Mitriss

Mitriss

На Пикабу
поставил 12009 плюсов и 40 минусов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1433 рейтинг 7 подписчиков 297 комментариев 15 постов 8 в горячем
232

А-Инвестиции и его решение

Сегодня Альфа Инвестиции сообщили, что не будут централизовано переводить иностранные бумаги клиентов к другому брокеру, как до этого сделал ВТБ. Сами клиенты должны решить, переводить бумаги или нет.
Ну, что решили? Я, как перетекший из ВТБ в Альфу и не имеющий возможности ничего продать, понятия не имею, как быть.
Имеет ли смысл трепыхаться?


Важное про сроки #comment_235172966

UPD: Продлили приём заявок на перевод активов до 23:59 мск вторника, 26 апреля.

Как подать заявку на перевод

🖥 Чтобы выбрать, к какому брокеру переводить иностранные ценные бумаги, зайдите с компьютера в личный кабинет инвестора: Ещё → Произвольное поручение → Выбор брокера для перевода иностранных активов.

🏦 Вы также можете обратиться в любой офис Альфа-Банка. Не забудьте паспорт.

📲 Ещё принимаем заявки на перевод в чате мобильного приложения Альфа-Инвестиций и по телефонам:

8 (800) 707 55 55 — для звонков по России;

+7 (495) 786 48 86 — для Москвы и области.

👉 На этой странице собрали самую важную информацию о том, как всё происходит: alfabank.ru/lp/AI_FAQ_transfer

57

ТоМленое молоко

Можно ли считать заявкой на вступление в Лигу Тупых тот факт, что я до 35 лет думал, что топленое молоко - это растопленное после замерзания молоко? Я до сих пор в шоке пребываю о того, факта, что это молоко, оказывается, наоборот кипяченое, и при этом кипяченое долго! Да как так то?!

Еще в школе, помню, что говорили, что топленое молоко на зиму заготавливали, типа хранится лучше. Я и думал, что его заморозили, оно брикетом и лежит...

ТоМленое молоко Молоко, Тупость, Осознание
Показать полностью 1
7

Быстрый взгляд на "Wostok"

Быстрый взгляд на "Wostok" Наручные часы, Коллекционирование, Чистополь, Длиннопост

Часы "Wostok" Чистопольского часового завода. Механизм калибра 2214, 18 камней. Корпус позолочен (есть клеймо "Au", что равно самой тонкой позолоте 5 мкм). Годы выпуска удалось определить только примерно: с 1965 по 1975.

Стоит сказать, что наручные часы не моя страсть. Мне не очень нравится этот аксессуар. В детстве часы у меня иногда появлялись, но быстро исчезали, став жертвой чрезвычайной неаккуратности. Долгий период жизни вообще не было никаких, пока жена не подарила Swatch. Да и те, спустя время, лежат в тумбочке, замененные куда более универсальным диджитал-браслетом (его не жалко). Я никогда не понимал, что значат "камни" в механизме и какой толк в их числе. Глядя на шестеренки и пружинки я, конечно, порой задумывался, как влияют мелкие розовые камушки на их ход. И что-то подсказывало, что подсказывает, что имеются в виду совсем не бриллианты, влияющие на стоимость конкретных часов. В общем, читатель, наверное, уже понял, что крутые чуваки с часами по десять сантиметров в диаметре и я - это разные люди.

Быстрый взгляд на "Wostok" Наручные часы, Коллекционирование, Чистополь, Длиннопост

С этими часами иначе. Это уже антиквариат, на них печать десятков лет. Их приятно держать в руках, от части догадываясь или придумывая тот путь, который они прошли от завода до меня. К сожалению, как они ко мне попали, я не знаю. Знаю, что они были в коробочке со всякой приблудой, которую когда-то я собирал для стимпанка. Скорее всего они принадлежали родственнику. В любом случае, заметил я их только когда дети стали весь этот шмурдяк перебирать и играть.

Глаз зацепил созвучное душе сочетание цветов циферблата и корпуса, золотой + красно-коричневый и часы тут же были изъяты у малолеток. Началось их исследование.

Быстрый взгляд на "Wostok" Наручные часы, Коллекционирование, Чистополь, Длиннопост

Вместе с грязью и налетом был удален весьма убогий кожаный ремешок, очень похожий на самодельный с грубой ручной прошивкой и торчащими нитками. Появилась идея самому сделать новый ремешок из паракорда, так как дома завалялся коричневый. С третьей попытки сделал хорошие узлы и весьма стильную, хоть и простую "кобру".

Только после этого я полез изучать форумы и искать инфо о том, кто и когда сделал эти часы. Оказалось, что сделаны они были в г. Чистополь, переехавшим туда в 1941 году Вторым Московским часовым заводом. Часы под маркой "Восток" выпускались там с 1957 года, а в 1965 году были сделана знаменитая модификация "Командирские". Калибр у тех и других был одинаковый – 2214, но в "Командирских" была реализована модификация с остановкой секундной стрелки.

Быстрый взгляд на "Wostok" Наручные часы, Коллекционирование, Чистополь, Длиннопост

Вот так выглядят "Командирские". Вариантов исполнения корпусов и циферблатов было много, как и у "Восток".


Было интересно, почему Wostok написано через W, а не с V. На форумах высказывали несколько мнений, но все они сводились к транслитерации слова «восток» в немецкой традиции, нежели в английской (в немецком W чаще читается как В, например, Wagen). Может быть это был экспертный вариант для нужд ГДР.

Быстрый взгляд на "Wostok" Наручные часы, Коллекционирование, Чистополь, Длиннопост

Не думаю, что я буду носить эти часы. Но мне приятно, что они обрели новую жизнь. Может донесу их до часовой мастерской и сдам на профилактику для . Еще б стекло заполировать...

Пока искал инфо проверил и аукционы. В России их можно купить в неплохом состоянии за 2-5 тыс. рублей, на Ебей продают за доллары около 17-25 за убитые. Свои, естественно, продавать не намерен.

Показать полностью 4
149

Мастер по ремонту

Мастер по ремонту Массаж, Маркетинг

Увидено на двери парикмахерской.

Показать полностью 1
102

Хорошо забытая премия

Однажды мне довелось подержать в руках значок с профилем некого Н.Бирюкова, который был у моего родственника. Вот такой:
Хорошо забытая премия ВЛКСМ, Значок, Литературная премия, История вещей, Фалеристика, Длиннопост

«Раз есть номер, значит, существует каталог всех наград. Раз существует каталог, то можно узнать, кому и за что был выдан почетный знак» - логично рассудил я и полез в интернет.


Поиски заняли вечер. Я нашел краткую биографию самого Николая Зотовича Бирюкова, немного воспоминаний современников о нем и его жене, а также информацию о его мемориальном доме-музее в Ялте. О самой премии информация была очень скудной.


Как оказалось, Н.З. Бирюков в молодости состоял в комсомоле и активно трудился на благо страны, пока, при трагических обстоятельствах, не стал инвалидом. Молодой человек не сдался и нашел в себе силы заняться писательством и литературой, к которой имел тягу с детства. Именно потому премия, посмертно учрежденная в его честь, имеет отношение сразу к двум его приверженностям: награда вручалась поэтам, писателям, артистам и молодежным трудовым коллективам.

Причем тут Крым, спросите вы? С Крымом это связано потому, что последние годы своей жизни писатель провел там, в Ялте, активно участвуя в литературной жизни полуострова.

