В свете последних событий, вспомнились две игры, которые очень меня зацепили - и дали не только и не столько игровой опыт, а ещё и повод подумать.
Обе проходил на Андроиде, но, насколько знаю, доступны они и на других платформах, как минимум - в стиме. Если любите играть, но что-то из этого не пробовали, советую попробовать на досуге.
1. Lapse: забытое будущее. Да и другие игры серии.
Вы - президент страны, у которой есть четыре основных показателя: экология, удовлетворённость общества, вооружение и экономика. Основная механика - выбор одного из двух вариантов, которые предлагают вам советники.
- Нефтяной бизнес загрязнил экологию: выделить деньги на нейтрализацию последствий или скрыть от прессы?
- Народ насмехается над властью в интернете: посадить зачинщиков или проигнорировать?
- Соседняя страна наращивает вооружения: пойти на переговоры или напасть первыми?
И так далее. Каждое решение может поднять уровень одних показателей и опустить - других. Например, при нейтрализации экологической катастрофы слегка растёт экология и одобрение общества, но сильно падает экономика: потрачено много денег. Если же на катастрофу закрыть глаза, может сильно снизиться экология, да и понимания народа не жди.
Если какие-то показатели обнулятся или станут слишком высокими - вы проиграете. Вас убьют/захватят/сместят/... Так что, приходится держать баланс - и иногда делать весьма циничные и аморальные поступки.
Почему я вспомнил о ней: легко критиковать власть свою или чужую, исходя только из своего видения: интересов личных и обычно более краткосрочных. Легко возмущаться налогами, легко называть всех идиотами, ничего не смыслящими в политике. А после такого игрового опыта это делать сложнее, как по мне. Значительно сложнее.
В игре есть сюжет, но он на фоне самой механики вторичен, имхо. Впрочем, это не делает процесс скучным.
2. This war of mine. Мне кажется, довольно широко известный проект.
Вы управляете группой из 3-5 гражданских, оказавшихся в городе, в котором ведутся военные действия. Волей судьбы вас загребло под одну прохудившуюся крышу - и теперь вы вынуждены вместе как-то находить пожитки и стройматериалы в разрушенном городе, с опаской решать, помогать ли незваным гостям, просящим дать им лекарств, заколачивать стены своей хибары, обеспечивать себя теплом и минимальными удобствами, и при всем этом не впадать жуткое уныние, чтобы не залезть в петлю.
В первые пару часов игры кажется, что это мрачный атмосферный survival. Хороший, интересный, но, ну... Обычный, не гениальный.
В следующие пару часов кажется, что игра какая-то неправильная: вы не выигрываете, пусть и преодолевая тяжести, а только больше загибаетесь. Персонажи ранятся, ругаются, попадают в ночные передряги. Дом рассыпается, еды не хватает. А радио, если и не молчит, то уж точно не объявляет об окончании войны. Это начинает раздражать: как это так, я играю, а продвижений почти нет.
Если не бросить, через какое-то время доходит, что это не игра, а месседж, который при помощи игрового процесса забирается глубоко под кожу: война - это не весело, не круто, это не постреляшки, как в КС, это не победные марши, как в стратегиях. В ней нет никакой романтики. Особенно это ощущается именно на контрасте: обычно в "играх про войну" сеттинг либо просто делает атмосферу, либо даже увлекает и развлекает. А тут - как обухом по голове.
Последнее, что про TWOM скажу - это когда меня в первый раз в ней "шарахнуло". Во время ночной вылазки за продуктами в разрушенный магазин, я оказался рядом с комнатой, в которой солдат унижал гражданскую девушку, "выживальщицу", как и мой герой, и недвусмысленно намекал на то, что в ближайшей трансформаторной будке ей придётся раздеваться.
Что обычно происходит в играх про войну? Ты сохраняешься - и идёшь избивать мерзавца, выбивая дверь с ноги.
Что пришлось сделать мне? Ждать за дверью, пока он уведёт несчастную, ведь у меня нет оружия - и погибну я от одной пули этого мудака. А если бы и было - не знаю, стоило бы рискнуть, ведь дома ждут ещё несколько товарищей по несчастью - и если я вернусь ни с чем, кто-то из них может не пережить следующего дня.
Так что опыт от игры весьма необычный, а впечатления после прохождения остаются очень надолго.
===
Берегите себя, друзья. Если у вас есть что-то похожее из своего игрового опыта - расскажите, будет интересно послушать.