Pilot M90, или подарок себе любимому

Предыдущие пару своих постов я писал о самоделках, но сейчас решил почему-то написать о вещичке, которую давно хотел и недавно таки приобрёл. Для сведущих в теме всё необходимое уже описано в заголовке, но для остальных - немного истории!

Шестидесятые годы были временем свершений для человечества. Начали заживать раны от чудовищной войны, обуздан мирный атом, электронно-вычислительные машины превосходят все мыслимые пределы скорости вычислений и не за горами уже искусственный, рукотворный разум... Человечество безраздельно господствует во всех трёх стихиям - на суше, в море и в воздухе, но вот свершилось то, чего не было никогда ранее - человечество вышло за их пределы и послало своих лучших сыновей в космос!

Разумеется, такой повод не мог не вдохновить творческих людей буквально во всех сферах народного хозяйства; не обошло оное вдохновение и создателей письменных принадлежностей, в частности - перьевых ручек.

Советский Союз имел массу достижений на первых порах - первый спутник, первый человек в космосе, первый человек в открытом космосе, первые фотографии обратной стороны Луны и первые аппараты на её поверхности - есть, чем гордится, есть, что воплотить в виде сувениров! Оно и воплощалось, с тем или иных успехом и изяществом... Вот, например, настольная ручка "Ракета" 1959 года, выпущенная ещё до самых важных событий:

Симпатично, но не более того. Стоит убрать колпачок-подставку - и ручка теряет даже отдалённую связь с космической тематикой; в конце концов, заострённые задние части писчих перьев появились ещё до появления авторучек, как таковых, что уж там говорить про ракеты.

Однако были и более достойные варианты, и, на мой взгляд, наиболее выдающимся представителем ручек, выпущенных в честь выхода человечества в космос, стала модель T1 известной каждому, кто хоть что-то слышал про "статусные" ручки, фирмы Parker.

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост

T1 - значит, "титановая первая"! Фото из интернета.

Parker - фирма американская, а это значит, что выпуск модели T1 был приурочен к знаковому именно для американской космической программы событию - как вы, наверное, уже догадались, к высадке людей на Луну. Событие, безо всякого сомнения, достойное, и фирма решила достойно отметить его в своих изделиях, выпустив ручки "космического" дизайна и из космического же материала. Ответ на второй запрос нашёлся сам собой - ручка должна быть титановой! А первый запрос решился в уникальном, на тот момент, решении - перо было интегрировано в корпус и составляло с ним единое целое:

Выглядело это футуристично, свежо, по-настоящему космически, оставаясь, при всём этом, стопроцентно узнаваемой паркеровской ручкой. Выпущенная в апреле 1970 года, она мгновенно привлекла к себе внимание, и легко могла бы стать постоянным украшением паркеровского каталога, если бы не одно но...

Она была чрезвычайно хрупкой!

Титан не зря имеет довольно ограниченное применение в технике - несмотря на весьма приличные прочность и жёсткость и довольно низкую плотность, он весьма капризен в обработке, что на своей шкуре знают авиа- и космостроители, но, как оказалось, не до конца осознали инженеры и технологи фирмы Паркер. Даже несмотря на долгий (относительно ручек из той же стали) цикл разработки техпроцесса, им так и не удалось побороть хрупкость титана при соблюдении жёстких требований к геометрии и внешнему виду, в итоге кончик пера мог отломиться во время обычного, без сверх-нажима, письма - а для интегрированного с пером корпуса это равнозначно выходу из строя всей ручки. Как результат, всего через год, продав около 104 тысяч экземпляров (которые сейчас являются предметом вожделения коллекционеров и стоят, в среднем, от 600-700 долларов США) Паркер свернул их производство, заодно похоронив идею о "космических" ручках из титана. Это решение вызвало бы бурю негодования среди их фанатов, если бы не ещё одно но...

Свято место пусто не бывает! Брошенную американцами идею практически сразу подхватили японцы, известные своей любовью к каллиграфии и инструментам для письма.

