ЯК-24.Летающий вагон Советского Союза.
Як-24 (по кодификации НАТО: Horse — «Лошадь») — вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.
Вертолет Як-24 был спроектирован за очень короткий срок: от начала эскизного проектирования (октябрь 1951 г.) до первого полета (июль 1952 г.) прошло всего девять месяцев. Проектирование сопоставимого по грузоподъемности вертолета Пясецкий Н-16 началось в 1946 г., а впервые он поднялся в воздух только в 1953 г. Именно вертолеты Пясецкого послужили катализатором появления большого транспортного вертолета продольной схемы в Советском Союзе.
В апреле 1955 года было начато серийное производство и выпущено 40 вертолётов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж 3 человека и до 30 экипированных солдат или 3000 кг груза.В фюзеляже сварной фирменной конструкции длиной более двадцати метров, высотой и шириной 1,91 м размещалась трехместная кабина экипажа, два поршневых двигателя АШ-82В номинальной мощностью по 1430 л.с. каждый с принудительным воздушным охлаждением, трансмиссия, узлы управления и топливо-маслосистемы. Вертолет имел два 4-лопастных несущих винта диаметром 20 метров и 4-колесное неубирающееся в полете шасси с колеей шириной 5 метров.
В конце 1955 года, 17 декабря, лётчики Е. Ф. Милютичев и Г. А. Тиняков установили на вертолёте два мировых рекорда, подняв груз весом 4 т на высоту 2902 м, затем груз в 2 т на высоту 5082 м.
Четыре вертолёта Як-24 принимали участие в парадах на Тушинском аэродроме в 1955 и 1956 годах. В 1959 году Як-24 принимал участие в манёврах на территории ГДР и в районе Киева. Вертолёт успешно выполнил перелёты по маршрутам Москва — Киев и Москва — Берлин.
За всё время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами.
Як-24 стал пионером и в освоении другой ныне широко распространенной профессии вертолетов - летающего крана. Один "летающий вагон" принимал участие в восстановлении Екатерининского дворца в Пушкине. Вертолет оборудовали системой внешней подвески , а в контур системы управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения. В июне 1959 г. с помощью такого крана были заменены 30 деревянных ферм крыши дворца массой по 3200 кг каждая на 18 стальных ферм массой по 2000 кг.
Единственный сохранившийся вертолет стоит в музее в Монино.Жаль ,что после ЯК-24 работы по проектированию и созданию вертолетов с такой схемой в СССР прекратили.
Авиация и Техника
9.4K постов17.5K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу