Tototsha

Tototsha

Я бублик
На Пикабу
поставил 651 плюс и 297 минусов
отредактировал 4 поста
проголосовал за 5 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
73К рейтинг 3463 подписчика 3 подписки 68 постов 63 в горячем

Потеряли наушники, ждем их домой очень сильно!

Молодой и сонный врач скорой помощи полз домой после суточной смены и посеял очень сильно любимые наушники на МЦД (Москва).

Внимание, видео, которое мы как-то сняли шутки ради, с молодым врачом для привлечения внимания: 

Тем печальным утром он был не так хорош, потому что не спал часов 40, наверное.

Дело было вчера, в 12.33. Парень вышел из электрички на станции Шереметьевская и побрел куда глаза глядят.

Дорогие же сердцу (и карману) наушники, вероятно, остались сиротливо лежать в вагоне.

Вот такие:

Потеряли наушники, ждем их домой очень сильно! Без рейтинга, Сила Пикабу, Потерянные вещи, Видео, Вертикальное видео, Наушники, Москва

Сила Пикабу, у тебя есть не только чувство юмора, но и вездесущие агенты.
Вдруг случится чудо.
Уповаю на вас, вдруг кто-то нашел!

Спасибо, держим кулаки, верим в чудеса!
Пост, естественно, без рейтинга. Брат мой, наушники его.

Показать полностью 1

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус

Вот вам рисунок правой руки от Хендрика Гольциуса и вы так, скорее всего, ладонь сложить не сможете (я пыталась пять минут), потому что художник в детстве неудачно упал в очаг и повредил конечность. А это как раз одна из зарисовок, сделанных с этой руки, на которой после травмы неправильно срослись сухожилия.

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Когда Гольциус уже вырос и стал много путешествовать, иногда он, шутки ради, прикидывался другими художниками, своим собственным учеником, торговцем сыра или просто бедняком в лохмотьях. И когда надо было внезапно всем доказать что он и есть тот самый легендарный  Гольциус, то художник предъявлял публике знаменитую руку, все охали, ахали, обнимались и плакали.


Тут удивительная вещь, кстати - этюды руки являются своего рода автопортретами.

Художники в те времена изображали себя чаще всего с атрибутами ремесла, писали среди ангелов в пятом ряду на картинах со всякими библейскими сюжетами, придавали свои черты героям, но вот так изобразить узнаваемую часть своего тела никто до этого не то чтоб прям не решался - в голову не приходило.

Еще одна фирменная рука мастера (здесь и далее все работы принадлежат резцу или, за редким исключением, кисти обсуждаемого художника): 
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Хендрик Гольциус был нидерландским маньеристом, виртуозным гравером, специалистом по живописи на стекле, мастером рисунка пером, любителем изображать человеческие фигуры в изощренных позах и экспрессивных ракурсах. Родился он в Северной Рейн-Вестфалии, в интересной семье, многие представители которой были связаны с искусством - его дедушки и дядюшки были художниками или граверами или ювелирами, а тетушки выходили замуж за художников.


Лучший друг Хендрика Гольциуса, Карел ван Мандер, изрядно постарался чтоб прославить художника, потому что Карел персонаж тоже совершенно легендарный - в 1604 году он написал "Книгу об искусстве" в шести частях, по сей день входящую в перечень важнейших нидерландских книг и в томе, посвящённом биографиям своих земляков, ван Мадер особое внимание уделил Гольциусу.

Автор описывал мастера как полного и веселого человека, с которым в детстве приключались разнообразные несчастья из-за его непоседливости, но при этом необыкновенно одаренного - даже детские рисунки его, якобы, были хороши, а рисование было настоящей страстью.

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Геркулес и Какус (есть вероятность, что Геркулес - автопортрет)


Смотрите как поэтично ван Мандер пишет о товарище: “Если великодушная и всесозидающая природа избирает какого-либо юношу и всецело предназначает его для живописи, то она неустанно заботится о том, чтобы зароненное ею в его сердце зерно не оставалось сокрытым, а вполне свободно и скоро всходило и открыто росло и созревало”.

И еще: “Но так как природа не хотела дальше скрывать цели, для какой она его предназначала, и как говорят про кошек, что они не могут удержаться, чтобы не ловить мышей, то вскоре же стало видно, куда была направлена его склонность, а именно к рисованию, ибо, вместо того чтобы писать буквы, он по большей части рисовал человечков.” - это как когда в школе видишь ребенка, который методино изрисовывает каждый урок парту, соседа по парте, себя, тетрадь и учебник, то знаешь, что в школу надо звать родителей, но не для того чтоб всем дать по шее, а для того чтоб уговорить их сдать чадо в художку. Вот и отец Хендрика, поняв, что все заборы в округе покрыты рисунками, отдал семилетнего художника учиться рисованию в мастерскую Ламберта Ломбарда, который много путешествовал по Италии и привез оттуда любовь к Рафаэлю и умение маскироваться под итальянских художников, что на юного Гольциуса, конечно, не могло не оказать огромного влияния.

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Видимо, у Ломбарда была значительная коллекция гравюр, привезенная из его итальянских путешествий - тогда было принято делать копии важных картин чтоб каждый желающий мог иметь у себя дома маленького черно-белого Рафаэля, например, и это было основным источником распространения новостей в мире искусства. Так вот, Гольциус увлекся изготовлением гравюр на меди, мечтая увидеть шедевры Италии живьем, но не имея такой возможности. И это несмотря на искалеченную руку!

Вскоре юношу приметил известный гравер (а еще и выдающийся гуманист, поэт и много кто еще) Дирк Корнхерт и взял к себе в мастерскую, где делился с ним самыми выдающимися примерами гравюры, а потом вообще забрал его с собой в Голландию.

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

В 21 год Хендрик Гольциус неожиданно женился на богатой вдове. Кстати, его учитель Корнхерт тоже женился на девице старше себя на 12 лет, правда из совершенно нищей семьи, из-за чего лишился наследства. А вот Гольциус стал теперь богат, купил дом, открыл собственную гравировальную мастерскую, начал обучать сына этой самой вдовы, Якоба Матама, своему ремеслу, но при этом как-то грустно ему жилось.


