Почему марксизм?
Глядя на современную жизнь, глядя на экономические, политические, культурные составляющие современного общественного организма, невольно задаешься разными вопросами: "почему происходит так, а не так?", "почему одни живут так, а не иначе?", "почему культура (образование/наука...) деградирует у одних, и процветает у других?", и т.д. Многие люди, задающие себе подобные вопросы, чаще всего, в поиске ответов, находят (с одной стороны) простое, но (с другой стороны) ложное объяснение: "природа", "менталитет", "интеллектуальная несовместимость", и прочие лженаучные теории. Но, вероятно у читателей появился уже такой вопрос, что тогда научно? Что объяснит то, что происходит в мире, происходит в обществе? На это можно дать короткий ответ - марксистская теория. А почему именно она, сейчас и узнаете.
Марксизм - это не просто наука, это собрание наук. По словам профессора Критского университета Димитриоса Пателиса марксизм есть начало "синтетической науки будущего" (с чем нельзя не согласиться, учитывая, какие сферы затрагивает марксизм). Марксизм есть освящение всей жизни человека в частности и жизни человечества в целом. Марксизм-это то, что дает рациональные, материалистические ответы на самые различные вопросы экономической, социальной, культурной и научной сфер.
Однако, давайте по порядку.
Марксизм и экономическая сфера.
В социально-экономической сфере марксизм объясняет те или иные действия политиков, партий, государств. Говорит о том, почему происходят те или иные экономические бедствия (голод, нищета, отсталость, войны, революции и восстания), или наоборот - экономические "радости" (сверхбогатства, роскошь, технические и иные успехи, экономическая гегемония, и т.д.).
В первую очередь марксизм говорит о том, что каждое действие, фраза, идея того или иного политика – есть не его личное, вызванное индивидуальным желанием, а есть действие, фраза, идея того или иного правящего слоя – класса (класс - это определенная группа людей, в силу исторически сложившихся обстоятельств, ставших либо хозяевами средств производства (заводами, фабриками, верфями, и пр.), и, при условии их доминантного положения в экономической (а следовательно и в социальной) сфере, таким образом стали господствующим классом (эксплуататорами), либо наемными рабочими, вынужденными продавать свою рабочую силу, пролетариями (эксплуатируемыми)). Политики, министры, сенаторы, президенты, как своеобразные выдвиженцы правящего класса, которые должны лишь выполнять контроль над эксплуатируемыми, защищать эксплуатирующих и выполнять распоряжения правящего класса, есть ни более чем менеджеры. Однако и они могут стать правящим классом, если заполучат в свое пользование какое-нибудь предприятие, фирму, и т.д. Именно интересы правящего класса определяют уровень богатства или бедности народных масс.
Однако и здесь есть свои но…
Мир велик и обширен. На данный момент на планете Земля 251 государство. Однако не все из этих государств могут похвастаться благополучием. Дело в том, что историческое развитие сегодняшней, капиталистической, формации разделило мир на главенствующие страны, буржуазия (правящий класс эпохи капитализма) которых является самой богатой и самой могущественной, и зависимые страны, которые частично, либо полностью зависят (однако, полузависимые страны можно отнести к своеобразной прослойке) от стран т.н. «капиталистического центра».
Главенствующие страны, дабы сбавить пыл своих эксплуатируемых масс и получить в добавок ко всему и дополнительный рынок сбыта (в виде полностью, или частично подконтрольной страны) переносят часть своих средств производства в так называемые «страны третьего мира» или по-иному «развивающиеся страны». Ослабляя эксплуатацию у себя, они гиперэксплуатируют народ той страны, куда были перенесены средства производства. Дабы сохранить гегемонию над страной-рынком сбыта, страны «капиталистического центра» либо открывают на ее территории свои военные базы (военными силами подтверждая свое главенство над этой страной), либо имея у себя т.с. «в руках» местную буржуазию и местных буржуазных политиков, сидящих на кошельке. При этом, учитывая, что между главенствующими и зависимыми странами существует (как уже говорилось) прослойка полузависимых стран, то и они могут действовать как главенствующие капиталистические страны, только по отношению к более слабым странам (к примеру – страны Африки).
Зависимые страны, буржуазия которых либо из-за страха, либо из-за желания и далее получать прибыль не только от эксплуатации своих граждан, но и от своих новых сюзеренов, вдавливает в землю все потуги народных масс к национально-освободительной борьбе. Сами же эти массы, вынужденные трудиться от 12 и более часов в день, стремительно нищает, голодает и вымирает, унося с собой не только сои жизни, но и свою культуру и язык.
Марксизм и социальная сфера.
Марксизм, рассматривая жизнь человека в частности и человечества в целом, доказывает, что из-за экономического главенства того или иного класса, этот самый класс может создавать (разумеется непроизвольно, а следуя тем экономическим силам и законам, которые превратили это класс в правящий) соответствующие своему, если так можно выразиться, идеалу, социальные институты – школы и университеты; церкви; различные министерства; «общественные», «патриотические» движения и организации; СМИ; и многое другое. Все эти институты – часть более большого института, который всю историю человечества являлся орудием правящего класса – государства.