О биографии писателя я сделал отдельный параграф ниже, а сейчас то, что удалось найти о лауреатах премии:


Интернет говорит, что почетный знак №1 был вручен другу Н.З. Бирюкова, крымскому писателю Л.И. Кондрашенко и по совместительству учредителю премии. После его смерти знак возвращен в музей.

Другой известный писатель Крыма, удостоенный премии – А.И. Домбровский, но номер его мне неизвестен.

Также, пока я собирал информацию, на форумах, посвященных фалеристике, я наткнулся и на иные почетные знаки с номерами 17 и 43 и несколько без номеров. Кому они вручены и за что – естественно не указано.


Изначально я предполагал, что найду список лауреатов, но нет. В итоге, я принял решение обратиться напрямую в музей и задать им интересующий меня вопрос.


После телефонного разговора мне рекомендовали написать обращение по е-мейлу, но предупредили, что возможно придется писать официальный запрос. Он не понадобился. Спустя десять дней, мне пришел ответ от Ялтинского историко-литературного музея, филиалом которого является дом-музей Н.З. Бирюкова.

Уважаемый ... !
МКУК «Ялтинский историко-литературный музей» на Ваше обращение сообщает, что согласно документам, хранящимся в музее, премию им. Н.З. Бирюкова вручали как персонально, так и коллективно. Всего было вручено немногим более сорока премий (точное количество мы установить не можем). Соответственно, если на Вашем знаке стоит цифра «40», значит это одна из последних премий. Из наших документов следует, что последними премии вручались в 80-х годах, а именно:
- в 1980 году – Ансамблю песни и танца областного дворца пионеров и школьников (предполагаемо г. Симферополь);
- в 1982 году – Крымскому украинскому театру драмы и музыкальной комедии (г. Симферополь): в данном случае вручали пофамильно за спектакль «Аджимушкай»: Серману Б.Е, Антоненко Н.И., Лагно А.М., Ясногородскому В.И, Марченко В.Г.
- в 1984 году – военному оркестру Симферопольского высшего военно-политехнического строительного училища;
- в 1986 году – Рыжову О.Б. художественному руководителю Ялтинского отделения Крымской государственной филармонии.
- в 1987 году – Косопуду Б.И., солисту Крымской госфилармонии.
Возможно, владелец работал в одном из данных учреждений.

Движимый этой мыслью, я чекнул список, присланный мне из музея. Все пять пунктов удалось найти:


1. Ансамбль песни и танца областного дворца пионеров и школьников (предполагаемо г. Симферополь).

Действительно в г. Симферополь было такое учреждение и сейчас его правопреемником является Дворец детского и юношеского творчества (http://ddyt.ru/)

Я написал зам. директора по общим вопросам с вопросом, нет ли у них каких-то документов по этой премии.

Ответа пока нет.


2. Спектакль «Аджимушкай», поставленный в Крымском украинском театре драмы и музыкальной комедии (ныне Государственный академический музыкальный театр г. Симферополь), посвящен сопротивлению советских солдат в Великую Отечественную Войну.

Кратко суть: После захвата Керчи и отступления Крымского фронта в мае 1942 года Аджимушкайские каменоломни стали местом сопротивления оставшихся воинских соединений. Полностью окруженные, без света, свежего воздуха и тепла, в условиях острого дефицита еды, воды и медикаментов подземный гарнизон 170 дней удерживал оборону и совершал контратаки.


Про Аджимушкай есть пост на Пикабу


Коллектив, получивший награду: авторы - публицист и поэт Б. Серман и драматург С. Чертков, композитор А.Караманов, режиссер В.И.Ясногородский, художник А.Лагно, дирижер М.Антоненко, балетмейстер Л.П.Котляренко.

Почему-то про актеров нет ни слова, но упомянутый в письме Марченко мной не идентифицирован.


Примечание: согласно заметке из истории театра и даты написания симфонии «Аджимушкай», год вручения награды не 1982, а 1983. Также авторов у текста было двоей, одного музей не упомянул.


По истории театра есть дипломная работа.


3. Военный оркестр Симферопольского высшего военно-политехнического строительного училища (СВВПСУ).

Краткая история: Училище учреждено 1 июня 1967 года. Оно было одним из 11 родственных ВВУЗов, предназначенных для подготовки офицеров-политработников. По своему базовому профилю училище выпускало кадры в военно-строительные части и железнодорожные войска. В 1996 году училище было расформировано.

В Сети есть сообщество выпускников и вполне живой сайт.


Я написал администратору сайта свои вопросы, но пока ответа не поступило.


4. Рыжов Олег Борисович (1956 - 2001) - лауреат государственной премии Крыма, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов Крыма, автор международного форума «Звезды планеты», международного фестиваля «У Черного моря», программы «Новые Имена Крыма» и других культурных акций.

Его творческая судьба была связана с Ялтой и концертным залос «Юбилейный» на сцене которого он воплощал свои художественные проекты.

*Текст перепечатан с мемориальной таблички, установленной на киноконцертном комплексе «Юбилейный», фото есть в Сети.


Вот тут есть о нем справка.


В данном случае, я никому не писал. Думаю, что буду в Ялте и загляну в киноконцертный комплекс.


5. Косопуд Богдан Йосипович (1957 – н.в.) украинский оперный и камерный певец, преподаватель Львовского государственного музыкального колледжа имени С. Людкевича и Львовской национальной музыкальной академии имени Н. Лысенко. Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального союза театральных деятелей Украины.

Был солистом Крымской государственной филармонии в 1983-1989 гг.


Есть на Википедии.

Тоже писать ему не стал.


Эпилог.


К сожалению, как вы наверное уже поняли, ничего путного я узнать про конкретно этот знак так и не смог, но вопрос с этой премией не закрываю. Я собираюсь посетить дом-музей Н.З. Бирюкова и в несколько мест в Ялте и Симферополе, когда буду в этих городах.

Однако, вдруг удастся что-то узнать используя силу Пикабу?

Для дальнейших действий мне хватило бы информации, какой конкретно номер был у любого из этих лауреатов из письма ЯИЛМ. Его можно было бы использовать как отправную точку для дальнейшего поиска, или убедиться в том, что знак действительно никому не принадлежал.


П.С. Вообще, меня удивил тот факт, что у музея нет исчерпывающей информации о количестве наград и выданных номерах. Может, эта информация есть в музее комсомольской организации Крыма? Или в архиве Симферополя или Ялты?

О Бирюкове Николае Зотовиче (1912 - 1966)

Хорошо забытая премия ВЛКСМ, Значок, Литературная премия, История вещей, Фалеристика, Длиннопост

Николай Зотович Бирюков родился 1 (14) февраля 1912 года в г.Орехово-Зуево, умер 01 февраля 1966 года в г.Симферополь.


Русский советский писатель, лауреат Сталинской премии (1951), член ВЛКСМ с 1925 года и ВКП(б) с 1951, последние десять лет жизни провел в Ялте, активно участвуя в литературной и общественной жизни Крыма, все это время бессменным членом бюро Крымской писательской организации, и почти всегда заседания бюро проходили в кабинете его ялтинского домика.

Детство писателя прошло в бурные годы Октябрьской революции. В 1922 году по инициативе ЦК комсомола в стране начали создаваться пионерские отряды. Первый отряд в Советской России был организован в Москве на Красной площади. Второй – в Орехово-Зуево. Одним из первых пионеров города стал десятилетний Николай Бирюков.

