Programma.Boinc

Programma.Boinc

Boinc - Распределенные вычисления на благо науки! Мой комп: intel i-3 10105F, SSD 512 и 240 гб, GeForce 1660 SUPER, ОЗУ 16 гб. Всех Благодарю за донаты.
Пикабушник
Дата рождения: 25 февраля 1985
ttyyzz ryavknul
ryavknul и еще 1 донатер
поставил 3 плюса и 1 минус
отредактировал 33 поста
проголосовал за 29 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
151К рейтинг 367 подписчиков 10 подписок 4104 поста 402 в горячем

Самая плодовитая женщина Африки

Самая плодовитая женщина Африки

В тему наследственной предрасположенности к рождению близнецов, статья 2018 года:

«Я уже давно не жалею себя» Эта женщина родила 44 ребенка от одного мужчины, но растит их без него
Мариам Набатанзи Бабирье из Уганды всегда мечтала о счастливой большой семье с шестью детьми. В результате почти в 40 лет она стала матерью 44 отпрысков, не нужных своему единственному отцу. Врачи все время лишь разводили руками и запрещали ей предохраняться. «Лента.ру» рассказывает невероятную историю .


Точно сказать, сколько лет главной героине истории, не представляется возможным: журналистам медиапортала Pulse Live Kenya в 2017 году она говорила, что ей 39. Телеканалу Kenya Citizen TV в сюжете 2018 года признавалась, что ей 38. Вероятнее, правы все же последние, так как об этом говорят косвенные факты — сообщается, что ее выдали замуж в 12 лет в 1993 году. Неизменным остается только количество детей: Мариам Набатанзи Бабирье за всю свою жизнь родила 44 ребенка, 38 из них на сегодняшний момент живы. Среди ее детей шесть пар близнецов, четыре тройни и три четверни. Десять из них девочки, все остальные — мальчики. Самому старшему из них — 24 года, а младшему — два.

Грустное начало
Маленькой Бабирье не очень повезло с семьей: ее мать умерла, когда девочка была еще совсем маленькой, а отец вскоре снова женился. Мачеха сразу невзлюбила его пятерых детей от прошлого брака. Однажды она решила избавиться от них: приготовила им еду с битым стеклом и подала на стол. Все братья и сестры девочки умерли на месте, ей же повезло в злополучный день убежать из дома.
Тогда мачеха решила избавиться от падчерицы иным способом, да еще и заработать на этом денег. В 1993 году 12-летней угандийке нашли 40-летнего жениха. «Я не знала, что меня выдают замуж. В тот день люди приходили к нам домой и дарили разные вещи моему отцу. Когда гостям пришло время уходить, тетя взяла меня с собой. Я думала, я ее провожаю, но когда мы дошли до ее дома, она передала меня мужчине», — вспоминала она позже тот день.
Замужняя жизнь давалась Бабирье непросто: помимо хлопот по хозяйству ей приходилось присматривать за многочисленными детьми супруга от его прошлых жен, живущих по всей Уганде. Если девочка не справлялась, дерзила или просто чем-то раздражала мужа, он не гнушался поднять на нее руку.
Вскоре после свадьбы свекор Бабирье подарил им маленький клочок земли, чтобы они могли построить дом и завести собственных детей. Молодая жена мечтала, чтобы их было шестеро. Когда ей было 13 лет, на свет появились ее первые отпрыски: пара близнецов. Еще через два года она родила тройняшек. А спустя год и семь месяцев — четверняшек. Угандийка не сильно удивлялась своей плодовитости: в ее роду неоднократно появлялись на свет близнецы. «Мой отец зачал 45 детей с разными женщинами, и все они были близнецами: двойнями, тройнями, четвернями и даже пятернями», — объяснила она.

«Если не будешь рожать — умрешь»
После шестых родов у Бабирье было уже 18 детей. Она решила, что пришло время остановиться, и обратилась к местному врачу. Тот оказался крайне некомпетентным, а необразованная женщина не смогла этого понять. Доктор заявил ей, что она «страдает от переизбытка яйцеклеток», и если она прекратит рожать, то может умереть. «Неоплодотворенные яйцеклетки накапливаются и могут не только разрушать репродуктивную систему, но и представлять опасность жизни женщины», — заявил ей врач Ахмед Кикоменко.
Доктор Чарльз Киггунду, президент ассоциации гинекологов и акушеров Уганды, работающий в крупнейшей больнице страны, считает, что плодовитость Бабирье — это наследственное. «У нее генетическая предрасположенность к гиперовуляции, то есть появлению двух и больше яйцеклеток во время овуляции за один цикл», — пояснил он. «Иногда во время цикла не происходит овуляции, тогда в следующий раз яичники выпускают сразу несколько яйцеклеток. Из-за этого выше вероятность того, что они все будут оплодотворены, но также высока вероятность, что все они погибнут. Бабирье везло», — добавил Киггунду. Он отметил, что это состояние можно было скорректировать, но «из-за его редкости многие врачи о нем не знают».
Доктор предположил, что его коллеги принимали состояние Бабирье за синдром гиперстимуляции яичников — редкое осложнение, случающееся после процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Если доктора неправильно рассчитали дозу стимулирующих гормонов, то у пациентки аномально увеличиваются яичники, в брюшной полости и легких скапливается жидкость, а также возрастает риск возможного разрыва кист и развития тромбов в кровеносных сосудах. Это заболевание действительно представляет опасность для жизни будущей матери, врожденная же склонность к гиперовуляции, как у Бабирье, — нет.
В 23 года уже с 25 детьми она снова обратилась в больницу с просьбой сделать хоть что-нибудь: противозачаточные таблетки и уколы ей не помогали. Но снова наткнулась на ту же рекомендацию: «Меня осмотрели в крупнейшей больнице страны и посоветовали продолжать рожать». В отчаянии она установила внутриматочную спираль, но организм не принял ее: «Меня постоянно рвало, я теряла сознание, а затем месяц провела в коме». В декабре 2016 года она родила последнего ребенка при помощи кесарева сечения. Она пошла на операцию, потому что полностью не восстановилась после комы из-за установки спирали. Бабирье в очередной раз попросила докторов сделать так, чтобы она не могла больше рожать. После родов акушер заявил ей, что «вырезал ей матку изнутри». Киггунду считает, что ей перевязали фаллопиевы трубы, и это самый надежный метод женской контрацепции из ныне известных.

Отец-молодец
Мать-героиня признается, что 25 лет брака принесли ей лишь унижения и страдания: «Муж постоянно мучил меня и избивал, стоило мне только попытаться ему возразить по любому вопросу. Особенно, когда я ругалась, что он приходил домой пьяный. Он никогда не обеспечивал нас и не заботился о нашем благополучии. Дети не особо знают, кто он такой, потому что его никогда нет дома. Имена своим отпрыскам он дает по телефону».
Старший сын Бабирье, 24-летний Чарльз Мусиси, признался, что их отец давно пропал, и детей приходилось воспитывать одной матери. «Я спокойно могу сказать, что мои братья и сестры не знают, как он выглядит. Последний раз я видел его в 13 лет».
Ее супруг бывает дома примерно раз в год. Поздно вечером он тайком пробирается в спальню к жене, а рано утром убегает. «Я терплю эти унижения, потому что тетя посоветовала мне стойко выносить тяготы брака и жить ради детей. Она велела мне не заводить детей от других мужчин», — объяснила она.
Несмотря на все случившееся, угандийка считает, что главная гордость женщины — ее семья, поэтому ее нужно сохранить любой ценой. «Замужняя жизнь никогда не бывает легкой, женщины всегда обязаны терпеть, так повелось со времен наших прабабушек. Со временем терпение окупится, в моем случае — детьми, забота о которых приносит мне счастье». Мужчинам она посоветовала не забывать об ответственности перед женами и детьми. А еще — никогда не выдавать маленьких дочерей замуж ради быстрого заработка. «Вы сломаете жизнь не только им, но и своим внукам», — печально добавила она.

Сотни тысяч на еду
У Бабирье нет сада или фермы, поэтому ей приходится покупать еду. Женщине требуется как минимум 100 тысяч угандийских шиллингов в день (1743 рубля). На них она покупает 22 килограмма кукурузной муки, семь килограммов фасоли, два с половиной килограмма сахара и три брикета мыла. Все это уходит за один день. «Бог добр ко мне, поэтому мои дети едят каждый день и не голодают», — говорит она. Сейчас угандийка копит деньги на установку водопровода. Она собирается продавать воду, которую не так-то легко достать в деревне: горшок воды может стоить 800 угандийских шиллингов (14 рублей). Разносчик воды Дэвид Казимба признается, что каждый день привозит женщине 15 канистр воды: «Я ее знаю уже восемь лет, она очень общительная. Иногда люди дразнят ее за такое большое количество детей, но она просто игнорирует их нападки».
Чтобы заработать на пропитание детям, Бабирье делает стрижки и укладки, работает декоратором на различных мероприятиях и наряжает невест перед свадьбой, шьет одежду, печет торты и кладет кирпичи. Также она выращивает и продает целебные травы от самых разных болезней. «Я берусь за любую работу, если она приносит деньги. Я уже давно не жалею себя, потому что знаю, дети — это подарок от Бога. Я должна ценить их, поэтому делаю все, чтобы им было хорошо».
Больше всего Бабирье переживает из-за проблем с сердцем у ее пятилетнего сына. Каждую неделю она тратит 120 тысяч угандийских шиллингов (около двух тысяч рублей) на покупку лекарств для него. В январе врачи из центральной больницы предложили ей отправить мальчика на операцию в Индию. Однако для этого ей придется накопить 35 миллионов угандийских шиллингов (610 тысяч рублей). Пока женщина не знает, где их достать, но намерена непременно сделать это. Мать-героиня утверждает, что сама не страдает ни от каких болезней и легко переносила многочисленные роды до появления на свет последнего ребенка путем кесарева сечения. После этого у нее начала болеть спина по вечерам.
Еще одна серьезная статья расходов женщины — достойное образование для детей. Самой угандийке не удалось закончить и двух классов начальной школы, и за это она винит своего отца. Ее старшие дети выучились на медсестру и строителя, но пока не нашли работу. Девять учатся в средней школе, все остальные — либо в начальной школе, либо еще очень малы: «Я надеюсь, все мои дети будут ходить в школу и закончат ее, потому что у всех них большие амбиции: они хотят быть докторами, юристами, учителями. Я хочу, чтобы они смогли осуществить свои мечты, потому что я не могла этого сделать». Впрочем, иногда ее детям приходится сидеть дома: одной Бабирье сложно оплачивать школьное образование для всех чад.
Старшие дети помогают Бабирье делать работу по дому и сидят с младшими сестрами и братьями. Но женщина подчеркивает, что любит заботиться о детях сама и старается каждый день уделить внимание каждому ребенку: «Мои дети — моя радость. Они мое счастье, а не бремя. И я горжусь, что забочусь о них. Я не устаю от готовки, стирки и купаний. Дети растут лучше, если у них есть любовь и забота матери». Она спит максимум пять часов в сутки.

Показать полностью

Автор картины Юрий Васильевич Волков

Автор картины Юрий Васильевич Волков

Автор картины Юрий Васильевич Волков Картина, Севастополь, Холст, Живопись, Современное искусство

Первые варианты уже модульной ангары 2010 год

Первые варианты уже модульной ангары 2010 год

Первые варианты уже модульной ангары 2010 год Космос, Астрономия, Россия, Ракета-носитель Ангара, Модуль

3600 объектов в радиусе 65 световых лет от Солнца

3600 объектов в радиусе 65 световых лет от Солнца

Международная команда астрономов подсчитала количество звезд и коричневых карликов, расположенных по соседству с Солнцем. Статья с результатами «переписи» была опубликована в недавнем выпуске издания The Astrophysical Journal.