Примерно в 1584 году Гольциус познакомился с тем самым Карелом ван Мандером и эти два товарища, объединившись еще и с Корнелисом ван Харлемом открыли свою студию в Харлеме и назвали ее аж “Академией Художеств”, по примеру академий итальянских и стали там учить молодежь.

Судя по всему, Карел ван Мандер, который был знаком с огромным количеством художников, жил во Фландрии, путешествовал по Австрии, Италии, добрался до Флоренции, заезжал в Германию и отовсюду привез множество образцов гравюр и даже немного живописи, на Хендрика Гольциуса тоже оказал огромное влияние. То есть как: с одной стороны, художник проникался искусством со всего мира, а с другой - впадал в тоску от того, что сам сидит дома, весь такой богатый, успешный, а приключений никаких и все великие мастера где-то далеко. Ну и заболел наш Гольциус, пришел в глубочайшее уныние, начал кашлять кровью и, по заверениям врачей, находился на волоске от гибели.

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Тогда художник собрал последние силы и принял стратегическое решение - убежать от жены в Италию! Он прихватил одного ученика с собой, а остальных оставил присматривать за мастерской.

И - о чудо! - путешествие, сначала на корабле, потом пешком, оказалось целительным, очень скоро от болезни не осталось и следа. По дороге он знакомился с живописцами и граверами, у всех узнавал их мнение на счет своих работ и чем больше его хвалили, тем здоровее и румянее он становился. Ну и увлеченно работал по пути, конечно же, выполнял заказы и делал многочисленные наброски, особенно его интересовали статуи, как античные, так и ренессансные.


Вот смотрите, несколько Гераклов, выполненных Гольциусом в разное время, чтоб понять насколько это было полезно для него, как для рисовальщика. Первый - до его путешествия, а остальные два после:

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Геркулес из булочек!

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

Гольциус оказался большим шалуном и, как я уже говорила, постоянно прикидывался кем-нибудь. Его страсть к розыгрышам и мистификациям не ограничилась одними переодеваниями - однажды он решил прикинуться Альбрехтом Дюрером, которого считали непревзойденным гравером и который, конечно, на Гольциуса очень повлиял. Но повлиял и хорошо - Гольциус хотел доказать что лучший, конечно, он!


Для того чтоб провести публику, художник изготовил гравюру “Обрезание Господне” в стиле гравюр Дюрера и даже разместил на ней автопортрет (он у колонны справа с усиками и бородкой), а затем испортил листы: вымарал свое лицо, подкоптил и испачкал бумагу. После этого он отправил “исправленные” и состаренные листы на ярмарки и ждал чего будет. И тут знатоки и коллекционеры всполошились, решив что это выплыла из небытия неизвестная работа Дюрера. Кто-то даже распустил слух, что великий мастер гравировал последнюю доску на смертном одре (писал всю ночь, а потом умер) и завещал скрывать от публики свою важнейшую работу сто лет, а вот как раз примерно сто лет и прошло! И когда все уже совсем устали спорить, довольный Гольциус показал всем оригинал доски со своей надменной рожей.

Вот эта гравюра:

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

По свидетельству все того же Карела ван Мандера, Гольциус проделывал такие номера неоднократно, подделывая великих граверов ради шутки, но потом честно сознавался в содеянном, так как целью его было повеселиться. И повыпендриваться, добавлю я от себя.


В общем, от Хендрика Гольциуса осталось невероятное количество гравюр и рисунков - счет идет чуть ли не на тысячи, и еще полсотни картин. Иногда мы видим гравюры по рисунку Гольциуса, выполненные другими граверами, а иногда - выполненные Гольциусом по рисункам других художников, поэтому и такое огромное количество этих гравюр от него и осталось.

Он делал портреты, рисовал и резал библейские сценки, конечно же, очень увлекался греческой мифологией. И стал действительно непревзойденным гравером-виртуозом, мастером штихеля и резца. Да, может художников мы видали посильнее, но, явно, резка была для Хендрика Гольциуса родной стихией, в которой он вытворял все, что хотел и никаких границ для его мастерства не существовало.

немножко примеров вы уже видели, но добавлю еще (выбирать очень сложно!).

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

И еще немного, совсем потрясное: серия гравюр “Четыре падения”, изображающие четверку наказанных за свое высокомерие персонажей древнегреческих мифов, Тантала, Икара, Фаэтона и Иксиона. Созданы эти гравюры были по наброскам Корнелиса ван Харлема и тут, конечно, Гольциус разгулялся - невероятно мощные фигуры, дрожащие от напряжения мускулы, спирали облаков подчеркивающие движение. Что самое тут прикольно - это то, что будучи собранными вместе фигуры на гравюрах (кстати, в примерно одинаковых позах, но нарисованные под разными ракурсами) тоже создают что-то вроде спирали, то есть художником было задумано, что вы их рассматривать будете одновременно:

Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост
Гений резца и мастер прикола - Хендрик Гольциус История искусств, Художник, Гравюра, Длиннопост

В августе 1591 года Гольциус вернулся в Харлем и до самой смерти там и трудился, брал учеников и резал-резал-резал. Настоящий маньяк своего дела.

Умер в 1616 году в возрасте 58 лет.

Если интересно - добавлю еще его работ в комментарии и постараюсь ответить на вопросы.


Мой канал про картинки:
https://t.me/tojemne

Показать полностью 21

Про нидерландских художников-панков в Риме

Всем привет, хочу вам сегодня немного рассказать про художников, которые шатали устои искусства, поведения в обществе и просто шатали все подряд, раздражая коллег по цеху, жителей Рима и Римского Папу в 17 веке.

Речь пойдет об объединении людей искусства под названием "Перелетные Птицы" и его ответвлении под названием Бамбоччанти. 

Кто, например, мог себе позволить написать картину о поиске вшей, когда в чести было все красивое, утонченное и праздничное?
Только отбитые панки.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Поиск гнид, Андрис Бот


Не все работы этих художников были настолько провокационными, я добавлю всяких примеров по ходу дела. Но начнем издалека.


