Основы безопасного дайвинга
3 поста
3 поста
Поддержка производителя важная часть бренда и клиентоориентированности, а когда эту поддержку оказывают спустя 20 лет после покупки продукта, ты понимаешь, насколько производитель заботиться о своей репутации.
Есть у меня компьютер Suunto Stinger купленный примерно в 2002г. и служивший мне верой и правдой всё это время в моих подводных путешествиях. Только временами батарейку менял.
Кстати, стоит отметить, что это одна из самых успешных моделей подводного компьютера, выпущенных когда-либо, до сих пор вы можете увидеть, как сотни людей ежедневно погружаются с этим компьютером во всех уголках мира.
Но вот в сентябре прошлого года, при поездке в Шарм-эш-Шейх, начала у меня заедать правая нижняя кнопка, точнее не сама кнопка, а отсутствие реакции компьютера на её нажатие. Не критично, но некоторые функции, к примеру лог–бук, стали не доступны.
Обратился я, в местный, и известный мне сервис центр, к специалисту которому я доверяю. Тот провел вскрытие, которое показало, что физически сам механизм полностью в порядке, и дело скорее всего в шлейфе или плате. В общем его вердикт — обращайся в сервис центр Suunto.
Вернувшись домой, я так и сделал, зашел на сайт производителя, в разделе «поддержка» нашел форму обращения, которую нужно было заполнить.
По результатам её заполнения, системой мне было сообщено, что мой компьютер уже не на гарантии, что логично, и предложено отправить его в ближайший сервисный центр в Праге, ближайший для меня, а живу я в Вильнюсе.
Нажатием кнопки я подтвердил, что соглашаюсь отправить компьютер, после чего мне на почту прислали бумажку «заказ на доставку от DHL» которую мне надо было распечатать и приклеить к коробке с запакованным компьютером, и сообщить в DHL, что они могут забрать посылку. На следующий день посылку у меня забрали.
По прошествии нескольких дней, мне пришло письмо от сервис центра, что мой компьютер получен, проведена диагностика, и к сожалению, он не подлежит ремонту поскольку модель давно снята с производства. Но они предлагают мне с большой скидкой приобрести новый компьютер Suunto D5.
Данная модель меня не интересовала, и я спросил не могут ли они мне предложить с такой же скидкой модель Suunto EON Steel.
На что получил утвердительный ответ, и выслали счет, который я оплатил, но стало немного грустно, ибо в правилах было указано, что неисправный компьютер они забирают себе.
И вот по прошествие нескольких дней я получаю упаковку, в которой лежит мой новенький EON Steel и дорогой моему сердцу Stinger.
Касаемо оплаты: за пересылку и диагностику я ничего не платил. Скидка на новый компьютер составила примерно 48%, что считаю очень приемлемым вариантом.
Я думаю, что никакой диагностики не было, и ремонт они в общем-то и не собирались проводить, ибо им выгоднее продать новый компьютер пусть и со скидкой, чем тратится на поддержку модели двадцатилетней давности.
Но я был приятно удивлен подходом компании, и считаю, что предложенный ими вариант клиентоориентированным, поскольку они могли мне просто ответить: не ремонтопригоден иди в магазин и купи новый за полную цену.
Продолжаем подробнее разбирать пункты проверочного чек листа перед погружением, о котором я упомянул в первой серии поста Основы безопасного дайвинга 1
Пряжки — с пряжками все понятно, они должны быть застегнуты, и исправно работать.
Обращаю внимание, порою на арендуемом снаряжение пряжки бывают сломаны, и за того, что их невозможно застегнуть, дайверы связывают стропы между собой — этого категорически нельзя делать!
Пряжка на то и существует, что её можно оперативно расстегнуть (отстегнуть).
Завязанный узел в аварийной ситуации может только усугубить ситуацию!
Если у вас на снаряжение сломана пряжка: Замените сломанную пряжку; Замените элемент снаряжения (ремень, компенсатор) на другой; Или если данный узел не критичен, к примеру грудная стропа на компенсаторе, то вы можете просто оставить её расстегнутой.
Воздух — Наличие воздуха под водой и его непрерывная подача дает вам возможность безопасно наслаждаться подводным миром, резкое прекращение подачи воздуха порою приводит к очень печальным последствиям.
Проверка давления в баллоне, работоспособность регуляторов и правильное оперирование снаряжением — залог вашего безопасного погружения!
Вентиль полностью открыт — Часто дайверы собирают снаряжение заранее, к примеру пока корабль плывет к месту погружения или в дайв клубе, перед тем как снаряжение отвезут к месту погружения, собрав снаряжение и подсоединив регулятор к баллону, дайвер открывает вентиль, проверяет давление, и закрывает вентиль.
Потом же перед погружением дайвер забывает снова открыть вентиль, что может привести к аварийной ситуации.
Сделайте 3–5 вдоха из основной и дублирующей ступени регулятора, глядя на манометр — стрелка манометра не должна двигаться, это гарантирует, что клапан баллона открыт, воздух доступен для погружения, а регулятор и все его ступени исправны.
Процедура позволяет избежать проблемы, о которой написано в первом пункте, когда остаточный воздух в манометре показывает достаточное давление, а на деле вентиль закрыт.
Проверьте вкус воздушной смеси — как бы это не казалось странным, но даже я сталкивался с тем, что баллон забивают воздушной смесью не соответствующего «качества». Воздух может быть с горьким, сладким или кислым привкусом. Обнаружив это, просто откажитесь от погружения – это небезопасно!
