники и педиатры, идут в ординатуру.

Студенты медико-биологического факультета (МБФ)

О них я знаю еще меньше) не зря, некоторые наши преподаватели, называли студентов МБФ - элитой) 

Скорее всего, потому что это они будут двигать медицину вперед. (А также они ЕЩЕ более углубленно проходят теорию))

Подразумевается, что это будущие деятели науки, академики, изобретатели и т.п.

Но пройдя этот факультет они могут быть и рядовыми врачами (кроме фармацевтов).

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Далее информация взята из открытых источников.

На факультете МБФ несколько специальностей:

  • Фармация (насколько я знаю, выпускников не так много, около 30 на крупный институт и их активно зовут работать в фарм компании, так что не только провизоры выходят из этой специальности, они изобретают новые лекарства, проводят исследования и т.п. ).

  • Медицинская биофизика (помимо научной и педагогической деятельности, потом могут работать  врачом-биофизиком; врачом-рентгенологом; врачом-радиологом; врачом клинической лабораторной диагностики; врачом ультразвуковой диагностики).

  • Медицинская биохимия (помимо научной деятельности и педагогической деятельности, открывается путь врача клинической лабораторной диагностики; врача судебно-медицинской экспертизы, вирусолог, биотехнолог, бактериолог, генетик)

  • Медицинская кибернетика (врач-кибернетик может занимать научные, педагогические и врачебные должности, разрабатывать киберпротезы и импланты).

Опять же, ждем МБФ в комментариях)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

винтовая лестница в форме спирали ДНК в библиотеке РНИМУ

Итак, вернемся к студентам лечебникам и педиатрам) и пройдемся по предметам, которые они изучают на 1-3 курсах.

Я специально не расписываю, когда какой предмет заканчивается и начинается, так как в разных медах по-разному. Например, в РНИМУ анатомия преподается 1,5 года (экзамен в 3ью сессию), а у Сеченова анатомия длится 1 год (экзамен во 2ую). По крайней мере так было, когда я училась. Поэтому обозначения курсов условные.

Что еще студенты изучают на первом курсе:

Химия, биология, физика

Углубленное изучение, с направленностью в медицину, особенно по физике.

Например, физические основы ЭКГ, физические вопросы гемодинамики (особенности течения крови по сосудам) и многое другое.

Психология

На мой взгляд, предмет очень важный, но к сожалению, его недостаточно в программе.

Студенты изучают аспекты психологии, которые могут пригодиться в профессии врача.

Примеры из тестов:

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост
Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Курс психологии очень урезан, мало практических знаний. На мой взгляд, его бы перенести на курсы постарше, когда студенты начинают сталкиваться с пациентами. И дать больше информации о психологии пациентов, как выстраивать отношения, на что обращать внимание, как перестать бояться пациентов наконец))

Латинский язык

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост


Нет, после курса латыни мы на нем не разговариваем :( и демонов не вызываем

Предмет важный, из-за него тоже много отчислений.

Студентам преподается основы языка: грамматика, склонение, падежи, словообразования, учат правильно выписывать рецепты. Естественно, большинство примеров разбирается на медицинских терминах.

Кто хорошо знает анатомию, использует знания на паре по латыни. Кто хорошо знает латынь, использует их на анатомии)

Знание латыни потом очень помогает, т.к. если знать что обозначает приставка/окончание и т.д., то можно хотя бы догадаться о чем идет речь при незнании термина.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

“Ненужные предметы” - история, философия, экономика, биоэтика и другие

Я придерживаюсь непопулярной точки зрения и считаю, что эти предметы нужны)

а) Это высшее образование.

б) Эти предметы формируют широкий кругозор, логику, критическое мышление.

При этом, преподаются они не ахти (хотя, как и везде, есть шикарные преподаватели). И на мой взгляд, бывшие школьники еще не имеют достаточно жизненного опыта, чтобы реально извлечь пользу из них. Возможно, при переносе их на старшие курсы что-то бы изменилось.

Итак, первый курс пройден! Студенты уже без проблем вызывают демонов на латинском, Синельников не вызывает ужаса, и даже не глядя в микроскоп определяют, что за ткань) Некоторые и правда так запоминали)

На втором курсе я догадалась ставить будильник на время, когда буду подъезжать к нужной мне станции метро, + 20 минут сна - бесценно))

Что же студентов ждет дальше:

Топографическая анатомия и оперативная хирургия (ТА и ОПХ)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

В принципе, мем очень близок к правде)

На анатомии мы раздельно изучаем строение организма по системам: костная, мышечная, дыхательная и т.д. А на ТА и ОПХ изучаем организм по областям. Например:

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Студенты изучают послойное строение, взаимное расположение органов, тканей, связь различных областей. 

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

ТА - “переходная” наука между фундаментальными и клиническими дисциплинами. Здесь начинают появляться клинические термины.

ТА важна не только для будущих хирургов, она дает целостное понимания организма, взаимосвязь областей, фундамент для понимания инструментальных исследований (рентгенография, МРТ, КТ и др.)

На ОПХ - изучают хирургические инструменты, доступы к органам или областям, швы, операции. 

Название операции обычно состоит из 2-х частей:

1. Название органа, на котором делают что-либо

2. Название действия, выполняемого на органе

Например,

  • appendectomia (аппендикс + удаление) = аппендэктомия

  • septoplasty (septum — перегородка + др.-греч. — пластика) = септопластика

Помните латынь, да?)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Советские плакаты все так же хороши)

Занятия проходят примерно так же, как на анатомии, изучаем теорию и практикуемся на трупе.

Будущие хирурги могут записаться в СНК (студенческий научный кружок) и практиковаться уже в наложении швов и всех атрибутов хирургической жизни.

Немного отвлекаясь от темы, вообще в мед.вузах много СНК по разным дисциплинам. Студенты могут туда ходить для более глубокого изучения интересной им науки, участия в конференциях, олимпиадах. И зарабатывать баллы для ординатуры)

Нормальная физиология (шиза)

Во втором меде студенты ласково называют физиологию и патофизиологию - шиза и патшиза соответственно. По легенде, один из студентов “шизанулся”, когда с 10 раза не сдал коллоквиум по физиологии) Но думаю вариаций это легенды есть немало)

Физиология - наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.

Т.е. студенты изучают как текут процессы в “нормальном живом организме”, как сокращаются мышцы, как передается сигнал по нервной системе, как происходит обмен ионами и зачем все это нужно.

Фармакология

Фарма давалась мне не просто, из-за того что даже если ты выучил как действуют определенная группа препаратов, отдельные препараты могут действовать чуть по-другому и это надо знать)

Ох, а название препаратов.. это отдельный вид искусства!) Чего только папаверин стоит)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

И вот ты сидишь перед этой таблицей, которую тебе завтра надо выучить и думаешь: ну это полный пиндолол….))

Биохимия

На биохимию приходиться заучивать много процессов, некоторые использовали вот такие стихи)

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

На биохимии изучаем аминокислоты, белки, углеводы, жиры, ферменты, гормоны, биохимические процессы в организме, по типу ц.Кребса, глюконеогенеза. И немного заболевания связанные с ними.

Учебник по бх самый большой из всех, наверное, в толщину см 6-7 и формата между А4 -А5.

  Микробиология

Очень обширная наука, помимо бактерий, вирусов, грибов и заболеваний, которые они вызывают, студенты изучают антибиотики, антисептики, микрофлору организма в разных областях, сыворотки, вакцины, понятия инфекционные болезни, иммунитет, методы культивации, окраски и т.д.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

В СНК можно поближе ознакомится с наукой, мы проводили исследования, выращивали культуры в ч.Петри

3 курс

Пропедевтика внутренних болезней (пропед)

И наконец! На 3 курсе студенты начинают видеть еще издалека, но настоящих пациентов! ) Это была первая дисциплина, на которую мы ездили в больницу (кроме практики).

Итак, пропед. 

Слово «пропедевтика» переводится как «введение», т.е. введение во внутренние болезни.

