Tototsha

Tototsha

Я бублик
на Пикабу
поставил 563 плюса и 252 минуса
отредактировал 3 поста
проголосовал за 4 редактирования
70К рейтинг 3580 подписчиков 692 комментария 56 постов 51 в горячем
1 награда
более 1000 подписчиков
77

Очередной любимый художник Гитлера

Как привлечь внимание к художнику? Нет ничего проще - просто сообщите, что его картина висела в кабинете у Гитлера.


Ну ладно, вообще Арнольд Бёклин - обалденный швейцарский символист, а кое-где его живопись мягко намекает на еще не родившийся сюрреализм.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Его иногда поругивали, как довольно слабого живописца, но он утверждал, что таков его стиль. В принципе, так оно и было и его манера, не похожая на классическую живопись, повлияла на создание национального немецкого ответвления модерна - югендстиля.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Родился Бёклин в известной старинной семье, отец его торговал шелком. Становиться торговцем он не захотел и отправился учиться в Академию художеств в Дюссельдорфе, потом, как полагается, путешествовал, побывал в Нидерландах, Франции, Италии, поработав там и тут. Сначала ездил с образовательными целями, потом его приглашали поработать и попреподавать. Еще говорят, у него был довольно скверный характер и, несмотря на вечное безденежье, художник умудрялся ссориться со своими заказчиками и коллекционерами.

В 1853 году он женился и завел 14 детей из которых, правда, пятеро умерло в младенчестве.


Сначала Бёклин писал пейзажи, но позже сюжеты на мифологическую и религиозную тематику, с загадочным и неопределенным, без четкого толкования, символизмом, стали ему интереснее и он на них сосредоточился. Работал, что интересно, в основном темперой. Не знаю почему - мне хочется думать, что как дань мастерам иконописи и совсем раннего Возрождения. А может, просто темпера позволяла ему добиться нужной яркости и резкости.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Любил Бёклин поэзию и увлекался мифологией, поэтому мы и видим на его картинах мифических чудовищ, трактовки сказок и поэм, аллегории Чумы, Войны, Ночи и все такое загадочное-загадочное, манящее, таинственное и намекающее.

Сам он говорил, что его картины побуждают к размышлениям. Ну, я б добавила, что и эмоционально они очень насыщены, а символизм не такой, чтоб голову сломать, а вполне, кажется, читаемый. Размышления о смерти, гармонии, одиночестве (любимая тема романтизма).

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост
Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост
Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост
Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Но самая известная картина Беклина - это Остров Мертвых. Вообще, Бёклин написал шесть вариантов этой картины.


Первый - для своего покровителя Александра Гюнтера в 1880 году, но по каким-то причинам сначала оставил картину у себя, а потом продал.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Вероятно, ее видела Мари Берна, вдова некого известного финансиста, и закала в том же году Бёклину еще одну такую же для себя, назвав ее “картиной для грез”.

Вот она:

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Третью версию заказал немецкий коллекционер Фриц Гурлитт через еще три года.

Стоит добавить, что художник не бездумно клепал копии, а каждый раз вроде как разрабатывал сюжет с чистого листа, сохраняя композицию, идею и колорит, но экспериментируя с размерами, техникой и тем, какое хочет вызвать в итоге настроение у зрителя. Например, Мари Берна попросила добавить ящик-гроб на лодку во второй картине. А в третьей Бёклин придумал написать фигуру в белом саване, этакого призрака-мотылька, а потом, поняв насколько удачна находка, дописал ее на двух предыдущих полотнах.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

В 1884 году у Беклина кончились деньги и он написал еще один Остров Мертвых. Этот вариант находился позже в филиале Берлинского банка в Роттердаме, где и погиб, сгорев при бомбардировке во время Второй мировой войны.

Осталось только черно-белое фото:

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

В 1886 году лейпцигский Музей изобразительных искусств заказал пятый Остров. Там он и живет по сей день.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Ну а шестой Бёклин исполнил уже в последний год своей жизни, в 1901, и работал вместе с сыном. Картина была куплена неизвестным коллекционером и сейчас передана “на длительное хранение” в Эрмитаж.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Харон, перевозчик душ, сопровождает одинокую фигурку к ее последнему пристанищу - невыносимо спокойному одинокому острову. Мне всегда было интересно - почему на острове мертвых никого нет? Каждому полагается свой остров? Но, как бы там ни было, Бёклин опирается на античную мифологию, как всегда, трактуя ее по-своему.


На острове растут, конечно же, кипарисы - символ смерти, атрибут богов подземного мира.

Картина стала просто потрясающе известной. Ее сюжет позже использовался при строительстве надгробий и в архитектуре склепов.

И вот, например, когда в Монрепо, что под Выборгом, решили построить паромную переправу к острову Людвигштайн, на котором была семейная усыпальница семьи Николаи, эту переправу и архитектуру на острове конструировали с оглядкой на Бёклина. Даже сам остров засадили хвойными деревьями, чтоб он не пестрел попусту веселой палитрой по осени, а круглый год оставался темным и спокойным

Репродукции этой картины были просто невероятно популярны и поэтому совсем неудивительно, что ее (или их) миллион тысяч раз упоминали и упоминают в литературе, кино и даже аниме. Ее репродукции, висели в кабинетах Фрейда, Ленина и в комнате гадалки, к которой пришла мадам Грицацуева. Остров Мертвых стал своего рода символом поколения, мемом.

Ну и представьте же еще - начало века, вокруг все такое тоскливое, декаданс, будущее видится мрачным и неясным, в моде спиритические сеансы и столоверчение. В общем, идеально вписалась картина.


А вот третий вариант Острова в 1933 году купил знаете кто? Гитлер!

Он вообще коллекционировал Бёклина и у него было порядка двадцати его работ. Он, конечно, приплетал особую немецкость духа произведениям художника, а Остров Мертвых ему, вроде как, особенно нравился потому, что в нем виделась идея избранности героя, отправляющегося на свой частный арийский остров.


Ну и добавлю еще беклиновский Остров Жизни чтоб как-то веселее было, хотя эта картина не приобрела и сотой доли популярности своих братьев.

