bobbax

Пикабушник
поставил 0 плюсов и 2 минуса
Награды:
5 лет на Пикабу
448 рейтинг 12 подписчиков 2 подписки 3 поста 3 в горячем

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2

Вырезал из латуни пластины закрывающие торцы, облудил их и припаял, к металлическому основанию, тоже пришлось поломать голову
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Собственно все это заняло у меня львиную долю времени нервов и денег, и честно говоря временами я был близок к тому что бы выкинуть его с балкона.

Правда далее были относительно простые операции, и я решил доделать.

Форма рукояти меча я подсмотрел на мечах типа D, они собственно на большинстве мече с сохранившимися деревянными деталями такие. Сделал ее из двух половинок, склеил и обтянул кожей. Кожу взял тонкую, ягнячью, вырезал в размер, и сшил обметочным швом в трубку, лицевой стороной внутрь. Намочил, вывернул и натянул на деревянную рукоять.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Собрал все в кучу, насадил перекрестие, насадил рукоять на черен, и сверху основание навершия.

Расклепал черен на основание навершия

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Продел штифты навершия через отверстия основания и расклепал через шайбы

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Собственно все с мечем я закончил. Остались ножны.

Находок ношен немного, я решил реконструировать ножны по находки из гавани Хедебю, но и маленько из Гданьска.

Ножны из Хедебю  http://www.metodich.ru/mikrostratigraficheskij-analiz-nojen-...

Ножны из Гданьска  http://asgard.tgorod.ru/libri.php?cont=_gdansk

Все ножны имею деревянную основу, склеенную из двух половинок, в разных случая это ясень ольха, осина, вообщем особых предпочтений в древесине не было.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Всегда внутри имеется мех обращенный ворсом к клинку, я использовал то что было, а был у меня камус.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Ножны в сборе, с деревянной скобой по находке из Хедебю.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

И многие ножны сверху имеют покрытие из кожи или ткани. Я взял ту же кожу что и на рукояти сшил ее в размер ножен, трубкой, намочил, вывернул, натянул. Как и в случае с рукоятью кожа высохла и натянулась Наконечник она же бутероль была куплена мной у всем известного /Гудреда, поэтому о ней мне особо рассказывать нечего.

Собственно все.

А да. Меч не является оружием, не заточен, собран на сургуч, и мягкий как пластилин.

Ну и фотографии окончательного варианта реконструкции меча 10 века, из Новгородского музей заповедника.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост

Последняя, и со стороны с которой обычно мастера делающие мечи на продажу их не показывают потому что там шов.

Да забыл меч весит 1700 г. Это обычные вес для мечей типа Н

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 2 Древняя Русь, Викинги, Меч, Длиннопост
Показать полностью 14

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1

Как то лет в 10 или 12 я посмотрел замечательный фильм про злых но благородных морских разбойников, смелого и смышленого славянского мальчика призывного возраста, и с тех пор заболел историей Древней Руси. Фильм этот назывался «И на камнях растут деревья» и в среде людей близких к исторической науке, реконструкторов и просто любителей истории считается наиболее историчным в плане описания быта, нравов, одежды, вооружения и т.д. По крайней мере выше чем российский фильм Викинг, и уж тем более выше многосерийной импортной шляпы под названием Викинги.

Историком я не стал, не сложилось, но тяга к ней преследует меня всю жизнь. И всю жизнь я хотел заиметь настоящий славянский меч. Вру конечно, не всю жизнь, а только в промежутках между моментами, когда я не хотел бабу, денег, машину, квартиру, бабу с квартирой, выигрышный билет столото, но в основном бабу.

Самое первое что я выяснил про меч, то что он весит 20 кг. Это я прочитал в Технике Молодежи. Году в 89 или 90. Как раз тогда в школе был такой предмет назывался УПК (учебно производственный комбинат) и там я подобрал коренной лист рессоры от КаМАЗа, длиной метра полтора, и шириной сантиметров 9, весил он 18 кг. И тогда я очень сильно разочаровался в Технике молодежи. Да так, что тяга заиметь настоящий славянский меч поутихла лет на 20.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Где то в 2008 я снова вспомнил что был любителем истории Древней Руси. В сети тогда процветали исторические форумы. Социальные сети проглотят их только лет через 5.

Одним из самых таких тру реконструкторско-исторических форумов был «тоже форум». Там я оброс знакомствами, с археологами, работниками музеев, реконструкторами, и просто любителями истории, и выяснил кроме всего прочего, что славянский меч, это как единорог, в него просто нужно верить, хотя на самом деле его никто никогда не видел, а специалистов от такого словосочетания ломает как стариков на погоду, и совсем не потому что у славян не было мечей. В общем это к вопросу изготовления меча напрямую не относиться, если кому интересно можно обсудить отдельно.

К тому моменту сколько должен весить меч приблизительно знал, потому что мне во времяслужбы в армии попалась вы библиотеке всем известная книга Анатолия Николаевича Кирпичникова. https://www.booksite.ru/fulltext/drevn/index.htm

В общем мечта вспыхнула снова и тлела года до 17, когда я познакомился с кузнецом. Кузнец был малоизвестен среди реконструкторов, да чего говорить, вообще неизвестен, хотя как по мне, массового выходившие из под его молота фальшионы, были очень неплохи, он так же успешно провел цикл от добычи болотной руды, обогащения ее, выплавки крицы и ковки и науглероживание изделия. Не то что бы я не рассматривал кузнецов заточенных на длинноклинковое оружие, и известных, наоборот, я сразу обратился к нескольким известным мастерам, но чуть заикой не стал от их цеников. Они начинался от одной тысячи евро. Были еще пару с подмоченной репутацией, но к ним я не рискнул обращаться.

Клинок я изначально хотел с двусторонним клеймом. На одной стороне +ULFBREHT+, на другой плетенку, а поскольку каталогов археологических находок с точными размерами и прорисовкой клейма очень мало, воспользовался докторской диссертацией Мико Молайнена: «Marks of Fire, Value and Faith Swords with Ferrous Inlays in Finland during the Late Iron Age» (ca. 700–1200 AD) кому интересно ссылка https://www.utupub.fi/bitstream/handle/10024/119919/diss2016...

В бумаге стоит сейчас около 300 евро, может быть 280, я покупал еще за 50 когда она только вышла. Я взял размеры клинка музейным номером KM 23607:490 в книге это 415 страница.

И нарисовал подобие чертежа.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Сталь я решил взять У8. Честная углеродка, к тому же очень похожа по содержанию углерода на некоторые мечи с клеймом Ульфберт, но не таким как у меня +ULFBREHT+, а с крестом перед «Т» +ULFBREH+Т. Это выяснил еще старик Алан Уильямс, году в 78, когда проводил металлографические исследование мечей Эпохи Викингов, и предположили что мечи с клеймом с крестом перед «Т» +ULFBREH+Т или по крайней мере лезвия таких мечей, производились из высококачественной литой стали, ближневосточного или даже индийского производства. ц

Вообще клинки мечей на эпоху викингов изготавливались несколькими способами, например кузнец мог накрутить середину клинка из говна и палок, и приварить к центральной части лезвия, меч мог быть полностью накручен из говна и палок, а мог быть полностью сделан из стали, но это уже достаточно поздние века 11.

Кузнец брался выковать клин и вварить буквы и значки кузнечной сваркой. Не знаю ковали ли он из кругляка, насколько мне известно углеродки нет в полосах, только в кругляке, мне собственно это было не сильно важно. Буквы он пробил в доле штихелем из напильника для заточки пил.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Заквадаритил проволоку шестерку и забил в пазы и маленечко подварили для удержания. Вообще очень часто клеймо изготавливалось из дамаскированной проволоки то есть перекрученной из разных сортов стали и железа, но мог быть и из одного железа. Прогрел и проковал, вварив клеймо кузнечной сваркой.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Получившуюся бяку ободрал на гриндере, и протравил для контроля рисунка.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Собственно на этом он свою задачу посчитал выполненной, хотя режущая кромка отсутствовала как класс вообще, вместо нее была полка с половину толщины клинка (это было его условие). В таком виде клинок попал ко мне.