Снова зайду издалека, специально для тех, кто не является фанатом темы. Поройтесь у себя в столе, органайзере или сумке - с большой вероятностью там завалялась одна, а то и больше, ручек одной из, вроде бы, известных, а, вроде, и нет, фирм - BIC там, Zebra, или, например, Pilot. Ну кто не видел такую ручку, которую продавали (а, может, и сейчас продают) в каждом ларьке Роспечати, и разноцветный набор которых считал за должное иметь каждый уважающий себя школьник?

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост

Для несведущих может оказаться сюрпризом, что выпускающая их фирма Pilot - это очень большой и серьёзный производитель ручек, и известна она далеко не только дешёвым и неприхотливым ширпотрёбом на каждый день, в их каталоге также масса прекрасных ручек, ценных не только своими писчими качествами, но и внешним видом. Не чужды (мягко говоря) этой фирме и перьевые ручки, и вот, в год прекращения выпуска Parker T1, Pilot перехватывает эстафету выпуска "космических" ручек со своей моделью Myu-701:

Сходу видны и сходства, и отличия пилотовской "Мю" от паркеровской Т1. Первое, и главное, отличие - титан заменён на нержавеющую сталь, материал не столь символичный, зато гораздо лучше поддающийся обработке, более стабильный, да и, на мой взгляд, лучше выглядящий. Главное же сходство - интегрированный с пером корпус - сохранено на уровне концепции, так как Myu-701 сложно перепутать с T1, будь даже они обе сделаны из одинакового материала. Pilot заметно доработал корпус ручки, сделав его формы более обтекаемыми, а размеры - более пропорциональными, заодно фирма уменьшила ручку, сделав её карманной из "полноразмерной", поменяла хорошо узнаваемую, но не совсем уместную, фирменную паркеровскую "прищепку" на свою, выполненную в общем для всей ручки стиле, разумеется, поменяла систему питания ручки чернилами на собственную - и стало хорошо. Настолько, что, в отличие от изумлявшей публику, но не слишком хорошо продававшейся T1, Мю-701 сразу же стала хитом продаж, особенно учитывая её цену - 3500 йен (около 10 долларов в 1971 году). Как следствие, ручка не только стала активно производиться, но и обзавелась целым рядом вариантов в течение 70-ых годов.

Слева направо: оригинальная Мю-701 (1971), "полосатая" M-500BS (1973), полноразмерная "Мюрекс" (1977), "Мюрекс" в варианте Red Trim (1978). Фото из интернета.

Описывать здесь все варианты ставшего легендарным "Мюрекса" я не буду, упомяну лишь о модели, давшей, по сути, имя всей линейке - Long Murex. Ручка была выпущена в 1977 году и являлась переосмыслением оригинальной "Мю", но в полноразмерном корпусе, позиционировалась фирмой, как более продвинутый, более совершенный вариант ручки с интегрированным пером, что также отразилось в цене - 5000 йен, почти в полтора раза дороже оригинала. Однако, несмотря на действительно возросшее удобство, ручка уже не выглядела настолько революционно, хотя по прошествии времени и стала таким же предметом коллекционирования, как и оригинал.

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост

"Мюрексоиды" в ряд, с колпачками и без. Представлены не все модели. Фото из интернета.

Успех "Мюрексоидов" был настолько велик, что даже авторы оригинальной идеи решили вернуться к подобным ручкам, выпустив в 1979 году модель Parker 50 Falcon - эдакий гибрид Murex и T1, и, разумеется, на этот раз - никакого титана.

Дорохо, бохато, по-паркеровски. Фото из интернета.

Однако, к сожалению, всё хорошее имеет свойство заканчиваться, и в первой половине 80-ых Pilot потихоньку свернул производство всех моделей ручек с интегрированным пером, успев, впрочем, выпустить несколько миллионов их единиц, сделав их хоть и не ширпотребным, но вполне доступным к покупке на вторичном рынке вариантом. Спустя более, чем 30 лет с момента выпуска Murex, Pilot решили выпустить ограниченным тиражом (8000 экземпляров) "юбилейный" вариант мюрексоида, названный М90 - и вот тут уже я начну, наконец, переходить к собственным фото:

Мой экземпляр М90

Впервые об этой ручке я узнал году в 2017 на дваче, читая рандомные треды в раздумьях о том, чего бы я хотел на день рождения. Внезапно меня увлёк тред об авторучках, и я стал мысленно рисовать себе образ той ручки, которую мне действительно хотелось бы иметь. Попытки гугления чего-то похожего на мои хотелки (а я думал о чём-то неортодоксальном, а-ля трёхгранный корпус) ни к чему особому не привели, и я уж было бросил эту затею, как вдруг аноны вспомнили про Мюрексы и запостили фотографии, увидев которые я сразу понял - это оно!