Чтобы справиться с этой задачей, исследователи воспользовались результатами наблюдений ряда телескопов, включая обсерваторию Gaia. Также они использовали данные, собранные астроэнтузиастами в рамках проекта гражданской науки Backyard Worlds. Его целью является поиск тусклых объектов (главным образом, коричневых карликов), расположенных по соседству с Солнцем.

В общей сложности, в ходе «переписи» астрономам удалось выделить 3600 индивидуальных объектов, расположенных в радиусе 20 парсек (65 световых лет) от Солнца. Анализ показал, что отношение числа звезд к количеству коричневых карликов составляет 4:1, а средняя масса одного объекта — 0,41 массы Солнца.

3600 объектов в радиусе 65 световых лет от Солнца Астрономия, Космос, Парсек, Объект, Gaia

Телескоп Roman прошел проверку зеркал

Телескоп Roman прошел проверку зеркал

Инженеры компании L3Harris Technologies провели первый оптический тест зеркал космического телескопа Roman. Проверка показала, что они направляют свет на научные инструменты с высокой точностью.


Космический телескоп Roman предназначен для наблюдения крупномасштабных структур Вселенной и исследование влияния темной материи на галактики. Другая задача миссии — поиск и получение прямых изображений экзопланет.

То, насколько успешно Roman справится с этими задачами, будет зависеть от эффективности работы его оптики, ключевым компонентом которой являются зеркала. В общей сложности, Roman имеет десять зеркал, главное из которых имеет диаметр 2,4 метра. Оно обеспечит телескопу возможность делать изображения со схожей детализацией, как у «Хаббла».

Ранее каждое из зеркал Roman уже проходило индивидуальные испытания, но теперь инженеры впервые проверили, как они будут работать вместе. Им потребовался месяц, чтобы правильно выровнять и расположить их. Тест показал, что зеркала могут направлять свет на научные приборы Roman с необходимой точностью.

Но это лишь первый шаг. В дальнейшем Roman должен будет пройти серию вибрационных и акустических тестов. Инженеры сравнят результаты измерений до и после этих испытаний, чтобы убедиться, что оптика выдержит сильную тряску и интенсивные звуковые волны, которые возникнут во время запуска. За этим последует финальная проверка в криогенной камере, которая необходима, чтобы понять, как зеркала поведут себя в условиях космического пространства.

На данный момент запуск Roman запланирован на конец 2026 – первую половину 2027 года. Телескоп будет выведен ракетой Falcon Heavy на гало-орбиту вокруг точки Лагранжа L2, где должен будет проработать не менее пяти лет.

Телескоп Roman прошел проверку зеркал Космос, Астрономия, Falcon Heavy, NASA, Зеркало, Проверка, Длиннопост
Телескоп Roman прошел проверку зеркал Космос, Астрономия, Falcon Heavy, NASA, Зеркало, Проверка, Длиннопост
Показать полностью 2

Ни чего себе, в первые вижу, монстр какой-то... 6-поршневые гидравлические дисковые тормоза Massive Hope V6ti для горного велосипеда

6-поршневые гидравлические дисковые тормоза Massive Hope V6ti для горного велосипеда замечены (снова)

https://bikerumor.com/2017/08/31/hope-revives-v6ti-monster-b...

Мы впервые увидели их на выставке Eurobike прошлой осенью, где Хоуп объяснила, что они все еще находятся на стадии тестирования.

Судя по имеющимся у них тормозам, но с дополнительной парой поршней, V6ti все еще остается на тестах, по словам представителя выставки.

Тормоза предназначены для рынка скоростного спуска, но, вероятно, найдут применение и на высокопроизводительных электронных велосипедах, где дополнительный вес может использовать всю возможную помощь для снижения скорости.

Тормоза, по общему признанию, будут выпускаться небольшим тиражом, поэтому поршни будут изготовлены из титана, а не из формованного фенола.

Предполагается, что они так же хорошо справляются с теплом, но их легче производить в небольших количествах.

Их выставочный мотоцикл был оснащен специальным рычагом, на котором выгравировано слово «Moto», но они сказали, что это было просто в целях тестирования и что серийные мотоциклы будут работать с рычагами Tech3. Эти рычаги имеют независимую регулировку вылета и контакта колодок (точку прикуса) и работают со всем диапазоном 2- и 4-поршневых тормозных суппортов XC, эндуро и DH.

Ни чего себе, в первые вижу, монстр какой-то... 6-поршневые гидравлические дисковые тормоза Massive Hope V6ti для горного велосипеда Техника, Велосипед, Эндуро, Тормоз, Даунхилл
Ни чего себе, в первые вижу, монстр какой-то... 6-поршневые гидравлические дисковые тормоза Massive Hope V6ti для горного велосипеда Техника, Велосипед, Эндуро, Тормоз, Даунхилл
Показать полностью 2

Starliner готовится к запуску

Starliner готовится к запуску

Сотрудники Космического центра им. Кеннеди установили корабль CST-100 Starliner на ракету Atlas V. В следующем месяце она отправит его в первый пилотируемый полет к МКС.


CST-100 Starliner был разработан Boeing по контракту NASA, выданному в рамках программы CCP. Ее целью является создание частных пилотируемых космических кораблей, предназначенных для доставки астронавтов на МКС. Второй контракт по этой программе достался SpaceX, построившей корабль Crew Dragon.

Первое испытание Starkiner состоялось в декабре 2019 года. Оно было частично успешным. Из-за некорректной работы двигателей корабль не смог состыковаться с МКС и досрочно вернулся на Землю.

Второй тест состоялся в мае 2022 года. В этот раз кораблю удалось состыковаться с МКС, хотя и не без некоторых проблем. Тем не менее, по его результатам NASA одобрила проведение первого полета Starliner с экипажем. Однако его пришлось ждать еще два года. Последующие переносы даты запуска были вызваны проблемами с парашютной системой корабля, а также использовавшейся для обмотки проводов ленты, которая оказалась легковоспламеняемой.

После того, как инженеры устранили все недочеты и провели тесты обновленной парашютной системы, Starliner наконец-то получил зеленый свет на первый пилотируемый полет. Он запланирован на 6 мая. На борту корабля будут находиться астронавты NASA Бутч Уилмор и Суни Уильямс.

Основной задачей полета является проверка того, как поведут себя системы корабля с людьми на борту. План полета предусматривает, что Starliner состыкуется с МКС, проведет восемь дней в ее составе, после чего вернется на Землю. Успешное завершение полета позволит NASA сертифицировать Starliner для регулярных миссий по ротации экипажа МКС. Первый подобный полет запланирован на начало 2025 года.

Starliner готовится к запуску Запуск ракеты, Космос, Starliner, NASA, Астрономия, Boeing, Dragon 2
Показать полностью 1

Что заставляет бабу меньше рожать?

Что заставляет бабу меньше рожать?

Вишневский А. Г. Нерешенные вопросы теории демографической революции. Население и экономика. — 2017. — Т. 1. — № 1. — С. 3–21.
...Революция в рождаемости. Как уже отмечалось, внимание первых теоретиков демографической революции было привлечено к снижению рождаемости, для них оно было почти синонимом этой революции.


Огромные изменения в рождаемости — и по скорости, и по глубине – действительно не имеют прецедента и дают основания говорить об их революционном характере. Но с самого начала было понятно, что революция в рождаемости стала лишь ответом на снижение смертности, о котором как раз никто не говорил, как о революции, эта тема возникла намного позже. Кроме того, уже давно было понято, что это не единственный, а лишь один из возможных ответов [Davis, 1963]. Более того, очевидно, что и этот ответ может иметь многообразные формы.


Со времен Ландри, когда говорят о революции в рождаемости, то чаще всего по умолчанию подразумевается лишь тот ее этап, который связан с распространением внутрисемейного регулирования деторождения. Между тем, снижение рождаемости как ответ на снижение смертности началось задолго до этого этапа и достигалось иным путем, о котором сам Ландри писал как о модели, в которой «непосредственным регулятором численности населения становится не смертность, а брачность» [Ландри, 2014]. Массовое обращение к этому регулятору привело к появлению «европейского типа брачности», который «можно с достаточной достоверностью проследить, начиная с XVII в. для всех слоев населения» [Хаджнал, 1979, с. 65]. Поздние браки или безбрачие как один из способов снижения рождаемости в ответ на снижение смертности хорошо известны демографам [Davis, 1963; Livi Bacci, 1995].


