ClassicalMusic

ClassicalMusic

Все о классической музыке, мероприятиях, новостях, личностях
На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
133 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 8 постов 0 в горячем

Николай Басков, Ольга Галактионова, продюсер Павел Токарев  прокомментировали ситуацию вокруг темы почетных артистических званий

Кому надоело быть народным артистом. Давний вопрос о почетных званиях обрел новую остроту.


Сколько споров издавна идет вокруг темы почетных артистических званий! Новую их волну спровоцировала живущая теперь в Латвии Чулпан Хаматова, вполне серьезно заявившая в одном из интервью, что официальный титул «народный артист» считает «бредятиной» и готова отказаться от него в любой момент. Понятно, что у беглой знаменитости тут же нашлись горячие сторонники и не менее горячие противники. «Труд» решил, не ввязываясь в их битву, вспомнить историю вопроса и попробовать определить, насколько оправдана система званий в нынешней ситуации и сохранится ли она в будущем.


На самом деле, почетные звания появились в России гораздо раньше, чем считает большинство. Еще в Российской империи для творческих работников казенных театров в табели о рангах существовали две позиции – «заслуженный артист императорских театров» и «солист его императорского величества». После революции их упразднили и ввели новую – «народный артист республики». Любопытно, что первым обладателем регалии стал бывший солист его императорского величества знаменитый оперный певец Федор Шаляпин.19 октября 1918 года, после исполнения им партии в «Севильском цирюльнике» нарком просвещения Анатолий Луначарский вышел на сцену Мариинского театра и объявил о присвоении Шаляпину звания народного артиста. Это был экспромт: официально такой степени отличия еще не существовало. Но уже 13 ноября она была учреждена. А первой народной артисткой стала актриса Малого театра Мария Ермолова.


В 1931 году было учреждено звание «народный артист РСФСР», а 6 сентября 1936 года, ВЦИК учредил почетное звание «народный артист СССР». Удивительно, что так поздно – ведь Советский Союз к тому времени существовал больше десяти лет. И то – новшество сперва коснулось лишь театральных деятелей. Народные художники, писатели, архитекторы, учителя СССР появились позже. Первыми же, кто обрел право официально считаться любимцами всего народа, стали 14 человек, среди которых были режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, а также актер Борис Щукин, чьим именем позже было названо Театральное училище.

За 55 лет, с 1936 по 1991 год, высшего артистического звания страны удостоились 1006 человек. Одной из последних стала народной артисткой Союза Алла Пугачева. После распада СССР статус самого престижного перешел к званию «народный артист России».

Еще с советских времен вокруг «народных» образовался ореол избранных, живущих яркой жизнью, совсем не такой, как у всех остальных. «Народные» обитали где-то там – в блеске бриллиантов и софитов, на сцене, в роскошных автомобилях, госдачах, ресторанах и на курортах. Своего рода заграница в пределах родной державы. Эти люди получали до 500 рублей в месяц (сравнимо с зарплатой министра), имели право на служебный автомобиль (чаще всего черную «Волгу» – тогдашний признак роскоши), новую квартиру (обычно в домах в центре Москвы, которые назывались «совминовскими») и многие другие привилегии. Имена народных артистов выделяли на афишах красным цветом.

Отдельная интрига – казусы со знаменитостями, так и не получившими почетного звания. Среди них тоже немало ярчайших личностей – достаточно назвать кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, композитора Сергея Прокофьева, актеров Андрея Миронова, Леонида Быкова, Леонида Куравлева… В большинстве случаев за каждой такой историей стояла драма. Например, у Прокофьева в биографии было такое «темное пятно», как 15-летняя эмиграция и женитьба на иностранке…


В наши дни финансовое благополучие артистов уже практически не зависит от их формального титула и определяется прежде всего востребованностью в большом количестве проектов. Но никому не будет лишней скидка на оплату коммунальных услуг, правда? А иногда звание может повлиять и на величину оклада, но это уже в каждом конкретном случае решает администрация – допустим, театральная.


Между существующими двумя степенями артистического звания много общего: они присуждаются по схожим основаниям лицам, трудящимся в сфере искусства, присваиваются президентским указом. Однако есть и различия. Звание народного артиста, понятно, более престижно, до него дослуживается меньшее количество деятелей культуры. Главное же отличие – в требуемом стаже. «Заслуженного» можно получить через 20 лет трудов в культуре, «народного» – только через 30. Для балетных профессий эти сроки сокращаются на 10 лет.

О том, что система почетных званий имеет под собой рациональное основание, говорит и опыт других стран – например, Италии или Японии, где регалии именуются по-иному, но по сути вполне сходны с нашими. И ничего удивительного в том, что иерархию «народных» и «заслуженных» сохранило большинство бывших советских республик.


Ну а теперь послушаем, что говорят на этот счет сами деятели искусств.


