Сообщество - История быта и искусств

История быта и искусств

2 064 поста 6 374 подписчика

Популярные теги в сообществе:

17

Полет на Луну

Русские были на Луне раньше американцев — ещё в XIX веке. Об этом рассказывает фантастический роман французских авторов Жоржа Ле-Фора и Анри де Графиньи «Путешествие на Луну. Необыкновенные приключения русского учёного», написанный в далёком 1888 году. Эта книга стала очень популярной в Российской империи.

Роман «Путешествие на Луну. Необыкновенные приключения русского учёного» — милая, обаятельная фантастика XIX века, написанная с долей здорового юмора.

1888 год. Европа живёт ожиданием чудес — электричества, телефона, воздухоплавания. Наука становится новой религией. И вот два француза, писатель Жорж Ле-Фор и инженер Анри де Графиньи (явно вдохновившиеся другим французом, Жюлем Верном), решают отправить людей на Луну. И не кого-нибудь, а русского учёного Михаила Осипова.

Он изобретает взрывчатку еленит, способную забросить ракету (вагон-гранату) на Луну, и называет это вещество в честь дочери — Елены, в которую влюблён французский дипломат Гонтран де Фламмарион. Фамилия героя явно отсылает к Камилю Фламмариону — настоящему астроному. Думаю, вы уже поняли, кто ещё полетит на Луну.

Русскому читателю конца XIX века такая история пришлась по вкусу. Страна жила на стыке эпох — с одной стороны, сдерживаемая традицией, с другой — охваченная мечтой о будущем. Поэтому неудивительно, что «Путешествие на Луну» стало популярным. В 1891 году роман выходит в издательстве П. Сойкина и чуть позже получает переиздание.

Образ русского учёного, стремящегося в космос ради человечества, легко вписался и в идеологию новой эпохи: это уже почти предтеча Циолковского — только в окружении французских друзей. Однако судьба издания произведения в России была курьезной. Перевод подвергли цензурной правке. Осипова, сосланного по сюжету в Сибирь, превратили в жертву австрийских властей отправленного в сербскую тюрьму; злодея Ворюгина переименовали в Шрайбера, а французского инженера Фриколе в чеха Сломку.

Логика цензуры проста: козни русскому учёному могут строить только зарубежные неприятели. Надо сказать, переводчику пришлось потрудиться и немного дописать от себя, чтобы такой финт в истории выглядел оправданным.

Иллюстрации из русского издания 1891 года.

Показать полностью 10
15

Машина ужаса

Четвёртое измерение, «Машина ужаса», «Бунт атомов» — обо всём этом писал забытый советский фантаст, чьи идеи подхватили Беляев и Казанцев. Он дважды пытался покончить с собой и умер в блокадном Ленинграде. Его имя — Владимир Орловский.

Владимир Евграфович Грушвицкий, он же Владимир Орловский, — фигура удивительная и, к сожалению, почти забытая современным читателем. Военный инженер, профессор неорганической химии, человек, прошедший через фронты и лишения, дважды пытавшийся свести счёты с жизнью, — и одновременно автор фантастических произведений, которые и сегодня читаются с интересом. В его творчестве научная строгость сплетается с художественным воображением, а трагический опыт войны — с пророческим ощущением грядущих катастроф.

Главное в Орловском — обособленность. Он писал тогда, когда советская фантастика только зарождалась, ещё не превратившись в мощный культурный поток, но уже тесно заигрывала с пропагандой. Его не интересовали революционные декларации. В фокусе писателя природа научного эксперимента и его последствия для человечества. Там, где многие авторы 1920-х сочиняли «красные боевики», он ставил вопрос об ответственности учёного и об опасности бездумного прогресса.

«Бунт атомов» — одно из первых произведений отечественной литературы, где атомная энергия предстала не абстрактным предметом научного любопытства, а реальной угрозой. Профессор Флиднер, фанатик и реваншист, создаёт оружие невиданной силы, и случайно выпущенный «атомный джинн» оборачивается огненным шаром, сметающим всё живое на пути. Это был 1928 год — за два десятилетия до Хиросимы и Нагасаки. Своего рода художественное пророчество.

В повести «Машина ужаса» автор рассуждает о психотронном оружии, о передаче эмоций на растоянии. Воздействии на сознание человека с помощью электромагнитных волн. В 1925 году некоторым казалось почти безумием; сейчас — слишком узнаваемо. Мир, где власть завоёвывают не танками, а манипуляцией психики, кажется вполне реальным.

Рассказ «Из другого мира» открывает ещё одну сторону таланта Орловского. Здесь практически нет революционных лозунгов, лишь научный эксперимент — попытка проникнуть в четвёртое измерение. Не самая тривиальная идея для советских 20-х. Орловский неожиданно развивает эту тему, уходя в психологические игры и вырисовывая любовную линию.

В других рассказах писатель предвосхищал современные экологические и социальные тревоги. «Человек, укравший газ» рассказывает о надвигающемся ледниковом периоде и попытках предотвратить глобальную катастрофу. «Без эфира» — практически сюжет голливудского фильма «Не смотрите наверх» с Ди Каприо. К земли движется космический объект. Об опасности пытается сообщить чудак-ученный, но правительства стран игнорирует предупреждения, предпочитая войну друг с другом. Или «Штеккерит» — история учёного, ставшего жертвой собственного изобретения, прямой антивоенный манифест.