Рим после эпохи Возрождения был центром притяжения для художников долгие века, местом, где случалось все самое важное, где можно было учиться у великих, и туда стремились мастера со всего мира - даже лучших выпускников Императорской Академии Искусств из России отправляли пожить в Риме за казенный счет. Так происходило примерно до девятнадцатого века, когда оказалось, что все самое интересное стало происходить во Франции.

Но до того - Рим и только Рим.


Для голландских и фламандских художников семнадцатого века путешествие в Рим и вовсе стало своего рода инициацией. Дело в том, что в 1604 году их земляк, художник и писатель Карел ван Мандер, опубликовал книгу, которая свела всех с ума и которая по сей день входит в перечень важнейших нидерландских книг. Это был трактат об искусстве, Шильдер-Бёк, что в переводе означает “Книга об искусстве” или “Книга об изображениях.


Через два года после первого издания своей книги Карел ван Мандер умер, а второе издание было снабжено его биографией, вроде бы, написанной его сыном. Там рассказывалось про его детские шалости, талант поэта, годы учебы и, главное, описывалось путешествие в Рим, в которое он отправился в компании знатных юношей, но решил не спешить и добирался до Рима аж три года, по дороге занимаясь искусством и посещая мастерские всех встретившихся на пути художников.

Именно этот факт привел молодых нидерландских художников в полный восторг. Вдохновленные книгой ван Мандера и его особым стилем путешествия, они хлынули в Рим. То есть, до этого нидерландцев в Риме и так хватало, но тут это паломничество стало более массовым.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Аллегория Ноября, Йоахим Зандрарт


Доехать до Рима художнику надо было почти без денег, зарабатывая на пути своими художественными талантами, приобретая новые знакомства и стараясь как-то выжить. Добирались годами. Доезжали не все. Некоторые разворачивались по пути, кто-то останавливался насовсем в каком-нибудь небольшом городе, а кто-то и вовсе сгинул. В общем, выходило, что доехавшие до Рима художники его в душе своей заслужили и завоевали. А еще по пути многие набирались опыта работы, насмотренности и приезжали уже серьезными мастерами и, главное, знающими, что своим трудом они теперь чего угодно смогут.


Неизвестно кто именно это придумал, но эти художники решили объединиться, потому что их роднил не только уникальный опыт, но и общие интеллектуальные, художественные и иногда еще житейские вопросы. Интересно то, что к художникам присоединились граверы, скульпторы, ювелиры и даже поэты. Расширился и национальный состав общества - к нидерландцам и фламандцам позже примкнуло немножко немцев, французов и даже итальянцев. Называлось это общество, впоследствии ставшее серьезной оппозицией местной официальной академии Святого Луки, обществом Перелетных Птиц (хотя были редкие мастера, входившие и в Академию и в Птиц).

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Лебедь, защищающий гнездо от собаки, Ян Асселин (по прозвищу Маленький краб хихи)


Чтоб в него попасть, надо было пройти целое крещение и посвящение. Первая часть этого дела включала в себя высокоинтеллектуальные беседы о сути искусства на разных языках, а вторая прославила художников на весь Рим и окрестности, потому что это был вакхический кутеж на сутки.

Ну, представьте, действующие члены общества наряжались в цветные простыни, типа это у них тоги как у греков, украшали головы венками, немножко неистовствовали, а новый член общества угощал всех вином, выслушивал напутственные речи и получал новое имя в честь античных богов, ну или просто смешное и полунеприличное прозвище. Затем процессия художников отправлялась в храм Санта Констанца, который был назначен храмом бога Вакха, потому что там находился античный саркофаг, и продолжала поднимать кубки с вином уже у этого саркофага.

Вообще, католическому Риму не сильно нравились бурно пьянствующие протестанты, разыгрывающие языческие шествия посреди города, поэтому саркофаг потом передали в Ватикан от греха подальше.


Вот несколько картин, на которых художники написали самих себя и друзей, в основном, пьянствующих, но с античным пафосом:

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Посвящение в общество Перелетных птиц, неизвестный автор

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Перелетные Птицы в таверне, Питер ван Лар

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

и самая смешная картина Руланда ван Лаера, тоже про посвящение


Но кроме непристойного поведения, были и глубинные противоречия между официальным римским искусством и понаехавшим голландским.

Для начала, члены Перелетных Птиц считали, что сами методы обучения художников через копирования старых мастеров донельзя унылы. Еще им претило подражание Рафаэлю, идеализация натуры, академизм и прочее занудство. Вместо этого они провозглашали торжество натурализма, живой интерес к реальности, низменным бытовым сюжетам и все такое, за что они даже получили прозвище “малых караваджистов”.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Удаление зуба, Иоганн Лисс


Папству были эти ребята не по душе просто потому, что были чересчур независимы - местных художников можно было прижать и поутихомирить, если тех заносило, при помощи заказов, денег от меценатов и всякого такого или просто выпустив какой-нибудь приказ, которому те не смели не повиноваться. С Птицами так не получалось. Были попытки ввести специальные налоги на торговлю предметами искусства для иностранцев, но они встретили бурное сопротивление, которое продолжалось много лет и победителями вышли Птицы. .

Так они и стояли на голове, возмущая публику и своими выходками и своим искусством, пока папа Урбан VIII быстро, решительно не издал особый приказ о роспуске общества в 1720 году.

Разбрелись художники кто куда, но оставили свои интереснейший след в истории, работая где-то между голландской бытовой прекрасной живописью и барокко и писали они как всякое хулиганство, так и множество картин на темы античных мифов, групповые портреты и даже портреты монарших особ.
Смотрите насколько разными были художники из этой компании:

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Концерт, Ян ван Бийлерт

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Прометей и Вулкан, Дирк ван Бабюрен

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Солдатская драка, Руланд ван Лаер


Питер ван Лар, нидерландский художник из Перелетных Птиц, пару картин которого вы  уже видели выше, был еще основателем группы Бамбоччанти, хулиганских художников, которые писали народные сценки, повседневную жизнь бедняков в Риме и его окрестностях. Большинство художников в этой группировке были выходцами из Северной Европы, хотя среди них были и итальянцы.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Карикатура на самого себя, Питер ван Лар


Сам Питер ван Лар родился в Харлеме в 1599 году. Отец его был школьным учителем, один брат стал писателем, а другой - художником. Правда с братом-художником случилась беда, когда братья вместе отправились в Италию - тот упал вместе со своим мулом с моста и погиб.