Очередной любимый художник Гитлера История искусств, Живопись, Символизм, Длиннопост

Немного Беклина добавлю в комментарии, а то боялась, что все картинки не влезут в пост и он лопнет.

Еще у меня есть канал, где я намного чаще, чем тут пишу всякие штуки про живопись и публикую свои дилетантские находки: https://t.me/tojemne

Показать полностью 13
3586

Тег NSFW - уже не смешно

Привет, мои дорогие подписчики.
Меня несколько раз спрашивали - почему я так редко стала делать посты об истории искусства. Честно говоря, меня чудовищно достала цензура, с которой я сталкиваюсь почти на всех площадках, на которых что-то делаю. Фейсбук банит за статуи, Ютуб присылает предупреждения и бахает теневые баны за обнаженных на картинах Боттичелли, а вот теперь и Пикабу, такая, казалось бы, удобная и приятная площадка, стала бахать на мои посты с картинами из Лувра и Эрмитажа, куда буквально детсадовцев водят вообще-то, теги с небезопасностью на работе и взрослым контентом.

Что в итоге получают поборники морали в стиле викторианской Англии и блюстители порядка? Демотивацию авторов. Писать где-то, где тебя утопят за "неприличную картинку", пусть даже неприличной окажется Венера Милосская,  сначала казалось немного забавным, потом раздражающим, а теперь и вовсе вызывает злость какую-то, аж зубы скрипят.
Есть ли шанс найти какой-то баланс между сторожами цензуры и хоть какой-то адекватностью, как думаете? И как этого достичь? Просто уйти в уютные телеграмы и продолжать там тихо обмазываться страшно оскорбляющими общественный вкус картинами?

Как быть - не знаю, играть в эту унылую рулетку окончательно разонравилось.

UPD есть комментарий администрации #comment_185022783

716

Как два художника ИКЕЮ изобрели

Пост, конечно, не рекламный, ибо я до такого не доросла, просто ИКЕЮ люблю за то что дешево, сердито и подушечки смешные.

А вы когда-нибудь задумывались о том, кто придумал стиль, в котором выдержаны вся их мебель и вещицы? Если нет, то сейчас расскажу.


Итак, речь нынче пойдет про прекрасного Карла Ларссона, одного из самых известных шведских художников, получившего мировую известность, по большей части, из-за своих акварелей, в которых он бесконечно рассказывал о быте своей семьи, о доме, в котором он жил, своих детях, комнатах и садике. А еще о его жене Карин.  

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

У Карла Ларссона было какое-то чудовищно несчастное детство. Он родился в 1853 году в Стокгольме в нищей семье с пьющим агрессивным отцом, который лупил Карла и его брата Юхана. Ларссоны то бродяжничали, то оказывалась в жилье для бедных, где ютились порой в одной комнате по три семейства, царила мрачная атмосфера, порок, грязища и насилие.

Брат художника Юхан умер в детстве, Карл очень тяжело переживал произошедшее долгие годы.


Зато в школе для бедных, которую посещал Карл, им заинтересовался его учитель рисования и постарался сначала уделять мальчику как можно больше внимания, а потом смог донести до родителей необходимость дать тому возможность учиться и из-за всех сил постарался помочь ему поступить в Королевскую академию художеств.

В 13 лет Карл попадает в Академию, но оплачивать ее приходилось ему самостоятельно, для этого он работал ретушером в мастерской фотографа, иллюстратором в газетах и карикатуристом. И хотя он был страшно нищим, депрессивным и стеснительным парнем, это все ему не помешало выпуститься с Королевской медалью в качестве звезды своего курса.

После выпуска работа уже была, а еще случилась первая любовь, но снова несчастная - его любимая, художница Вильгельмина Холмгрен, умерла при вторых родах, а потом и оба их с Карлом ребенка последовали за ней.

Ну бедный прям Ларссон, страшно даже об этом как-то писать. Горевал, ночевал на могиле возлюбленной, еле вытянул такое горе.

После художник уехал в Париж. Импрессионисты его не сильно впечатлили, зато там он познакомился с Карин Бергьо и у них случилась большая любовь. Четыре года Ларссон работал, преподавал, носился из Швеции во Францию прежде, чем ему удалось начать зарабатывать какие-то деньги для содержания семьи, после чего они с Карин наконец поженились.

Вот Карин с детьми:

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

А родители Карин были ребятами довольно обеспеченными и они молодоженам подарили домик, который те называли Маленькой Хижиной. Именно этому домику и посвящено большинство работ художника. Он нашел наконец дом, или даже не так - Дом и влюбился в него тоже. Почти все его работы - это про будни, праздники, подушечки, детей, уют, быт.


Мне сложно остановиться, поэтому картинок будет много!

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

А Карин, вообще-то, получила художественное образование в Шведской академии свободных искусств. Но она полностью посвятила себя своему дому и восьмерым детям. Живопись она забросила, но ее холстом стал ее дом, а муж-художник, можно сказать, завел семье инстаграм, фиксируя каждый уголок этого дома и каждую поделку жены.

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

Это сейчас вроде как не сильно ясно, почему альбомы с акварелми Ларссона стали такой сенсацией - простые линии, много света, вышивки, подушки и безделушки.

Но надо понимать, что до этого в интерьерах считалось классным держать громоздкую мебель, сундуки, величественные комоды и массивные пылесборные кресла и прочее мрачное уныние. А тут вдруг, как глоток свежего воздуха, вся вот эта простота и легкость. Карен любила простые линии, абстрактные узоры, яркие пятна и необычные вещицы, которые мастерила своими руками. И еще цветы.

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

Альбомы Ларссона разошлись по стране бешеными тиражами и стали примером того, как надо устраивать свой быт для того, чтоб в нем было радостно, просто и удобно жить.

Это была своего рода революция - такого никто раньше не делал. Собственно, так сформировался тот самый скандинавский стиль, а Карин Ларссон стала иконой стиля для всей Швеции. Я там ниже еще ее вещицы приложу, чтоб вы увидели, какой она была эксперементаторшей, потому что ее эти штуки до сих пор выглядят круто и современно.