Студенты изучают:

  • методы обследования больного (опрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные исследования) 

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Будущие медики узнают, что врачи не просто рандомно прикладывают фонендоскоп к телу, а на определенные точки. Например, где-то лучше слышен аортальный клапан, где-то митральный. Также смогут узнать размеры своей печени и селезенки посредством перкуссии.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост
  • симптомы и синдромы

Т.е. студентов начинают знакомить, не с болезнями, а с “процессами”, которые чаще всего встречаются. Например:

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост
  • отдельный раздел посвящённый ЭКГ

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Помимо этого, на этой дисциплине студентам впервые дают написать их первую историю болезни на реальном пациенте, учат как правильно формулировать диагноз.

Как проходят занятия: помимо общепринятых форм (лекций, семинаров) преподаватель выбирает добровольца, на котором показывает всей группе как правильно проводятся различные исследования (аускультация, перкуссия, пальпация), затем студенты тренируются на друг друге.

Какие-то занятия проводятся с реальными пациентами, которые находятся в больнице. Преподаватель учит собирать анамнез у пациентов, показывает особенности осмотра на зрелых/худых/полных людях. 

Первое взаимодействия с пациентом, когда ты в роли медика - не передать словами)

Ты то прекрасно знаешь, что ничего не знаешь, а вот пациент нет)

Он видит человека в халате, а значит врача, даже если ты напрямую говоришь, что ты еще учишься - это не аргумент)

Напоминаю, главная задача студента в первое взаимодействие - это опрос пациента, сбор анамнеза, осмотр.  Теперь и читатели понимают, что у студента 3 курса за плечами огромные горы информации, он может рассказать, как выглядит ткань печени под микроскопом, как функционирует сердце, как происходит резекция желудка, но давать рекомендации и назначать исследования - еще как минимум 2 курса он не в состоянии. В состоянии, конечно, но их верность под сомнением))

Поэтому на все просьбы пациента еще прокапаться и назначить УЗИ вен нижних конечностей - уклоняемся, как можем)

Общая хирургия

Тут к привычному обмундированию студента (халат и шапочка) добавляется хирургический костюм и специальная медицинская обувь. Многие покупали кроксы, но на некоторых кафедрах они были запрещены, в целях безопасности.

Изначально, студенты проходят основы-основ - понятия асептики и антисептики, различные виды анестезий. Узнают, что говорить общий наркоз - эта тавтология. Т.к. наркоз = общая анестезия. Кроме того, нет понятия "местный наркоз". Когда болевая чувствительность блокируется только на небольшом участке поверхности тела - это местная анестезия.

Изучают основы гемотрансфузии, инфузии, ожоги, кровотечения, инфекции, раны, системные состояния (различные виды шока, ДВС-синдром) и т.п.

Общая хирургия проходит на клинических базах ВУЗа, поэтому помимо лекций и семинаров, студентам при возможности все показывают - хирургических пациентов, операционные, оборудования анестезиологов, как в реальности определяют группу крови и т.д.

И осталось 2 мастодонта третьего курса, основа основ, без которой студенту-медику не выжить не понять клинические дисциплины.

Патологическая физиология

Мой любимый предмет. Зная основу пат.процесса уже можно предполагать будущее лечение. (Зная фарму!)

Патфиз изучает закономерности возникновения и течения болезненных процессов и компенсаторно-приспособительных реакций в больном организме.

Переводя на русский - студенты изучают процессы и механизмы, которые часто можно выявить при заболеваниях, а также что делает наш организм, чтобы компенсировать их.

Например, типовые патологические процессы -  это воспаление, ответ острой фазы (неспецифические признаки заболевания), опухоль, гипоксия (кислородное голодание).

Например, артрит и аппендицит - в основе один процесс - воспаление, но разные формы.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Извините за качество. Проводим опыт Конгейма - изучаем воспалительную реакцию на сосудах микроциркуляторного русла у лягушки.

Патологическая анатомия

Одна из самых важных научно-прикладных наук для студента-медика.

По простому этот предмет - что-то совмещенное между анатомией и гистологий, но не при здоровом организме, а при больном.

Обычно, на занятии есть макропрепарат

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост



и микропрепарат - патологические ткани под микроскопом.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Тут они узнают, что все основные патологические процессы, их патогенез, формы, виды.

