На волне постов об удачи на экзаменах, хочу рассказать про неудачный, и даже скорее обидный экзамен в моей жизни.
2007 год, 1 курс Политеха. Зеленый студент в лице меня сдает уже вторую сессию. Был в семестре предмет (продолжительность курса как раз 2-ой семестр), что-то вроде Информатики (точное название не помню, но изучали устройство компьютеров, назначение софта, простейшая логика, блок-схемы и прочий бред которым меня ещё в школе накормили до отвращения). Преподавателем по предмету была тетя средних лет, с распространенным мнением: "Мой предмет самый нужный, полезный и вообще вы все умственно отсталые."
Так как компы люблю, процессор от системного блока вроде могу отличить, то сдача экзамена осложнялась только построением блок-схем и некоторыми запутанными определениями (благо преподша не заставляла полностью зубрить длинные описания терминов, стянутых прямиком из Википедии и делала поблажку если ответ был правильным, даже пересказанный своими словами (в разумных пределах разумеется)). По блок-схемам меня натаскала бабушка, работающая в школе учителем информатики, а вот теорию решил шпорить. В принципе почти по любому предмету я пишу шпоры, ибо так легче усваивается материал и многое запоминается в процессе составления и заполнения. Написав шпоры стало понятно, что можно ими не пользоваться, знания наполнили мою пустую головушку до следующей перезагрузки головного мозга, но на всякий пожарный решил всё-таки взять их с собой на экзамен.
И вот "долгожданный" экзамен, шпоры разделены по вопросам и уложены по 20 шт. в 4 различных кармана джинсов, две пачки в задних и две в карманах, расположенных над коленкой, не передних у пояса, а широких и именно над коленкой. Экзамен в маленькой аудитории, студенты расселись по местам, вытянули билеты, прочитали стандартный билет - 2 вопроса+ 1 задача (блок-схема), и начали готовиться. Взглянув на билет, я понял, что отлично его знаю и шпоры мне не нужны. Поразмыслив, решил сперва писать ответ на второй вопрос, так как он показался легче остальных. Довольно быстро написав по второму пункту все что только мог, я посмотрел на часы, дабы оценить оставшееся время подготовки и распределить его между оставшимися пунктами билета. А часы были на руке, которая в свою очередь находилась под столом. При этом я сидел, откинувшись на спинку и не таился, а мой задумчивый взгляд был направлен вниз.
Тут и началось самое интересное! В момент созерцания на цифры с параллельным расчетом минут путем нехитрой арифметики, преподавательница увидела мой отрешенный взгляд. Понятное дело сделав закономерный вывод о том, что я грязный неуч, возомнивший себя ксероксом или может быть простой бумагой копиркой. Твердым голосом она сделала мне замечание и попросила встать. Естественно скрывать нечего (кроме шпор в карманах, но я даже не думал их доставать), поэтому без задней мысли и чувства опасности, мой расслабленный зад поднялся со стула. Преподша, подойдя ко мне, осмотрела стул, посмотрела под листочком, оглядела всю парту и прилегающие территории, ничего не увидела, и вроде собралась отходить. Как внезапно, словно направляемая самим богом Антисписом (древний бог, разоблачающий нечестных студентов), её взор упал на мои джинсы. Опустив голову, я с ужасом разглядел, что из злополучного левого кармана торчат краешки шпор. Доблестная правдорубка протянула руку и ловким движением пальцев вытащила один листочек, торчавший чуть больше остальных, но таких "сильновыпяченных" братьев у этого запрещенного артефакта было не меньше пяти.
Осмотрев предательскую бумажку, билет и мой черновик, преподавательница попросила меня закончить экзамен, по причине списывания (кара настигает провинившихся, их изгоняют с основной сдачи на пересдачу, о чем она предупреждала заранее). Возмутившись и честно признавшись, что шпаргалки у меня были, но пользоваться я ими не намеревался, так как знаю предмет и взял их с собой лишь для успокоения нервов, а то и вовсе от волнения забыл вытащить из счастливых штанцов накануне. Но со словами "Это же вопрос из вашего билета" она протягивает мне мою же шпору. Это был действительно мой вопрос!!! ОДИН ИЗ 80!!! В ПАЧКЕ ИЗ 20!!! ИЗ 5 ТОРЧАВШИХ СИЛЬНЕЕ ОСТАЛЬНЫХ!!! КАК?!? Я писал эти шпоры и фасовал по карманам. Но даже под страхом исключения не смог бы так быстро найти нужный вопрос. Да с таким везением ей нужно срочно брать билет на самолет в Лас-Вегас и обыгрывать лучших картежников мира, обогащаясь и приумножая миллионы долларов вытаскивая раз за разом нужную карту.