Именно экономическое господство правящего класса рождает его политическое, идеологическое и социальное господство. Имея за своей спиной капитал, пищу, богатства, представители правящих классов всегда могли нанять себе группы людей (готовых подчиняться им за часть богатств, часть еды (и сия часть была в основном гораздо большей, чем та, которые получали остальные, эксплуатируемые, люди)), вооружить их, и либо направлять на подавление внутренних конфликтов, либо завоевывать новые источники богатства. Так появилась полиция и армия.
Наличие идеологического господства правящего класса превращает его в гегемона на идеологической арене. Имея кучу разных СМИ, образовательных учреждений, «общественных» и «патриотических» организаций, правящий класс в состоянии навязывать простому, эксплуатируемому народу любые, нужные ему «факты».
В марксизме это все выглядит так: экономические силы и законы (экономический базис) водружают над собой огромную социальную надстройку. Однако, у каждого экономического базиса есть свой «срок службы», по истечении которого происходит период его отмирания, и замены другим, более передовым.
Марксизм и культурная сфера.
Культурная сфера также исследуется марксизмом. Ведь именно через культуру и искусства правящий класс всегда проводил в народные массы свои идеи, свое мировоззрение. Именно искусство является одним из важнейших элементов надстройки с точки зрения влияния и контроля.
Однако, хоть искусство есть орудие правящего класса, и оно может использоваться и используется им для ведения пропаганды, это не отменяет того факта, что искусство может служить еще и целям обогащения различных киностудий, раз за разом штампующих фильмы с целью получения прибыли. Также искусство, в связи с тем, что его творит человек (пусть и находящийся под влиянием той идеологии, которую постулирует правящий класс), есть инструмент отражения (может быть прямого, может быть искаженного) реального мира, реальных процессов, реальных проблем и трагедий.
Искусство и его ветви (литература, кино, театр, видеоигры, музыка, комиксы) есть с одной стороны великолепная возможность духовного и научного воспитания нового, прогрессивного человека, с другой – мощное орудие превращения человека в обычного мелкобуржуазного, антипрогрессивного члена капиталистического общества.
Марксизм и научная сфера.
Как и в искусстве, наука тоже есть идеологическое орудие правящего класса. Купленные (либо же воспитанные, обученные тем или иным, нужным правящему классу «фактам») профессора, академики, ученые, через телевизор, радио, книги, журналы, поводят в жизнь те научные факты, которые непременно помогут удержать (или же укрепить) власть правящего класса.
Однако я не хочу сказать, что вся наука в классовом обществе – лженаука, созданная ради обмана людей. Наука, как и искусство есть также многогранная сфера, которая имеет и нейтральные (правда их довольно мало) стороны. Под влияние правящего класса попадают лишь те науки, которые непосредственно относятся к социальной и экономической жизни – история, политология, экономика, социология, культурология и этнография. Да даже марксизм (в случае, если за него берутся лжемарксисты (оппортунисты и ревизионисты), стремящиеся подстроить марксизм под те или иные желания правящего класса и сохранить его власть и продлить существование той или иной классовой формации) превращается в лженауку.
Итог.
Подводя итог данной статье, я хотел бы сказать, что если смотреть на происходящее через марксистское понимание происходящего, то можно заметить, что все в нашем мире не происходит по воле каких- то отдельных людей, по воле каких-то сиюминутных желаний, а происходит исходя из интересов и желаний того или иного круга лиц, тех или иных экономических выгод для этих лиц, тем или иным социально-экономическим условиям.
Исходя из того, что над всей общественной жизнью общества довлеют экономические (а уже вслед за ними и социальные) силы и законы, марксизм выдвигает и доказывает теорию о том, что данные экономические силы и законы, устанавливающиеся на определенном историческом промежутке времени, в силу законов развития человечества, отмирают и перестают действовать, уступая (иногда с боями) место новым, передовым экономическим силам и законам.
Исходя из того, что экономические силы и законы контролируются и управляются определенным кругом лиц - классом, и что именно эта определенная группа лиц, контролируя экономические силы и законы, контролирует и управляет остальным обществом, марксизм выдвигает и доказывает теорию о том, что для удержания своего господствующего положения и продления существования тех экономических сил и законов, которые им выгодны, правящие классы создают различные "физические" и "моральные" орудия, одним из которых является государство, а вместе с ним и: армия, школа, культура, религия, СМИ. Однако марксизм, доказывая неизбежность смены тех или иных экономических сил и законов, доказывает и то, что со сменой этих самых сил и законов, происходит и смена правящего класса с его "надстроечными" орудиями.
Исходя из того, что все развитие человечества всегда было связано с экономикой (производственными отношениями и производственными силами или по-иному - экономическим базисом), со сменой одного типа экономики другим, марксизм выдвигает и доказывает теорию о том, что вся история человечества есть не только борьба классов, но постепенный, не прекращающийся ни на миг путь от классового общества к бесклассовому человечеству.