Например, узнают, что рак не равняется опухоли. Рак - это злокачественная опухоль, которая развивается из эпителиальных клеток различных органов, то есть рак - это разновидность опухоли. Так что говорить рак мозга не совсем корректно.

У кафедры были определенные требования к студентам: обязательно тетрадь формата А4, к каждой теме конспект вместе с рисунком.  Рисунки, как и на гистологии, могли перерисовываться ни один раз))

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

На патанатомии мы впервые попали на вскрытие в морге. И нет, не все радостно и с упоением на это смотрели ) Запах - непередаваем)

При нас провели 2 вскрытия, патологоанатом рассказывал, что и зачем делает.

Из интересного - всю тяжелую работу выполнял санитар (открывал брюшную полость и подготавливал череп),  патологоанатом работал только с органами. По окончанию исследования все органы помещаются в брюшную полость, включая мозг и зашиваются.

Со слов патологоанатома, сами вскрытия - это только 30 % его работы, большую часть времени она проводит за микроскопом.

Ну вот, мы пошли к концу 3го курса, я охватила почти все основные дисциплины. К этому моменту студент-медик должен понимать, как работает человеческий организм на всех уровнях, какие есть основные компенсаторные средства, какие патологические процессы могут быть, какие есть группы препаратов и как они действуют  и потихоньку должно зарождаться клиническое мышление.

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Сдавшие летнюю сессию на 3ем курсе - это уже практически выпускники, т.к. после нее количество отчислений резко падает.

Многие называют этот период - экватор и его принято бурно отмечать)

Студенты справились с самыми трудными временами)

С 4 курса у них начинаются циклы: 2 недели только один предмет, 2 недели другой и так далее.

Но об этом в следующей части)

Практика

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

Для целевых студентов проходит в той больнице, с кем договор. Для всех остальных - на клинических базах университета по всей Москве. У нас было можно попроситься в какую-то конкретную, где ты работаешь/где родители/какая ближе к дому. Студентов распределяют по базам, а потом по отделениями. Если отделение большое, то вместе с тобой еще 2-4 человека.

Летняя практика - примерно 1 месяц (июнь), по окончанию мини-экзамен.

После 1 курса - санитарская практика

2 - помощник палатной медсестры

3 - помощник процедурной медсестры

4 - помощник акушера, хирурга, терапевта (ведение пациентов вместе с ординаторами/врачами)

5 - поликлиническая (сидишь на приеме с врачом)

Но это все на бумаге, а как в реальности?

1-3 курс:

Практика на первых курсах проходит под знаменем младшего медицинского персонала. И твой “начальник” - старшая медицинская сестра.

Думаю, что в отделении знают, что мы будущие врачи, поэтому какой-то инициативы от медсестр ждать не приходилось, им и своей работы хватает.

Поэтому многое зависит от твоей инициативы, ну и иногда от принципиальности старшей мед.сестры.

Если студент сам не просит его чему-нибудь научить, то он развозит пациентов на исследования/операции, забирает анализы, моет полы, кормит пациентов и т.п.

Редко, но бывало, что на практике студенты реально целый месяц катают ватные шарики (ни разу этого не делала))

Я на самой первой практике видимо просто достала процедурную медсестру, чтобы она научила меня собирать системы и делать инъекции))  В свое оправдание могу сказать, что потом ей очень помогала и она освобождалась раньше).

Как учатся студенты-медики. Часть 2 Профессия, Учеба, Медицина, Студент-медик, Образование, Студенты, Медицинский университет, РНИМУ, Длиннопост

моя первая работа, не судите строго))

Но чем выше курс, тем больше к тебе доверия. На летней практике после 3го курса нас допустили до операционных, но по факту - ты очень мало понимаешь, что происходит. А объяснять… у хирургов другая приоритетная задача, но если проявить инициативу и показать, что ты хоть что-то понимаешь (лучше это делать не в операционной)), то во время операции есть шанс, что тебе что-то объяснят.

4-5 курс:

Вот здесь начинается все самое интересное)

На 4 курсе тебе прикрепляют к определенному врачу/отделению и ты уже находишься в юрисдикции заведующего отделения. 2 недели акушерство, 2 недели хирургия, 2 недели терапия.