Питер ван Лар учился рисованию еще в Харлеме, потом поехал во Францию, заглянул в Рим и там и остался, примкнув к Перелетным птицам. При приеме в члены братства получил прозвище de Snuffelaar - вроде как, нюхач или носач, из-за большого носа. А вот итальянцы прозвали ван Лара bamboccio - карапузом или коротышкой, потому что, согласно воспоминаниям современников, у того было очень специфическое телосложение - большая голова, короткое туловище и непропорционально длинные ноги.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Автопортрет в образе алхимика, которому удалось вызвать какую-то НЕХ, Питер ван Лар


Везло ему на прозвища, в общем, но как раз второе его прозвище дало название группе художников, которые стали его последователями и, можно сказать, даже целому жанру.

Ван Лар придумал работать на открытом воздухе и любил ходить на пленэры, что было штукой совсем новой. Еще он дружил с Клодом Лореном и Никола Пуссеном, и вместе с последним путешествовал вокруг Рима в поисках сюжетов.

В 1639 году ван Лар, уже очень уважаемый, популярный и даже немного легендарный художник, решает вернуться на родину чтоб жить там с большим комфортом, чем в Италии, и отправляется в Харлем. Там он немного потусовался с художниками, а потому куда-то делся. То ли пошел путешествовать налегке, то ли, как о нем написал современник, Теодор Шревелиус “последовал примеру Эмпедокла” (ну, то есть роскомнадзорнулся).


На картинах этого художника все возмутительное: тут и уличные торговцы выпечкой, и гуляки в таверне во время карнавала и охотники, и посиневшие от пьянства путники отправляются с постоялого двора, и проигравшие уже последние ботинки картежники на уличной площади, бродяги, крестьяне в трактире и, конечно, мастерская художника. В общем, все стороны жизни простых римлян семнадцатого века с кучей поразительных деталей и шуток.


Вот, смотрите:

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Теперь немножко про остальных бамбоччанти.

В Италии в чести было искусство возвышенное и театральное, а бамбоччанти любили гротеск, темные стороны жизни и решительно не хотели писать персонажей не то что возвышенными, а даже просто красивыми. Взяли и скрестили хулиганско-наставительные сюжеты Питера Брейгеля Старшего с мрачноватыми последователями Караваджо и, пожалуй, сарказма еще добавили кое-где. Типичные герои их небольших картин или офортов - солдаты, бродяги, торговцы, фермеры и доярки, трактирщики, прачки или, как писал Сальватор Роза “негодяи, мошенники, карманники, бандиты, пьяницы, обжоры” - ну, то есть, как посмотреть.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Борцовский поединок, Михаэль Сверст

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Сцена в борделе, Андрис Бот


Бамоччанти критиковали представители официального искусства, называли их картины низостью и гадостью, призывали вернуться к изысканности и красоте заблудших художников.

А вот покупатели и коллекционеры их гадостей очень быстро нашлись и жанр приобрел огромную популярность - и ван Лар и его друзья устанавливали довольно высокие цены на свои картины, но их раскупали, переправляли по всей Европе и особенно ценили на их родине, в Нидерландах. Считается, что эта группировка повлияла на Веласкеса, которые любил писать сценки из темных трактиров в ранние годы, что любитель нравоучительных бытовых серий Хогарт тоже насмотрелся, Гойя даже вроде что-то имел в личной коллекции, а еще что к камерным и иногда двусмысленным сценкам бамбочатти обращались после многие художники рококо.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств
Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Молодежь собирающая фрукты, Солдаты играющие в кости, Микеланджело Черкоцци (как раз один из немногих итальянцев в рядах бамбоччанти)


Но тут же тоже интересно, раз мы говорим о группе голландских художников, то стоит иметь в виду, что они не так просты чтоб быть обыкновенными реалистами, которые просто запечатлевают неприглядный окружающий мир как он есть ради анекдота.

Именно голландцы даже в натюрморте с тыквой и букетом цветов зашифровывали сложные аллегории - намеки на быстротечность жизни, секс, смерть, рождение, святость, да и вообще на что угодно. Так и тут все было - вот, например, на картине выше, с молодежью и фруктами, юноша не просто так дает девушке инжир, символ плодородия.

Простые предметы и вульгарные сценки должны побудить нас, зрителей, к сложным размышлениям. Трюк такой. Особенно тут важно, что работают художники именно в Риме, поэтому то там то тут намекнут на то, в каких величественных пейзажах, да с каким прошлым, разворачиваются все эти мелкие житейские происшествия.
Иногда картины бамбоччанти были полны едкого сарказма.

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Городской пейзаж с епископом, исцеляющим больных и раненых, перед церковью

Виллем Рейтер

Про нидерландских художников-панков в Риме Длиннопост, Художник, История искусств

Шарлатаны в итальянском пейзаже, Карел Дюжарден

И, хоть мы о них редко слышим, это небольшое объединение заметно повлияло на искусство.
На этом у меня кончился лимит картинок, поэтому добавлю кое-что в комментарии.
Надеюсь, было интересно.

Чаще пишу о картинах и художниках вот тут: https://t.me/tojemne

Показать полностью 25

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками

Всем привет и сразу к делу: хочу вам нынче показать нидерландских картинок со сборщиками налогов и, за одно, сказать пару слов о том, как выглядела система налогообложения в Нидерландах.


Итак, профессия сборщика налогов  была популярна в Голландии 15-17 века, что, конечно, и в живописи нашло отражение.


Смотрите, столетия меняются, а хаос и очереди в налоговой все те же:

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Сборщик налогов, Питер Брейгель Младший, 1617


Из-за непомерных налоговых податей, которые тащили к себе для поддержания своих бесконечных войн испанские короли с нидерландских земель, в 1566 году случилось объединение Семнадцати провинций для борьбы за независимость от Испании.

Там все, конечно, посложнее было, и нетерпимость к протестантам католической церкви и феерические антикризисные меры на фоне неурожая от герцога Альба и много чего еще сыграло свою роль, но раздражающие бесполезные налоги на все подряд ради чужих войн сыграли, пожалуй, решающую роль и Нидерланды отбились от испанцев и обрели независимость.