Проверьте, что альтернативный источник воздуха — закреплён в правильном месте, свободно доступен и исправно работает — эту процедуру вам нужно сделать как у себя, так и у напарника, чтобы быт уверенным, что в случае аварийной ситуации вы и ваш напарник сможете воспользоваться альтернативным источником воздуха.
Обратите внимание, теперь в рекреационном дайвинге все чаще используют конфигурацию, пришедшую из технического дайвинга, когда дайвер дышит из основного регулятора, размещенного на длинном шланге (обычно 2м.), а альтернативный источник размещен у него под подбородком.
В случае аварийной ситуации дайвер отдает свой основной регулятор изо рта другому дайверу, а сам переходит на свой альтернативный источник.
Если вы сами или ваш напарник используют такую конфигурацию, вы обязаны проговорить алгоритм действия при аварийной ситуации, перед погружением.
Окончательная проверка — название пункта, говорит само за себя, вам нужно крайний раз осмотреть себя и напарника, убедиться, что вы подготовили маску и ласты и готовы к погружению – Добавить тут особо и нечего.
Как и обещал в предыдущем посте: Основы безопасного дайвинга 1, разберем некоторые пункты подробнее.
Компенсатор плавучести — В чек–листе всё подробно раскрыто и добавить тут нечего.
Но я буду рад ответить на ваши дополнительные вопросы, по этому пункту.
Груз — на равне с компенсатором отвечают за состояние плавучести, обращаю внимание на частые ошибки:
1) Грузы на ремне неправильно распределены — распределите груз равномерно, так чтобы вес был пропорционально распределен по всей площади ремня или сторонам компенсатора, в противном случае ваш баланс будет нарушен и под водой тело будет вечно поворачиваться на более тяжелую сторону.
Обратите внимание, чтобы груз расположенный на спине не оказался под баллоном — баллон будет ударять по грузу и в этом месте образуется синяк.
2) Ремень не достаточно туго затянут — стандартный дайверский ремень сделаный из синтетических волокон не подвержен деформации (не растягивается и не ужимается), в отличие от вашего тела и неопренового костюма которые с набором глубины ужимаются.
Если вы недостаточно затяните ремень на поверхности, с набором глубины он начнет с вас спадать, в связи с тем, что площадь которую он опоясывает станет меньше.
На поверхности чуть сильнее затяните ремень, чтобы на глубине он не стал спадать.
Не переусердствуйте, вам не должно быть больно, не комфортно, и вы должны свободно дышать диафрагмой.
Неправильно затянутый ремень:
Правильно затянутый ремень:
3) Хлястик ремня, после того как вы застегнули пряжку заправляется под ремень с верхней стороны, или обматывается вокруг ремня. Помните, что согласно правилам рекрационного дайвинга, в отличие от технического, ваша грузовая система, в т.ч. И ремень должна оперативно сбрасываться как вами, так и вашим партнером, при этом делать это должно одним движением — потянув за хлястик ремня.
Неправильно заправленный хлястик:
Правильно заправленный хлястик:
Я часто вижу дайверов которые не знают основ или не выполняют нормативов.
Виной всему доведенная до абсурда комерциализайия процесса обучения, и наплевательское отношение некоторых инструкторов, дайвмастеров и руководства дайв клубов к своим обязанностям и нормативам ассоциаций подводного плавания.
Думаю, что будет полезно повторить основы, и сделать серию постов, об основах дайвинга.
Начнем с «начала», а именно с обоюдной проверки снаряжения своего и партнера — проверочного листа перед погружением:
Компенсатор плавучести
В полостях компенсатора нет воды с предыдущих погружений.
Баллонный ремень затянут и закреплён.
Компенсатор плавучести (BCD) правильно надет, пряжки правильно застегнуты.
Инфлятор низкого давления подсоединён и исправно работает.
Клапан сброса давления исправно работает.
Механизм работы компенсатора вашего напарника вам знаком.
Компенсатор наполнен необходимым для входа в воду количеством воздуха.
Грузы
Ремень с грузом надет, туго затянут, а пряжка надежно застегнута.
Грузы на ремне размещены равномерно и удобно.
Если вы используете интегрированную грузовую систему, убедитесь, что грузы вложены (закреплены) в соответствующих полостях компенсатора.
Вы можете найти пряжку или рукоятку сброса груза, не глядя.
Вам известно расположение груза и механизм работы сброса груза напарника.
Пряжки
Все пряжки и застёжки исправны.
Вам известны расположение и механизм работы пряжек и застёжек напарника.
Воздух
Вентиль полностью открыт.
Сделайте несколько вдохов, глядя на манометр — это гарантирует, что клапан баллона открыт, а воздух доступен для погружения.
Проверьте вкус воздуха.
Альтернативный источник воздуха закреплён в правильном месте и свободно доступен.
Вы умеете пользоваться альтернативным источником воздуха вашего напарника.
Проверьте, что запаса воздуха достаточно для погружения, и определите давление воздуха в баллоне, при котором пора поворачивать к точке выхода.
Окончательная проверка
Убедитесь, что трассировка шлангов позволяет вам свободно использовать оборудование, а само оборудование закреплено и не представляет угрозы зацепа или повреждению.
Ласты, маска и трубка на месте.
Приготовьтесь войти в воду.
Существуют акронимы, предполагающие, что так будет проще запомнить этот лист.
Я считаю, что машинально запоминать этот лист не стоит, нужно понять каждый пункт и исполнять перед каждым погружением, не вспоминая «эээ, чего там надо сделать-то?!
В следующих постах я раскрою каждый из пунктов подробнее, и опишу частые проблемы, которые я встречаю совершая погружения.