Вот, посмотрите на плоды ее трудов, которые сохранились в том самом доме Ларрсонов, ставшем музеем:

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА
Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

Так а при чем тут Икея?

Собственно, дизайн Карен и работы Карла стал тем, из чего выросла Икея как идея и стиль -  их там сами считают вдохновителями и идеологическими основателями. И в это не сложно поверить, ведь и правда похоже. Просто, симпатично, стильно и, главное, уютно.

Машу всем ногой и, надеюсь, было интересно.

Как два художника ИКЕЮ изобрели История искусств, Живопись, Акварель, Художник, Дизайн, Длиннопост, ИКЕА

А мой канал в телеграм со всякими художниками вот тут:
https://t.me/tojemne

Показать полностью 17
7136

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали

Картина Витторе Карпаччо “Две венецианские дамы”, написанная примерно в 1496 году, вызывала немыслимое количество споров, потому что совершенно не понятно что на ней происходит, а очень хотелось понять.

Вот сидят две девицы, но кто они и почему такие приунывшие? Что за звери вокруг них и почему в вазе стоит кустик-палочка, без цветов или побегов?

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

Главный прерафаэлит Джон Рескин назвал эту картину “прекраснейшей в мире” и окрестил дам куртизанками. Ну, потому что у дам довольно глубокие декольте, белый платок в руке младшей нужен для того, чтоб призывно махать мужчинам, под лапой у пса записка наверняка фривольного содержания, гранат символизирует сладострастие, а среди кучи предметов на полу лежат башмачки-цокколи - вошедшая в Венеции в моду под влиянием Средней Азии обувь на платформе. Вот такая:

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

Правда, такую обувь в XVI носили как аристократки, так и куртизанки, и из-за последних обувь как раз из моды стала выходить, но аж в XVII веке. Как пишет итальянский историк Андреа Вианелло, “границей между тем, что достойно восхищения, и тем, что позорно, а также между приличным и недопустимым поведением или образом жизни могли стать несколько „лишних“ сантиметров платформы на туфлях”.


Вроде, только привыкли к куртизанкам, но тут исследователи решили, что все не так. Пара обуви быть может символизирует не разврат, а наоборот - верность, как и собаки, а платочек - символ чистоты, гранат - символ плодородия и мудрости, а наши дамы - верные жены, приунывшие в ожидании мужей, которые, например, ушли в военный поход. Или свекровь с невесткой, ожидающие сына и мужа, хранящие чистоту помыслов и порядок в доме.


Было еще одно предложение по поводу этой картины - просто перестать пытаться трактовать то, что там происходит потому как автор мог например, зашифровать в вещах, зверях и предметах имена дам, которые сестры или мать с дочерью. Но так как мы сейчас не имеем никакого инструмента, чтоб связать все символы в хоть какую-нибудь стройную картину, то, может, нечего и пытаться?


И вот, в 1944 году архитектор Андреа Бузири Вичи купил у антиквара в Риме симпатичную дощечку, на оборотной стороне которой была написана обманка с письмами, а на лицевой - сцена охоты с лучниками в лодках.


Вот оборотная сторона, тромплей с записками:

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

В вот охотники:

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

И вот казалось бы, при чем тут венецианские дамы?


А дело в том, что странная деталь была на этой картине - торчащая из-за края холста лилия. Именно это и позволило через 20 лет после появления картины в поле зрения искусствоведов предположить, что палочка торчащая из вазы у двух венецианок заканчивается цветком у охотников, а значит - это две части одной картины. А то все как-то в своих трактовках позабыли, что картина была явно обрезана.


Позже две доски наконец приложили друг к другу,  да не просто приложили, но еще и провели исследование в инфракрасных лучах и дендрологический анализ и подтвердили полную идентичность дерева, пигментов, грунта и живописной техники.


Вот фрагмент приложенных картин:

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

И как-то стало ясно, что перед нами точно не куртизанки, а скорее жены, скучающие дома, пока мужья то ли по бакланам, то ли по рыбам стреляют и неплохо проводят время. И скорее всего, сцена охоты происходит не прямо под балконом, а в воображении женщин. Тогда все предметы вокруг действительно указывают на их верность, непорочность и чистоту. А найденная лилия и вовсе символ Девы Марии.


А унылый вид наших прекрасных венецианок предлагается связать со вступлением к Декамерону Бокаччо:

“...А кто станет отрицать, что такого рода утешение, каково бы оно ни было, приличнее предлагать прелестным дамам, чем мужчинам? Они от страха и стыда таят в нежной груди любовное пламя, а что оно сильнее явного, про то знают все, кто его испытал; к тому же связанные волею, капризами, приказаниями отцов, матерей, братьев и мужей, они большую часть времени проводят в тесной замкнутости своих покоев, и, сидя почти без дела, желая и не желая в одно и то же время, питают различные мысли, которые не могут же быть всегда веселыми. Если эти мысли наведут на них порой грустное расположение духа, вызванное страстным желанием, оно, к великому огорчению, останется при них, если не удалят его новые разговоры; не говоря уже о том, что женщины менее выносливы, чем мужчины.”

Скучно им, короче, от того, что нечем заняться и не предполагает женская жизнь такого разнообразия дел, как мужская.


Смотрите, как здорово, когда они вместе:

История о том, как картину полтысячелетия разгадывали История искусств, История, Живопись, Картина, Карпаччо, Длиннопост

Кстати, скорее всего, даже в собранном виде, картина является только половиной от того, что было в самом начале, когда ее написал Карпаччо.

На оборотной стороне “Охоты в лагуне” еще и сохранились следы металлических креплений, а это может свидетельствовать о том, что картина могла быть дверкой шкафа или даже расписными оконными створками.


Что ж, осталось дождаться, когда найдут еще кусочек-другой еще через лет 300 и все окончательно встанет на свои места.