Хорошо забытая премия ВЛКСМ, Значок, Литературная премия, История вещей, Фалеристика, Длиннопост

В 1925 году он вступил в комсомол и начал работать на фабрике (вероятно, текстильной), совмещая производственную работу с активной комсомольской деятельностью. В конце 20-х годов по путевке комсомола Бирюков поступил на вечернее отделение Индустриально-строительного техникума.


Осенью 1930 года студенты 2-го курса, на котором учился Бирюков, проходили практику на Дулевском фарфоровом заводе в Орехо-Зуевском районе. Перед ними была поставлена задача – вырыть котлован под фундамент нового массозаготовительного цеха.


Неожиданно в котлован хлынула подпочвенная вода. Ликвидируя аварию, молодые комсомольцы работали в ледяной воде. Вскоре после этого Н. З. Бирюков заболел и в 18 лет остался навсегда прикованным к постели, сохранив лишь подвижность рук.


Но Бирюков не сдался. В 1931 году он решил заняться писательством, так как с детства увлекался литературой. Уже в 1932 году на всесоюзном конкурсе молодых поэтов ему была присуждена премия за стихотворение «Побед не счесть!».


Большую роль сыграл в жизни юноши вышедший в 1932 году роман Николая Островского «Как закалялась сталь». «Мужество рождается в борьбе» – эти слова Островского стали девизом Бирюкова. Он понял, что только упорная работа над собой приведет его к желаемой цели.


В 1936—1940 годах молодой писатель заочно учился в Литературном институте имени А. М. Горького, одновременно занимаясь в институте иностранных языков.


В 1938 году в журнале «Октябрь» опубликован его первый роман «На хуторах».


В 1945 году выходит его роман «Чайка», сделавший его популярным на всю страну и за который он получил в 1951 году Сталинскую премию третьей степени. Роман посвящен Лизе Чайкиной, Герою Советского Союза, секретарю Пеновского подпольного райкома комсомола Калининской области, одной из организаторов партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны


В 1949 году был опубликован новый роман писателя «Воды Нарына» о строительстве Большого Ферганского канала имени И. В. Сталина. Для того, чтобы написать эту книгу, ему пришлось в специальной коляске объездить чуть ли не всю Среднюю Азию.


В 1959 году Н. З. Бирюков пишет историко-революционный роман «Сквозь вихри враждебные».


До конца жизни Николай Бирюков был активным членом Союза писателей, участвовал во многих писательских конференциях, съездах, дружил и переписывался не только с мастистыми писателями, поэтами, но и теми, кто только начинал свой путь в литературе, кому необходимы были помощь и поддержка.

Хорошо забытая премия ВЛКСМ, Значок, Литературная премия, История вещей, Фалеристика, Длиннопост

Память о писателе:


• В 1968 году учреждена литературная Премия Крымского областной комсомольской организации им. Н.З. Бирюкова.


• В Ялте, в Пионерском парке, (ул. Красноармейская, 5), 15 ноября 1970 года, был открыт мемориальный музей Н.З. Бирюкова.


Дом был построен в 1958-1959 годах на средства семьи Бирюковых. В разработке проекта непосредственное участие принимал сам Николай Зотович. Здесь все было выполнено так, как он хотел.


После его смерти музейная экспозиция заняла шесть комнат и вестибюль первого этажа. Создателем и организатором музея Бирюкова стала жена и верный помощник писателя Анна Ильинична. Она же была и первой заведующей домом-музеем.


• В 1981 году выпущен маркированный конверт СССР с изображением писателя. Наверное, имеет какую-то коллекционную ценность.


• В 1982 году была выпущена памятная медаль посвящённая семидесятилетию со дня рождения Н.З. Бирюкова.


• Средняя образовательная школа № 20 г. Орехово-Зуево носит его имя, там установлен его бюст.


• В честь писателя названы улица в Орехово-Зуево и теплоход «Николай Бирюков» (проект 1430).


• А еще астероид № 2477, открытый 14 августа 1977 года крымским ученым Николаем Черных в созвездии Секстант. По решению Международного планетного Центра этот объект носит имя писателя. (Забавный факт – этот же астроном был инициатором того, чтобы малую планету №4274 назвали в честь А.Караманова, лауреата премии Н.З. Бирюкова в составе коллектива спектакля «Аджимушкай»).


Спасибо, что дочитали!


Почти все источники указаны в тексте. Остальные:

1. Сайт Ялтинского литературно-исторического музея.

2. Википедия.

Показать полностью 4
5

Город

Город Симферополь, Хочу критики, Фотография, Длиннопост

Чайка

Город Симферополь, Хочу критики, Фотография, Длиннопост

Город мира

Город Симферополь, Хочу критики, Фотография, Длиннопост

Фавелы

Город Симферополь, Хочу критики, Фотография, Длиннопост

Храм

Пленка: Fomapan 200/36
Фотоаппарат: Зенит ЕТ
Объектив: Индустар 3,5/50
Дата: 2018 и 2019 год
Место: Симферополь, Крым

Показать полностью 3
14

Ненавижу вас, пробки!

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

В названии – крик души (и это не про traffic jam). На фото - мини-коллекция  алюминиевых водочных пробок.


Здесь стоит оговориться, что я не одобряю употребление алкоголя, пост сделан в целях расширения знания истории и кругозора, как собственного, так и уважаемых пользователей портала, которые данный пост прочитают.

Отдельно отмечу, что мусорить плохо. Я желаю людям, кидающим мусор на землю, здравомыслия и осознанности в поступках.


Пробки из алюминиевой фольги - это пережитки советского периода, которыми полнится земля русская. Видя их повсеместно, волей-неволей станешь задумываться, что на них написано, ковыряться в интернетах и задавать вопросы очевидцам, чтобы понять откуда вдруг они взялись. Однако я так и не смог разузнать точные даты, когда именно стали выпускать алюминиевые пробки с теснением завода и сортом напитка, но ориентировочно это случилось в 60-х и продолжалось до того момента, как их повсеместно не заменили винтовые аналоги с краской.


Эти пробки могут выступать объектом коллекционирования и даже делают это, потому пост и размещен в профильном сообществе, может его уважаемые участники дополнят пробелы в моем тексте.


Итак, начнем с названия.

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

«Пробкой с козырьком» или «кепочкой» именуется пробка, которая имеет на боку небольшой язычок для удобного открывания бутылки. Насколько я понял, такие пробки заменили более ранние версии, выпускавшиеся из других материалов (дерево?, сургуч?).

В каталоге ликеро-водочных изделий СССР 1957 года приведены бутылки еще с предыдущими вариантами пробок.

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

«Бескозырка» – это пробка без язычка/козырька, появившаяся позже. Она требовала использования подручных средств для открытия, но как уверяет интернет – производя такие неудобные пробки советское правительство экономило алюминий. По второй версии – бой бутылок при укупорке такими крышками был ниже. Кому верить ХЗ.

При Брежневе пробку с язычком вернули, но позже заменили на винтовые.

Про маркировку (теснение).

В надпись на пробках входила маркировка завода изготовителя и сорта продукта.