На хирургии я была в Боткинской больнице, поэтому объем срочных и экстренных операций был большой. Хирург нам попался замечательный, даже с учетом того, что он заранее нас спросил какую специализацию мы выберем (и не все хотели в хирургию), постоянно звал нас в операционные, показывал интересные клинические случаи и все хорошо объяснял.

Помимо этого студенты помогают вести истории болезни, осматривают пациентов после операции, пишут дневники осмотра.

Терапия проходила также в Боткинской больнице, меня закрепили к врачу и я везде ходила за ней хвостиком, т.е. полное погружение в работу: с утра проверяем анализы/исследования, которые сдавали пациента вчера, принимаем новых пациентов с ночного дежурства (обычно заходил сам дежурный врач и кратко рассказывал про новеньких), проводим осмотр, заполняем историю болезни, пишем дневники. Ходим на конференции, где разбирают непонятные/интересные клинические случаи, ходим смотреть на врачебные манипуляции (пункции например).

В это время ты уже нормально ориентируешься в медицинской терминологии, практически все понимаешь, что написано в истории болезни.

Акушерство. Вот здесь уже как повезет. Как вы понимаете, беременные женщины - это отдельный вид пациентов. Да и простой гинекологический осмотр может вызывать дискомфорт, что уж говорить о группе студентов, которые за этим наблюдают.

Да, женщины подписывают документы в приемном отделении, что согласны на осмотр студентов-медиков (такое согласие есть не во всех больницах). Но все мы люди, и если врач видит сильно негативную реакцию, то настаивать скорее не будет.

Поэтому моя практика в отделении патологии беременных была сугубо бумажной.

Кто видел себя в роли акушера-гинеколога уже отдельно договаривался с врачом. Один студент вызывает меньше вопросов, чем группа)

Но на цикле по акушерству нас в обязательном порядке водили на роды.

На практике после 4 курса многие договаривались с врачами о своих первых ночных дежурствах, что впоследствии сыграло им на руку. Один из моих однокурсников после этой практике начал активно ходить на дежурства и к 6 курсе уже ассистировал на несложных операциях.

После 5 курса у студентов последняя практика.

Нас распределили по поликлиникам и по врачам в них. Тут очень многое зависит от врача.

Мне вообще везло на преподавателей и на врачей) И тут удача мне тоже улыбнулась - врач был коммуникабельным, ездили с ним на патронаж, он с огромным интересом мне все объяснял, показывал как работает емиас, как правильно заполнять документацию, спрашивал мое мнение в запутанных случаях.

Сертификат медицинской сестры

После 3го курса у студента есть возможность сдать экзамен, по результатам которого он сможет работать младшим медицинским персоналом. В экзамене входит: тесты, теоретическая часть и практическая часть.

Некоторые устраивались на работу в стационаре, надеясь на клинический опыт. Кому-то это удавалось и они больше общались с врачами, кому-то нет и они занимались исключительно своими должностными обязанностями.

Как итог: практика у студентов медиков есть, многое зависит от больницы/врача, но обычно они с пониманием относятся к студентам, особенно если те проявляют интерес и инициативу.

Практика для большинства студентов дает пониманием, как работает стационар, из чего конкретно состоит работа в том или ином отделении, нарабатывают опыт общение с пациентами и развивают клиническое мышление.

Тем студентам, которые уже определились со специализацией, намного проще. У них есть цель, значит и есть понимаем, что нужно делать, чтобы ее достичь.

Но таких, из моего опыта, меньшинство. Если студент выбрал между терапией и хирургией - уже хорошо)

Спасибо всем, кто дочитал!)

Следующая часть будет про предметы на 4-6 курсе, выпускные экзамены и ординатуру.

Показать полностью 25

Как учатся студенты-медики

Всем доброго и здорового дня )

У меня подрастает племянница, которая тоже хочет стать врачом, но из разговоров с ней я поняла, что она мало знает о медицинском образовании, как и ее друзья. (Юля, привет!) Так что статья для нее и таких как она, а также сейчас время для выбора своей специальности для многих школьников, поэтому решила, что будет актуально поделиться как прошла моя учеба во втором меде, может кому-то будет интересно или кто-то захочет стать доктором, как и я.

