253

Учитель

На волне постов (негативных и не очень) об учителях хочу поделиться своим опытом.


В моей школьной жизни было две главные учительницы, обе немолодые, предпенсионного возраста, обе заслуженные учителя РФ, с высшей категорией и прочими вещами: учительница начальных классов и классный руководитель, начиная с пятого. В начальных классах это была этакая элегантная фея с нежным голосом, всегда при параде, легком макияже, всегда готовая выслушать/посоветовать/научить, пожурить или пожалеть. Мы вились вокруг нее стайкой жужжащих мух, облепляя на переменах со всех сторон. Мягкая, доброжелательная, благополучно отпущенная нами после третьего класса.


В пятом классе в нашу жизнь ворвался деспот и тиран. Наша новая классная руководительница была настоящим диктатором с переменчивым настроением (наверное, как раз климакс переживала). Мы боялись ее как огня. Мы рыдали в коридоре, не решаясь пойти на ее урок. Она орала на нас диким голосом, метала громы, молнии, а иногда и тетради. Она задавала абстрактные домашние задания, и ставила целый ряд двоек, потому что никто не знал, как их выполнять, а ни один из почти тридцати предложенных нами вариантов ее не устраивал. Тексты вроде (она преподавала литературу): «Ваш ответ неверен, два», «Обезьяна дала бы лучший анализ, два», «Вы что, смеетесь надо мной? У вас совершенно отсутствует литературное чутье, два» сыпались на наши одиннадцатилетние головы на каждом уроке. В общем, Северус Снегг задолго до своего появления в Англии.


И да, конечно, мы рассказывали это родителям. И да, была группка недовольных, которая пошла к директору с просьбой поменять учителя. Директор выслушала и доверительно сообщила, что на семь пятых классов у нее четыре классных руководителя, и всего два учителя литературы.

Ну и что? Никто не пошел в суд, не стал орать или чего-то требовать. Двое родителей смирились, трое перевели детей в другие школы.

Все.

Другие остались.


Когда мы жаловались, родители спрашивали:

- Она что, бьет вас?

- Нет.

- Она угрожает вам?

- Нет.

- Она ругается матом, обзывает вас?

- Ну… нет.

- Иди-ка ты, учи литературу.


Мы были в ужасе пятый, шестой, седьмой класс. Мы научились мастерски подстраиваться под нее. Мы научились лавировать между градом сыплющихся двоек, зная, что завтра можно также удачно огрести пятерок. Мы научились определять ее настроение по звуку раздающихся в коридоре шагов. А уж по выражению лица, заходя в класс, могли сказать, что она ела на завтрак и с кем поссорилась по дороге сюда.

За наше терпение мы были вознаграждены рядом бонусов:

1. на ее уроках нам разрешалось пить чай, прямо во время обсуждения сравнительного анализа княжны Мари и Наташи Ростовой;

2. она не требовала трех рядов парт, когда мы хотели, мы могли переставлять парты в нашем кабинете как нам вздумается: кругом, квадратом, зигзагом, буквой П, да хоть спиной к доске – на литературе доска особо не нужна;

3. с ней можно было спорить (правда, это мы выяснили классе в девятом), конечно аргументировано, четко, внятно и по делу, и тебя обязательно внимательно выслушивали. И даже (если попасть в нужное настроение) можно было дождаться извинений и признания неправоты;

4. а в 11 классе, опять же попав в нужное настроение, можно было отпроситься у нее с оставшихся уроков (неважно литературы или истории), аргументировав это «да че-то я не выучила вчера ничего, можно я домой пойду?»;

5. она отстаивала каждого из нас перед остальными учителями, была готова им глотку перегрызть;

6. при раздаче каких-либо общешкольных ништяков будь то какие-нибудь билеты, поездка, да даже время летней практики, нам всегда доставалось все лучшее и в первую очередь, просто, чтобы администрации лишний раз с ней не связываться.


