Про книги. Мемуары: Шелленберг, Шпеер, Дёниц, Гудериан

Про книги. Мемуары: Шелленберг, Шпеер, Дёниц, Гудериан.


Конечно, к любым мемуарам надо относиться очень осторожно. Часто автор хочет показать, какой он был хороший, а кругом или дебилы, или клоуны, и постоянно приходилось быть или дебилом у клоунов или клоуном у дебилов. Но обычно основные факты остаются, так что в любом случае интересно.

Для начала Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки Третьего Рейха. В кино его можно увидеть в фильме "17 мгновений весны", это начальник Штирлица, там его играет Табаков.

Даже взял на заметку приём на случай, если вдруг стану начальником (хотя это вряд ли, если я стану начальником, то или организация тут же развалится, или благодарные сотрудники на второй день отравят меня просроченными пельменями). У Шелленберга в кабинете в стол были вмонтированы два пулемёта (в тексте "автоматы", может, пистолеты-пулемёты), при нажатии на кнопку они могли изрешетить нежелательных посетителей. Очень толково - люди будут думать, прежде, чем ломиться с докладом.

Кто-то считает его приспособленцем, потому что он уже с 1942 года начал готовить почву на случай поражения в войне. И, в целом, успешно. В Нюрнберге ему дали только 6 лет тюрьмы за членство в преступных организациях, остальные обвинения были сняты. Хотя после войны он прожил недолго, тяжело болел и умер в 1952 году. В любом случае, про работу разведки почитать интересно, можно сравнить с воспоминаниями Павла Судоплатова. Например, посмотреть на "Красную капеллу" с другой стороны.

Или заценить интересные идеи вроде выкидывания над Англией с самолётов нескольких тонн фальшивых бумажных денег, которые практически невозможно отличить от настоящих (Англии пришлось после войны менять дизайн банкнот, настолько много высококачественных фальшивок немцы сделали). Удар по экономике может быть не менее чувствительным, чем снаряды и бомбы.

------

Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, автор "теории исторической ценности руин" в архитектуре (это когда при проектировании прикидывают, чтобы развалины через тысячу лет выгляде ли бы красиво), позже также министр вооружений (тоже появлялся в "17 мгновений весны"). Этот, кстати, после Нюрнберга отсидел двадцатку, вышел в 1966, написал мемуары (ожидаемо там написано, какой он был хороший, а кругом дебилы или клоуны), а умер в 1981 году в возрасте 76 лет. Во время встречи с любовницей.

У него много про архитектуру (всё-таки личный архитектор Гитлера), но и про дизайн в общем смысле тоже есть история. В 1934 году устраивали ежегодный съезд партийных функционеров низшего и среднего звена. Но эти функционеры были, в основном, пузатыми бюргерами, которые совершенно не умели ходить строем. И как можно выгодно преподнести толпу таких граждан? Шпеер предложил выход: "А давайте мы их выпустим в темноте. А знамёна и блестящих орлов над знамёнами специально подсветим". Потом добавилась идея использовать по периметру зенитные прожектора, направленные в небо (прожектора, правда, Геринг сначала не хотел выдавать, потому что они были частью стратегического резерва), но в итоге выдали. Эффект превзошёл все ожидания. 130 прожекторов создавали как будто колонны света, которые на высоте нескольких километров соединялись в светящуюся плоскость, создавая эффект огромного здания. Эффект вошёл в классику светового дизайна. А началось всё просто с того, что надо было убрать внимание от пузатых граждан, которые не умели ходить строем.

Ещё была история, когда во время киносъёмки съезда в 1935 году часть кадров оказалась испорчена, Шпеер отстроил для Лени Рифеншталь в павильоне декорацию: часть зала, трибуну и президиум. Рифеншталь потом сказала, что кадры из павильона получились лучше оригинальных. Хотя пересъёмкой части материала в павильоне уже тогда нельзя было никого удивить.

Интересно про организацию производства, когда он был министром вооружений с 1942 года. Германия под его руководством наращивала производство оружия даже под бомбами. Хотя Шпеер не был ни военным, ни политиком, но был в руководящей верхушке, потому что производство нужно всем. Много интересных фактов. Например, он пишет о том, как присутствовал при первом запуске управляемой ракеты Вернером фон Брауном в 1942. И, когда Гиммлер в 1944 арестовал фон Брауна и двух его сотрудников, то именно Шпеер заступился за ракетчиков. Неизвестно, где была бы американская космическая программа без фон Брауна (подозреваю, что в "Смешариках" пингвин с немецким акцентом - это шутка именно про него).

Также изрядная картина постоянных интриг в руководстве. Например, такое:

"Впрочем, за речью Геббельса о тотальной войне последовал жест, восторженно воспринятый общественностью: Гитлер приказал закрыть берлинские фешенебельные рестораны и дорогие увеселительные заведения. Геринг попробовал взять под защиту свой особенно любимый ресторан Хорхера. Однако, он сдался, когда группа организованных Геббельсом демонстрантов перебила камнями окна ресторана. Результатом было серьезное осложнение во взаимоотношениях между ними".

--------

Карл Дёниц "Подводный флот Рейха".

Конечно, кого из той тусовки ни читаешь (из тех, кого не повесили по итогам), так все ни при чём. Никто Гитлера не поддерживал, так, просто рядом стояли. А Дёниц после смерти Гитлера ещё и поуправлять Германией несколько дней успел.

Но по поводу тактики подводной войны познавательно. Знаменитая тактика "волчьих стай" подводных лодок, прорывы в гавани, минирование. Хотя основной мотив книги "Надо было с самого начала делать больше подводных лодок, БОЛЬШЕ!.. хотя бы штук 300 для начала, тогда бы мы победили Англию" смотрится довольно самонадеянно. Уже в 1942 году у союзников появились радары, в 1943 начали поступать на вооружение самонаводящиеся противолодочные торпеды. Не говоря уже о том, что англичане ещё в начале войны взломали шифр Энигмы. При этом, похоже, Дёниц даже в момент написания мемуаров был не в курсе, что Энигму взломали. Но я, например, не знал, что подводных лодок в начале войны было немного и были большие проблемы с несрабатывающими торпедами.

Верный привычке замечать всякое не особо важное, отметил описание дирижабля как "над горизонтом обнаружили нечто чёрное колбасообразной формы". Ожидал увидеть продолжение "под ним были корабли, похожие на тушёную капусту и кружку с пивом".

---------

Мемуары Гудериана. Как кто-то охарактеризовал, "типичные мемуары проигравшего": я вот это предлагал, но мне дали другой приказ, поэтому всё накрылось. Подразумевается, что, если бы войска действовали, как предлагал автор, то быстро бы Москву взяли, но надо помнить, что это далеко не факт.

Вообще, мемуары лучше читать после хоть какой-то аналитики. Для первого впечатления есть хорошая книга Алексея Исаева "Десять мифов Второй Мировой". Как минимум, понятно, что и мир, и война в то время были клубком противоречий.

Когда читал Дёница, было ощущение, что он вообще не интересовался ходом войны на континенте, только жалобы, что подводных лодок мало. С Гудерианом то же самое. Только подвижные бронетанковые соединения могут атаками добиться успеха, а у них нет новых моторов (кстати, некоторые люди вообще не в курсе, что такое "моторесурс"), нет пополнений, гоняют туда-сюда на оборону, когда надо только наступать. После прочтения Исаева понятно, почему танки могли гонять для обороны. И, опять же, после Исаева понятно, в чём заключалось новаторство применения танковых соединений Германией, если просто читать Гудериана, то не совсем понятно, насколько новым был подход.

С точки зрения интересности его книга "Внимание, танки!" 1937 года мне понравилась больше (опять же, после аналитики Алексея Исаева), это история создания танков, анализ операций Первой Мировой с использованием танков и предложения по поводу организации танковых подразделений, которые и позволили Германии устраивать блицкриги.

В этих же воспоминаниях больше про людей. Тот был там, сказал то-то, такого-то назначили командовать группой армий. Вообще, такие вещи полезно читать тем, кто не понимает, что любая власть - это всегда соперничающие группировки, иногда с диаметрально противоположными целями. Даже если факты выбираются из серии "все пипидастры, а я - Д'Артаньян" (для мемуаров - обычное дело), то, глядя на ситуацию с разных сторон, начинает складываться какая-то картина.

Подробностей именно боевых действий гораздо меньше. Примерно как "Противник занял такой-то город, оказывает давление на дивизию номер такой-то". Мне было интересно, что немецкий "главный по танкам" написал про танковое сражение под Прохоровкой на Курской дуге. Про встречную битву между сотнями танков и самоходных установок только одна фраза: "Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления".

Как обычно, есть доставляющие пассажи. "Кроме того, русские, являющиеся мастерами в области разрушения, взорвали при отходе все мосты, а на более узких местах заминировали обширные участки местности вдоль дороги". Destruction mastars! При этом у него же: "Школа находилась в прочном здании и была хорошо оборудована, как и все школы в Советской России, находившиеся почти повсюду в хорошем состоянии. Для школ, больниц, детских домов и спортивных площадок в России было сделано много. Эти учреждения содержались в чистоте и полном порядке".

P.S. Про военные мемуары. Когда читал Пелевина SNUFF, то просто выпал в осадок на месте: "Я где-то читал, что «Хеннелора» – это позывной античного аса Йошки Руделя из партии «Зеленых СС», удостоенного Красного Креста с Коронками и Конопляными Листьями за подвиги на африканском фронте". Из Википедии про Руделя: "Единственный кавалер полного банта Рыцарского креста: с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами". Мемуары его тоже читал. Правда, у него в мемуарах, в основном, про то, как он лично на бомбардировщике воевал с "монгольскими большевистскими ордами". После прочтения даже странно, что он один всех почему-то не победил. Но отжигал всерьёз, больше 2500 боевых вылетов, под конец войны летал с протезом ноги.