Знакомые города...

Боевые сводки наполнены названиями населенных пунктов, известных с детства по книгам о Великой Отечественной.


Ровно – «Это было под Ровно» Медведева.


Сумы – «Сумско-Прилукская операция» в августе-сентябре 1943.


Сарны – городок, врезавшийся в память благодаря операции партизанского соединения Ковпака «Сарнский крест», о которой впервые прочел в книге Петра Петровича Вершигоры «Люди с чистой совестью».


Армия ежедневно потребляет огромное количество ресурсов.


В сторону фронта производится непрерывная доставка боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия, фуража, боевой и вспомогательной техники, пополнений личным составом и лошадьми (и в вермахте и в Красной Армии широко использовался гужевой транспорт, а в артиллерии – конная тяга).


Огромное значение имеют и рокады - дороги параллельные линии фронта. По ним осуществляется переброска сил и средств с одного участка фронта на другой, - для усиления обороны или подготовки наступления.


Потому железные дороги – артерии, питающие фронт.

И серьезная диверсия на железной дороге означает неизбежное снижение активности на каком-то участке фронта.


Сидору Артемьевичу Ковпаку была поставлена задача силами его партизанского соединения нарушить функционирование железнодорожного узла Сарны – городка в Ровенской области.


Через Сарны проходили (и проходят) железнодорожные магистрали Ровно-Барановичи (к фронту), и Киев-Ковель (рокада).


Взять Сарны партизаны не могли по комплексу объективных причин – соотношение численных и огневых средств, неблагоприятный для наступления и удобный для обороны рельеф местности.


На совещании штаба соединения решили выполнить задачу разрушением железнодорожных мостов на магистралях. Это надо было сделать одновременно, чтобы немецкое командование после первой диверсии не усилило охрану на остальных объектах.


В ночь с 04 на 05 декабря 1942 года было взорвано пять мостов на железнодорожных магистралях, сходящихся в Сарнах. (Отмечу, что аналогичная операция ещё тогда не соединением, а отрядом Ковпака была проведена 26 октября 1941 года — одновременный взрыв четырёх мостов через реки Сейм и Клевень, в результате фактически оказался в изоляции гарнизон Путивля.)


А в ночь проведения операции «Сарнский крест» в Сарнах находились четыре воинских эшелона. И они «застряли» здесь. Не могли быть теперь отправлены ни напрямую к фронту, ни по рокаде на другие участки фронта.

Где-то их ждали - для усиления обороны, или для активизации боевых действий, или для замены потрепанной в боях дивизии, нуждающейся в пополнении или переформировании - а они остались в Сарнах.


До восстановления мостов немцы не могли питать участки фронта боеприпасами, не могли доставлять для ГСМ для техники… Их боевая активность неизбежно снизилась. А значит – где-то наши бойцы получили передышку от артобстрелов, где-то – смогли провести успешное наступление.


В операции «Сарнский крест» непосредственно было задействовано, по моим прикидкам, не более 200 человек личного состава. Но она оказалась настолько значима, что командиру соединения Сидору Артемьевичу Ковпаку и комиссару Семену Васильевичу Рудневу были присвоены звания генерал-майоров, и звания Героев Советского Союза.


А в 1943 году партизанские диверсии на железных дорогах на оккупированных немцами территориях Украины и Белоруссии уже приурачивались к наступательным операциям Красной Армии. Появился даже термин – «Рельсовая война», - который подразумевал не только подрыв железнодорожных путей и пуск под откос эшелонов, но и уничтожение железнодорожной техники и инфраструктуры.

И диверсионная деятельность на железных дорогах в оккупированных немцами областях активизировалась именно там и именно тогда, где и когда вермахту более всего была необходима переброска войск и воинских грузов.


Вот такой поток сознания, простите, после упоминания в новостях населенных пунктов Сумы, Ровно, Сарны…