Николай Басков, народный артист Российской Федерации:

– Я считаю, что в жизни каждого человека существуют два важных момента – то, что он создал, и то, как это оценило общество. Традиция почетных званий и орденов уходит в далекое прошлое, мы часто видим, как семьи гордятся достижениями своих бабушек и дедушек, а то и прабабушек и прапрадедушек. Это нормально, и потому мне кажутся странными разговоры о том, что все это надо убрать. Как – убрать память и гордость?! Упразднить ориентиры профессионализма и гражданского чувства? Люди десятилетиями отдают обществу свой созидательный труд в науке, образовании, культуре, медицине. И кто- то хочет уничтожить обычай выражать им за это благодарность?


Ольга Галактионова, генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО», ученица Марка Захарова в ГИТИСе:

– Мне думается, сохранить звания народного и заслуженного артиста РФ предельно важно. Но не менее важно сохранить и высокие критерии их присуждения. Помнится, в актерских кругах ходила цеховая шутка: Олег Иванович Янковский – последний народный артист СССР, а значит – «последний настоящий» (он действительно последний обладатель этого высшего союзного звания, потом уже присуждались только звания российские). И шутка эта не бессмысленна. В СССР случайно получить звание было невозможно. Для зрителя такой титул был знаком: идя на выступление этого артиста, ты соприкоснешься с настоящим искусством.

Сегодня нелишне напомнить, что истинно народный артист – не тот, кто часто мелькает в телешоу, а тот, кто создает яркие экранные и сценические образы, становящиеся культурным достоянием народа.

Кроме того, есть важная прагматичная часть вопроса. Звание — это существенные прибавки при уходе на заслуженный отдых. При относительно невысоких творческих пенсиях это не праздный вопрос.


Павел Токарев, музыкальный продюсер, автор и ведущий видеоканала «Сады искусств» на платформе VK видео:

– Я, как человек, много лет вращающийся в сфере академической культуры, прекрасно понимаю, насколько порой короток сценический век артистов оперы и особенно балета. Потому для них крайне важна не просто оценка их таланта и мастерства, но именно звания как барометр статуса артиста. И трижды важно это все в регионах, где регалиии музыканта оркестра, оперного певца, танцовщика, драматического или циркового артиста служат для местной власти индикатором того, что данный деятель искусств достоин поддержки.


https://www.trud.ru/article/31-05-2022/1416574_komu_nadoelo_byt_narodnym_artistom.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https://yandex.ru/news/search?text=

Показать полностью

Новый выпуск "Сады искусств" посвящен знаменитой певице и актрисе Барбре Стрейзанд. Ведущий - Павел Токарев

Выпуск канала «Сады искусств» посвящен знаменитой певице и актрисе Барбре Стрейзанд. В конце апреля суперзвезда Голливуда отметила 80 летний юбилей.


Гость выпуска - поклонник и знаток творчества Стрейзанд, коллекционер Дмитрий Успенский. В завершении программы - высадка именного куста роз «Барбра Стрейзанд». Съемки проходят в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Автор и ведущий канала - Павел Токарев

Продюсер Павел Токарев о бойкоте Конкурса Чайковского: «Травлей российских музыкантов западный мир наказывает себя сам!»

Музыкальный продюсер, автор и ведущий видеоканала «Сады искусств», выходящего на видео-платформе «ВК Видео», Павел Токарев высказался о решении Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) исключить из своего состава Конкурс Чайковского.

Напомним: решение об исключении Конкурса Чайковского было принято федерацией после отказа дирекции конкурса публично осудить политику России. Федерация опубликовала несколько официальных заявлений, тон которых становился все более отторгающим по отношению к российским музыкантам.


Однако редкий голос разума в Европе все же слышен. Так, немецкий омбудсмен Луиза Амтсберг высказалась против бойкота русской культуры. В интервью для Neue Osnabrucker Zeitung она заявила, что считает ошибкой бойкотировать русское искусство и культуру. Госпожа Амтсберг призвала общаться друг с другом, в том числе в сфере искусства и культуры. Так что небольшая надежда на продуктивные отношения с Европой в культурной сфере остается.

Музыкальный продюсер Павел Токарев считает, что мировая культура многое потеряет без российских пианистов, дирижёров, певцов.


- И во времена царской России, и во времена СССР наши музыканты были одними из лучших, а в ряде периодов – лучшими в мире! Даже во время холодной войны американец Ван Клиберн смог приехать в Москву и получить первый приз на международном конкурсе имени Чайковского с интерпретацией концерта для фортепьяно Рахманинова №3. Его поздравляли лично Никита Хрущев, композитор Дмитрий Шостакович, а затем чествовали в США, организовав парад на Манхеттене. Ван Клиберн еще не раз возвращался в СССР, давая концерты для ценившей его публики. Сейчас же западный мир наказывает себя сам, ведь искусство должно быть вне политики, - считает Токарев.


Такого же мнения и Андрей Батурин, председатель Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей.


