Преодоление модных увлечений / искушений по В.А. Сухомлинскому
Данная статья относится к Категории 💤 Эффекты ослабления творческой деятельности
«Получил от тебя маленькое письмецо, отвечаю таким же маленьким. Ты просишь денег на транзисторный радиоприёмник, сорок пять рублей.
Пишешь, почти у всех студентов есть транзисторы.
Денег на нужную вещь никогда не жалко, но транзистор покупать я тебе просто запрещаю.
Вот почему. Транзисторы становятся всенародным бедствием. Помнишь, я приезжал к тебе, мы были в сквере. Прекрасный парк, море зелени, но птиц нет.
Их изгнали транзисторы. И днём и ночью под каждым кустом раздаются воющие, стонущие, завывающие звуки. Каждый стремится перекричать других, блеснуть своим транзистором. Нет ни тишины, ни музыки природы. (Ты знаешь, что это такое? Это шёпот листвы; в ясный солнечный день деревья поют одну мелодию, в ветреную погоду - другую, перед грозой тишина тоже поёт...) Скоро и в селе маленькие леса будут завоеваны транзисторами. Однажды я пошёл в лес в воскресенье послушать музыку природы. Только лёг на траву - слышу завывание джаза...
Ты хорошо играешь на баяне - неужели тебе теперь не хочется в свободную минуту поиграть? Или учись на скрипке играть - ведь у тебя прекрасный слух.
Покупай скрипку, учись. А о транзисторе забудь.
Для городских жителей среднего и пожилого возраста эти маленькие ящички стали проклятием: нельзя окно открыть - сразу же врываются стонущие, хрипящие звуки.
Отказаться от транзистора надо хотя бы во имя уважения к людям. Представь себе, в воскресенье тысячи людей направляются на прогулку в лес, в парки. Что было бы, если бы у всех были транзисторы? Отдых превратился бы в ад.
Не надо вносить свою лепту в это превращение.
Меня-очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодёжи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или на кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на плёнку. Нажал кнопку — и музыка есть, не надо учиться, не надо думать.
Так легко дойти до полного отупения.
Летом, как приедешь, пойдём слушать музыку природы: музыку солнечного летнего дня, музыку вечерней зари, музыку звездной июльской ночи, музыку грустного листопада. Неужели ты забыл песню жаворонка, которую вы ходили слушать в поле всем классом?
Посылаю 45 рублей. Купи скрипку, самоучитель. Не будешь жалеть. Если не хочешь учиться играть на скрипке, купи на эти деньги книги по искусству. […]
Я работаю четырнадцать, а то и шестнадцать часов ежедневно - ты это прекрасно знаешь. Если хочешь стать учёным, готовь себя к этому».
Сухомлинский В.А., Письма к сыну, М., «Просвещение», 1987 г., с. 28-29 и 31.
Дополнительные материалы
Отказ творческой личности от соблазнов — более 30 материалов по теме
см. термин Среднеарифметический гражданин в 🔖 Словаре проекта VIKENT. RU
+ Плейлист из 8-ми видео: ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО и ПЕДАГОГИКА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
+ Ваши дополнительные возможности
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям научной и творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Изображения в статье
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Автор около 30 книг и свыше 500 статей / Мультиурок & Photo by Erik Mclean on Unsplash
Photo by hilal kh on Unsplash
Лига Педагогов
1.7K постов5.6K подписчиков
Правила сообщества
Можно:
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
...
Нельзя.1. Попрошайничать;
2. Рекламировать;
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;