Вероятней всего (мой домысел) крышки стали выпускать с теснением для того, чтобы исключить неправильную атрибуцию содержимого бутылки в ящике (вид сверху), а также в случае утраты этикетки, которые еще на моей памяти с бутылок моли слетать. Как вариант - пробку теснили для того, чтобы правильно наклеить этикетку после выхода продукта с конвейера. Тут я вынужден в очередной раз поставить ХЗ и уповать на познавательную силу Пикабу: кто знает причину?

С тех пор, как государство монополизировало производство водки (а это случилось аж в 1894 году) количество сортов напитка было стандартизировано и скорее всего не сильно менялось на протяжении лет восьмидесяти.

Буква в центре пробок как раз зашифровывала в себе информацию о сорте:

ОМ – Особая московская

П - Пшеничная

Р – Русская

С – Столичная

и тд. Рецептурой напитка я не увлекаюсь, но там как в алхимии: капнул в чан кровь мамонта – уже другой сорт.

А вот про заводы, на которых конкретно эти пробки были сделаны, мне было интересно почитать, хотя информация оказалась скудная.

Оказывается, в 1894 г. в России была введена государственная (казённая) монополия на производство и продажу вино-водочной продукции и спирта, имевшая целью повысить доходы Империи, а также нормализовать этот рынок за счет установки качественных требований к исходной продукции, а также внедрении политики распространения огненной воды.


Введение этой монополии привело к созданию по всей стране «Казенных винных складов» (аналогов нынешних ликеро-водочных заводов), а также лавок, где эту продукцию реализовывали. Нормативные документы устанавливали порядок производства, продажи горілки и прочие факторы, делавшие алкомаркеты приличным местом.


Всю суть в подробностях можно почитать на примере Саранского уезда Пензенской губернии.


С 1897 по 1898гг. было разработано несколько проектов зданий казенных винных складов. Наиболее проработанным считался проект гражданского инженера В.Н.Пясецкого - казенный винный склад годовою производительностью на 600 000 ведер вина, и во многих городах стоят заводы-близнецы. Вот его фасад:
Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

Именно в те годы началась история многих вино-водочных заводов России, многие из которых просуществовали в течение долгих лет, пережив несколько антиалкогольных кампаний и два сухих закона, и существуют до сих пор наполняя собой и историю России и желудки страждущих.


1. На фотографии пробок первая золотая принадлежит Рязанскому ликеро-водочному заводу (г. Рязань, Рязанская область, Россия). Ниже его мини-история.


1901 - 2014 - 2018
Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

Рязанский ЛВЗ был построен как раз по указанному типовому проекту около 1901 года. Функционировал в своем качестве до первого сухого закона (1914 - 1924), принимал на своей территории раненных Первой мировой войны с 1914 по 1917 год, а потом ближе к 1924 вероятно вернулся к своей основной работе. В инете есть упоминания, что этот завод работал даже после перестройки, помимо традиционной "Русской" и "Пшеничной" выпуская еще и сорта водки под названиями "Рязанский губернатор" и "Жириновский", где на этикетке лидер ЛДПР изображён в своей непременной фуражке -"жириновке". Владимир Вольфович лично присутствовал при запуске линии. Выпил всего немного — рюмочку, но речь толкнул чувственную.

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

С приходом нового века завод разорился и некоторое время стоял заброшенным, пока его не проделали в 2016-2018 годах под офисный центр в стиле «лофт» (на последнем фото из коллажа).


2. Вторая пробка принадлежит Кировоградскому винзаводу (ныне – г. Кропивницкий, Кировоградская область, Украина)Информации мало, можно сказать, почти нет. Функционировал в войну, когда город захватили немцы. Вот фото от 1941 года с прогуливающимся меж конвейерами немцем. Большего, увы, не нашел.

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

3. Пробка неизвестного завода от неизвестного напитка.

Есть предположение, что это была наливка из какой-то ягоды. Может малины. Описание пробок с таким гербом я не нашел.


4. Зеленая пробка - Уманский водочный завод (г. Умань, Украина).
Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

Существует с 1896 года и действует до сих пор, разливая горілку «Уманська». В интернете завод скуп на сайты (имеет только страничку-заглушку на бесплатном хосте), но может надо искать на мови, на которой я не разумею.


5. Александровский ликеро-водочный завод (г. Александров, Владимирская обл., Россия).

Ненавижу вас, пробки! Водка, История вещей, СССР, Коллекционирование, Длиннопост

Первую свою бутылку выпустил в 1901 году и худо-бедно чего-то пытается выпускать и сейчас (даже после того, как обанкротился в 2014). Например, завод засветился в 2018 году в сводках новостей про контрафактную водку, готовящуюся для распространение в МО. Спасибо ФСБ, что закрыли лавочку.


Здание также построено по типовому проекту, но, похоже, перестроено позже или сам проект был отличным от вышеприведённого. В контурах и окнах еще угадывается проект Пясецкого.


6. Ну и последний, шестой круляш: Льговский винзавод. (г. Льгов, Курская область, Россия). Упоминается еще с 1882 года, но в современности уже разорен. О существовании этого города узнал только благодаря пробке...


Кстати сказать, в советский период водочная промышленность между двумя сухими законами являлась достаточно весомым источником дохода для страны, потому вино-водочные предприятия имелись чуть ли не в каждой деревне, поставляя напитки по всему СССР. Потому в одном месте, где возможно встречались друзья, можно собрать географию половины страны...


На этом мини-экскурсия по водочным пробкам заканчивается. Надеюсь, что мои разрозненные посты заставляют вас смотреть на разные клеймы и надписи на малозначимых вещах и ковыряться в истории этих предметов.

За сим откланяюсь, пойду почищу единственную пивную номерную крон-пробку и подумаю, о чем написать еще :)


Источники и другие материалы:

1. История водки в СССР: https://cccp-foto.livejournal.com/665674.html

2. Привет из Калуги: https://kaluga-apx.livejournal.com/

3. Каталог ликеро-водочных изделий СССР 1957: http://back-in-ussr.com/2013/07/likero-vodochnye-izdeliya-19...


За помощь с картинками из сети благодарю Яндекс.Картинки :)

Показать полностью 8
60

Зачем золото пролетариату?

Вопрос с подвохом.

Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

На фотке монеты из моей скромной коллекции. Выбрал самые убитые, но дорогие сердцу :)


2 копейки 1924 года. С них практически началась коллекция в моей семье, они просто у нас были, и хранились по принципу “старое, значит дорогое“. Эти двушки входили в набор начинающего пролетария СССР и выпущены в первый год становления Союза из чистой меди на заготовках для императорских монет.


Полтинник 1924 года достали из земли еще до моего рождения и тоже хранили, но по другой причине - на гурте написано “9 грамм чистого серебра”. Тут все честно - полтинник весит 10 грамм при пробе серебра 0.900. Эти патриотические монеты чеканились на Ленинградском монетном дворе, а также, по заказу новой власти, на Королевском монетном дворе Лондона. У меня как раз лондонский образчик, о чем свидетельствуют буквы ТР на гурте.


3 копейки 1931 года я лично выкопал с металлодетектором в лесу – одна из первых находок с прибором. Она сделана из алюминиевой бронзы (95% меди, 5% алюминия), которая пришла на смену чистой меди в 1926 году. По цвету эти монеты напоминают золото и потому в современном мире их называют «сталинское золото».