Не надо думать, что со временем она изменилась, совсем нет. И в 11 классе на нас орали также, как в пятом. Мы по-прежнему были «амебами», «необучаемыми мартышками», «просиживателями штанов» и прочим разным людом, на который она почти безвозмездно тратит свое драгоценное время, но мы научились пропускать это мимо ушей. Вздыхали, морщились и ждали, когда ей надоест. Уже даже необидно было.

Каждый февраль, 10 числа, в нашу школу начиналось паломничество. Урок литературы в тот день всегда был сорван, потому что то и дело в класс заглядывали люди с огромными букетами цветов (ни о каком ОМОНе на входе тогда и не слышали). Это все были ее бывшие ученики, спешившие поздравить ее с днем рождения, чем безмерно нас удивляли.

Мы были ее последним выпуском как классного руководителя. Она преподавала литературу еще несколько лет, после чего ушла из школы.


Страшно подумать, что было бы с ней сейчас, в наше время, учитывая ее весьма экстравагантный подход и к детям, и к преподаванию в целом. Но, несмотря на невероятно трудный характер, дело она свое знала: литературу все сдавали на ура.


У нас была большая школа, с огромным количеством детей и таким же – учителей. Только в нашей параллели училось около двухсот человек, а круг общения захватывал еще и год старше и год младше. Со многими мы поддерживаем связь, и некоторые ученики из параллельных классов сейчас с трудом вспоминают своих классных руководителей.

И только мы, 25 дураков, каждое 10 февраля с огромным букетом цветов отправляемся в знакомый старый дом в самом сердце нашего города.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
52
Автор поста оценил этот комментарий

Это стокгольмский синдром.

Нельзя оскорблять и унижать людей. Дети - тоже люди. Можно быть строгим, требовательным, даже суровым. Но срывать свое настроение на более слабых, особенно будучи педагогом, нельзя, это противоречит профессиональной этике. Будучи учителем, я прекрасно понимаю причины такого поведения, но оправданием это не является. Литературу, русский язык, математику и любой другой предмет хорошо помнят после школы не из-за того, что учитель называл детей идиотами.

раскрыть ветку (11)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Хотела написать тоже самое про стокгольмский синдром. Тоже была такая учительница русского и литературы. Мы стояли всю перемену перед её кабинетом и боялись зайти, бешено повторяли конспекты, рассказывали друг другу правила и стихи.  Когда она уехала в другой город, я не скучала по ней ни дня. Было жаль тех учеников, которым она ехала преподавать. 

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, что во всех таких историях фигурируют именно учителя русского языка и литературы.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А как иначе донести гениальное - русский язык.

На вести ФМ, какой то дядька вёл передачи о русском языке. Это было чудесно.Замечательный, выпуклый, точный, сочный. Владеть им - уже дар.

А дети не хотят владеть. И говорят на каком то арго , примитивном дворовом. А пишут и того хуже.

Остаётся принудить.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего сверхестественного в русском языке нет. Язык как язык, не лучше и не хуже многих других.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Меня зацепил ваш комментарий и что-то в нем определенно есть, но на мой взгляд все-таки стокгольмский синдром это слишком. Она определенно была суровым, жестким, требовательным учителем, но нет, я не оправдывала ее методы ни тогда, ни сейчас. И нет, я не считаю, что это был единственно верный путь к тому, чтобы мы знали ее предмет. И еще целый ряд того, что точно уж нельзя отнести к стокгольскому синдрому. То, что вы пишите про профессиональную этику - это все верно и правильно, я тоже сама теперь педагог. Но так бывает далеко не всегда. Разница в том, что бывают учителя просто злые, которым плевать на детей и такое поведение - просто сублимация. Эта учительница была другой: когда мы притерлись к ее характеру, стало понятно, что она уважает нас, и желает хорошего и все для этого делает, пусть не очевидно, но по факту получалось так.