Не правомерно ли отнести начало революции в рождаемости ко времени появления этой модели, а благодаря этому лучше понять особенности взаимодействия семьи и общества на разных стадиях революции? Тогда, может быть, и изменения, названные «вторым демографическим переходом», потеряют свою исключительность и станут восприниматься как один из этапов перемен в рождаемости, в которых семья всегда выступала и главным революционером, и главным получателем достигнутого выигрыша.


Революция в смертности. Разумеется, теория демографической революции, даже и ориентированная, в первую очередь, на объяснение фундаментальных изменений в рождаемости с самого начала учитывала связь этих изменений со снижением смертности. Однако это снижение, исторически предшествовавшее снижению рождаемости, долгое время воспринималось лишь как некая данность, как внешнее обстоятельство, которое нужно учитывать при объяснении снижения рождаемости, но не более того. Вопрос же о том, что происходит с самой смертностью, почему она снижается и какие глубинные перемены стоят за этим снижением, не задавался, казалась достаточной ссылка на общий прогресс, успехи медицины, повышение уровня жизни и т.п. «Весь процесс модернизации в Европе и заморской Европе обеспечивал рост уровня жизни, новый контроль над заболеваниями и снижение смертности» [Notestein, 1945, p. 40].


Только концепция эпидемиологического перехода, появившаяся намного позднее, чем общие представления о демографической революции, привлекла внимание к снижению смертности как к самостоятельному процессу, требующему анализа его внутреннего содержания. Имя Омрана хорошо известно демографам, однако в обзорах по истории собственно демографического перехода его имя обычно не упоминается. В этом есть большая несправедливость, потому что именно он сделал изучение и истолкование сути глубинных изменений в смертности одним из главных элементов концептуального видения демографической революции в целом.

Роль снижения смертности как ключевого механизма, запускающего демографическую революцию, было признана и до Омрана. Но его интерес к «моделям смертности» открыл путь к переосмыслению очевидного факта количественного снижения смертности в терминах изменения структуры причин смерти. Отталкиваясь от фундаментальных различий в структуре патологии и причин смерти, Омран говорил о переходе от одного этапа истории смертности к другому. Он не употреблял слово «революция», но, по сути, речь шла именно о революционных изменениях, отделяющих одну эпоху от другой. (Термин «эпидемиологическая революция» использовал Милтон Террис [Terris, 1976], но он не был демографом и не упоминал о демографическом переходе.) Концепция эпидемиологического перехода помогает понять «анатомию» исторических изменений смертности именно как самостоятельной революции, приведшей к коренному изменению этой структуры, вследствие чего происходит «не только переход от одной доминирующей структуры патологий к другой, но также радикально трансформируется возраст смерти» [Meslé, Vallin, 2002, p. 440].


Представление об «эпидемиологической революции», или, в терминологии Омрана, «эпидемиологическом переходе», должно быть «вмонтировано» в общую теорию демографической революции как ее интегральная часть. Революция в смертности столь же важная часть всей демографической революции, как и революция в рождаемости, в каком-то смысле даже более важная, потому что именно с нее все и началось. И так же, как и революция в рождаемости, революция в смертности еще не вполне завершена на практике и не до конца осмыслена в теории...

...Демографическая революция в контексте исторических перемен: двойная объяснительная логика
Одна из наиболее уязвимых сторон теории демографической революции в ее современно виде — крайне противоречивая логика объяснения составляющих ее суть перемен. Это особенно хорошо видно на примере рождаемости.