Клинок ободрал уже на своем гриндере, на черновую, а вот на чистовую выводил притирами, кусками бронзы, латуни, дерева, войлока, со специальным викингским составом, алмазной пастой воронежской фабрики абарзивов.

Закончил с клинком, хотя начал понимать японских полировщиков мечей, закончить дрочить водными камнями клинок невозможно, можно только в зависимости от наличия свободного времени смириться с различным уровнем несовершенства граней и рисок. Приступил к изготовлению элементов рукояти.

К этому моменту я уже остановился на мече который собрался реконструировать, им стал меч типа Н из Новгородского музея заповедника.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Происхождения меча неизвестно даже сами музейным работникам, или по крайней мере тем, которые отвечают за связи с общественность. Контакты среди действующих археологов помогли выяснить что меч все-таки не новгородский, а откуда то из приладожья.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Но не суть. Происходит это меч из погребения или вотивного дара, поскольку ритуально сломан. Клинок сохранился отвратительно но клеймо Ульфберт читается уверенно, поэтому никаких моральных препонов использовать клинок с однотипного меча изготовленного по размерам приведенных в дисере Мико Молайнена я не увидел.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Перекрестие новгородского меча ладьевидное, длиной 110 мм, толщина 20 мм, ширина в самой широкой части 32 мм.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Основание навершия, или как некоторые называют верхнее перекрестие, как у всех мечей типа Н шире чем перекрестие, так же ладьевидное, длина 98 мм, толщина 20 и ширина 38 мм.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Высота полого навершия 44 мм.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Все элементы рукояти украшены инкрустацией проволокой из латуни и серебра плотностью 18-20 проволок на сантиметр, и образуют полосатый рисунок.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

С торцов перекрестия и основание навершия закрыты латунными пластинами которые припаяны к металлическому основанию. Перекрестие мечей типа Н, да и практически всех мечей, за исключением типа D, L, сплошное.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Основание навершия условно полое, поскольку практически у всех типов мечей типа Н оно сплошное, за исключением вот этого экземпляра, который мне подогнал Сергей Юрич Каинов, и для облегчения меча решил сделать такое же.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Все элементы рукояти были вырезаны мной из железного листа толщиной 20 мм, так как абонемент в кузницу закончился на клинке, и пришлось довольствоваться тем инструментом, что есть у меня, смотреть там особо не на что две фотографии было, стало. И готовый результат, основание наврешия и перекрестие с уже прошитым отверстием под клинок и облуженные с торцов. Навершие пока не получилось, на него не смотреть.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Как первой, так и второе навершие я честно сварил полуавтоматом из двух половин которые вколотил из листа шестерки. За то вполне аутентично припаял латунью штифты которыми навершие крепиться к основанию. И получилась вот такая штука, осталось украсить и насадить.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Всечкой или инкрустацией, я никогда не занимался и очень смутно представлял в теории как это делалось. Теория выглядела примерно так: «Прорезаются канавки, в них закалачивается проволока»,

Некоторые специалисты, реконструировали способ более подробно, но так что становилось понятно, что сами они так не делали, потому что металл так себя вести не может. Это я понял потом, уничтожив метров 10 серебряной проволоки тридевятки. За то стал понимать тех мастеров которые секретами не хотят делиться. По наивности я сначала спрашивал, у никоторых известны личностей, которые у реконструкторов на слуху всегда, но всегда вопрос повисал в воздухе. Только один очень известный мастер: прямо мне сказал: «Ты че охуел? Я потратил время, деньги, ресурсы, здоровье, что бы разработать овладеть этим способом, для того что бы зарабатывать деньги, а ты у меня просишь просто рассказать?» Вообщем не суть

Сначала я решил заготовку разметить, для чего из мечика не помню насколько сделал вот такие грабли. Разметил и прорезал канавки, и начал вбивать проволоку.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Я делал это в бинокулярах, и все равно не хватало увеличения что бы резать две канавки на 1 мм. Кое как но получилось, но оказалось что при забивании проволоки стенка между канавками может замяться, загнуться и проволока выпадет, а соседнюю забивать будет никуда. И даже тогда я кое как прорезал и забил перекрестие, шлифанул, оказалось, что местами, металл основания вылез из под латуни и серебра. Произошло это потому что резать близко очень близко к друг другу канавки нельзя проволока даже отожженная серебряная их может «завалить» а если оставлять больше промежуток то толщины проволоки, а у меня она была толщиной 0.5 мм не хватает что бы перекрыть металл основания.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост

Я тогда чуть не запил честно говоря. Но сдержался и маленько поэксперементировав, понял что нужно делать. Во-первых резать следующую канавку нужно когда в предыдущую уже забита проволока, и резать надо по ее краю. Во-вторых ( тут я не сам допер, а пропизделся один из мастеров топ уровня) нужно не шлифовать забитую проволоку, а сначала загладить ее, твердой и гладкой металлической пластиной, в моем случае это был отшлифованный и отполированный напильник. Вообщем я все переделал, и не один раз кстати. Но в конце концов получилось не хуже чем у мастеров. Проволока серебро + латунь, (две проволоки серебра через две проволоки латуни как у оригинала) Плотность 18 проволок на сантиметр. Всечка под микроскопом.Каждая полоса желтая или белая, 1 миллиметр, и состоит из двух проволок.

Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Древнерусский меч из Новгородского музея заповедника часть 1 История, Древняя Русь, Викинги, Меч, Мат, Длиннопост
Показать полностью 25

Эволюция Меча на Руси

Для начала нужно признать что у восточных славян – наших предков , такой вид профессионального вооружения как мечи и сабли, а ровно как общественная формация- дружинная культура, маркерами которой и являются эти узкоспециализированные инструменты военного ремесла , отсутствовали как класс. По крайней мере, находок такого вида оружия на достоверно славянских поселениях и захоронениях не обнаружено, можно конечно сослаться на отсутствии традиции давать покойнику с собой такой дорогой девайс, или вообще дороговизну изделия что бы ей разбрасываться, но к сожалению не найдены не только мечи и сабли, но отсутствуют полуфабрикаты и брак изделий, которые присутствуют в ремесленных центрах западной и северной Европы которые достоверно точно их изготавливали.



Появлением в середине- конце 9 века на территории ставшей впоследствии средневековым государством Русь, меча, мы обязаны скандинавам. Такие мечи с легкой руки Кирпичникова А Н в нашей стране названный мечом каролингского типа, во все остальном мире их называют мечом «Эпохи Викингов» . Это меч длиной 80-100см и весом 1200-1500 грамм. Причем вес меча 1500 грамм достаточно редкая находка. Общепринятой классификацией мечей эпохи Викингов в научном мире считается типология Яна Петерсона «Норвежские мечи эпохи Викингов.»


https://vk.com/doc-68287774_355311247?hash=e16c9b2d3481faafe...

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Классификация затрагивает в основном типы рукоятей, и представлена на следующей фотографии , очень приблизительно. Типология клинков у мечей эпохи викингов в науке успеха не имела, во-первых отвратный сохран, во вторых так и не была определена закономерность размеров клинка от хронологии изготовления.


Основным поставщиком информации о мечах эпохи Викингов на Руси служат раскопки дружинных захоронений: Гнездово, Чернигов (Черная Могила, Гульбище) Шестовицы и т.д.


Мечей ранних типов А, В, С, на территории Руси не найдено, что говорит о достаточно позднем знакомстве с мечами и видимо их носителями, Единственная находка: элементы рукояти типа В найдены при раскопках поселения Гнездово, видимо ремесленного центра.

Кстати мечи А, В, С, большОй частью были однолезвийные, а находок однолезвийных клинков на Руси нет вообще кроме очень спорной находки под Монастыршей ( Кирпичников 1966) по современным исследованиям это скармасакс.

