Расскажу вам историю про финских холодных продажников, которые пытались на деньги меня прокинуть и про борьбу успешную с супостатами. Надеюсь, что живущим в Финляндии или только что прибывшим будет мой пост полезен.
Началось это в 2015 году в августе. Я ехал по хельсинскому шоссе в торговый центр, когда мне позвонили с незнакомого номера. Телефонные продажи тут не редкость и я выработал борьбу — говорю им по-английски, что по-фински не понимаю и если чего-то хотят, то пусть на английском изъясняются. 95% отваливается, но, блин, 5-таки остаётся и переключаются на английский, а пару раз даже по-русски говорили. Причем эти гады обращаются по имени и знают куда звонят, ибо база телефонных номеров Финляндии доступна для разных контор и предприятий. У меня мысль бродит, а не переключиться ли мне на препейд, который к конкретному человеку не привязан.
Так вот, в этот раз мне не повезло и на том конце провода попался молодой человек довольно бегло говоривший на английском. Моя природная воспитанность не позволила послать его сразу же нахер, поэтому завязался вежливый разговор.
Чувак предлагал некий товар под названием "коулутурва", мол, деньги идут на поддержку школьников говорил он, мы вышлем тебе тестовый экземпляр говорил он, если тебе не понравится, то делать ничего не надо говорил он. В общем, он мне мешал вести машину и я, чтоб от него отвязаться ответил, мол, давай высылай. Тут есть одна тонкость. Дело в том, что в Финляндии устное согласие приравнивается к подписи под договором. Ну, не то чтобы я этого не знал. Я заключал такой договор с компанией поставщиком электроэнергии, например, но мне выслали копию договора с указанием того на что же я подписался. Но это уважающие себя и клиентов компании так делают.
Итак, я сказал этому козлу "да" и через пару недель получил товар. Это был журнальчик, который назывался "коулутурва". Журнал был посвящен проблемам школьных опущенцев, которых угнетают одноклассники. Надо заметить, что отпечатан он был на очень качественной бумаге. Журнал на финском, но разве продажника это остановило, несмотря на то, что общался со мной он по-английски? К журналу прилагался счет на 79 евро за годовую подписку. Как и сказал продавец, делать мне ничего не надо, поэтому я без сожаления выкинул этот шлак на помойку вместе со счетом.
Но как оказалось не все так просто.
Через месяц я получил еще один счет, который был на пару евро больше и содержал страшную красную печать, о том, что, мол, если я не заплачу, то они будут напрягать коллекторов, чтобы стрясти с меня бабло. Надо отметить, что коллекторы в Финляндии -- это страшные люди, которые общаются с тобой хоть и вежливо, но жизнь могут испортить весьма сильно. Например, заблокировать твой счет. Власть у них большая, однако они иногда входят в положение и с ними можно решить проблему одним звонком. Так вот. "Что за вздор!", — подумал я (ну, или как-то похоже) и написал письмо по указанному на счёте адресу электронной почты, чтобы сообщить конторе, которая втюхала журнал, о том, что платить я им не собираюсь, что я ни на что подобное не подписывался, и чтобы они перестали докучать мне своими глупыми письмами. Наивный! Ответ мне прислали по-фински (уже ведь втюхали, английский можно забыть!) о том, что по закону после получения первого счета у меня было 14 дней чтобы отказаться (но зачем об этом говорить в момент продажи, верно?). Я слегка фалломорфировал и начал гуглить решение проблемы. Нагуглил следующее: сайт общества прав потребителей, из которого я узнал, что я стал жертвой классической subscription trap. А еще вот эту статью, где финским по-белому сказано, что эта контора -- суть разводилово.
Ну, раз это разводилово, тогда я по совету друзей решил обратиться к самому прокурору. Симпатичная женщина в прокуратуре внимательно выслушала меня и сказала, что мне вообще-то в полицию... Да не вопрос! Пойдя в участок и постояв очередь с турками и неграми я-таки дождался аудиенции у уставшей тёти полицейской. Она тоже внимательно выслушала меня и сказала, мол, эти спамеры не имеют право так делать, можешь выкинуть счет. Но меня точил червячок сомнения и на вопрос "Хочу ли я заводить дело?" я подумал, что если они делают это незаконно, то пусть их накажут. Тётя вздохнула и стала тыкать в клавиатуру.
Через пару дней я получил официальное бумажное письмо из полиции, из которого я понял, что подобное мошенничество преступлением в Финляндии не является (нет состава преступления) и мне советуют обратиться в общество прав потребителей. Кстати, все это было продублировано на ломаном русском от руки.
