Как то лет в 10 или 12 я посмотрел замечательный фильм про злых но благородных морских разбойников, смелого и смышленого славянского мальчика призывного возраста, и с тех пор заболел историей Древней Руси. Фильм этот назывался «И на камнях растут деревья» и в среде людей близких к исторической науке, реконструкторов и просто любителей истории считается наиболее историчным в плане описания быта, нравов, одежды, вооружения и т.д. По крайней мере выше чем российский фильм Викинг, и уж тем более выше многосерийной импортной шляпы под названием Викинги.
Историком я не стал, не сложилось, но тяга к ней преследует меня всю жизнь. И всю жизнь я хотел заиметь настоящий славянский меч. Вру конечно, не всю жизнь, а только в промежутках между моментами, когда я не хотел бабу, денег, машину, квартиру, бабу с квартирой, выигрышный билет столото, но в основном бабу.
Самое первое что я выяснил про меч, то что он весит 20 кг. Это я прочитал в Технике Молодежи. Году в 89 или 90. Как раз тогда в школе был такой предмет назывался УПК (учебно производственный комбинат) и там я подобрал коренной лист рессоры от КаМАЗа, длиной метра полтора, и шириной сантиметров 9, весил он 18 кг. И тогда я очень сильно разочаровался в Технике молодежи. Да так, что тяга заиметь настоящий славянский меч поутихла лет на 20.
Где то в 2008 я снова вспомнил что был любителем истории Древней Руси. В сети тогда процветали исторические форумы. Социальные сети проглотят их только лет через 5.
Одним из самых таких тру реконструкторско-исторических форумов был «тоже форум». Там я оброс знакомствами, с археологами, работниками музеев, реконструкторами, и просто любителями истории, и выяснил кроме всего прочего, что славянский меч, это как единорог, в него просто нужно верить, хотя на самом деле его никто никогда не видел, а специалистов от такого словосочетания ломает как стариков на погоду, и совсем не потому что у славян не было мечей. В общем это к вопросу изготовления меча напрямую не относиться, если кому интересно можно обсудить отдельно.
К тому моменту сколько должен весить меч приблизительно знал, потому что мне во времяслужбы в армии попалась вы библиотеке всем известная книга Анатолия Николаевича Кирпичникова. https://www.booksite.ru/fulltext/drevn/index.htm
В общем мечта вспыхнула снова и тлела года до 17, когда я познакомился с кузнецом. Кузнец был малоизвестен среди реконструкторов, да чего говорить, вообще неизвестен, хотя как по мне, массового выходившие из под его молота фальшионы, были очень неплохи, он так же успешно провел цикл от добычи болотной руды, обогащения ее, выплавки крицы и ковки и науглероживание изделия. Не то что бы я не рассматривал кузнецов заточенных на длинноклинковое оружие, и известных, наоборот, я сразу обратился к нескольким известным мастерам, но чуть заикой не стал от их цеников. Они начинался от одной тысячи евро. Были еще пару с подмоченной репутацией, но к ним я не рискнул обращаться.
Клинок я изначально хотел с двусторонним клеймом. На одной стороне +ULFBREHT+, на другой плетенку, а поскольку каталогов археологических находок с точными размерами и прорисовкой клейма очень мало, воспользовался докторской диссертацией Мико Молайнена: «Marks of Fire, Value and Faith Swords with Ferrous Inlays in Finland during the Late Iron Age» (ca. 700–1200 AD) кому интересно ссылка https://www.utupub.fi/bitstream/handle/10024/119919/diss2016...
В бумаге стоит сейчас около 300 евро, может быть 280, я покупал еще за 50 когда она только вышла. Я взял размеры клинка музейным номером KM 23607:490 в книге это 415 страница.
И нарисовал подобие чертежа.
Сталь я решил взять У8. Честная углеродка, к тому же очень похожа по содержанию углерода на некоторые мечи с клеймом Ульфберт, но не таким как у меня +ULFBREHT+, а с крестом перед «Т» +ULFBREH+Т. Это выяснил еще старик Алан Уильямс, году в 78, когда проводил металлографические исследование мечей Эпохи Викингов, и предположили что мечи с клеймом с крестом перед «Т» +ULFBREH+Т или по крайней мере лезвия таких мечей, производились из высококачественной литой стали, ближневосточного или даже индийского производства. ц
Вообще клинки мечей на эпоху викингов изготавливались несколькими способами, например кузнец мог накрутить середину клинка из говна и палок, и приварить к центральной части лезвия, меч мог быть полностью накручен из говна и палок, а мог быть полностью сделан из стали, но это уже достаточно поздние века 11.
Кузнец брался выковать клин и вварить буквы и значки кузнечной сваркой. Не знаю ковали ли он из кругляка, насколько мне известно углеродки нет в полосах, только в кругляке, мне собственно это было не сильно важно. Буквы он пробил в доле штихелем из напильника для заточки пил.
Заквадаритил проволоку шестерку и забил в пазы и маленечко подварили для удержания. Вообще очень часто клеймо изготавливалось из дамаскированной проволоки то есть перекрученной из разных сортов стали и железа, но мог быть и из одного железа. Прогрел и проковал, вварив клеймо кузнечной сваркой.
Получившуюся бяку ободрал на гриндере, и протравил для контроля рисунка.
Собственно на этом он свою задачу посчитал выполненной, хотя режущая кромка отсутствовала как класс вообще, вместо нее была полка с половину толщины клинка (это было его условие). В таком виде клинок попал ко мне.