Дар речи пропал практически сразу, мои глаза и без того огромные под сильными дальнозоркими линзами стали увеличиваться в геометрической прогрессии и вполне смогли бы захватить лицо полностью. К действительности меня вернула разоблачительница, у которой стало кончаться терпение от того, что я стою как истукан и не бегу опозоренный, в слезах, проклиная свою глупость и молясь дабы искупить грех. Чувство обиды, клевета, а также тот факт, что мне на пересдачу никак нельзя (ибо выше тройки на ней не получить, а для перевода на бюджет мне необходима 5, ну или на худой конец 4) из моих уст полетели контраргументы в противовес железной логике и холодного разума судьи в лице преподавателя. Мол, не списывал, написание шпор без использования по назначению – преступлением не является, под парту смотрел на часы и всё в таком духе.
Припирались мы долго, её бесило моё «неуважительное» поведение после «уличения в списывании» и нежелание покинуть аудиторию. Меня же в свою очередь душила обида, тотальное недоверие со стороны учителя, и нежелание разобраться в ситуации, а только долбить «Покиньте аудиторию, я с вами разговаривать не буду». Кое-как с помощью уговоров, поддержки сочувствующих однокурсников, угрозы деканатом о произволе экзаменатора и заверениями, что знания присутствуют не только в шпорах, но и в голове, мы кое как пришли к консенсусу. Будучи уверенной, что я и вправду списывал, она предложила мне сесть к ней за стол и ответить на оставшийся вопрос, плюс решить задачу.
По мере заполнения черновика её недоумение возрастало, а после устного ответа и разбора задачи и вовсе превратилось в навязчивую идею. Высказав сомнения по поводу моей правдивости, её лихорадочный мозг высказал единственное правильное предположение: «Ты до этого успел подсмотреть в шпаргалку зная вопросы и теперь пишешь на память!» (а тот факт, что задачу неоткуда списывать, разум преподши решил заигнорить). Решив идти до конца, мною была предложена безоговорочная проверка собственной честности – я тяну и отвечаю новый билет оставаясь на прежнем месте, дабы полностью исключить нечестную сдачу экзамена. Отступать авторитетному педагогу не к лицу (тем более что всех присутствующих захватил конфликт, да и как мне потом рассказали однокурсники, пока она зорко следила за моими потугами «списать» - многие кто не знал предмета катали во всю ответы со своих шпор) и она согласилась.
Удача решила вернуться ко мне со вторым билетом, ведь он оказался даже проще первого. Ответив на оба вопроса и немного накосячив с задачей (впрочем, ошибку я увидел при разборе и исправился до замечания преподавателя) и ответив на большую часть дополнительных вопросов, заданных почему-то даже близко не к теме билета, я немного выдохнул и приготовился к торжеству справедливости. Однако никакого раскаяния естественно не последовало. С высокомерным «И всё-таки ты поступил некрасиво (разум опять решил заигнорить факт самоличного изъятия из кармана шпор, без согласия студента)» в зачетке появилась оценка 4. Оспаривать оценку не было сил, как в принципе и желания. Я покинул аудиторию, радуясь, что этого преподавателя я не увижу больше никогда. КАК ЖЕ Я ОШИБАЛСЯ! Нет, конечно именно эту особу я больше не видел, но её воплощения в лице других преподавателей, которые обучают студентов «Самому Важному Предмету В Институте, и пофиг что он всего полгода, не имеет отношения к специальности, НО ПОМНИ, что без этих знаний ты НИКТО» встречались мне на протяжении всего обучения.
Я конечно понимаю, что дико не прав притащив шпоры на экзамен, но ведь наличие ответов в карманах не считается преступлением. Как говорится не пойман – не вор. А тут мастер шулерства смог вытащить «нужную» шпаргалку (хотя думаю при любом раскладе, будь там другой вопрос, матан, алхимическая формула превращения говна в золото, ну или на худой конец текст новой песни группы O-Zone - исход был бы одинаковым) у зеленого первокурсника, которому и сказать толком нечего, не говоря о поддержке со стороны преподавательского состава. Но радует, что не все педагоги такие, очень много хороших, как в принципе и не все студенты честные. Я вон тоже не ангел, много раз списывал, но если палили, то не отпирался, так как считаю, что это некрасиво.
Всё это сугубо моё мнение, с которым вы можете не соглашаться. Кто прав, кто виноват, решать кому-то другому. Главное помните: Не берите шпаргалки с собой если в этом нет нужды, ибо события могут развиваться совершенно непредсказуемо.