Буду рада ответить на вопросы,

а мой канал, посвященный всякой разной истории искусств, вот тут:

https://t.me/tojemne

Показать полностью 6
755

Младшая сестра Моны Лизы

Я думаю, что здесь найдется совсем мало людей, никогда не встречавших признанный шедевр Леонардо да Винчи - прекрасный портрет госпожи Лизы Джокондо.

Но что, если таких картин на самом деле две, а та, к которой мы привыкли - неправильная Мона Лиза?

Младшая сестра Моны Лизы История искусств, Мона Лиза, Длиннопост, Леонардо да Винчи

Первый историк искусства, Джорджио Вазари, описывая Джоконду пишет вот что:


Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.

Еще о незавершенности картины свидетельствует одна запись, найденная на полях книги XVI века - некий Агостино Веспуччи, владелец этой книги, был приятелем Леонардо, бывал в его мастерской и любил делать заметки. И вот, в одной из них он пишет о том, что Леонардо прописывал основные детали картины, а остальное оставлял незавершенным. В качестве примера он приводит портрет Лизы дель Джоконды!


Вот и первая странность из множества, ведь Лиза очень даже завершенная и тщательно написанная работа!


Кроме того, Вазари подробно описывает брови и ресницы Джоконды, которых на картине нет. Да и вообще, сравните описание с картиной:

...глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Но где же ресницы, которые так чудесны?

Младшая сестра Моны Лизы История искусств, Мона Лиза, Длиннопост, Леонардо да Винчи

Вот тут начинаются версии. Кто-то подозревает, что Вазари, знатный любитель приукрасить свои истории о художниках, Мону Лизу и вовсе не видел, а пересказал чье-то описание, не стесняясь фантазировать.

Есть версия, уже почти подтвержденная, о том, что брови и ресницы пропали после очередной зверской реставрации. Ну, например, французский инженер Паскаль Код сделал множество снимков Мона Лизы при помощи ультрасовременных камер, которые делают снимки в разном диапазоне световых волн и сообщил, что брови есть, но они припрятаны примерно под тремя слоями краски.

Ах, какая романтика - искать брови Моны Лизы!


Но есть и те, кто несмотря на всякие разные доказательства считает, что это просто не та картина.

Еще же считается, что после завершения Мону Лизу Леонардо вроде как отдал заказчику, но при этом есть сведения о какой-то другой Моне Лизе, которую художник держал при себе и даже потом завещал одному из любимых учеников, Салаи.


Так где же тогда правильная картина?


Перед началом Первой мировой войны английский художник и страстный любитель живописи Хью Блейкер нашел картину очень похожую на Мону Лизу в доме некого дворянина в Сомерсете. Считается, что работа к тому моменту хранилась в дворянской семье примерно сотню лет, а где она пропадала до этого - неизвестно.

Младшая сестра Моны Лизы История искусств, Мона Лиза, Длиннопост, Леонардо да Винчи

Коллекционер выкупил полотно и отвез в Айзелуорт, в свою студию - отсюда и название, под которым она известна - Айзелуортская Мона Лиза. Когда картину показали широкой общественности, вспыхнули споры об авторстве - Леонардо ли это, ученик или ученики ли его. Некоторые искусствоведы настаивали на том, что это и есть та самая "настоящая Мона Лиза", а та, к которой мы привыкли - поздняя и написанная для себя картина.

Младшая сестра Моны Лизы История искусств, Мона Лиза, Длиннопост, Леонардо да Винчи

Айзелуортская Мона Лиза в гостях у Хью Блейкера


Был даже создан Фонд Моны Лизы, который 35 лет изучал картину и вот, в 2012 году представители этого фонда провели большую презентацию в Женеве и объявили, что автор точно Леонардо и что это портрет той же женщины, Лизы дель Джакондо (в девичестве Лизы Джерардини) - супруги флорентийского торговца шелком.


Правда, буквально на следующий день сенсационное открытие начали опровергать эксперты по творчеству Леонардо. Все таки, согласитесь, для нашего хрупкого мира два Джоконды - это перебор. К делу даже подключились физики!

Джон Асмус из Калифорнийского университета провел "серию научных исследований, получивших экспертную оценку", и заявил


...с вероятностью 99% один и тот же художник написал как минимум лицо и Моны Лизы из Айзелуорта, и Моны Лизы из Лувра. Соответственно, если вы отрицаете, что да Винчи был автором картины из Айлуорта, то вы также отрицаете и тот факт, что он создал картину из Лувра.

Заявление интересное, но не стоит забывать и о том, что Леонардо был самым копируемым художником своего времени и копии его работ клепали его ученики прямо в его мастерской и, порой, прямо одновременно с работой Леонардо.

Еще Айзелуортская Мона Лиза написана на холсте, в отличии от почти всех остальных работ, потому что да Винчи писал чаще на деревянных панелях. И вторая картина больше по размеру - на ней женщина сидит между двух колонн, тогда как на лувроском полотне мы видим только основания этих колонн. И это тоже вызывает подозрения и вот почему - в разгар популярности луврской Моны Лизы у исследователей была версия о том, что картину обрезали. Потом ее тщательно осмотрели и пришли к выводу - полотно такого размера, каким его задумал автор и ничего никто не обрезал.

Но если Айзелуортская Мона Лиза - подделка, то она была изготовлена как раз в разгар споров о размерах полотна согласно свежим представлениям ученых.

Сравните их рядышком:

Младшая сестра Моны Лизы История искусств, Мона Лиза, Длиннопост, Леонардо да Винчи

Занятный факт - главный отвергающий авторство Леонардо, историк искусства Мартин Кемп, исследующий Леонардо всю жизнь и даже написавший книгу “Моя жизнь с Леонардо”, не видел Айзелуортскую Мону Лизу своими глазами.

Вот он как это объяснил:


Я не то чтобы отказался ее изучить. Я решил этого не делать: я еду осматривать работы (за собственный счет и никогда - за вознаграждение), если имеющиеся у меня свидетельства - документация, провенанс, цифровые изображения и научные исследования - позволяют сделать вывод, что затея стоит моего времени, усилий и расходов". В случае картины из Айзелуорта
не было ничего, что убедило бы его, "будто увидеть ее своими глазами очень важно. Мне отправляют много работ, претендующих на авторство Леонардо - по картине в неделю, наверное, поэтому приходится выбирать. Если бы я ездил смотреть каждую из них, я бы разорился.

Ну и Кемп, как и остальные “главные” по Леонардо ученые, считают, что вторая Мона Лиза - копия, которых с работ Леонардо делали десятки, а Фонд продолжает настаивать на обратном.

Но, кстати, среди доказательств Фонда Моны Лизы есть и странные штуки - типа опроса общественного мнения в Сингапуре.

Короче, все невыносимо загадочно.


Сейчас это полотно хранится в секретном швейцарском банке, в закрытом сейфе и имя ее последнего покупателя держится в тайне.


Призываю в пост экспертов, интересующихся и просто мимокрокодилов - на чьей стороне симпатии, настоящая младшая Лиза или нет?


текст мой, а чаще я пишу всякую всячину о живописи вот тут:

https://t.me/tojemne

Показать полностью 4
668

Страшные английские воспитательные картинки

В Англии начала 18 века жил и работал занимательный художник, Уильям Хогарт. И была у него идея, что искусством можно и нужно прям брать и воспитывать человека, не как-то иносказательно, а довольно прямолинейно. Вот плохие люди и плохие поступки и от них всем плохо, поэтому ведите себя хорошо.

Собственно, об этом почти все его работы, а серия гравюр, которую я сегодня хочу показать  - исследование жестокости и ее последствий для человека.

На каждой гравюре этой серии нам рассказывают о разных этапах жизни вымышленного персонажа с говорящим именем, Тома Нерона.


Итак.

Первая стадия:

Страшные английские воспитательные картинки История искусств, Гравюра, Длиннопост, Негатив

На первой гравюре наш герой еще совсем ребенок, но уже довольно отвратительный - вон он, чуть правее центра композиции, увлеченно вставляет палку в задницу собаке. Безумие творится вокруг - гадкие дети вешают кошек и кидаются ими из окон, рисуют висельников, выжигают птичкам глазки и устраивают петушиные бои. Виноваты, конечно, видеоигры.

И только один расстроенный хороший мальчик в паричке с буклями пытается спасти собаку из рук Тома Нерона и друзей. Это, вероятно, Георг III в отрочестве, король Великобритании. Судя по всему, появление этого персонажа - намек на то, что вельможи всех могут спасти, если обратят свое внимание на бедняков в трущобах.


Вторая гравюра рассказывает нам как Том Нерон подрос и стал кучером.

Страшные английские воспитательные картинки История искусств, Гравюра, Длиннопост, Негатив

Но не просто остался гадом, а даже огадился еще сильнее. Его отощавшая измученная лошадка с торчащими ребрами упала посреди улицы, уронила повозку и сломала ногу. И злобный Том лупит ее палкой так, что выбивает бедняге глаз. Вокруг происходит безумие и все мучают животных, переезжают детей телегой, а на заднем плане реклама бокса и петушиных боев, безысходность и апокалипсис.


Третья гравюра - Совершенная жестокость.

Страшные английские воспитательные картинки История искусств, Гравюра, Длиннопост, Негатив

На ней совсем взрослый Том Нерон убивает свою беременную подругу. Сначала он мучал котиков и песиков, потом лошадок, а теперь он стал не просто садист, но еще и убийца.

Наверное, если была бы нулевая стадия жестокости среди этих гравюр, там бы Том в подгузнике отрывал мухам лапки.

В общем, Том позвал девушку ночью (это мы видим по часам на башне) на кладбище и наказал собрать свои пожитки для того чтоб, якобы, забрать ее и жениться, но вместо этого жестоко убил несчастную и ограбил.

Но Тома ловят прям на месте преступления! Зловещая летучая мышь носится над разгневанной толпой, а в руках одного из схвативших злодея письмо жертвы убийце с, кстати, идеально читаемым текстом:


Дорогой Томми,
Моя хозяйка была для меня лучшей из женщин, и моя совесть часто ударяет мне в лицо, когда я думаю о том, что обманула её; и всё же я решила довериться телом и душой, чтобы сделать всё так, как вы хотели того от меня, так что не пропустите же встречу со мной, о которой вы говорили, так как я принесу с собой все вещи, которые только смогу захватить. Пока всё; но я остаюсь ваша до самой смерти.
Энн Гилл.

Убийца будет наказан на четвертой работе серии, Воздаянии за жестокость.

Страшные английские воспитательные картинки История искусств, Гравюра, Длиннопост, Негатив

Тома Нерона наконец повесили (вон, видите, у него веревка на шее), а потом подарили его труп анатомическому театру. Наконец он полезен - отдан на благо науки и его разбирают на кусочки. Такой оригинальный подход к наказанию, кстати, был придуман как дополнение к отказу от захоронения для преступников и работал вплоть до 1832 года, когда приняли Закон об анатомии, запрещающий так называемое “позорное рассечение убийц”.

Тут и кости в котле варятся и собака пришла чтоб съесть злое сердце преступника и глаз ему вынули в отместку за лошадку. Вообще, жуть, конечно, кишками наружу.

А вон смотрите, на заднем плане два скелета тычут друг в друга пальчиком, какбы напомниная, что наказание неизбежно. Это скелеты известного разбойника Маклейна и боксера и буяна Джеймса Филда. Оба они были повешены незадолго до выхода гравюр.


Хогарт был очень доволен своей работой, хотя многие его современники приняли эту серию за грубые карикатуры. Но юмор этому художнику точно не был свойственен - он ужасный зануда, если честно. Но зато, в 1835 в Великобритании был принят первый в мире закон, запрещающий жестокое обращение с животными и Хогарт, большой любитель и защитник зверей, приложил к этому максимум усилий, в том числе, созданием и распространением этих вот гравюр. Потому что он озадачился удешевлением их производства и старался поместить их в каждом английском кабаке. И очень наглядно показал, что нет большой разницы между жестокостью к животным и к людям.

Вот вам его автопортрет с любимым песелем:

Страшные английские воспитательные картинки История искусств, Гравюра, Длиннопост, Негатив

Надеюсь, любители рассматривать такие картинки подробно, надут кучу интересных деталей на каждой, потому что этот художник - мастер намеков и говорящих мелочей.


Заметка моя, если вам понравилось, то тут я пишу всякую ерунду об истории искусства намного чаще:
https://t.me/tojemne

Показать полностью 4
2041

Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо

Есть одна картина, которую я не могу назвать любимой, но точно она меня завораживает и я к ней возвращаюсь бесконечно, сижу и гляжу, как кролик на удава.


Вот, хочу с вами ей и ее историей поделиться.

Это Мадонна с младенцем, часть диптиха (двойной картины) французского художника Жана Фуке, написанная примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея  короля Франции Карла VII.


Вот она:

Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо История искусств, История, Живопись, Длиннопост, Видео

Как я уже сказала, это часть диптиха, правая створка.

На левой у нас вот что:

Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо История искусств, История, Живопись, Длиннопост, Видео

Тут сам заказчик Этьен Шевалье, стоя на коленях просит о заступничестве у Девы Марии. Имя его написано прям за его головой на колонне.

Рядом с ним его покровитель - святой Стефан, которого мы узнаем по камню и разбитой голове. Святого забили камнями, поэтому он с собой один и носит, в качестве опознавательного знака.


Здесь все понятно, поэтому вернемся к Деве Марии в окружении резиновых серафимов и херувимов. 

Если поставить картины рядом, то жутковатый младенец указывает пальцем на Шевалье. А вот кто такая эта странная, но прекрасная полулысая женщина с обнаженной грудью?


Считается, что это портрет легендарной фаворитки Карла VII - Агнессы Сорель. Она была покровительницей Этьена Шевалье и всячески способствовала его карьерному росту, поэтому, видимо, он и попросил Фуке написать Деву Марию похожей на Сорель.

Узнали ее искусствоведы по лицу и обнаженной груди.


Вот еще один ее портрет от Жана Фуке: 
Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо История искусств, История, Живопись, Длиннопост, Видео

И если на первой картине можно было как-то обнаженную грудь объяснить присутствием младенца, то тут  ни одного младенца нет поблизости. А это потому, что она ввела моду на платья, обнажающие одну грудь и так и ходила всюду. Честно говоря, не знаю, много ли женщин осмеливалось за ней повторить такое, кхм, декольте.


Тем временем, Агнесса Сорель стала не просто любовницей короля Франции,  а первой официальной фавориткой. Он про нее даже говорил - «Я взошел на престол милостью Бога, но создал себя королём милостью прекрасной Агнесс»


На ее счету вообще много полезных нововведений - например, она придумала дополнять платья красивым шлейфом длинной в шесть метров и выбила разрешение на ношение бриллиантов для всех, а не только монарших особ. Делами, в общем, занята была.

Агнесса сначала была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, а потом ее Карл приметил и сделал статс-дамой при своей жене, Марии Анжуйской, а еще замок подарил.

И если про юную Сорель даже Папа римский говорил, что “у неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете”, то про королеву Марию писали - “у королевы такое лицо, что оно может напугать даже англичан!”


Вот еще один портрет с подписью - "прекрасная Агнесса".

Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо История искусств, История, Живопись, Длиннопост, Видео

Вообще, Агнесса Сорель, безо всякой иронии, была дамой деятельной, вызывала восторг и восхищение своей красотой, вмешивалась, где могла, в политику, плела интриги чтоб бороться с теми, кто, по ее мнению, был недостоин любви короля, продвигала тех, кто достоин и родила королю троих детей.

Правда, королева Мария вообще 14 умудрилась родить и, кстати, она страшно ревновала Карла к Сорель и даже пожаловалась на измены мужа своей матери, Иоланде Анжуйской. Но та посоветовала дочери подружиться с фавориткой и не мешать королю, раз его так сильно вдохновляет его новая возлюбленная.

А она и правда вдохновляла, как могла.


В книге Пьера Брантома “Галантные дамы” приведен пример хитрости Агнессы.

Мол, она стала интересоваться - за что ее не любит простой народ и узнала, что живется-то ему не очень, а тут еще и война с англичанами бесконечная вся вот эта. Вот и бесят людей сплетни о дорогих подарках и личных замках какой-то профурсетки с голой грудью.

Тогда она пришла к Карлу и молвила:

“Когда я была маленькой, астролог предсказал мне, что в меня влюбится один из самых храбрых и мужественных королей. Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король: Но, похоже, я ошиблась: Вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не Вы, а английский король, который создает такие сильные армии и захватывает у Вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нем говорил мне астролог”.


Карл, якобы, аж заплакал! И бросился заканчивать Столетнюю войну и возвращать Франции захваченные земли. Поэтому некоторые и называли Агнесс Сорель продолжательницей дела бедной Жанны Д’Арк.


Умерла Агнесса, судя по свежим исследованиям, за-за отравления ртутью. Она была беременна четвертым ребенком и, якобы, прознала о сговоре против короля. Помчалась его предупреждать, предупредила вовремя, но кто-то успел ее отравить и через 72 часа она скончалась.


Вот ее последнее изображение, уже на могильной плите:

Прекрасная Агнесса и ее настоящее лицо История искусств, История, Живопись, Длиннопост, Видео

А вот в 2005 году останки легендарной красавицы были эксгумированы неугомонными исследователями, которые не только окончательно установили, что Агнессу отравили, но и провели сканирование того, что осталось от ее черепа. И сделали трехмерную реконструкцию ее лица.

Ну, красотка, что тут скажешь:

Но, вот вы знаете, все это никак не объясняет того, почему тот самый образ Девы Марии Фуке, что в начале поста, получился таким космически-резиновым и совершенно безумным.


Надеюсь, вам было интересно. Постараюсь ответить на вопросы.