Клинок ободрал уже на своем гриндере, на черновую, а вот на чистовую выводил притирами, кусками бронзы, латуни, дерева, войлока, со специальным викингским составом, алмазной пастой воронежской фабрики абарзивов.
Закончил с клинком, хотя начал понимать японских полировщиков мечей, закончить дрочить водными камнями клинок невозможно, можно только в зависимости от наличия свободного времени смириться с различным уровнем несовершенства граней и рисок. Приступил к изготовлению элементов рукояти.
К этому моменту я уже остановился на мече который собрался реконструировать, им стал меч типа Н из Новгородского музея заповедника.
Происхождения меча неизвестно даже сами музейным работникам, или по крайней мере тем, которые отвечают за связи с общественность. Контакты среди действующих археологов помогли выяснить что меч все-таки не новгородский, а откуда то из приладожья.
Но не суть. Происходит это меч из погребения или вотивного дара, поскольку ритуально сломан. Клинок сохранился отвратительно но клеймо Ульфберт читается уверенно, поэтому никаких моральных препонов использовать клинок с однотипного меча изготовленного по размерам приведенных в дисере Мико Молайнена я не увидел.
Перекрестие новгородского меча ладьевидное, длиной 110 мм, толщина 20 мм, ширина в самой широкой части 32 мм.
Основание навершия, или как некоторые называют верхнее перекрестие, как у всех мечей типа Н шире чем перекрестие, так же ладьевидное, длина 98 мм, толщина 20 и ширина 38 мм.
Высота полого навершия 44 мм.
Все элементы рукояти украшены инкрустацией проволокой из латуни и серебра плотностью 18-20 проволок на сантиметр, и образуют полосатый рисунок.
С торцов перекрестия и основание навершия закрыты латунными пластинами которые припаяны к металлическому основанию. Перекрестие мечей типа Н, да и практически всех мечей, за исключением типа D, L, сплошное.
Основание навершия условно полое, поскольку практически у всех типов мечей типа Н оно сплошное, за исключением вот этого экземпляра, который мне подогнал Сергей Юрич Каинов, и для облегчения меча решил сделать такое же.
Все элементы рукояти были вырезаны мной из железного листа толщиной 20 мм, так как абонемент в кузницу закончился на клинке, и пришлось довольствоваться тем инструментом, что есть у меня, смотреть там особо не на что две фотографии было, стало. И готовый результат, основание наврешия и перекрестие с уже прошитым отверстием под клинок и облуженные с торцов. Навершие пока не получилось, на него не смотреть.
Как первой, так и второе навершие я честно сварил полуавтоматом из двух половин которые вколотил из листа шестерки. За то вполне аутентично припаял латунью штифты которыми навершие крепиться к основанию. И получилась вот такая штука, осталось украсить и насадить.
Всечкой или инкрустацией, я никогда не занимался и очень смутно представлял в теории как это делалось. Теория выглядела примерно так: «Прорезаются канавки, в них закалачивается проволока»,
Некоторые специалисты, реконструировали способ более подробно, но так что становилось понятно, что сами они так не делали, потому что металл так себя вести не может. Это я понял потом, уничтожив метров 10 серебряной проволоки тридевятки. За то стал понимать тех мастеров которые секретами не хотят делиться. По наивности я сначала спрашивал, у никоторых известны личностей, которые у реконструкторов на слуху всегда, но всегда вопрос повисал в воздухе. Только один очень известный мастер: прямо мне сказал: «Ты че охуел? Я потратил время, деньги, ресурсы, здоровье, что бы разработать овладеть этим способом, для того что бы зарабатывать деньги, а ты у меня просишь просто рассказать?» Вообщем не суть
Сначала я решил заготовку разметить, для чего из мечика не помню насколько сделал вот такие грабли. Разметил и прорезал канавки, и начал вбивать проволоку.
Я делал это в бинокулярах, и все равно не хватало увеличения что бы резать две канавки на 1 мм. Кое как но получилось, но оказалось что при забивании проволоки стенка между канавками может замяться, загнуться и проволока выпадет, а соседнюю забивать будет никуда. И даже тогда я кое как прорезал и забил перекрестие, шлифанул, оказалось, что местами, металл основания вылез из под латуни и серебра. Произошло это потому что резать близко очень близко к друг другу канавки нельзя проволока даже отожженная серебряная их может «завалить» а если оставлять больше промежуток то толщины проволоки, а у меня она была толщиной 0.5 мм не хватает что бы перекрыть металл основания.
Я тогда чуть не запил честно говоря. Но сдержался и маленько поэксперементировав, понял что нужно делать. Во-первых резать следующую канавку нужно когда в предыдущую уже забита проволока, и резать надо по ее краю. Во-вторых ( тут я не сам допер, а пропизделся один из мастеров топ уровня) нужно не шлифовать забитую проволоку, а сначала загладить ее, твердой и гладкой металлической пластиной, в моем случае это был отшлифованный и отполированный напильник. Вообщем я все переделал, и не один раз кстати. Но в конце концов получилось не хуже чем у мастеров. Проволока серебро + латунь, (две проволоки серебра через две проволоки латуни как у оригинала) Плотность 18 проволок на сантиметр. Всечка под микроскопом.Каждая полоса желтая или белая, 1 миллиметр, и состоит из двух проволок.