Вялые попытки поиска ни к чему не привели, да и, честно говоря, тогда я был не особенно в настроении (и состоянии) искать редкий и дорогостоящий предмет на аукционах. Однако, спустя 6 лет, я, скорее от скуки, решил вбить название ручки на Авито - и, к удивлению для себя, нашёл объявление от человека из Крыма. Ручка, да ещё переиздание (которое мне показалось симпатичнее оригинала), да ещё и в идеальном состоянии, в родной коробочке и даже с бирочкой - нужно брать! Цена была довольно кусачей, но, с другой стороны, чего ещё желать от предмета коллекционирования? Задушив свою жабу буквально за пару минут, я связался с продавцом и оформил отправку, и вот - буквально за неделю, опоздав лишь на день к моему ДР, ручка пришла во всём своём великолепии...

...за исключением возможности писать. Продавец честно сказал, что почти не пользовался ручкой, потому, что родной картридж высох, а нового в продаже не было. Я почему-то не озаботился заблаговременным поиском картриджей, и, насмотревшись на мою прелессссть, буквально на следующий день после получения подарка самому себе благополучно отъехал из родного города, где проводил отпуск.

В промежутках между отпусками я успел загуглить, что пилотовские авторучки можно заряжать или одноразовыми картриджами с чернилами, или использовать контейнер-"конвертер" и набирать чернила из баночки в него прямо через пёрышко. Второй вариант удобнее, но дороже в плане единовременных затрат, да и найти совместимый с М90 конвертер (Con-20 или Con-50) оказалось не так-то просто, поэтому я решил купить, для начала, картриджи. Увидев на озоне большое количество картриджей самой разной расцветки, я с радостью купил себе наборчик разноцветных и ещё наборчик синих чернил для повседневного письма, которые отец получил для меня, пока я работал в Петербурге...

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост

Жвачка шла в комплекте, спасибо продавцу.

...и получил в итоге неожиданный фейл - картриджи банально не лезли в ручку, точнее, они заходили в корпус, но не протыкались иголкой (что должно было происходить согласно видеоинструкции по их использованию). Лихорадочно я разобрал ручку, глядя внутрь в поисках иголки, а, не найдя её, ещё более лихорадочно стал думать, не обманул ли меня продавец и не сломана ли ручка, но, вернув самообладание, я снова принялся гуглить, и обнаружил, что, оказывается, картриджи бывают не одного и не двух видов, а конкретно для пилотовских даже не нужны никакие иголки. Подуспокоившись, я вновь поискал в продаже наборчик разноцветных чернил, заказал его - и получил доставку буквально на следующий день.

Как говорится, почувствуйте разницу. Пилотовские картриджи крупнее и имеют другую конструкцию.

Наконец, втолкнув картридж с чернилами цвета сепии в ручку, я приступил к письму - а авторучкой я писал последний раз примерно 25 лет назад, и тогда этот опыт был для меня, скорее, травмирующим. Но только не сейчас! Процесс письма оказался на удивление лёгким, усилий для письма нужно меньше, чем для гелевой и, тем более, шариковой, ручки, при этом он как-то сам собой располагает к более красивому подчерку - писать, как курица лапой, получается сложнее, чем соблюдать относительно аккуратный (по моим меркам) подчерк.

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост

Доволен ли я? Ещё как! Мне очень понравилась и М90 сама по себе, и то, как авторучки пишут вообще (уже заказал себе недорогую Lamy для повседневного письма), да и то, что каллиграфия - это неплохое и несложное хобби для снятия стресса после работы, хотя ручка-героиня статьи, строго говоря, не подходит для каллиграфического письма и тут нужны другие варианты, типа Parallel Pen того же Pilot, которым я тоже обзаведусь, но это будет уже совсем другая история.

Pilot M90, или подарок себе любимому Каллиграфия, Перьевая ручка, Красота, Эстетика, Длиннопост