А больше заметок и находок про всякое искусство можно найти вот тут:
https://teleg.run/tojemne

Показать полностью 4 1
401

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли

Вот какая замечательная картина Джованни Франческо Карото с веселым рыжим пареньком и его рисунком. Каракули не меняются из века в век! Я, конечно, борюсь с желанием назвать рисунок внутри картины первым в мире экспериментом с минимализмом, но зато это точно первое изображение детского рисунка в живописи.

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Это одна из 17 картин, вероломно похищенных из веронского музея Кастельвеккио в 2015 году. Она была любимой работой посетителей музея, да и всего города, можно сказать. Похищение переживали как трагедию, на улицах города даже появились граффити с просьбами вернуть хотя бы ее.


Простите, не нашла качества лучше, но вот:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Но как можно украсть из музея кучу картин?

Дело было так - за полчаса до закрытия в музей зашли трое мужчин в черном, связали трех работников и молча сложили в мешок шедевры Мантенья, Тинторетто, Пизанелло, Якопо Беллини, Рембрандта, вот этого мальчика с рисунком и, почему-то, совершенно незначительный и дешевый, по сравнению с остальными шедеврами, которые подготовленные воры очень четко снимали со стен, портрет гражданина Джироламо Помпея.

В отличии от остальных работ, стоящих сотни тысяч и даже миллионы долларов, его оценочная стоимость едва достигала пяти тысяч. Вот он:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Зачем унесли его - не понятно, были версии, что взяли на сдачу - воры возможно выполняли большой заказ на шедевры, а эту картину решили продать самостоятельно, так как невозможно просто пойти и продать Рембрандта, особенно после такого громкого дела.

Ну, или перепутали. Или из личной симпатии прихватили.


Вот немного картин, пропавших в тот день.


Портрет дамы, Питер Пауль Рубенс:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Мадонна с младенцем, Антонио Пизанелло:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Святой Иероним, Джованни Беллини:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Еще одна работа Джованни Франческо Карото, портрет монаха:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Все любители живописи горько плакали, музей тоскливо стоял полупустым, картины и воров искали везде, где могли. И что вы думаете? Нашли же!

Через год, в тайнике на острове Турунчук в Беляевском районе города Одесса!


Вот выпуск новостей со вскрытием тайника. Удивительно видеть такие картины в кустах, конечно.

То ли заказчик отказался от картин, то ли его не было и группа жуликов надеялась просто продать картины, но вышли на них именно из-за попыток сбыть всю эту красоту.

Международную украино-молдово-российско-итальянскую банду переловили, устроили в Киеве выставку на полгода, а потом вернули картины в Верону.


Найдутся ли тут те, кто на этой выставке в Киеве побывал? Очень интересно было бы вас услышать).


Вот еще немного.
Мантенья, Святое семейство:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Святой Иероним, Якоппо Беллини:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Пир Валтасара, Якопо Тинторетто:

История про то, как из музея картины украли, а потом нашли История искусств, Кража, Картина, Длиннопост, Видео

Текст мой, а чаще я пишу нудные заметки об истории искусства в свой канал

вот тут: https://teleg.run/tojemne

Показать полностью 9 1
134

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе

Хочу нынче поведать историю одной картины.
Это полотно Джозефа Райта, написанное в 1768 году и на нем происходит нечто странное - группа людей смотрит на какаду в банке.

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе История искусств, Художник, Картина, Наука, Длиннопост

Чтоб понять, что это вообще такое, надо начать издалека.


Начиная с 1765 года в английском Бирмингеме почти пятьдесят лет существовало неофициальное научное сообщество, в которое входили все лучшие местные люди - художники, натурфилософы, ученые и увлеченные науками промышленники. Называлось оно “Лунным обществом”, потому как собирались участники обычно в полнолуние. Но не потому, что так загадочнее, а потому, что разговоры порой длились до глубокой ночи, а когда светила полная луна можно было сэкономить на свечах и еще уменьшалась возможность получить по шее в темноте возвращаясь домой.


Участники называли себя “lunaticks” - лунатиками или сумасшедшими. Страстные оптимисты объединились для того, чтоб обсуждать все важное и, что особенно круто, делать всякое полезное по мотивам обсуждений.

Так как общество было неформальным, не сохранилось ни списков членов, ни протоколов заседаний, ни каких-то сводов правил. Считается, что основных участников было 14, а остальных приглашали разово потусоваться или выступить с докладом. Среди основных лунатиков, например, были Джозеф Пристли - священник-химик, открывший кислород, и два деда Чарльза Дарвина - выступавший за отмену рабства и доступность образования для женщин врач и поэт Эразм Дарвин, и гончар и технолог Джозайя Веджвуд. А еще в обществе состояли, геологи, биологи, часовщики, изобретатели и заходил на огонек Бенджамин Франклин.


Еще среди членов общества был художник Джозеф Райт.

В 1768 году он написал вот эту самую картину  - “Эксперимент с птицей в воздушном насосе”. Совершенно караваджистская по духу и стилю работа, только у Караваджо в таком контрастном свете происходят чудеса - призвание апостола Матфея или, например, явление воскресшего Иисуса ученикам, а у Райта чудо нового времени - происходит Наука.


Вот, смотрите, просто для сравнения, Караваджо:

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе История искусств, Художник, Картина, Наука, Длиннопост

Итак, на картинке в заглавии, перед нами научный опыт - при помощи вакуумного насоса Роберта Бойля (того, который закон Бойля-Мариотта придумал) демонстрируется процесс откачивания воздуха из склянки с белым какаду.


Насос этот был изобретен вообще-то Отто фон Герике, но у того не хватило средств на то, чтоб его собрать по собственным чертежам. Зато Роберт Бойль в средствах стеснен не был, поэтому схему модернизировал и несколько насосов изготовил. И провел кучу экспериментов с ними и даже книжку издал, в которой 43 таких эксперимента описал. Он проверял как влияет вакуум на горение, магнетизм, звук и давление. Среди опытов, два проводились на живых существах - так Бойль проверял будут ли летать летучие насекомые и что будет со зверюшками. Досталось мухам, улиткам, угрям, мышам и птицам больше всего. Собственно, в книге были описаны именно издевательства над жаворонком.