Его идеи подхватывали и перерабатывали другие. Огненный шар из «Бунта атомов» позже появится у Казанцева, сюжетные мотивы «Машины ужаса» и «Человека, укравшего газ» перекочуют к Беляеву — авторам, которые впоследствии станут классиками советской НФ.

Во многом Орловский стоял особняком. Его произведения не получили масштабных тиражей, а в 30-е годы он почти полностью посвятил себя науке. В 1942 году писатель умер от дистрофии в блокадном Ленинграде. После чего был забыт.

Его переоткрыли в перестройку. В последние годы его скромное собрание сочинений, умещающееся в один том, чаще всего издают в малотиражных сериях.

Показать полностью 2
15

Солонка Франциска I

Сальера (итал. saliera — «солонка») — это декоративная солонка, которую в 1543 году создал флорентийский ювелир Бенвенуто Челлини. На её крышке возлежат Нептун и Церера, союз повелителя морей и богини земли, по мысли мастера, являет собой рождение соли. Эта работа является образцом маньеризма и почти полностью выполнена из золота, лишь основание сделано из слоновой кости. Высота Сальеры составляет 26 см, ширина — 33,5 см.

Первоначально Сальеру у Челлини заказал итальянский кардинал Ипполито II д’Эсте. В тот момент у мастера и возникла идея сделать солонку по-настоящему роскошной. Однако средств, которые выделял кардинал, было явно недостаточно для выполнения задуманного. Но, к счастью, иметь такое сокровище захотел король Франции Франциск I, у которого денег хватало с лихвой. Благодаря ему в 1543 году Челлини всё же создал свой уникальный проект, и Сальеру отправили ко двору французских монархов. Впоследствии в конце XVI века по воле Карла IX солонка в знак дружбы была подарена австрийскому эрцгерцогу Фердинанду Тирольскому. После чего Сальера хранилась в инсбрукском замке Амбрасс. В 1889 году драгоценность перевезли в венский Музей истории искусств, который был основан в том же году.

11 мая 2003 года в Австрии происходит невероятное преступление — Сальеру похищают из венского Музея истории искусств. Хотя стоимость скульптуры оценивается не менее чем в 50 млн евро, власти страны предлагают за возврат солонки награду всего в 70 000 евро. Администрация музея уверена, что этой суммы вполне достаточно, так как едва ли кто-то сможет продать такую редкость дороже.

Расчёты оказались верны. 21 января 2006 года полиция откопала Сальеру в лесу у города Цветль. На местоположение клада указал один из подозреваемых в похищении. Осенью 2005 года он попытался продать шедевр маньеризма за 10 млн евро. Качество фотографии, которую преступник приложил к заказу, было настолько высоким, что дельца сразу заподозрили в краже ценнейшего экспоната. В результате похититель решил сам сдаться полиции. Подлинность Сальеры была подтверждена экспертизой, и через некоторое время солонка вернулась в музей, где её поместили под усиленную охрану.

Показать полностью 4
379

Цветовые приключения Эрмитажа

Мне всегда бросалось в глаза, что цвет Зимнего дворца выделяется на фоне окружающего ансамбля. Большинство зданий желтовастенькие, а тут вдруг изумрудный цвет.

Оказалось, что:

1762 год — Екатерина II заезжает в новопостроенный еще пахнущий краской дворец, выкрашенный в классический приятно-желтоватый цвет.

1799 год — Павел I чуть добавляет интенсивности оттенку.

1840 год — при Николае I во дворце случился большой пожар, и после ремонта его выкрасили в цвет слоновой кости. В смысле дворец, а не Николая.

1870 год — Александр II вновь добавляет желтизны, а то как-то скучно.

1885 год — при Александре III дворец становится бело-коричневым.

1905 год — а при Николае II вообще ядрено красно-коричневым.

1947 год — ну и после войны дворец наконец обрел нынешний изумрудно-голубоватый вид, к которому мы так все привыкли.

Цветовые приключения Эрмитажа

Еще всякое интересное здеся Познавашки, Бугагашеньки, Бухлишко, Хавчик, ну или тутова https://t.me/selo_kosilovo

4

Оргия времён Тиберия на острове Капри

Г.Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881.

Г.Семирадский. Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881.

В течение последних одиннадцати лет своей жизни, Римский император Тиберий, опасаясь заговоров, уединился на острове Капри. Благодаря естественной оборонительной системе, состоящей из скал, он был в полной безопасности, так как корабли могли подойти к берегу лишь в одном месте. В соответствии с указом императора, на Капри были построены двенадцать роскошных вилл, из которых он управлял империей.

По описанию историка Тацита, на острове Тиберий предавался развратным практикам. Его также обвиняют в совершении изощренных пыток, после которых преступники были сброшены с обрыва. Слуги, находившиеся на берегу, были готовы подхватить упавшие в море тела с помощью багров, а затем их уничтожали веслами, чтобы избежать возможности выживания кого-либо.

Исследователи Семирадского анализируют его творчество и предполагают, что ночные сцены играют важную роль в его работах в связи с его интересами к оккультизму и длительными периодами депрессии. При взгляде на его полотна зрители ощущают неподдающуюся определению тревогу и чувство сомнения в совершенстве бытия. Этим произведением, Семирадский хотел вызвать отклик у зрителей и заставить задуматься о происходящих ужасах в реальности, чтобы избежать повторение истории.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!