И думаете налоги стали поменьше? А вот как бы не так, наоборот, тех, кто заглядывал в Нидерланды, поражал объем взимаемых со всего подряд налогов с населения. Но, зато, стало более-менее понятно, что идут эти налоги не на новые портки далекого испанского короля и его новые военные походы, а тратятся на месте. Конечно, война за независимость пошатнула благополучие объединившихся провинций и после нее остались огромные долги, которые выплачивались не одно десятилетие, зато потом Нидерланды начали богатеть, расцветать, торговать, строить флот и все такое.


Так вот, налоги взимались буквально со всего - даже за дым из печки и за окна.

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Сборщик податей, Маринус ван Реймерсвале, Ок. 1540


Сумма налогов зависела от того, к какому классу относится налогоплательщик - чем богаче гражданин, тем больше.

Прямые налоги брали с состояния, недвижимости, хозяйства, сделок по продаже имущества, с арендных договоров.


А непрямые налоги были совсем лютыми.

Вот цитата из замечательной книги “Повседневная жизнь Голландии времен Рембрандта” с цифрами:


“В Лейдене соляной сбор достигал почти 100 %; налог на пиво поднимался до 66 %, хлеб — 25 %, мясо — 14 %. Правила менялись в зависимости от места. Вино, проданное частным лицам, обходилось в Амстердаме в два раза дороже, чем пиво; с кабатчиков взималось податей в 1,5 раза больше, чем с простых мещан. Налогами облагались уксус, сахар, живность, рыба — все продукты потребления. В 1621 году был введен налог на растительное масло, в 1623-м — на табак, в 1625-м — на сливочное масло.

1624 год ознаменовался изобретением гербовой бумаги. Налогообложение достигло к концу века таких высот, что мясное блюдо в амстердамском трактире, еще не дойдя до посетителя, облагалось пятнадцатью разными сборами, а рыба под соусом — тридцатью. Акцизный контроль осуществлялся самым тщательным образом. В Утрехте муниципальный инспектор по налогам на пиво сам со свечой в руке обходил погреба пивоваров и пересчитывал бочки. Каждый бочонок, продававшийся заведением, должен был иметь акцизную печать и заносился в реестр с записью имени и фамилии получателя. В случае нарушения правил инспектор имел право проводить следствие, допрашивая под присягой самого торговца, его жену, детей, слуг и соседей. Проскочить сквозь такую сеть было весьма непросто. Бесчисленные ввозные и дорожные пошлины, плата за право выставлять товар на рынке больно били по товарообмену внутри страны, ухудшая и без того неважное положение на внутреннем рынке, в то время как большая портовая торговля расцветала при относительно невысоких таможенных сборах.”

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Последователь Квентина Массейса


Сборщиком налогов мог стать, в принципе, любой желающий - надо было просто выкупить это право на чем-то вроде аукциона на срок от трех до двенадцати месяцев. Кто больше заплатил - тот и сборщик.


И вот именно этих приятнейших людей так смешно изображали их современники, явно не питая к ним теплых чувств.

Ну рожи!

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Сборщик податей, Маринус ван Реймерсвале

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Крестьяне у сборщика налогов, Ян Массейс

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Снова Маринус ван Реймерсвале


И еще одна работа, которая мне кажется очень смешной.
Это призвание апостола Матфея Иисусом. Матфей, до того как стать учеником Христа, как раз и был мытарем, то есть, сборщиком податей.  Маринуса ван Реймерсвале перенес действие в современные ему декорации и сделал сценку дико комичной - сам Иисус как будто торгуется с Матфеем, пытаясь объяснить зачем тому вообще оставлять его выгодное дело и куда-то идти:

Немножко о налогах в Нидерландах 15-17 века с картинками Живопись, Налоги, Нидерланды (Голландия), Картина, Длиннопост

Вот такое задорное разнообразие лиц и некоторых персонажей, мне кажется, можно как будто встретить и сегодня, разве что в других костюмчиках.


Мои заметки об истории искусств и живописи можно почитать вот тут:

https://t.me/tojemne

Показать полностью 7

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард

Писали мне под прошлыми постами об аферистах, мол, мельчает нынче жулик, скучно стало. Чтоб это опровергнуть, хочу вам поведать совсем свежую историю о том, как один, вероятно, очень обаятельный обманщик ввел в заблуждение кучу народу и заставил художественное сообщество стоять на голове и бурно ссориться.

Все ниже описанное особенно интересно, потому что речь пойдет о грандиозной афере, связанной с русским авангардом.


Итак, знакомьтесь, Игорь Топоровский, жулик, обдуривший Музей изящных искусств Гента и еще огромную кучу народу:

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

Интересное дело - как наткнешься на какого-нибудь одиозного персонажа, который немного историк, так окажется, что он, почему-то, считает себя специалистом именно по Наполеону. Я как-то задавала вопрос людям причастным - это личность Наполеона приманивает таких оригиналов или происходят с ними трансформации в процессе работы, но ответа, конечно же, не последовало. (Только пожалуйста, если вдруг меня читают специалисты по Наполеону, вы не обижайтесь, это я так шучу).


Итак, некий Игорь Топоровский, совершенно не понятно откуда взявшийся персонаж, судя по его же интервью - секретный советник всех президентов прямо с университетских лет, тайный агент всех агентств, теневой дипломат, друг всех генсекретарей по переписке и лично, бельгийский бизнесмен сложных бизнесов и, в целом, широкий специалист по мутным делам (без единого подтверждения, конечно же), оказался собирателем русского авангарда. При том не какого-то то там вашего в каталогах-резоне записанного, а совершенно неизвестного, никем не виданного, но очень важного - в его коллекции оказались и Кандинский и Малевич и "амазонки" Попова с Гончаровой и Экстер и прочий Родченко.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

подделка под Наталью Гончарову из коллекции Топоровского.


В общем, художники первой линии авангарда. И все - уникальное и секретное. Что уже странно, ведь и правда бывает, что находят какую-то неизвестную картину известного художника и долго ее изучают, проверяют, так и сяк вертят, а потом танцуют и поют обнявшись, а тут прям оптовая поставка. То есть, чтоб вы понимали масштаб, Топоровский говорил, что он планирует представить в будущем публике сотни работ авангардистов. Сотни!

Ну, бывает, насобирал и радуется - так что же теперь. А вот что - он, видимо, благодаря своему какому-то совершенно змеиному обаянию и уникальному таланту пудрить мозги умудрился втереться в доверие директору музея изящных искусств Катрин де Зегер и устроить выставку “шедевров” в Генте. Там было всего 24 шедевра из заявленных сотен, но открытие было громким и привлекло внимание по всему миру.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

поддельный Филонов


Почему именно русский авангард попал под прицел Топоровского? Подделывают, в принципе, все подряд. Но в мире действительно произошел настоящий бум подделок русского авангарда в последние десятилетия на фоне очень сильно возросшего интереса к русскому искусству, а работ для всех желающих не хватало.

Русский авангард для коллекционеров и зрителей стал символом чуть ли не сопротивления нацизму и репрессиям, а еще - удивительным и самобытным глотком свежего воздуха и рассматривается как уникальное явление, аналогов которому нет больше нигде в мире.

Да еще и первые дилеры, привозившие авангард страждущим в Европу, появились в 50-60 годы прошло века и сложилась интересная ситуация - ведь, дело в том, что в том, что обычно, при торговле картинами покупатели и продавцы обязательно внимательно изучают штуку, которая называется провенанс. Провенанс - это детальное описание того, откуда картина взялась, кто был ее владельцем ранее и весь путь, который работа прошла от создателя в далеком прошлом до наших дней.

Если у картины какие-то проблемы с этим самым провенансом - например, она взялась ниоткуда или есть пробел в описании ее кочевания из рук в руки в десяток или сотню лет, то серьезные коллекционеры постараются не связываться, как минимум, до момента, пока картину не изучат вдоль и поперек самые серьезные эксперты в своих областях.

А тут сложилась уникальная ситуация, потому что из-за "железного занавеса" покупателям просто сообщали: "Ну вы же понимаете, все только на доверии, проверить нет никакой возможности - мы в трусах вам картин через границу пешком перетащили, а все эксперты под присмотром КГБ, так что или покупаете или нет" - и коллекционеры и музеи вздыхали, но покупали, надеясь на порядочность дилеров, которых тогда было буквально три штуки.

Сейчас все совсем не так, границы открыты, искусствоведы и центры изучения наследия русского авангарда со всего мира находятся в диалоге, эксперты давно есть не только у нас, но и за рубежом ,но, как говорится, осадочек остался.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

поддельный Малевич.


И вот, этой неразберихой воспользовался наш герой.

По легенде, часть коллекции Топоровскому досталась от родственников жены, а часть он скупил буквально на барахолке за Эрмитажем, где в 90е чуть ли не из ларьков продавали по рублю авангард.

Там правда проблема вышла - “родственники” жены официально ответили на запросы, что такой женщины в принципе не знают, а вот распродажи коллекции Эрмитажа, кстати, почему-то, в Одессе - ну тут даже комментарии излишни.

Авангард и правда очень долго был не в чести, но если бы его вот так распродавали, то это было бы, как минимум, известно хоть кому-то, тем же музейным работникам, коллекционерам, историкам. Но нет - все в тумане, а сама легенда периодически менялась.


Короче, следов собирательской деятельности Топоровского в России никто так не обнаружил. Ну, кроме истории про пару искусствоведов-жуликов, которые продавали поддельный авангард и с которыми Топоровский сотрудничал, а после проходил свидетелем по уголовному делу. Не ясно так же как коллекционер умудрился незаметно перетащить через границу пять сотен заявленных картин.


Сам Топоровский эти и еще целую гору несостыковок объясняет просто - у вас, говорит, просто заговор искусствоведов, ведь если все вот это великолепие попадет на рынок, то искусство подешевеет, а злые и хитрые искусствоведы не хотят такого и плетут интриги. И хотел он передать свою коллекцию русским музеям, но вы же знаете, какие там змеи подколодные - испугались, не взяли.

Потом еще оказалось, что Топоровский по половине европейских музеев пробежался со своим собранием, но нигде его не воспринимали всерьез.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

поддельный Рерих.


Чтоб вы понимали уровень исполнения коллекции Топоровского - несколько моих знакомых, вовсе не специалистов в области русского авангарда, не зная подоплеки этой всей выставки, отправились глядеть на те картины. Все же музей-то их выставлял авторитетный, а директор этого музея была на слуху как куратор всяких хороших штук про современное искусство. Так вот, обалдели даже не специалисты, потому что специалисты и вовсе лежали в глубоком обмороке.

Комментарии и впечатления были в духе “да вы чего это, вы чего?” - особенно зрителей привели в восторг развеселые расписные торбы и прялки от Казимира Малевича.


Московский галерист Емельян Захаров тогда написал о «невыносимом ощущении испанского стыда, которое охватывает тебя целиком, когда ты находишься в этом зале».


Это еще что, Топоровский дома гостям показывал деревянные головы и чашки-плошки, которых Малевич понавырезал. Обещал потом тоже выставить.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

торба и прялка от "Казимира Малевича"


Выставка выставлялась, а вопросов становилось все больше с каждым днем. Музей отбивался, отвечая на все запросы о том, что за экспертиза подтвердила авторство что-то типа “у нас все документы в порядке” и вообще обещал открыть потом еще одну, большую-пребольшую выставку коллекции Топоровского.


Зрители недоумевали, эксперты похохатывали, журналисты вели расследование, Топоровский раздавал интервью в своей особой манере.


Группа европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров выступила с открытым письмом к руководству музея, в котором требовала объяснить что за фигня происходит.


Постепенно выяснили, что все-все-все, что плел Топоровский - концентрированная брехня от начала до конца, то есть, буквально, начиная даже от темы его диплома в университете и он не специалист по Наполеону, как всем рассказывал. Что те эксперты, на которых ссылался Топоровский не видели его в глаза, что каталог выставки из Харьковского музея 1992 года, в котором, вроде как, Топоровский скупил еще часть своей коллекции и который предъявлял как доказательство подлинности коллекции, подделка уровня бэ - туда просто вклеили другие работы поверх настоящих и прочее прекрасное.

