Я строю автомобиль
Часть 1, Карт - клуб.
В школе, класса с седьмого мы раз в неделю начали ходить в УПК, Учебно -Производственный комбинат, на уроки по профессиональной подготовке.
Для парней там было электродело, слесарное дело, на второй год обучения выбирали специализацию. На одном из уроков электродела преподаватель, Вольхин Владимир Валентинович пригласил всех записываться в кружок картинга. Карт -клуб и множество других кружков располагался в поселковом Доме пионеров, занимая существенную часть первого этажа. Там все было интересно - маленькие, но настоящие автомобили, множество станков, плакаты на стенах с рисунками двигателей, запах бензина, масла и мотоциклетного выхлопа.
Для поселковой детворы, почти все свободное время гоняющих на мопедах и мотоциклах маленький четырех колесный автомобиль - просто мечта!
Первые занятия провели в клубе, нас - новичков набралось человек тридцать.
Уже на следующих занятиях обещали посадить за руль карта. Дело было осенью, во всю уже лежал снег.
Трасса для картинга была расчищена у Дворца Культуры, метров сто от от карт-клуба. Кататься давали на «Пионере», это маленький карт с двигателем 50 кубиков от двухскоростного мопеда. Катались по паре кругов, по минуте на каждого.
Я в свои 14 лет вырос до 185 см и вес имел чуть побольше 100 кг, поэтому посадка в мелкую машину давалась сложно. Выстоял очередь, сел – заглох. Маленький моторчик, ноги согнуты чуть ли не к ушам, не смог проехать.
Очередь, все орут, хотят тоже за руль – тренер махнул рукой -
- Давай следующего!
Обидно, да.
Со второго раза дали сеть в «Союзный». Это уже была машинка покрупнее, с двигателем 125 кубиков от «Минска», совсем другое дело! Вот тут получилось, глаза горят, снег летит, здорово!
Очередь быстро прошла, машинки потащили обратно в клуб.
В клубе нас более или менее распределили по машинам, за каждой машинкой закрепили по пять – шесть человек и тренер постарался дать каждому задание.
Мне достался цилиндр от «Минска», задание было – расточить перепускные окна.
Как, чем – непонятно. Спросил у тренера -
-Вот сверлильный станок, ставь сверло и потихоньку занимайся.
Поставил сверло и просверлил перегородку цилиндра насквозь. Вот после этого, после испорченной детали, тренер объяснил, как надо было аккуратно сверлом снимать стенки сбоку, а не сверлить насквозь. Но, надо отдать должное, ругался не сильно.
Так, спустя пару недель из тридцати новичков в клубе нас осталось пятеро, не считая старого состава. Потихоньку работали, учились пользоваться токарным, фрезерным станками, детали, что попросят основные гонщики.
Стало понятно, что без своего карта, так и будешь подсобником, в лучшем случае дадут прокатиться пару минут.
И что делать?
- Строить свой карт!
С чего начнем?
- С рамы, конечно.
У нас в клубе было два типа картов «Союзный», это Эстония и Ленинград, по месту изготовления.
Ленинградские карты завода «Патриот» были новее и пошире, чем «Эстония»
Решил брать размеры рамы с «Ленинграда».
Где будем делать?
Тут выбора не было, вариант один – у отца, на шахте.
Шахта у нас имела целый наземный комплекс вспомогательных помещений, цехов.
Раму мы начали делать в кузнице. Не знаю, откуда на шахте нашлись тонкостенные трубы нужного диаметра, но весь металл мы нашли в течении первого дня.
Чтобы было понятно, никто не запрещал нам, детям ходить по территории, взрослые не давали лезть в опасные зоны, но помогали все, кто мог.
Размеры рамы я снял, нарисовал в разных плоскостях (здравствуй, начертательная геометрия!).
Надо гнуть трубы. В горне греем докрасна, гнем руками через опоры – морщит тонкостенную трубу.
Что делать? Делаем пробки, насыпаем в трубу песок, греем, гнем – получается!
Теперь я знаю, что такое продольный угол подвески, что такое развал и схождение.
Тогда мы все сделали «на глаз». Кузнец помогал мне гнуть, отец варил раму, не сразу найдя режимы для тонкой трубы.
Рама получилась ровная, легкая и прочная.
Основа есть!
Утащил раму в клуб, пора подумать об остальных деталях.
Что дальше? Задняя ось нужна.
-Запомни, сталь 30ХГС, понятно? Что такое ХГС тоже объяснили. Самое время понять, что такое допуски и посадки. Ось стоит на трех подшипниках, на ней на шпонках тормозной диск и звездочка, ступицы тоже нужны.
Это было чуть сложнее, пришлось обратиться в Лабораторию автоматики.
«Лаборатория автоматики»- это отдельно стоящее небольшое одноэтажное здание, там есть собственно лаборатория с различными станками и совсем небольшое производство, обеспечивающее нормальную работу шахт.
Как я сейчас вспоминаю, ни один взрослый не прогнал, не отказал в помощи, не попросил оплаты. Токарь несколько раз заставил меня уточнить размеры, попросил принести подшипники чертеж рамы. Через пару дней ось уже лежала в карт- клубе.
Что же, надо делать обоймы, крепления для подшипников. Как?
-Литьем!
В клубе была небольшая муфельная печь, в металлической коробке от шахтного самоспасателя сделал из песка подобие формы для литья, в такой же коробке наложил алюминиевых обломков, расплавил в печи – готово!
- И что получилось?
-Неопрятная серая блямба странной формы.
Зажимаем в токарный станок с раза с пятого, сломав резец все-таки вытачиваем крепление для подшипника! Вторая и третья обойма вышли уже легче.
С каждым днем все проще обрабатывать металл, руки привыкают, сидушка из старого бака от стиральной машинки получилась просто махом.
Сиденье поставил поближе к задней оси, чтобы ноги были почти прямые, что потом сильно помогло в зимних гонках, да и сесть за руль моего карта могли только крупные ребята – просто ноги до педалей у мелких не доставали.
Полик из алюминия, приварить ушки креплений, закрепить.
Баранка от «инвалидки», поворотные кулаки тренер дал готовые, рулевые тяги и колонку тоже.
Переключатель скоростей поставил под рулем, ближе к рукам.
Колеса кажутся узковатыми? Ерунда, точим из дерева вставки, собираем колесные диски со вставками – пожалуйста, модные широкие покрышки, как на Формуле!
Тогда было два вида резины, узкая и широкая. Шипы не применялись.
Тормоза тоже дали готовые, гидравлику с «Эстонии». Так и не смог их сделать, не прокачивались – ездил зимой без тормозов, тормозил двигателем.
Как отрегулировать карбюратор? Как настроить зажигание? Зачем ставить вместо штатного зажигания магнето с тракторного пускача? Добро пожаловать в картинг, тут вы все это и многое другое узнаете подробно)
Знакомство с титаном.
Карт практически собран, надо поставить номера. В соседнем турклубе взял алюминиевую (на вид) полосу, зажал в тиски, чтобы отпилить. Одно полотно у ножовки село, второе – не пилится! Но углубление на полосе все же осталось, решил сломать молотком. С пятого или шестого раза полоса все же не выдержала – что-то свистнуло и в плакате на стене появилась воткнутая часть полоски. Так вот ты какой, титан!