20 копеек 1932 года. Тоже выкопана, но не мной – забрал какалик у друга для экспериментов по чистке. Выпущены такие двадцатки были уже после событий, описанных ниже. Как раз в 1931-32 годах проводилась замена серебра на медно-никелевые сплавы в разменных монетах. Первые рисунки на реверсах тех годов носили такой же патриотический оттенок, как и на полтиннике (к тому моменту уже почти не появлявшемуся в обороте).


Монетки не очень-то презентабельные, но они несут в себе дух эпохи. В них еще теплится пламя печей НЭПа (ага, в лондонской особенно)! По крайней мере, мне хочется так думать. Всегда приятней фантазировать про заводы, где бравые рабочие в поте лица строят коммунизм, заливая расплавленный металл в формы и молотом, молотом… Но, к сожалению, тот период ознаменовался не только индустриализацией, но и коллективизацией, экономическим кризисом и голодом.


Я не люблю особо рассуждать на тему политики и около, меня больше интересуют факты, записанные в жизнь на вещах, лучше из металла, лучше с клеймами. Но я уже касался в других постах периода 20-30 годов и событий в нем, потому чтобы закончить начатое попробую рассказать о причинах кампании по изыманию золота и серебра у населения. С чем это было связано, какую форму носило и зачем, собственно, было нужно.


Общее положение дел с золотовалютным запасом

Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

К концу 20-х годов прошло уже более десяти лет после Первой мировой и Гражданской войны, умер Ленин, к власти пришел Сталин. Новая власть активно продвигала Новую экономическую политику (НЭП), наращивая темпы, строя заводы, опережая пятилетки. Большие планы требовали огромных ресурсов от страны, особенно денежных, а с этим были откровенные проблемы - страна Советов находилась на грани финансового банкротства. Золотовалютные резервы СССР не превышали 150 т чистого золота. Ничтожно мало по сравнению с золотым запасом Российской империи до Первой мировой войны, который достигал более 1400 т.


Справочно: 1 т золота в среднем 1 285 714 рублей, 1г – 1,29 рублей.


Царскую казну пустили по ветру сравнительно быстро и при том все участники Гражданской войны по чуть-чуть. Меньше половины увезли за рубеж еще до большевиков в целях финансирования войны. Часть потратили при новой власти на выплату контрибуций, подмазывания соседей и попытки мировой революции. Кое-что (около 185 т золота), естественно, просто потеряли, своровали или истратили на кутеж с куртизанками и без.


Однако в 1953 году, в год смерти Сталина, золотой запас СССР по разным оценкам превысил царский и составил от 2051 до 2804 т золота, увеличившись в примерно в 13-17 раз. Какой ценой было оплачено создание этого «стабилизационного фонда»?

Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

Путей было несколько (всё как у людей):


1. Работать и продавать товар.

В основном в Европу гнали то, что можно было выкопать из земли или вырастить на ней, однако расчет Сталина на то, что валютные доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья будут финансировать промышленное развитие страны, не оправдался: в условиях мирового кризиса, разразившегося в 1929 году, и затяжной депрессии на Западе цены на сельскохозяйственную продукцию безнадежно упали - СССР продавал зерно в половину, а то и в треть докризисной мировой цены.


2. Брать в долг.

СССР брал деньги у Запада, главным кредитором выступала Германия, одолжив в общей сложности больше 700 млн рейхсмарок за несколько лет (источник из Вики на эту тему). Внешняя задолженность страны с осени 1926-го выросла к концу 1931 года с 420,3 млн до 1,4 млрд золотых рублей. Для выплаты этого долга нужно было продавать на Запад не только зерно, лес и нефть, но и тонны золота (за 1927-1928 чистого золота вывезли из СССР более 120 т).


3. Продать ненужное.

В 1928-м начали изымать церковное имущество и распродавать музейные коллекции. Художественный экспорт обернулся потерей для России шедевров из Эрмитажа, дворцов российской аристократии и частных коллекций. Но расходы на промышленный рывок были астрономическими, и экспорт произведений искусства мог обеспечить лишь весьма незначительную их часть. Самая крупная «сделка века» с министром финансов США Эндрю Меллоном, в результате которой Эрмитаж потерял 21 шедевр живописи, принесла лишь около 13 млн золотых рублей (10 т золота).


4. Добыть.

Почему-то о планомерной добыче золота стали беспокоиться сравнительно позже, чем следовало бы. Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, в России было добыто 60,8 т золота. Отрасль находилась в руках иностранцев, в ней подавляюще преобладал ручной труд.

В Гражданской войне большевики отстояли все известные золотоносные земли Российской империи, но войны и революции разрушили золотодобывающую отрасль.

В 1927 году руками свободных старателей добыли всего 20т чистого золота.

С 1932 года к ним прибавилась золотодобыча силами заключенных Колымы.

К концу 30-х годов золотодобыча СССР вышла на второе место по миру (после Южной Африки), при этом золото добытое зэками по объемам превосходило выработку простых старателей, но не значительно.

К 50-ым годам золото добывали совокупно больше 100т в год.


5. Отнять = Изъять из свободного обращения.

Здесь подробнее.

Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

Сразу после Революции и до 1930 года в обращении все еще оставались рубли и копейки, отчеканенные в серебре. Также некоторое время ходил золотой червонец (10 рублей) 1923 года чекана (по весу сделанный как в 1913 году). Червонец был в большей степени создан для внешнеэкономических расчётов, но иногда попадал и на внутренние рынки.


Изъятие из оборота серебра и золота разгонялось постепенно. В 1928 году золотой червонец перестал быть свободно конвертируемым, то есть свободно обмениваемым на деньги других государств по официальному курсу – это сделали, что предотвратить утечку золота за рубеж. В обращении остались только бумажные деньги и мелкая разменная монета, в том числе серебряная.


Это были монеты номиналом 10, 15, 20 копеек (чеканились в драгметалле до 1930 года). Те, что датированы 1931 годом – раритеты, скорее всего не вышедшие в оборот.

Полтинник (50 копеек), который чеканился до 1927 год. Последний год – редкий. А также советский серебряный рубль, чеканившийся СССР только один раз, в 1924, в год формального образования Союза.


15 мая 1929-го наркомфинансов докладывал в политбюро, что начиная с 1926-1927 годов серебряная монета — рубль и 50 копеек — стала исчезать из оборота и на тот момент почти не встречалась. На следующий день, 16 мая, решением политбюро была образована комиссия, которая рассмотрела вопрос о целесообразности изъятия серебра у населения. Решение комиссии было однозначным: серебряную монету у населения изъять.


В ответ на первоначально «вялые» процессы изъятия в 1929 году стал отмечаться ещё более повышенный спрос на разменную монету со стороны населения. Несмотря на то, что отчеканено ее было много, в кассы Госбанка она почти не возвращалась. Особенно усиленный спрос наблюдался с июля 1929-го.


Это был кризис разменной монеты. Население прятало серебро, считая его более надежным средством оплаты на все времена, и не доверяя бумажным деньгам.


Реальная стоимость бумажного рубля к концу 20-х быстро падала. Спекулянты стали искусственно занижать ее, торгуя с разными ценами для бумажных и серебряных денег.


Совет Народных Комисаров РСФСР 23 июля 1930 года постановил в целях устранения спекулятивного спроса на серебряную монету поручить Наркомату финансов, Наркомату юстиции и ОГПУ повести решительную борьбу со спекулянтами и скупщиками серебра, принимая по отношению к виновным необходимые меры.

Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

Экономическое управление ОГПУ


Уголовный розыск и милиция передали все дела «валютчиков» и «держателей ценностей» Экономическому управлению ОГПУ. В целях борьбы с валютной спекуляцией одна за другой следовали «золотушные кампании» — изъятие валюты и ценностей у населения, включая предметы домашнего обихода. В ход шли уговоры, обман и террор. Именно тогда появились «парилки» или «золотые камеры»: «валютчиков» держали в тюрьме, пока они не скажут, где спрятаны ценности, или родственники из-за границы не пришлют выкуп.


Власть о перегибах знала, но реагировала типично – цель оправдывает средства. В письме от 1931 года Сталину сообщили о преступлении, совершённом сотрудниками ОГПУ в период изъятия золота, серебра и валюты на территории Белорусского военного округа. Во время допросов арестованных были зарегистрированы случаи явно ненормальных, преступных отношений к подследственным, пытки.

Во всех этих преступных действиях принимали участие И. В. Гриневич — начальник 15-го погранотряда, член ВКП(б) с 1918 года, рабочий-слесарь, в прошлом активный участник борьбы с бандитизмом, в органах ВЧК с 1918 года, а также другие.

Сталину доложили, что все вышеуказанные лица арестованы ПП ОГПУ БВО и подлежат суду коллегии ОГПУ.

Резолюция Сталина: «Не очень ли строго?» предрешила участь вышеуказанных лиц в сторону смягчения наказания. Четверо, включая Гриневича, были исключены из партии, остальные отделались строгим выговором.


Однако, имели место и показательные расстрелы «укрывателей валюты и золота», которые санкционировались политбюро. Так, 21 августа 1930 года коллегией ОГПУ по итогам операции по изъятию серебра в Москве были приговорены к высшей мере:

1. Быков Ефим Евгеньевич, 68 лет, уроженец Москвы, гардеробщик Большого Театра. Обнаружено: 810 руб. серебра, большое количество дефицитных товаров и мануфактуры.
2. Леонтьев Гаврил Филиппович, 65 лет, гардеробщик Художественного Театра. Обнаружено: 865 руб. серебра.
3. Королёв Николай Макарович, 1878 г. р., гардеробщик Малого Театра. Обнаружено: 449 руб. 50 коп. серебра.
4. Максаков Емельян Карпович, 54 г., легковой извозчик. Обнаружено 500 руб. серебряной монеты.
5. Романов Иван Васильевич, 1883 г. р., служащий, служил у курдов, обнаружено 1352 руб. серебра.
6. Рабинович Хацкаль Семёнович, 1886 г. р., шинкарь, обнаружено 988 руб. серебра, 10 руб. золота, 7 долларов.
7. Марков Александр Иванович, 1889 г. р., торговец. Обнаружено: серебра 400 руб.
8. Шабанов Владимир Алексеевич — кассир Госбанка, 53 года. Обнаружено 478 руб. серебра.
9. Волько Артур Августинович, кулак, Дукского округа, 52 г. Обнаружено серебра 397 р. 50 коп

Видимо отряды работали сурово и вытряхали из народа все, что могли, раз 20 сентября 1931 года ОГПУ выпустило циркуляр № 404, который указывал на недопустимость изъятия золотых и серебряных вещей домашнего обихода — обручальных колец, золотых часов, серёг, перстней, крестов, цепочек к ним, серебряных ложек, вилок, ножей, портсигаров, изъятых отдельными полномочными представительствами при предыдущих операциях. Подобные ценности могли изыматься лишь в тех случаях, когда это носило явный характер хранения в целях сокрытия или спекуляции.


Учитывая то, что органы ОГПУ продолжали изымать у населения ценные вещи, через год в циркуляре № 572 от 19 сентября 1932 года ЭКУ ещё раз разъяснил своим, что изъятие золотых и серебряных предметов домашнего обихода должно производиться только в тех случаях, когда количество их является товарным и представляет валютную ценность или же их хранение носит явный спекулятивный характер.

Также было указано, что при добровольной сдаче валюты и ценностей арестованных предлагалось из-под стражи освобождать. Лиц, упорно уклоняющихся от сдачи валюты, при наличии в ЭКУ ОГПУ веских следственных показаний, предлагалось привлекать к уголовной ответственности по статье 59, пункт 12, УК РСФСР, направляя дела на особое совещание при коллегии ОГПУ.


Такими темпами, только за 1930 год ОГПУ сдало Госбанку ценностей почти на 8 т чистого золота (10 млн рублей), состоящих из:

а) Полноценной иностранной валюты в банкнотах — 5 890 377 р. 72 коп.
б) Золото в монетах и слитках — 3 888 576 р. 04 к.
в) Разного серебра (изделий, лом, слитки, монеты) — 393 235 р. 47 коп.»11

В общей сложности, к середине 1932 года, ОГПУ добыло почти 12 т золота (15,1 млн золотых рублей). В том числе не только отобранное у людей обманом, но и выкопанное и конфискованное на законных основаниях.


Надо признать, что это не так много сколько потом сдали в Торгсин.


Подведя итоги проведённой массовой операции по валюте, отмечалось что ряд органов производил аресты большого количества лиц (особенно в 1931), из-за чего следственная обработка проводилась наспех и некачественно. Были отмечены повальные обыски, которые, как правило, не давали результатов.

Это объяснялось тем, что валюту хранили в земле, дровах, стенах – пресловутые клады, которые находят до сих пор.


Было предложено массовую операцию прекратить и приступить к планомерной «выкачке валюты», в том числе в добровольном порядке.


Торгсин
Зачем золото пролетариату? СССР, Огпу, Торгсин, Золотовалютные резервы, Сталин, Нумизматика, Длиннопост

Там, где применять закон было не очень уместно или неэффективно, сработал принцип “сами принесут”. Ситуация в стране позволяла – людям не хватало продовольствия, а сеть Торгсин, открытая в июле 1930 года и поначалу обслуживавшая только иностранных туристов и моряков в советских портах, обладала запасом. В 1931 году двери этих магазинов открылись для простых жителей страны. В обмен на наличную валюту, золотой царский чекан, а затем и бытовое золото, серебро и драгоценные камни советские люди получали деньги Торгсина, которыми платили в его же магазинах.


В 1933 году люди принесли в Торгсин 45 т чистого золота и почти 2 т серебра. На эти средства они приобрели, по неполным данным, 235 000 т муки, 65 000 т крупы и риса, 25 000 т сахара. В 1933 году продукты составляли 80% всех проданных в Торгсине товаров, причем на дешевую ржаную муку приходилась почти половина всех продаж.


По мнению авторов статьи Форбс цены в Торгсин завышались в 3 раза относительно цен продажи этих же товаров на экспорт. Как проверить данные не знаю пока.


За время своего недолгого существования (1931-й — февраль 1936-го) Торгсин добыл на нужды индустриализации 222 т чистого золота (287,3 млн золотых рублей).


Золото из хранилищ Госбанка доставляли пароходами в Ригу, а оттуда сухопутным путем в Берлин, в Рейхсбанк. В начале 1930-х золотые грузы из СССР прибывали в Ригу каждые две недели. По данным американского посольства в Латвии до 1934 года через порт города было вывезено 260т золота.


Остальное, что добывалось тяжелым трудом пролетариата и чекистов тоже куда-то девалось или откладывалось в кубышку так, что в 1953 году запас золота в закромах СССР был удвоен по сравнению с царским.


Собственно на этом можно поставить точку в плане понимания целей золотой лихорадки в СССР ее масштабов и локальных задач. До Великой Отечественной войны пролетариат, сдав все свое серебро и золото (за редким исключением) продолжал строить коммунизм, привыкал есть ложками из мельхиора, расплачиваться бронзой, нейзильбером и бумажными червонцами, а также не носил украшений, ибо перефразируя частушку  "комсомольцы любили только тех, кто без колец и сережек".


Спасибо, что дочитали. Три дня писал.

А у нас тут на работе, между прочим, бюджетная кампания как раз...

Источники:

1. Основа: Статья "Золото Сталина" на Forbes.ru

2. Статья из ЖЖ про ОГПУ (за авторством текста О.Мозохина, к.и.н.)

3. Статья Википедии про товарные отношения с Германией

4. Статья про монетки 20-30 годов

5. И другие статьи из Интернета

6. Домыслы, мифы, РЕН-ТВ

Показать полностью 5
291

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами...

Ложки кончились, но писать мне понравилось, потому пойдем во все тяжкие.

Кроме пакета с пакетами, в нашей семье есть и шкатулка со всяким ценным имуществом, которое непонятно откуда взялось, но выкинуть жалко. Вот, например, это колечко.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Оно не очень-то относится к ценностям моей семьи, если честно. Оно было найдено в огороде лет 30 назад, когда мы еще жили в деревне, в предместьях г. Тверь. Судя по всему - это обручальное женское кольцо из латуни. Сохранили его,потому, что думали, что оно золотое, а может просто потому, что оно - кольцо. Магическую составляющую этого предмета не отметали даже в СССР, хотя по началу очень хотели.


По традиции, начну с клейм.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Их два, но на этот раз ни одной пробы. Оба клейма относятся к заводским меткам - первое именник завода, второе - партия. Узнать это было тяжело, клеймо-именник было почти истерто, видно отчетливо только "034" и потребовалось много времени, чтобы подобрать угол и, наконец, рассмотреть что это не "0", а часть буквы "Ю", а перед ней очень слабо заметна тень буквы "М". В итоге клеймо сложилось в "мюз4". Каталог сказал, что такое клеймо было и принадлежало Московскому Ювелирному Заводу в 1960-х годах.


Мне стало интересно, действительно ли было такое клеймо у завода, что значит цифра "12" и почему в 60-х годах обручальные кольца вдруг латунные.

МЮЗ существует и процветает, так что я подумал подтвердить, выпускал ли завод такие кольца, и написал в службу клиентский поддержки, особо не надеясь на ответ. Удивительно, но на мои вопросы ответили в тот же день, подтвердив все:

1. Клеймо такое у них было в первые годы, после преобразования артели "Московский Ювелир" в завод "Московский Ювелирный Завод", оно означает выпуск 1964г.

2. Цифра "12" - это номер партии.

3. Латунные кольца они действительно выпускали, как и другие украшения из латуни: браслеты, пуговицы, заколки.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Теперь к самому интересному для меня, почему латунь? Неужели в 60-х годах у людей не было денег на золото? - Подумал я.

Пробившись через десятки страниц с рекламой украшений, я таки нашел книгу, которая могла объяснить мне, что к чему:

Мужчина и женщина [Тело, мода, культура. СССР - оттепель], Лебина Наталия Борисовна.


Для меня книга показалась нудноватой и я осилил только третью главу, про брачные ритуалы. Все, что мне было нужно, я оттуда почерпнул и теперь попробую пересказать или процитировать ее коротенько (насколько возможно).

После революции, брачный ритуал, как часть старой религиозной жизни общества, подвергся активному гонению со стороны новой власти. Венчание было запрещено, если можно так выразиться, обряды традиционной свадьбы сходили на нет, а вместе с ними и ритуал обмена кольцами. Плюс к этому, золотые и серебряные украшения теперь считались буржуазными предрассудками и чем ближе к 30-м годам и раскулачиванию, тем жестче становилось отношение к ним.

На рубеже 1920–1930-х годов из повседневной жизни горожан исчезли обручальные кольца. Их не надевали не только молодожены, но и старались не носить супруги со стажем. В эпоху «красных свадеб» (не тех, о которых вы подумали ;) - прим. mitriss) отказ от колец был результатом влияния нормализующих суждений в первую очередь комсомольских организаций. Показательной является фраза из протокола собрания комсомольского коллектива петроградской фабрики «Красное знамя» от 1923 года. Комсомольцам предлагалось быть «дальше от разных ношений драгоценностей». Популярной в молодежной среде стала частушка со словами:
Выньте серьги, бросьте кольца:
Вас полюбят комсомольцы.
А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Александр Моравов. В волостном ЗАГСе. 1928 г.

В начале 1930-х годов у большинства семей возникла необходимость сдавать оставшиеся золотые и серебряные ювелирные изделия в систему магазинов Торгсина для покупки продуктов питания. Кроме того, в 1932–1934 годах в крупных городах прошла кампания по «выколачиванию золота».
Академик И.П. Павлов с возмущением писал В.М. Молотову: «Люди, которые подозревались в том, что у них есть сбережения в виде золота, драгоценностей и валюты, хотя и незначительные, если они не отдавали их прямо, лишались свободы, заключались в одну комнату и подвергались, конечно, пыткам, должны были стоять, днями и неделями голодали и даже были ограничены в свободе пользоваться уборной… А отнимут каких-то пустячков, золотой крестик, которые верующие носят на груди, серебряный подарок покойного мужа» (Советская культура 1989).
Сведения из письма И.П. Павлова подтверждаются устными рассказами о специально созданных для этих целей жарко натопленных помещениях – «парилках», где арестованные стояли, тесно прижавшись друг к другу. Больше суток выдерживали немногие. Боясь попасть в парилку, многие отдавали золото добровольно. <...> Чудом сохранившиеся украшения в 1930-е годы рядовые горожане старались не носить.

К тому же, в 1934 году ЦИК СССР принял постановление об учреждении НКВД СССР и отделы ЗАГС вошли в него. "Размещение загсов в зданиях местных отделов милиции не придало советскому обряду бракосочетания дополнительной торжественности, если не считать штампа в паспорте", пишет Н.Б. Лебина.


Однако, во второй половине 1930-х риторика относительно брачных ритуалов стала меняться. Те, кто в 20-е годы был активным противник семейно-брачных отношений в советском обществе, к 40-м заявлял, что моногамная семья - это базовая ячейка общества, которая будет существовать и при коммунизме.


Я не знаю, что стало поводом для этого: может быть инертность самого общества, которое несмотря на новую власть тяготело к традициям. Может то, что перегибы в одном месте обязательно потом требуют компенсации. Как третий вариант: четкая и понятная ячейка общества лучше управляется.

Почему-то вспоминается фраза одного из крестьян в "Поднятой целине", когда им пытались объяснить суть колхоза: "Что и жены теперь общие будут?"

В середине 1940-х Президиум Верховного Совета СССР издал указ закрепляющий, так называемый «традиционалистский откат» в брачно-семейных отношениях. Юридически действительным признавался лишь зарегистрированный брак, но в целом контекст сталинской позиции совпадал с религиозно-патриархальным воззрением. "Это становилось важным в ситуации начавшегося в сентябре 1943 года государственного примирения с православной церковью, породившего надежды на либерализацию отношения власти к церковному браку или хотя бы к традиционной брачной обрядности."


В 1950-х годах стали говорить о том, что важные события в жизни людей необходимо подкреплять воспоминаниями. Регистрацию браков и рождений стали проводить "в присутствии депутатов, представителей профсоюзных и комсомольских организаций и общественности, создавая при этом праздничную, торжественную обстановку", а в городах появились "дворцы счастья" с пышными интерьерами. Это означало почти официальное введение торжественной церемонии бракосочетания, в которой вновь становились актуальны особые наряды невесты и жениха и обмен кольцами.


В тоже время откат к традиционным ритуалам имел налет советской идеологии.

Например, в ленинградском Дворце бракосочетания, процедура обмена кольцами, ритуальных поцелуев невесты в белом платье и фате, а жениха в строгом черном костюме проходили под «пристальным» взглядом В.И. Ленина. То, что имитации религиозных традиций сочетались с напутствиями из уст представителя атеистической власти, по-видимому, никого не смущало.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Здесь замечу, что я сам всего 32 годика от роду, потому наблюдал только современные торжественные ритуалы бракосочетания, но меня они всегда повергали в какое-то замешательство своей неискренностью и формализмом, присущим бюрократической машине. Мне кажется, что торжественное произнесение текста "про государственную регистрацию" был придуман как раз в те годы, чтобы хоть как-то заполнить воздух там, где должен был бы напутствовать молодоженов батюшка.

В тексте брачного ритуала во Дворцах бракосочетания обязательной стала фраза: «А теперь в знак любви и верности обменяйтесь кольцами».


После долгого перерыва, обряд с кольцами казался странным, но уже к середине 1960-х годов их наличие снова стало нормой.


В связи с возрождением ритуала возродился и спрос на соответствующую атрибутику. В 1961 году в Ленинграде открылся первый специализированный магазин с поэтическим названием «Весна». Попасть туда можно было только по талонам, которые выдавали в районных отделах ЗАГСах и Дворцах бракосочетания при подаче заявления о желании вступить в брак.

А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост
А теперь, во славу КПСС, обменяйтесь латунными кольцами... СССР, Свадьба, Обручальное кольцо, Клеймо, История вещей, Длиннопост

Позже, в 1964 году, подводя итог антирелигиозной кампании, Совет министров РСФСР принял постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Документ был направлен на повсеместное тиражирование апробированных торжественных церемоний бракосочетания в принятой идеологии. Кольца вновь стали восприниматься как данность, но уже без приписывая им религиозных свойств. В тоже время, многие знали о таинствах, бытовавших раньше, и на подсознательном уровне ощущали в нем некую скрытую магию.


Могу предположить, что именно тогда стали тиражироваться латунные обручальные кольца советских времен. Они отлично согласовывались с действующей идеологией, не требовали больших вложений для покупки, а также активно штамповались легкой промышленностью, к которой пришел госзаказ.


Получилось много текста. Если я где-то был непоследователен или допустил ошибки, прошу прощения. Комментарии, дополнения всячески приветствуются :)

Показать полностью 6
113

Бытовой антиквариат, или про ложку №2

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Как быстро люди сочтут меня сумасшедшим, если я продолжу писать про ложки? :)
На самом деле меня больше интересует не сама ложка, а ее история, наложенная на историю семьи. Еще меня привлекает детективная составляющая этого маленького расследования, ради которого пришлось перелопатить почти 100 страничную книгу с видами клейм на драг металлах 17-20 веков.

Так вот. Еще одна маленькая история про маленьку семейную реликвию.

Эта ложка для сахара (да именно для него), досталась моей матери от моей прабабушки Анны (1909-1995). Она раздала набор ложек родственникам, но история умалчивает где она их взяла и сколько всего их было. Если честно, я не спрашивал у родственников, есть ли у них что-то подобное, но буду навещать малую родину, поинтересуюсь.

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Ложка серебряная, с резным рисунком на самой ложке и витой ручкой. На ручке присутствует два клейма - проба и, скорее всего, личный именник мастера.
Чтобы хоть как-то понять откуда этот прибор прибыл, я и полез в инет и внезапно, нашел там книгу, о которой уже упомянул. Очень хороший каталог, который помог мне еще в одном маленьком расследовании, уже после :)

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

О клеймах. Собственное клеймо у мастера получилось плохо, и там четко пробита только одна буква из, минимум, 2-х обязательных и та буква "А" (вариантов, сами понимаете, десятки). А вот клеймо с пробой помогло мне идентифицировать период производства и город.
Его сложно разобрать, но по отдельным элементам, соотнесенным с каталогом, я понял, что там изображен Георгий Победоносец, а значит ложка сделана в Москве.
Стиль самого клейма оказался описан в книге. Цифры "84" с гербом города в одной плашке помещали всего в течение нескольких лет с 1880 по ~1890 год. Таким образом данная ложка сделана, скорее всего, в период правления Александра III.

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Далее путем нехитрых логических построений на известных мне фактах, я попытался воссоздать путь этой ложки.
1. Прабабка была родом из Лихославля, Тверской области. Когда выросла, переехала в Тверь работать нянькой в семью купца, где в последствии и вышла замуж за одного из сыновей.
2. Родители у нее - крестьяне, до рождения дочери, ездившие в Питер на заработки, где отец и погиб, попав под трамвай. Как следствие, денег на покупку такого набора у самой Анны и ее матери, скорее всего, не было.
3. Вот муж Анны, мой прадед, был выходцем из купеческой семьи, средним сыном. Вероятнее всего, набор серебряных приборов был подарком на их свадьбу родственниками прадеда.
4. Однако бракосочетание прабабки и прадеда было только в 1926 году, к тому времени набор приборов должен был пролежать где-то 35-45 лет с момента выпуска, что меня немного смущает. Но в те времена, когда советская власть только становилась, приборы из серебра считались классово вредными, потому их запросто моли прятать вместе с другим имуществом и доставать только по праздникам.
5. Надо понимать, что набор пережил коллективизацию, а судя по всему мои родственники были активными участниками этого процесса, так как прадед сдал все свое имущество в 30-х годах в колхоз, а прабабка была активисткой. Возможно, чисто по человеческой природе, кое-что они все-таки себе оставили...

Бытовой антиквариат, или про ложку №2 История вещей, Клеймо, Антиквариат, Длиннопост, Столовые приборы

Про рисунок.
Я пробежался по аукционам в поисках чего-то подобного, и понял, что такие ложки выпускались с разными рисунками и орнаментами. Даже способы закрутки ручек у всех разные. Видимо кто-то когда-то придумал общий стиль прибора и мастера стали его воспроизводить, каждый на свой лад. В этом их прелесть.
Резьба сделана вручную, инструментом с названием "штрихель". Наверное это была тяжелая и кропотливая работа, но на мой взгляд, эта ложка уступает по качеству иным собратьям. Общее качество резьбы, исполнение завитков, грубая обрезка наконечника на ручке свидетельствует о том, что мастер только набивал руку, когда делал эти приборы. Или был пьян, раз даже свое клеймо не шлепнул криво :)

Справочно, для любопытствующих - средняя стоимость такой ложки, грубо, 2000 рублей

На этом история заканчивается. Ложку я почистил, слегка отполировал (на фото еще не полированная) и положил на хранение в коробочку :)

Если кто-то что-то может дополнить про рисунки, клейма и т.д. - буду только рад!

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!