И вот это наконец убедило правительство закрыть выставку и начать расследование.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

поддельный Кандинский


Бельгийские журналисты в интервью с министром культуры сетовали, что Бельгия стала международным посмешищем, специалисты по авангарду возмущались тем, как дискредитируется наследие великих русских художников, музею был нанесен колоссальный репутационный урон, директора из музея выгнали, коллекция Топоровского была арестована, а он сам рассказывал о травле, организованной преступной группой искусствоведов, пока в 2019 году не присел за мошенничество, отмывание денег и торговлю краденым.

Ну и сидит по сей день, вроде бы.


Прикольно, в общем, хоть кино снимай, а материала и вовсе хватит на книгу.

Интересно еще и то, что при современном уровне технологий и экспертиз удалось одним пусканием пыли в глаза и забалтыванием Топоровскому удалось пролезть в музей такого уровня. Про том, что картины, которые он притащил в Гент не были даже попыткой повторить, с изменениями или без, работы художников - это просто чистый кураж и поток творчества, вероятно, студенческого и очень отдалённо "по мотивам" оригиналов.


Мне кажется, что я примерно представляю типаж этого человека - сталкивалась полтора раза в жизни с такими. И тут ты или успеешь убежать или попадешь под гипноз и не то что в прялку Малевича поверишь, а вступишь в секту, уйдешь в рабство и что угодно, поэтому я даже сочувствую Катрин де Зегер и верю, что она не специально, хотя она по сей день доказывает, что была права и стала жертвой  охоты на ведьм, травли и заговора.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

поддельный кривой Лисицкий


Но вот что особенно интересно - этот огромный скандал, отголоски которого полыхают по сей день, стал своего рода двигателем прогресса и на данный момент все крупные и не очень европейские музеи, накупившие когда-либо того самого авангарда, кряхтя расчехляют запасники, достают оттуда свои коллекции, показывают их публике и, главное, массово занимаются проверкой того, что у них там было припрятано.

Кроме того, нашлась куча частных коллекционеров, которым Топоровский сел на уши и впарил "авангарда" на бешенные деньги. Теперь все из коллекции тоже на проверке и под вопросом.

Ну а авангард все еще в моде и пользуется бешенным спросом в мире.

Фальшивки, обманутый музей и русский авангард Длиннопост, Искусство, Афера, Мошенничество, Авангард, Живопись

моя любимая прялка напоследок.


Чаще я пишу всякую всячину об искусстве вот тут: https://t.me/tojemne

Показать полностью 9

Про новую старую картину Сандро Боттичелли

Вот эту прекрасную картину, портрет молодого человека с медальоном, довольно долго приписывали подражателю Сандро Боттичелли, флорентийскому художнику Франческо Боттичини, а вот буквально недавно доказали, что она все же написана Боттичелли.

Так удивительно, когда находят новые работы, казалось бы, вдоль и поперек изученных художников.

Она, кстати, непростая - тут картина в картине, смотрите:

Про новую старую картину Сандро Боттичелли История искусств, Картина, Длиннопост, Сандро Боттичелли

Есть у Боттичелли другой портрет юноши с медальоном, вот и думали, что Боттичини просто его содрал. А оказалось, что не содрал никто, а это у Боттичелли самоповтор случился. Только еще интереснее, потому что на картине с юношей в красной шапочке копия медали Медичи сделана из гипса, покрыта золотой краской и вставлена в углубление в деревянной доске, на которой картина и написана.

Боттичелли, который учился на ювелира, чисто показать мастерство вставил в двухмерную работу трехмерную.

Про новую старую картину Сандро Боттичелли История искусств, Картина, Длиннопост, Сандро Боттичелли

А вот у юноши в синем в руках прям настоящая картина другого художника - Бартоломео Булгарини, сиенского мастера, работавшего в четырнадцатом веке.

Вероятно, этот кусочек - часть большого алтарного образа, от которого могло больше ничего и не сохраниться, потому что в XV веке у торговцев картинами появилась такая занимательная практика - резать и рубить работы на кусочки “словно воловью тушу в мясной лавке”, как позже писал один торговец живописью другому. Ну, просто картины слишком большого формата было неудобно перевозить, да и продавались они похуже.

Про новую старую картину Сандро Боттичелли История искусств, Картина, Длиннопост, Сандро Боттичелли

В общем, тут споры - то ли Боттичелли сразу так придумал, что в руках у юноши изображение бородатого старца в золоте, чтоб контраст с юностью и легкостью героя подчеркнуть, и, заодно, намекнуть на его богатство и образованность. То ли изначально в картину был тоже вставлен искусный медальон, а может вообще там было зеркальце и это портрет который предназначался в подарок невесте юноши, что глядит на нас с портрета.


А кто сам юноша - опять же до конца не ясно, но, скорее всего, это Джованни ди Пьерфранческо Медичи, троюродный брат Лоренцо Великолепного, с которым Боттичелли и его круг были связаны интересным образом - вероятно, для его брата Лоренцо ди Пьерфранческо специально была написана легендарная Весна Боттичелли.


Картина эта до сих пор вызывает совсем легкие сомнения у единичных исследователей. А дело вот в чем - эта работа, как уже сказала, одна из свежеприобретенных миром.


История такая - один ирландский барон в конце восемнадцатого века жил во Флоренции и оттуда в свое поместье в Уэльсе привез не только жену-итальянку, но и небольшую, но симпатичную коллекцию картин. В Англии как раз начался бум на коллекционирование итальянских старых мастеров и барон Ньюборо решил от моды не отставать.

Картины висели на стенах его дома, пока, полтора века спустя, в 1938 году юношу с медальоном не увидел там некий ушлый арт дилер. Он выторговал у потомков барона картину из бесценок, а позже перепродал ее физику и страстному собирателю живописи Томасу Мертону уже за несколько десятков тысяч фунтов.

В 1982 году, когда наследие Мертона отправилось на аукцион, картина уже была выставлена на торги именно как работа самого Сандро Боттичелли, а не подражателей или учеников.