Запчасти рукояти меча типа В

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Тип D1,D2

D1

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Один из самых редких, сложных в изготовлении и богато украшенных рукоятей

Сложная конструкция рукояти, перекрестие основание навершия и навершее полое , каждый элемент , перекрестие, основание навершия, и навершие состоит из двух скорлупообразных частей отлитых отдельно и соединеных штифтами на каркасе из железа и только потом смонтированных на клинок. Навершие крепится с помощью расклепа хвостовика (у меча типа D1навершие крепиться с помощью U-образной скобы.Показанный ниже  меч найден в кургане С-2 Гнздовского курганно комплекса в захоронении знатного война. Погребение выполнено по скандинавскому обряду.На Клинке имеются остатки клейма окружность и крест. Погребение датируется 920-930 гг.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Тип Е

Перекрестие, основание навершия и навершие из железа, навершие полое, закреплено в расклеп хвостовика. Имеется клеймо «Ульфберт» перед последним «Т» стоит крест. По данным металлографии сталь такого меча (крест перед «Т»)по качеству очень близка к современной У10.


Меч обнаружен в Кургане С-15 Гнздово. Погребение по скандинавскому обряду.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Тип H/I

Самый распространенный тип меча


Перекрестие и и основание навершия сплошное из железа, треугольное навершие полое крепиться на U-образной скобе, с расклепом на внутренней части основания.


Перекрестие, основание навершия и навершие украшено всечкой медной или сребренной проволоки. Меч найден в кургане L-35Гнездово. Скандинавский тип погребения.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Меч Тип T-2. Тип датируется концом эпохи викингов, отличается от предыдущих внешне похожих типов изменением соотношений размеров элементов рукояти, перекрестие растет навершие и основание навершия уменьшается. Рукоять меча начинает приближаться к знакомым очертаниям "рыцарских" мечей. Поднят из кургана №3 Гнездово

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост
Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Мечи собственно производства или по крайней мере мечи собственного типа на Руси появились довольно поздно в конце X начале ХI века. Впервые такие мечи выделил из общей массы находок Анатолий Николаевич Кирпичников в 1966 в единый тип А-местный. Собственно меч как и прежде представлял собой формой клинка типичный меч эпохи викингов или каролингский меч(по Кирпичникову) но имел уникальную по форме и отделки рукоять которая встречалась не на территории Восточной Европы только однажды, обломок перекрестия меча типа А-местный был найден в Кунгс-Хюсбю провинции Уппланд, Швеция и является вторичной по отношению к находкам у нас. Мечи группы состоят из трехчастного навершия, декоративно отделенного( в отличии от своих предшественников основание навершия и навершие которых две разные детали)

от слегка изогнутого к верху основания навершия. Перекрестие слегка изогнуто в сторону клинка.


Овальная в сечении рукоять отлита из бронзы или серебра. Навершие, перекрестие, и рукоять украшены гравированным орнаментом с чернением.


На основе орнаментации известный украинский исследователь мечей эпохи Викингов Федор Андрощук в своей монографии «Мечи Викингов» (2013) выделил три основных варианта изобразительных мотивов мечей типа А-местный.


Вариант «Киев».


Название получили месту первой находки с таким изобразительным мотивом.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Вариант «Карабичев –Рязань»

Изобразительный мотив орнаментации назван по месту находки меча с рукоятью без навершия (Карабичев), орнаментационно идентичная рукояти - навершие из Рязани.Рукоять богато декорирована растительным мотивом в византийском стиле. Изящно изображенные побеги и завитки имеют точно такой же характер , как и мотивы некоторых росписей Софийского собора в Киеве.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Вариант «Глуховцы»

Рукоять меча из Глуховцов украшена двумя различными орнаментами .


Основание навершия и перекрести имеют следы серебряной инкрустации с мотивом переплетающихся лент. Бронзовая рукоять украшена комбинацией растительного мотива и узлов.


Слева фотография справа прорисовка.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Техника декора этих мечей говорит о том что они были несомненно ценными объектами высокого социально статуса. К сожалению все показанные на ч/б фотографиях мечи были утрачены в результате окупации Киева и в эвакуации.

Единственный меч типа А-местный варианта «Киев», находящийся в Государственном Музейном Фонде Российской Федерации, был найден в Мордовии в 1989 году близ села Пурдошки.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

При реставрации меча в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря заведующая сектором отдела физико-химических методов исследований А. Я. Мазина провела металлографический анализ клинка и деталей рукояти. При исследовании клинка меча из с. Пурдошки для выяснения состава металла был применен метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа. В результате был определен следующий состав клинка: железо (99,30, медь (0,40), цинк (0,30), марганец (0,03). (по сути сыродутная железная крица)

Меч до реставрации.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Все детали рукояти полые внутри. Толщина стенок составляет 2 мм. Взвешивание показало, что общий вес деталей рукояти составляет 326,5 г. Навершие весит 152,2 г., трубка рукояти - 75,4, перекрестие - 98,9 г.