Немного вводных о себе: я закончила Российский национальный институт им. Н.И. Пирогова  в 2019 году. Потом поступила в ординатуру по специальности “Терапия”.

Почему я решила пойти учится на врача и как это было?

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Если признаться честно, то моя история вполне в духе того времени, когда мне было 16 лет - я , как и многие, смотрела Доктора Хауса, потом Клинику и мне очень зашло…)) И как раз в это время я сломала ногу - был сложный переломом, я месяц пролежала в больнице, где врачи и медсестры стали мне как родные. После больницы у меня был долгий период реабилитации и я сидела на домашнем обучении, а в моем лицее было как раз распределение учеников по направлением и меня запихнули в самый малочисленный класс - хим-био))  И это была судьба) Мне очень понравилось углубленные изучение этих предметов.

На самом деле, все это скорее подталкивало меня к выбору. Решающим моментом оказалось понимание, что я хочу помогать людям и приносить реальную пользу. А также то, что я буду чувствовать себя значимой в плане профессиональной деятельности.

Итак, как выглядят этапы получение профессии врач в России.

Человек, который хочет стать врачом:

  1. Поступает в медицинский университет, там он обучается 6 лет на лечебном или педиатрическом факультете.

  2. Страдает и учится. Учится и страдает)

  3. По окончанию 6 курса сдает ГОС экзамены - если сдал, получает диплом.

  4. Потом сдает первичную аккредитацию - это дает возможность работать врачом в поликлинике или поступить в ординатуру.

  5. Заканчивает ординатуру, сдает уже специализированную аккредитацию. (Неврология, эндокринология и т.п.)

  6. Вуаля, тебе всего 26 лет и ты можешь начать свою врачебную деятельность)

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Из забавного - медикам не надо писать и защищать диплом. Плата за страдания во время обучения ))

Пара слов о том как сдала ЕГЭ и выбирала вуз.

Выбор ВУЗа для меня оказался прост. Рядом с моим домом была школа при РНИМУ - он же второй Мед, где для школьников 10-11 классов приезжали преподаватели из университета и давали углубленную программу по химии и биологии.

Они то нас и пригласили на день открытых дверей, где я влюбилась в огромное здание вуза, похожее (для меня) на Хогвартс). Так что при подаче документов я сразу отдала оригинал.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост
Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Я, к сожалению, на бюджет не поступила, в мой год проходной был высок (около 285-290 баллов), но благополучно перевелась с платного на бюджет, когда по итогам 2-х сессий не получила ни одной тройки.

Теперь расскажу о особенностях обучения в медицинском ВУЗе:

  • Практически на все пары носим халат, а где работаем с препаратами (например, трупами), там еще и шапочку.

Из забавного - студенты первого курса просто обожают ходить в магазин в халате) а второкурсники обожают их осуждать за это) (это же непрофессионально! Ты же будущий врач!) А на следующий год ситуация меняется - теперь бывшие первокурсники осуждают нынешних за несоответствие имиджу будущего врача))

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

наш поток 1 курса отпустили с последней лекции

  • На 1-3 курсах студенты изучают научную базу, необходимую врачу - анатомия, пат.анатомия, физиология и др., основы медицины - фармакология, пропедевтика внутренних болезней и др. и общие предметы для высшего образования - история, экономика, философия и др.

    На 4-6 курсах в основном только клинические дисциплины (эндокринология, онкология, хирургия, офтальмология и т.п).

  • ВСЕ семинары и часть лекций отрабатываются. Если студент не посетил семинар, то ему необходимо прийти на отработку занятия во внеурочное время. Отработку обычно принимает дежурный преподаватель. По не самым важным предметам можно попробовать договориться об альтернативной отработке - сделать доклад или презентацию.

  • Во время учебы в ВУЗе мы не выбираем специализацию, ее мы получаем только в ординатуре.

  • Разница между леч.факом и пед.факом: на педе углубленно изучают особенности детей, на лече только основные моменты педиатрии. В ординатуру педиатры могут поступить на взрослые специальности, а вот лечебники на детские практически не могут.