Тогда портрет продали за 810 тысяч фунтов стерлингов, хотя однозначной уверенности в авторстве и заключений по-настоящему серьезных специалистов еще не было. Они начали появляться шесть лет спустя и сейчас уже проведены все возможные анализы, рентгенограммы и прочие танцы с бубнами. И все говорит о том, что это и правда оригинал, хоть и проследить путь портрета дальше барона и его поместья вглубь веков пока не удалось - а такие штуки обычно считаются серьезной проблемой.

И вот, с замиранием сердца, все ждали января этого года - прекрасный портрет снова изучили со всех сторон и отправили на продажу. За 92,2 миллиона долларов картина ушла к анонимному (по слухам, русскому) покупателю и стала второй в рейтинге самых дорогих работ старых мастеров в мире после “Иисуса спасителя мира” Леонардо.


Чаще проверяйте кладовки на дачах!


Источник: https://t.me/tojemne

Показать полностью 3

Сюрреализм (почти) без Сальвадора Дали

Привет, поздравляю всех с первой весенней пятницей!
В преддверии выходных хочу поделиться с вами своей свежей лекций, посвященной сюрреализму!

Так уж получилось, что сюрреализм почти у всех намертво ассоциируется с картинами Сальвадора Дали и подобными ему художниками. А ведь течение это намного глубже, веселее и интереснее, ну а самого Дали из группировки и вовсе выгнали.
Так что сегодня у меня история про настоящий, махровый, сумасшедший сюрреализм родом из Франции, тот, который был придуман чтоб перевернуть мир и освободить человечество. Мрачный, обращающийся к подсознанию, из переулков морфия и алкоголя, вбирающий в себя прошлое и будущее, вечный!

Первая женщина в рядах Передвижников

Ну, по заголовку уже все понятно - я вам сегодня хочу немножко рассказать про одну из двух первых художниц, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок, Эмилию Яковлевну Шанкс (одновременно с ней приняли Антонину Леонардовну Ржевскую).


Это было уже второе поколение передвижников, и вокруг их принятия велись ожесточенные споры. Но не из-за того, что они женщины, а из-за того, что уже совсем взрослые мастера первой волны, например, Григорий Григорьевич Мясоедов, были решительно против новых западных веяний в искусстве товарищества.

Ну, и правда, по духу картины Шанкс напоминают то ли палитрой, то ли настроением французскую импрессионистку Берту Моризо, родившуюся на 16 лет раньше Эмилии Шанкс.

И даже если не Моризо лично, то все равно в ее работах отчетливо видно влияние импрессионизма, а иногда даже и Уистлера.

Тем не менее, большинство оказалось на стороне молодых мастеров - у Передвижников все решалось голосованиями.


Вот, смотрите:

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

В цветах, портрет дочери Поленова, 1890-1900 год


Эмилия Шанкс была художницей британско-русской, потому что родители ее были английскими предпринимателями, перебравшимися в Москву. Тут они держали один из самых модных и дорогих магазинов ювелирных украшений города прямо на Кузнецком мосту.

В доме Шанксов в чести было изучение искусств и всех детей, которых было аж восемь человек, учили живописи и музыке на дому. В результате двое из них - Эмилия и ее младшая сестра Мария, стали профессиональными художницами.

Кстати, Мария прославилась как иллюстратор, специализировавшийся на картинках к романам Льва Толстого, а потом оказалось, что и старшая сестра Эмилии Луиза тоже фанатка Толстого и она вместе с мужем сделала лучшие (ну, для своего времени, сейчас не знаю как там оно) переводы романов Льва Николаевича на английский. Сестры дружили со старшей дочерью Толстого Татьяной и частенько гостили друг у друга.

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

Новенькая в школе, 1892 год


Так вот, к Эмилии вернемся. В 25 лет она стала вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и попала там в мастерскую Поленова с которым после дружила всю почти жизнь. Там она брала классы и у Маковского и у Прянишникова, основателей товарищества передвижников.

В 1890 году художница получила большую серебряную медаль за картину “Письмо няни”, после заимела еще и настоящее официальное звание художницы, а еще через год ее позвали к себе передвижники по чуть-чуть с ними выставляться.

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

Три года подряд она то одну, то другую картину отправляла на передвижные выставки и каждый раз их не только примечали то меценаты, то вообще лично императрица Александра Федоровна, но еще и неизменно покупали за много денег, поэтому в 1894 году ее кандидатура попала в списки голосования на постоянное участие в товариществе. Голосов за нее в итоге было подано аж 15, больше, чем за Валентина Серова, любимца самого Репина.

Примерно в то же время Эмилия увлеклась фотографией. Как и в живописи, ее больше всего интересовал быт, люди и, конечно дети - вы можете заметить, что у нее нет ни одной картины без детей.

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств
Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств
Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

И посмотрите как здорово она передавала не только свет и цвет, но и характеры своих персонажей.
Вот эту картину, про найм гувернантки, очень люблю - тут так здорово изображена пугливая девочка-тихоня и мальчишка-шалопай, который на молодую гувернантку глядит, уже раздумывая какую бы шалость сотворить:

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

Накануне Первой мировой войны почти вся семья Шанксов уехала на родину, в Лондон.

Вроде бы, Эмилия и Мария очень хотели вернуться позже в Россию, но, конечно же, и их доходный бизнес и все имущество как-то потерялось в ходе переполоха революции, поэтому и ехать оказалось некуда.

Английская академия художеств приняла Эмилию с распростертыми объятиями. Там она и осталась, иногда выставлялась и умерла в 78 лет в 1936 году.

Первая женщина в рядах Передвижников Художник, Картина, Передвижники, Длиннопост, История искусств

Медицинский осмотр в русской богадельне


Ну и, конечно же, мучает меня вопрос - почему же она потерялась, когда мы знаем буквально каждого передвижника по имени и в лицо? Из-за английскости, из-за пола, из-за детей на картинах и того, что сюжеты у нее больно милые?

Если есть соображения - поделитесь пожалуйста. И надеюсь, вас ее работы тронули так же, как и меня.


А чаще я пишу о своих находках вот тут:
https://t.me/tojemne

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!