С самого начала теоретикам демографической революции было ясно, что снижение рождаемости стало ответом на снижение смертности, но почему-то это объяснение им казалось недостаточным. «В прошлом… рождения в семье могли быть многочисленными: умирало столько детей, что большие семьи встречались далеко не часто; сегодня при такой рождаемости большие семьи стали бы правилом. Но можно ли этим объяснить снижение рождаемости? Достаточно ли этого, чтобы утверждать, что неограниченное размножение порождало теперь не просто довольно небольшой риск больших семейных расходов, но вероятность столь большой нагрузки, чтобы это привело к ограничению воспроизводства? Представляется, что это не так. Надо, следовательно, искать другое объяснение» [Landry, 1982, p. 38–39]. Это другое объяснение Ландри находил во влиянии на демографическое поведение людей новых идей и представлений, восходящих к эпохе Просвещения и Французской революции.


Столь же непоследовательной была и позиция американских теоретиков демографического перехода. Они совершенно определенно указывали на роль снижения смертности как причины этого перехода, хорошо понимали, что «снижение смертности создавало затруднения для человека, увеличивая его семью» [Davis, 1963, p. 352]. Прекрасно знали они и все виды ответов на снижение смертности, к которым прибегало население Европы, когда это снижение только началось (прежде всего, ответ поздней брачности и миграционный ответ) и когда снижение смертности набрало силу и понадобилось «планирование семьи». Смысл всех этих ответов заключался в том, чтобы сохранить прежний размер семьи (подчеркнуто нами — А. В.). С самого начала было понято и то, что демографический переход несет с собой «поразительный выигрыш в эффективности». «Новый тип демографического равновесия высвободил огромное количество энергии из вечной цепи воспроизводства, энергии, которая могла быть израсходована на решение других жизненных задач» [Davis, 1945, p. 5].


Парадокс заключается в том, что, обладая ясным пониманием природы реально происходивших изменений, они одновременно c упорством, достойным лучшего применения, настойчиво искали объяснения несуществующего факта — «коренного изменения (подчеркнуто нами — А. В.) мотивов и целей людей в отношении размера семьи» [Notestein, 1945, p. 40]. Как писал об этом намного позднее Д. Кирк, «удивительно, что в то время как на снижение смертности обычно указывают как на raison d’être снижения рождаемости, ему не часто отводят первое место среди причин снижения рождаемости» [Kirk, 1996, p. 368].

Пожалуй, только А. Омран, которого обычно не включают в число теоретиков демографической революции в целом и вспоминают только когда речь идет о революции в смертности, без обиняков указывает на роль снижения смертности как ключевой причины снижения рождаемости, которое не вызывает у него никакой тревоги. «Повышение показателей дожития в младенческом и детском возрастах подрывает комплекс причин социального, экономического и эмоционального порядка, которые побуждают индивидов иметь большое число детей, а общество — ратовать за высокую рождаемость.

Как только супружеская чета обретает почти полную уверенность в том, что их потомство… переживет их, усиливается вероятность более широкого ограничения рождаемости. Происходит не только уменьшение усилий “компенсировать” потерю детей, но сами усилия родителей и их эмоции приобретают новую качественную окраску, ибо ребенок в небольшой семье может рассчитывать на большую защиту, заботу и получает лучшее воспитание» [Омран, 1977, с. 74].


Но большинством демографов противоречивость их собственных теоретических построений удивительным образом не осознавалась и не осознается до сих пор. Ноутстайн видел причины мифических изменений в отношении людей к размеру семьи в трансформациях социальной и экономической среды и приводил целый список таких трансформаций. Этот список включал в себя и рост индивидуализма, и развитие городской жизни, и рост стоимости воспитания детей, и изменение роли семьи в обществе, и многое другое. С тех пор самые авторитетные теоретики демографического перехода, такие как Дж. Колдуэлл, авторы теории «Второго демографического перехода» Д. Ван де Каа и Р. Лестег, да практически все демографы, в том числе российские, обращаясь к объяснению снижения рождаемости в процессе перехода, повторяют с разными вариациями и добавлениями список Ноутстайна, пытаясь, в свою очередь, раскрыть тайну несуществующих различий в среднем размере семьи до и после демографической революции. (Это был, конечно, не первый такой список. Как пишет Ходжсон, «в 1893 г.

Джон Биллингс предложил довольно современный список социально-экономических факторов, побуждающих супружеские пары прибегать к контрацепции: растущее стремление к предметам, которые раньше были роскошью, но теперь стали почти необходимыми; желание сохранить или обезопасить свой социальный статус посредством расходов, не связанных с деторождением; стремление повысить качество детей, что требовало больших расходы на каждого ребенка; увеличившееся стремление женщин быть независимым от «возможных или фактических супругов»; усиливавшееся отношение женщин к ведению домашнего хозяйства как к «разновидности домашнего рабства» [Billings, 1893, p. 476. Цит. по: Hodgson, 1983, p. 5].)

Странная слепота исследователей революции в рождаемости — отражение более общей методологической проблемы, не решенной в рамках теории демографической революции. Много лет назад я писал, что рассмотрение демографической революции как самостоятельного исторического феномена требует и признании его самостоятельной внутренней логики, хотя, к сожалению, «эта внутренняя логика не привлекает внимания демографов, которые истолковывают такие перемены лишь как следствие различных социальных сдвигов, недемографических по своей природе» [Vishnevsky, 1991, p. 267].


Ни у кого нет сомнений, что теория демографической революции «устанавливает взаимосвязь между социально-экономическими и демографическими изменениями» [Hodgson, 1983, p. 7]. Вопрос, однако, состоит в том, как интерпретируется эта связь.


В демографической революции можно видеть лишь следствие социально-экономических изменений. Так можно понимать, например, слова К. Дэвиса о том, что «социокультурный переход, известный как промышленная революция, сопровождался глубоко связанным с ним демографическим переходом» [Davis, 1945, p. 5]. Вообще всякий раз, когда теоретики сталкиваются с новыми изменениям в демографическом бытии людей, они пытаются объяснить эти изменения не внутренней логикой хода самой этой революции как достаточно автономного историко-демографического процесса, а ищут внешних по отношению к нему объяснений. Снижение рождаемости, изменения института брака и семьи и т.п. они рассматривают лишь как следствия перемен в экономике, политике, культуре и пр.


Но можно видеть исторические события по-иному. Снижение смертности в Европе, которое обозначилось там задолго до промышленной революции, сделало возможным и необходимым не только снижение рождаемости, но и «миграционный ответ», который создал предпосылки для роста городов и развития промышленности. При такой трактовке революция в рождаемости — не следствие промышленной революции, а равноправный с нею результат происходивших ранее изменений, в том числе (а, может быть, и в первую очередь) демографических.


Ходжсон утверждает, что теоретики демографического перехода рассматривали уровень рождаемости как зависимую переменную, т.е. считали, что этот уровень всегда можно понять, анализируя влияющие на него компоненты социальной системы, и при этом приводит в качестве первого такого компонента снижение смертности [Hodgson, 1983, p. 10]. Но тем самым он, во-первых, косвенно признает исключительную роль снижения смертности как причины снижения рождаемости, что как раз и не устраивало или не полностью устраивало упомянутых им теоретиков.

Во-вторых же, он интерпретирует снижение смертности как социальный, а не демографический процесс. Это верно, если относить к социальным все процессы, протекающие в человеческом обществе и находящиеся под его контролем. Но это неверно, если понимать социум как сложную функционально структурированную систему, где, среди прочих, существует и относительно автономная демографическая подсистема, обладающая внутренними механизмами поддержания демографического равновесия.


Гораздо более верной мне кажется позиция Д. Реера, изложенная в его сравнительно недавней статье. «Исследователи демографического перехода… гораздо меньше внимания уделяли демографическому переходу как причине, а не следствию процесса преобразования общества… Историки и социологи привыкли считать демографические реалии напрямую зависимыми от экономического воздействия и никак иначе. Я же утверждаю, что во многих вопросах демографический переход необходимо рассматривать как ключевой фактор изменений. Демографический переход должен быть изучен как автономный процесс, завершившийся глубинными социальными, экономическими и даже психологическими или мировоззренческими воздействиями на общество. Демографию нужно рассматривать как независимую переменную» [Reher, 2011, p. 11–12; Реэр, 2014, с. 42]...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!