Слабонервным не читать:

“Птица некоторое время казалась довольно живой; но после большего откачивания воздуха она явно стала слабеть и становиться больной, вскоре после этого забилась в яростных конвульсиях, каковые обычно бывают у домашней птицы, которой свернули шею; птица ударилась два-три раза и умерла, её грудь опала, голова склонилась, а шея вывернулась.”


Когда же Райт взялся за написание этой своей картины, этот эксперимент был крайне популярен и воспроизводился в качестве шоу бродячими лекторами. Можно было купить билет на такое представление или, за отдельную плату, пригласить душителя птичек с насосом и просветительскими речами домой. Говорят, зрелище было душераздирающее, поэтому вместо стеклянной колбы чаще использовали надутый мочевой пузырь.


Какаду, кстати, был редкой и очень дорогой птицей, на них таких опытов не ставили. Он здесь для красоты.


Что касается картины - тут художник ловко делает зрителя частью кружка наблюдателей. Все вокруг, кроме детей, совершенно никак на издевательства над животным не реагируют - вероятно, так нам намекают на то, что обществу, в целом, наплевать на страдания живых существ, а наука, знаете ли, бывает жестока. И нам непонятно - выживет птица или нет. Вот и мальчик на заднем плане то ли тянется за клеткой, чтоб убрать туда какаду после окончания опыта, то ли убирает ее подальше, понимая, что птичке конец.


Существует эскиз к картине, в котором ученый (автопортрет самого Райта, кстати) утешает девочек и там птица, очевидно, выживает, а потому драмы особо нет. От такого варианта художник отказался, но эскиз я прикреплю (там смешные лица у всех):

Лунное общество и Эксперимент с птицей в воздушном насосе История искусств, Художник, Картина, Наука, Длиннопост

Текст мой, иногда я публикую свои заметки и находки вот тут:
https://teleg.run/tojemne

Показать полностью 2
315

О чем расскажет скучный пейзаж?

Я тут как-то почитала (зачем?) сочинения для школьников, которые им предлагается списать. Тема - Иван Шишкин, Корабельные сосны.

Ну и там, конечно, все очень хорошо - и трепет от красот русской природы, и прощание художника (картина - это последняя работа Шишкина, но, вроде он не то, чтоб прям собирался идти умирать после нее - случайно так вышло), и нетронутый лес в золотисто-охристом свете и все вместе это умиротворяет и несет невозмутимость, а еще намекает на “молодую поросль художников, стремящихся за мастером”.

О чем расскажет скучный пейзаж? История искусств, Картина, Иван Шишкин, Длиннопост

Но тут такое дело.


Корабельные рощи - это не "нетронутый уголок сказочной природы", существующий ради умиротворения захожих художников, а участки лесных массивов, которые по указу Петра I были, ради нужд кораблестроения, отчуждены и превращены в заповедные леса.

Строителям кораблей была необходима максимально качественная древесина. Примерно к 1711 году стало понятно, что этой древесины не хватает. Тогда Петр I потребовал усиленно искать естественные корабельные рощи и еще - сажать их. То есть, устраивать питомники, пользуясь семенами сосен, которые были привезены из Голландии и которыми снабдили, в основном, северные города.

Корабельные рощи были объявлены объектами государственной важности и оставались ими вплоть до середины 19 века.


Бессонов пишет в книге «Поездка по Вологодской губернии в Печорский край»: «Приходят на память заповедные рощи Петра I, на каждом углу которых стояли виселицы и собирали со всех окрестных деревень мальчишек и их секли на границах заповедных рощ, дабы они на всю жизнь помнили, что рощи заповедные».

Позже, во второй половине 19 века деревянные парусники неспешно сменили пароходы с металлической обшивкой и необходимость оберегать корабельные рощи отпала, а само понятие утратило юридическое значение.

Рощи стали стремительно исчезать - их вырубали, продавали, даже сжигали тупо чтоб не возиться, и так увлеклись, что в 1888 году Александр III, оценив масштаб гибели лесных угодий, ввел указ об охране леса. Там даже про вооруженную лесную стражу было написано. Но строительный бум и потребность в качественной древесине, а также и спекулянты, никуда не делись, поэтому указ не сильно помог.


Так о чем же картина Шишкина?

Такую рощу выращивали десятилетиями. Посмотрите, насколько стройные сосны, все примерно одной высоты, а, значит, и одного возраста. С заботливо обрезанными сучьями (сучки давали брак древесины), без подлеска и валежника. Если этим соснам лет 90, то это означает, что три, а то и четыре поколения людей терпеливо годами ухаживали за этой рощей.


То, что точно известно, что эта роща находилась близ родных мест Шишкина действительно важно, но не потому, что в картине он ностальгирует по родным краям (перед смертью-то!), а потому, что мы точно знаем, по надписи на одном из этюдов к картине, что это корабельная роща возле деревни Афанасово под Елабугой. Так вот.

Афанасово было большим и цветущим селом. Они там даже церковь построили на пожертвования прихожан в начале 19 века. Каменную! А удалось им так хорошо и ладно жить благодаря тому, что Афанасово было поселением казенных крестьян. Это такое было особое крестьянское сословие, которое, в отличии от помещичьих крестьян, было лично свободным, хотя и прикрепленным к землям. Казенных крестьян собрали по указу Петра I из остатков того населения, которое не успели закрепостить. То есть, это были люди, никогда не знавшие рабства.

И несколько поколений афанасовских работяг заботилось об этой роще, а после, когда начался бум спекуляции и рощи потеряли свою важность, решили заботиться о ней из уважения к труду предков, если пожелаете.


Рассказывает ли шишкинская “корабельная роща” о том, как красиво и приятно погулять по девственному лесу? Мне кажется, что нет, учитывая контекст.


Хочет ли художник отдать дань уважения крестьянам и напомнить о том, что люди, если их не делать ничьей безвольной собственностью, способны упорно, разумно, последовательно и качественно вести хозяйство? Может быть.


https://teleg.run/tojemne

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!