  • Личное время у нас есть, на первых курсах ЕГО ОЧЕНЬ МАЛО, но оно есть. 24/7 не учимся) Вот, например, расписание для первого курса:

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Вообще, для меня был самый сложный именно первый курс.

Ты только вливаешься в новый ритм, поначалу не понимаешь, что учить и как учить)) Но учить приходится МНОГО и ВСЕГДА ))))

Зато очень быстро сплачивается коллектив, взаимопомощь у нас была на непередаваемо высоком уровне, при этом не только в группе. После школы это был необычно. В самом институте царит атмосфера большой семьи, потому что все помнят, как страдали сами и поэтому старшие курсы всегда были готовы помочь, поделиться конспектами, рассказать про преподавателей (моё любимое): "Ивановой А.А. по лучевой никогда не говорите рентген!! Только рентгенография! Рентген - это фамилия."

Как Вы понимаете, у нас было много предметов на первом курсе, но я расскажу о самых ЛЕГЕНДАРНЫХ из них)

Ну вот, мы и добрались до самого интересного, до боли и ужаса студентов первого курса - анатомия и гистология)

Я бы не сказала, что анатомия и гистология сложные в понимании науки, при этом их объем - очень и очень значительный, особенно на первых порах.

Перед парой за 10 минут не выучишь. В придачу, нужно еще выучить термины на латинском языке. Поэтому для многих это была боль после школы, где ты реально мог прочитать, выучить, списать на переменке.

Из-за этих предметов происходит самое большое количество отчислений, примерно 1 из 4 потоков отчислялся.

На третьем курсе нас осталось 3 потока,  а на шестом уже 2. Медицина не знает пощады ;)

Для кого-то такой объем оказывался непосильным и их отчисляли, кто-то сам забирал документы.

Теперь немного конкретики.

Анатомия

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Перед первым сентября, я получила учебники в библиотеке и еле довезла их до дома)  Будучи в метро и пролистывая атлас по анатомии (яжмедик) была очень наивна, когда думала, что “не, ну не будем же мы ВСЕ это учить”. Будем)

А еще, я была очень наивна, когда готовилась по атласу и думала, что без проблем найду все “тыки” (когда преподаватель, называет что-то, а ты на трупе или костях гадаешь где это ;)).

Вот например, как это выглядит в атласе и как выглядит в реальности.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Наверное, сейчас у вас не возникнет проблем сопоставить одну foramen с другой. Но надо не забывать, что препарат трехмерный, под разными углами все выглядит иначе и главное - терминов для запоминания очень много.

Занятия проводятся в так называемых анатомических залах, они чем то похожи на операционные, только без оборудования.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

В них нужно быть обязательно в халате и шапочки. Нет шапочки - нет допуска к занятию - пропущенное занятие - нет допуска к зачету - нет зачета перед сессией - ты отчислен. Добро пожаловать в мед!)

На первом же семинаре будущие врачи делают множество фотографий, потому что:

а) они поступили в мед

б) они в шапочке!

в) им выдали кости позвоночника, которые обязательно нужно запечатлеть)

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост


Это я и мои кости в шапочке ))

Ну, как видите, меня интересовала больше шапочка)

После остеологии, студенты начинают изучать связки и сухожилия. Такие препараты хранятся в формалине, поэтому нужны перчатки.

Самое интересное начинается с изучения миологии (учение о мышцах). Теперь препарат один - труп.  В некоторых случаях по частям.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

А вот так вкусно это выглядит в атласе (в реальности тоже вполне аппетитно):

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Помимо трупа, есть еще шор. Изначально, это метод полного извлечения органов (эвисцерация по Шору, если кому-то нравится гуглить и плохо спать). Шором называется весь органокомплекс от гортани до прямой кишки вне тела. На нем удобно изучать расположение и анатомию органов.

Ну и отдельно идет головной мозг и спинной. Пинцетами стараемся с ним не работать - очень мягкий ;)

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Все остальное - изучается на трупе. Напомню, что на момент работы с этими няшками мне было 18) Количество обмороков - 0. Но не все, конечно, сразу всё это принимали спокойно.

Нельзя пройти мимо вопроса тестов. Их было достаточно много. Здесь стоит отметить два важных момента. Первый - у нашего курса тесты были без ответов. Мы были первые, у кого их ввели, поэтому мы реально всем курсом решали их, находили ответы, спорили и пытались понять что происходит ) Второй - нет, тесты не упрощали программу, хоть и отнимали время. Дело в том, что всё, что в тесте, у тебя потом всё равно спрашивали на семинарах, коллоквиумах, зачетах и экзаменах. Тест был лишь одной из форм проверки знаний.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Ладно, ладно, вот пример:

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Извините, не удержалась) Вот пример из теста по анатомии по теме сердечно-сосудистая система:

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Как Вы видите, надо на самом деле знать кучу всякой всячины, чтобы осилить тест )

После сдачи теста студенты допускаются к устной сдачи и “тыкам”.

Как выглядит сдача “тыков”: к коллоквиуму есть список латинских терминов

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Преподавателей для каждого студента выбирает около 10 штук, студент должен показать их на препарате, некоторые еще требуют перевод на русский.

Для подготовки к препаратам студенты после пар могут должны пойти в анатомичку и обменять свой студенческий на кости, труп, шор и т.д. И всё это легально!)))

Но в какой-то момент мозгам все таки-хочется отдохнуть…

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Гистология

На гистологии студенты превращаются в художников. Причем в художников, которые используют все оттенки  розового и фиолетового)

Так как окраска гематоксилином и эозином самая распространенная. (Это специальные красящие препарат вещества )

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Нам выдавались препараты, мы их изучали под микроскопом, а затем зарисовывали в альбом.

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Примеры препаратов в реальности:

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост
Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Препараты в электронном формате:

Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост
Как учатся студенты-медики Медицина, Студент-медик, Студенты, Анатомия, Гистология, Медицинский университет, Учеба, Учёба в университете, РНИМУ, Профессия, Длиннопост

Также нужно понимать, что на первых курсах очень сложно и учиться и работать. Большинство студентов на первом курсе не участвуют во внеучебной деятельности,  я начала ходить в разные СНК только с 3го курса. Особо активные, конечно, раньше)

Но внеучебка в меде есть и сильно развита, но на первом курсе мне было не до нее) Только сдавала кровь на первом курсе. За добровольную сдачу дают +2 дня к зачетной неделе ;).

А вообще есть и КВН, и спортивные, и творческие кружки. Но думаю, что главное отличие от других университетов - это развитые СНК, волонтерство, донорство и т.д.

Как в целом проходит обучение:

Важная часть в профессии и в учебе врача - это самообразование. Да, нам читают лекции и объясняют тему на семинарах, но это только часть программы, чтобы охватить всю нужную информацию, студенты должны сами грызть гранит науки, тем самым обогащая свой мозг знаниями и готовясь к профессии в будущем. Медицина постоянно развивается и после окончания обучения врачи не перестают учиться. Они читают новые публикации, выезжают на конференции, повышают свою квалификацию и т.д.

У многих студентов самообразование вызывало негодование, мол, дают не все знания и приходится самому искать. Многие из этого слоя и отчислялись, так и не научившись находить и усваивать информацию самим.

На самом деле, по прошествии лет, обучение уже не кажется прямо очень сложным. И воспоминания о вузе остаются только положительные. Да, много времени уходит на учебу. Да, обучение непростое. Но если студент прилагает усилия - все осуществимо. Остается только решить, стоит ли оно того лично для тебя.

Немного лирики для абитуриентов:

Не забывайте отдыхать и высыпаться)

Не копите долги.

Мне очень помог вот такой прием: поменять точку с зрения с “капец сколько надо выучить” на “как же интересно все устроено, хочу знать больше”.

Объединяйтесь с однокурсниками  - во-первых, вместе можно разобраться во всем, во-вторых -  это будущие связи в разных специальностях ;)

Всем спасибо, кто дочитал. Телеграм-канала у меня нет)

В следующем посте расскажу о следующих курсах.

P.S. Некоторые фотографии взяты из открытых источников

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!