Тем временем прошло уже около 2-х месяцев, а счета все приходили и приходили. И с каждым разом сумма все больше и больше и каждый раз напоминание о коллекторах, что вот в следующий раз уж точно. Каждый раз я писал несогласие на адрес указанный в счете и каждый раз получал от некой Тиины стандартную отписку на финском языке, что я протупил 2 недели. Я даже подумал, что она робот. Кстати, мой коллега-финн, почитав её письмо сказал, что она не финка, т.к. куча ошибок, скорее всего она эстонка.
Жить эти счета не мешали, но действовали на нервы. К тому же я вычитал про эту контору, что счета от них со временем могут доходить под тысячу евро. А там где такие суммы, коллекторы более охотно, думаю, могут портить жизнь.
Ну что ж, придется писать в общество прав потребителей. Проблема в том, что они не обслуживают на английском, только финский или шведский. Было смешно, когда я им позвонил проконсультироваться, долго слушал автоответчик, и когда там подняли трубку, то на все мои "Hello" мне как попугаи повторяли "Hello", пока я не сказал "Moi", тогда-то уж они заговорили :)
Перед тем как писать жалобу в общество прав потребителей необходимо посетить кабинет локального общества прав потребителей, который расположен в каждом магистрате. Отправившись туда я обнаружил, что там никого нет и надо просто заполнить анкету и положить в ящик. Заполнить естественно на финском. Вздохнув, я вспомнил, что уставшая тётя полицейский заполняла данные по моему делу. Так что я просто взял и переписал ее изложение в анкету.
Через недельку со мной связался их представитель по телефону. Тут спасибо ему большое, он не парился и говорил по-английски. Попросил выслать ему всю мою переписку с этой конторой. Потом он перезвонил еще раз и сказал, что ему все понятно и он дает добро на написание жалобы в основной офис общества прав потребителей. Для жалобы надо заполнить анкету, которая находится на сайте общества. Да-да, по-фински. Говно вопрос! У меня же есть жена, которая по-фински намного лучше меня говорит! Анкета содержала все объяснения. И тут я допустил ошибку. Я решил в качестве приложения (дополнительного, необязательного, to whom it may concern) написать такое же объяснение по-английски в свободной форме. Я же забыл, что тут бюрократия. Всё это надо было выслать обычной почтой. Что я и сделал. И стал ждать.
А счета все росли и росли...
Через месяцок или около того мне пришло письмо, о том что дело заведено и они предупреждают, что оно может рассматриваться до года, НО... поскольку у меня есть текст на английском, то они ждут две недели, чтобы я его перевел и выслал опять, иначе они не будут дело рассматривать. И это при том, что у них есть объяснение на финском в официальной анкете! А там переводить чуть меньше, чем я тут накатал. Ну ладно, я подумал, что проблема в том, что они просто увидели английские слова и сразу погрустнели, поэтому, чтобы сделать аборигенов довольными и радостными надо просто избавиться от английский слов. Самое время подключить высокие технологии! Гугл транслятор :) Тут уж я не парился и отослал им перевод по электронной почте.
Прошло ещё пару месяцев. И вот в марте 2016 года у меня звонит телефон и мужчина на том конце представляется каким-то менеджером из той самой компании, он извиняется, он любезен, он говорит, что его продажники жадные до контрактов, он говорит о том, что меня удалят из их списка рассылки счетов, он говорит, что был в моей деревне, где я живу и что она прекрасна, он предлагает забыть и расстаться друзьями, что я с радостью и делаю. Больше счетов я от них не получал. Похоже, что общество прав потребителей вкачало им люлей серьёзно. Ну, я так надеюсь.
Но блин, почему та сука Тиина не хотела решать проблему и писала мне отписки?! Я, наверное, протупил когда не попросил этого менеджера уволить ее нахер за некомпетентность. Но на самом деле я протупил ещё тогда в августе, сказав "да".
В качестве заключения хотел бы прояснить ещё один момент. Каждому вновь прибывшему в Финляндию почти все старожилы говорят примерно следующее в виде догмы: "Если вам пришел счет, то сначала заплати, а потом разбирайся". Так вот, это не так. Не бойтесь писать в общество прав потребителей. Просите родственников, друзей, коллег, гуглопереводчик. Если спор открыт, то никакие коллекторы не сунутся к вам до решения, а решения как правило выносятся в вашу пользу, хоть и по-фински долго.