Металлографический анализ показал, что перекрестие и навершие выполнены из похожего сплава, представляющего собой бронзу с низким содержанием олова. В составе сплава трубки олова еще меньше, чем в бронзе перекрестия и навершия. Черневой орнамент нанесен с помощью сплава, содержащего свинец в значительно большем количестве, чем бронза основы. Он представляет собой темные окислы свинца и меди.


По мнению В. Н. Шитова, орнамент состоит из неглубоких бороздок, заполненных чернью. В. Казакявичус считает, что первоначально элементы рукояти были протравлены кислотой, затем углубления были заполнены смесью медного порошка и серы. Рукоять была затем нагрета и отполирована. Похожий метод нанесения черни описан в работе Т. И. Макаровой "Черневое дело Древней Руси".



Детальный осмотр рукояти меча из с. Пурдошки показал, что наиболее вероятной представляется точка зрения, высказанная В. Н. Шитовым. В верхней части навершия до реставрации были отчетливо видны канавки, в которых черновая смесь отсутствовала. Глубина и характер стенок канавок свидетельствует, что детали рукояти отливались с заранее нанесенным контуром углублений под орнамент.


Меч после реставрации.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Для определения времени изготовления меча из с. Пурдошки большое значение имеет орнаментальная композиция рукояти. Центральное место на навершии рукояти занимает стилизованное изображение лица. Круги, расположенные в центре, символизируют глаза, а ромб, находящийся ниже, по всей видимости, рот, окаймленный усами и бородой. На боковых частях навершия - помещены триквестры с завернутыми в спираль концами, представляющие собой, по мнению В. Д. Артемовой и В. Н. Шитова, солярные знаки.



В. Д. Артемова и В. Н. Шитов акцентировали внимание на семи знаках, расположенных в нижней части навершия, при пересечении орнаментальных линий. Знаки расположены слева направо в такой последовательности: кольцо; темный овал, повернутый верхней частью влево; кольцо с точкой посередине; большое кольцо со смещенной влево точкой; светлый овал с двумя перемычками, повернутый верхней частью вправо; малое кольцо; светлый овал с одной перемычкой посередине, повернутый верхней частью вправо. Однако авторы не дают интерпретации указанных знаков. Вполне возможно, в данном случае мы имеем дело либо с зашифрованной надписью - оберегом владельца, либо с символами семи определенных объектов.



Трубка рукояти пурдошанского меча покрыта орнаментом в виде чешуи. Это дает основание считать общую композицию рукояти художественным отображением либо мифа о схватке Перуна с его змееподобным врагом Змилуаном, либо мифической схватки Тора и мирового змея Ёрмунганда перед концом мира. Битва Тора с мировым змеем была широко распространенной темой изображений на щитах, о чем свидетельствуют щитовые драпы (стихотворения, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду). Сложность ситуации заключается в том, что миф о Перуне восстанавливается лишь частично по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях. К тому же военные дружины на Руси были в большинстве своем полиэтничными, что приводило к смешению различных культов.


Прорисовка орнамента.

Эволюция Меча на Руси Древняя Русь, Меч, Варяги, Русы, Славяне, Длиннопост

Использованная Литвература

Sergej Yu. Kainov  "SWORDS FROM GNЁZDOVO"


А. Н. КИРПИЧНИКОВ

ДРЕВНЕРУССКОЕ

ОРУЖИЕ

Выпуск первый

МЕЧИ И САБЛИ

IX-XIII вв.


Ф.Андрощук "Мечи Викингов"


Статья А.А. Беговаткина.

"Древнерусский меч Х века из окрестностей с.Пурдошки"


По мечу из Фощеватой отдельный и долгий разговор.

Показать полностью 21
Отличная работа, все прочитано!