- История с исключением и запретом на все русское на этом не закончится. Но я уверен, что свято место пусто не бывает. Потенциал стран, не участвующих в травле России, в жанрах, соответствующих конкурсу Чайковского, пока не до конца раскрыт и мы им в этом поможем. Поэтому в итоге эти санкции по культурной линии, так же как и экономические санкции, ждёт провал, - уверен Батурин.


WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27385/4580183/

Продюсер Павел Токарев о бойкоте Конкурса Чайковского: «Травлей российских музыкантов западный мир наказывает себя сам!» Культура, Музыка, Конкурс Чайковского, Политика
Показать полностью 1

Отменены концерты musicAeterna в Мюнхене и Париже

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса отменил концерты в Мюнхене и Париже.


Выступления с программой «Рамо: звук света» планировались 2 и 4 мая. На сайте оркестра говорится об отмене концертов.

В сообщении коллектива указано, что сложная программа, состоящая из фрагментов барочных опер и балетов Жана Филиппа Рамо, требует участия музыкантов из разных стран и длительных репетиций.


«В условиях логистических трудностей и общей неопределенности реализация этого проекта не представляется возможной», — говорится в сообщении.

Ранее концерты musicAeterna состоялись в Вене и Гамбурге. Третий, благотворительный концерт в Вене был отменен после того, как против концерта высказался посол Украины в Австрии Василий Химинец.


Дипломат также подверг критике планы Курентзиса и его оркестра участвовать в Зальцбургском фестивале.

Отменены концерты musicAeterna в Мюнхене и Париже Культура, Музыка, Искусство
Показать полностью 1

Музыкальный продюсер Павел Токарев получил персональное приглашение на 55-летний юбилей Филиппа Киркорова

«Приглашение как произведение искусства! Это еще один показатель того, с каким уважением Филипп относится к своим друзьям и близким знакомым. Мне очень приятно стать частью этого грандиозного события» - комментирует Павел Токарев.

Министр культуры усомнилась в том, что уехавших из России артистов примут обратно

Министр культуры России Ольга Любимова дала получасовое интервью телеканалу «Россия 24».

Ольга Любимова заявила, что никакой отмены российский культуры за рубежом быть не может.


«Мы просто ее сохраним очень бережно и трепетно — это нам привычное состояние. А потом, я надеюсь, мир как-то поменяется, изменится. И в той форме, которая возможна для гармоничного существования артистов и деятелей культуры на сцене или в музее, мы продолжим»,

— сказала министр. Она также подчеркнула, что сложно изолировать русскую культуру от пользователей интернета.

«Несмотря ни на что, из самых разных стран мы фиксируем то, что трансляции наших балетов всё равно продолжают люди смотреть»,

— отметила Любимова.


По мнению министра культуры, в России не боятся железного занавеса — если он опустится, то деятели культуры продолжат работать и создавать уникальные спектакли, фильмы и экспозиции.

После начала спецоперации на Украине ряд иностранных специалистов, в том числе деятелей культуры, покинули Россию. Однако многие из них, по словам министра, продолжают работать в российских учреждениях культуры.

“И в Михайловском театре, и в Мариинке, и в Большом. Несмотря на колоссальное давление им хочется работать с нами”,

– заявила министр.

Министр культуры усомнилась в том, что уехавших из России артистов примут обратно Культура, Искусство, Министр культуры, Политика, Россия
Показать полностью 1

Нетребко предрекли печальные последствия

Анна Нетребко попала между двух огней и не смогла проскочить через "игольное ушко" двухсторонних санкций. После ее противоречивых заявлений певицу не рады видеть ни в России, ни в Европе,  а в Америке тем более.


От мировой звезды уже «открестились» нью-йоркская Метрополитен-опера и итальянский театр La Scala. Российские концерты 50-летней артистки тоже отменены. Музыкальный критик Алексей Остудин выразил искреннее сочувствие Нетребко и посетовал, что сейчас невозможно предположить, как ее жизнь сложится дальше.


«Там ее не поймут, здесь ее не простят», – заявил критик.

Музыкальный продюсер Павел Токарев поздравил с юбилеем руководителя молодежной оперной программы Большого театра Дмитрия Вдовина

Музыкальный продюсер и ведущий видеоканала «Сады искусств» Павел Токарев поздравил с юбилеем руководителя молодежной оперной программы Большого театра Дмитрия Вдовина.


17 апреля Дмитрий Юрьевич Вдовин — вокальный педагог, Художественный руководитель Молодежной Оперной Программы Большого театра России, профессор Академии хорового искусства, отметил свой юбилей.


Про Дмитрия Вдовина, как педагога, его учеников и русскую вокальную школу в интервью портала «Аргументы недели» с продюсером Павлом Токаревым


https://argumenti.ru/culture/2022/04/768197


«Сегодня сотни бывших и нынешних учеников Дмитрия Юрьевича, его коллеги и просто ценители оперного искусства поздравляют его с юбилеем. Я хотел бы присоединиться к общему хору.

От всего сердца желаю этому блестящему педагогу новых побед, новых учеников, которые прославят его имя, которые скажут: я учился у самого Вдовина!»

Отличная работа, все прочитано!