Это все к чему? Мне, например, обидно, что сейчас учителей стараются стандартизировать, подогнать в рамки, сделать всех одинаково "хорошими". Поспрашивав своих друзей, я обнаружила, что многие помнят и ценят как раз других: тех самых суровых, строгих, требовательных, с командным голосом и молниями во взгляде.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У нас была учительница алгебры, Селютина Екатерина Сергеевна.Своеобразная женщина с командным голосом, прокачаным сарказмом, и блин, она все же смогла научить меня азам математики, и у меня стали появляться четверки, за что ей огромное спасибо)
Автор поста оценил этот комментарий

Воспитание и образование - всегда насилие на ребёнком. Если ученик один, много двое, учитель подлаживается под учеников. Если учеников двадцать-тридцать, то для достижения результата, надо чтоб ученики подлаживались под учителя. Без этого не получится передать знания, и убедиться, что ученик научился этими знаниями пользоваться. Хотя бы в рамках школьной программы.

Это как с высшим образованием. Систематизирует мозги. Даёт базу.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не согласна с первого и до последнего слова. Учитель - это проводник, маяк, кукловод - человек, который умеет дергать за правильные ниточки, чтобы ребенок смог научиться работать своими мозгами. Где-то лаской, где-то строгостью, где-то - собственным примером. Воспитание и образование ни в коем случае не должно строиться на насилии, основной движущей силой должен быть не пинок учителя, а личная заинтересованность ученика. Посмотрите Сугату Митру и его "Школу в Облаке" - образование МОЖНО строить на заинтересованности учащихся. Но наорать и стукнуть гораздо проще и требует меньших душевных затрат.

Процесс передачи знаний в рамках школьной программы в принципе переоценен - зачем нужен учитель для ПЕРЕДАЧИ знаний, когда есть интернет? Задача учителя сейчас - не пересказ учебника и даже не объяснение материала, это прошлый век - даже позапрошлый, когда книги были недоступны большинству населения. Задача - научить копаться на свалке информации в поисках бриллиантов.

Я понимаю, что есть российская действительность с зарплатой молодого учителя в 13 тысяч рублей за полторы ставки, но в целом низкая зарплата - не оправдание насилия ни в коем случае.

Высшее образование не систематизирует мозги и не дает "базу". Интеллектуальная база (способность к анализу и синтезу информации + эрудиция) закладывается независимо от наличия или отсутствия высшего образования. Оно может быть стимулом (попался хороший профессор, были интересные лекции), но наличие вышки - не гарант того, что у человека мозги систематизированы и он знает больше. Особенно если мы говорим не о технических специальностях.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Учитель, это тот человек, который передаёт знание предмета ученику.

Вот перед вами тридцать детей. Тридцать характеров, опыта, физиологии. Пока вы подбираете ключи к одному, остальные тупят в телефоны. Ваш результат?

В интернете информацию найдут?  Они её там будут искать, если будут уверены, что им поставят пару, если они её не найдут. Без двойки, они бы там совсем другое искали, не из школьной программы.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Фронтальная форма работы - наиболее непродуктивная во всех смыслах. Как должен выглядеть образовательный процесс в идеале:

Первые несколько недель - мониторинг. Снять точки напряжения в коллективе, если таковые есть. Знания возрастной психологии позволяют типировать детей в коллективе и разбить по группам. Затем начинается работа в группах, в которых есть интеллектуалы, переговорщики, лидеры и исполнители (плюс-минус, это тоже несложно определить, имея базовые знания по психологии). Задача учителя: правильно поставить задачу, научить разбивать ее на этапы, научить разделять сферы ответственности, научить выполнять эти этапы, мониторить работу на всех стадиях, оценивать результаты и вклад каждого в общую работу. Это сложнее, чем пересказывать учебник у доски. Да, точные дисциплины тоже можно так изучать. Да, первые полгода уйдет на "настройку" детей, перетасовку групп, обучение командной работе. Если грамотно все сделать, то качество и обученность вырастет несоизмеримо. Все процессы работы в команде (и как их настроить) описаны в соответствующей литературе много раз, но увы, в педах этому не учат.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Сложно с вами согласиться. Вы за сложные формы с малым составом учеников.

Есть формы попроще.

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества