16

Ответ на пост «Покупка квартиры»1

Серия Про недвижимость серьезно

Есть ли возможность максимально обезопасить себя при покупке?

Зависит от документов, объекта, ситуации, региона и Вашего юриста/риелтора. По-хорошему, Ваш агент объясняет что и как он проверяет. Как я понимаю, Вы заключили договор на сопровождение сделки с тем же агентом, который продает. На мой взгляд - это не очень правильно, так как по сути возникает конфликт интересов. Нужно быть очень уверенным в чистоте представителя продавца, что бы доверить ему и покупку. Вопреки расхожему мнению, работа риелтора от продавца и работа риелтора от покупателя - очень различаются. Если Вы зайдете в риэлторские форумы или группы - понаблюдайте. Когда в сообществе у кого-то возникает вопрос, у него в первую очередь уточняют: а ты покупаешь или продаешь? Самый простой пример: продажа по доверенности. Если я покупаю - это повод существенно сторговать цену, давя на большие риски; если я продаю - "какие риски? доверенности можете проверить!". Договор купли-продажи при продаже - 2-3 страницы. При покупке - 5-6. Заявления, ответственности и обязательства отличаются. Но если Вы уж выбрали в качестве своего представителя - агента продавца, рекомендую как минимум прописать в договоре услуг электронные почты с которой и на которую будут Вам направляться пояснения, документы и комментарии, и в случае малейшего непонимания ситуации - просить разъяснений в письменном виде.

Есть у меня присказка: "50% квартир можно покупать не глядя, 30% - можно покупать, обложившись документами, 15 % - только со страховкой титула и 5% - нельзя покупать вообще. Но для того, чтобы понять - к какой категории относится именно эта квартира - нужно перелопатить всё". (Сразу оговорюсь - цифры в ней не взяты из какой-то конкретной статистики, и не являются официальными - это моя личная прикидка соотношения простых, прозрачных и хрупких документов за 13 лет работы).

Какую ответственность несёт агенство и их юристы при сделке?

Зависит от агентства и от договора. АН может состоять в СРО и иметь коллективную страховку предпринимательской деятельности, может выдавать собственные "сертификаты гарантии", может выдавать юридические заключение, а может подписывать с Вами договор на организацию сделки (сбор документов для регистрации). Поэтому по конкретному агентству можно сказать только изучив это агентство.

Или есть какой-то рабочий алгоритм при покупке и составлении договоров

У многих агентств и риелторов разработаны свои регламенты/алгоритмы.
Расписывать подробно все нюансы всех вариантов в зависимости от правоустанавливающих документов и ситуации не буду. Накидаю примерный скелет работы после выбора квартиры.

0. Поквартирный обход. Применяется не только для того, чтобы узнать о наличии собак или алкоголиков, но если дому более 5 лет, есть шанс разжиться ооочень интересной информацией о собственниках и квартире. В целях экономии, Покупатель часто берет на себя этот пункт, а в случае услуги не под ключ, а только сопровождения - он в принципе не входит в работу, поэтому вынесла его за нумерацию.

1. Соглашение о намерении.
Перед встречей заказываю выписку из ЕГРН по адресу квартиры о недвижимости и о переходе прав. В поле "Правообладатель" будет не ФИО, а надпись "Физическое лицо", но у меня на руках будет первичная информация о количестве переходов, частоте, наличии обременения.

Так как ужесточили закон о защите персональных данных, до подписания соглашения о намерениях документы предоставлять перестали. Поэтому, встреча на внесении обеспечительного платежа зачастую растягивается на несколько часов за которые:
1.1. Смотрим на собственника, на паспорт собственника: фото - лицо, дата замены паспорта (планово/внепланово), где и как давно прописан, семейное положение/даты, дети, есть ли подпись или стоит прочерк.
1.2. Смотрим на правоустанавливающие документы, читаем их. В зависимости от содержимого правоустановки, составляется список документов, которые запрашиваются у продавца, о чем подписывается отдельный пункт в соглашении о намерениях.
Например, возьмем самый простой случай: Квартира приобретена у застройщика по ДДУ более 5 лет назад без ипотеки.
Оцениваем: сделка - возмездная. На момент приобретения продавец состоял в браке? сейчас состоит в браке? с тем же лицом? Читаем: в качестве частичной оплаты применялись рассрочки или часть оплаты производилась средствами сертификата материнского капитала или иными сертификатами мер поддержки семей?
В списке документов: ДДУ, Акт приема-передачи, справка об оплате или платежные поручения, выписка из ЕГРН первичная, выписка из ЕГРН "о недвижимости" актуальная, справка о маткапе от супруги, копия брачного договора или согласие супруги на продажу, выписку из домовой книги, расширенную выписку из домовой книги*, ЕЖД или справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии и капремонту, справки из НД и ПНД.

* так как я работаю в Москве и Московской области, пишу о документах в нашем регионе. По регионам в документах могут быть отличия. Например, в СПб до сих пор выдаются справки из паспортного стола по Форме-6 Форме-8, в частных домах Подмосковья в г.о. Химки - выписки из домовых книг не делают, а в Томилино (тоже Подмосковье, но г.о. Люберцы) - делают.

Дополнительные документы, прописываемые в соглашение о намерении зависят от того, что было сказано ранее и что выяснили на встрече.

2. Проверка.
Хронологически по шагам я не разделю, потому что порядок может меняться в зависимости от ситуации, что-то добавляется, что-то можно убрать.
Например, человек поменял несколько раз паспорт за последний год. Понятно, что потерял, но ... или подпись как-то очень на прочерк похожа и при этом, в доме его никто не знает, или квартира свежая... в общем, первое что очень хочется проверить - это соответствие фотографии в паспорте.
дорогая неофициальная справка, которую не покажешь в суде.
А глобально просто составляешь список на что проверяешь.
1) Есть ли признаки банкротства: долги, судебные иски по продавцу, супруге продавца, иных близких лиц, если применимо.

2) Связан ли продавец или супруга (если имеет значение) с юридическими лицами, если да - в каком состоянии эти юрлица.

3) Есть или были судебные споры по объекту, в чем их суть.

4) Сколько раз и как часто производился переход прав, что было в основании перехода прав в сделках последних 10 лет (многие смотрят последние 3 года, но нас обучали иначе, поэтому смотрим глубже, может - перебор, но хотя бы первичная проверка проводится)

5) Прописанные лица. В Мск и МО расширенная выписка из домовой книги может не содержать информации, поэтому, приходится заказывать в обход.

6) Справки об отсутствии задолженности перепроверяем.

7) НД и ПНД - перепроверять их или нет, зависит от сроков прописки по последнему адресу, действительности печатей и адресов. Иногда перепроверяем.

В результате получаем понимание о возможных рисках, оцениваем варианты их нивелирования, оцениваем, принимаем решение. Если риски не возможно перекрыть действиями или документами, принимаем решение - обратиться в страховую или сразу отказаться.

3. Когда решение о покупке принято, согласовывают форму договора, форму подачи на регистрацию и форму расчетов.
Форма договора: простая-письменная или нотариальная.
Форма подачи на регистрацию: в бумажная регистрация или электронная
Форма расчетов: перевод по договору, аккредитив, номинальный счет, наличные через ячейку банка или центра оформления сделок (в СПб, по-моему, он до сих пор работает), при нотариальных сделках может быть депозит нотариуса, (но не все нотариусы предоставляют (по сути - этот тот же номинальный счет)).

Любимая многими "Безопасная сделка от Домклик" - это всего лишь название комплекса услуг - Электронная регистрация+номинальный счет.
Такой комплекс предоставляет также ВТБ через Метр квадратный.
У Форы - электронная регистрация сопряжена с аккредитивом, Альфа - по-моему, тоже номинальный счет, а вот Совком в Москве может даже эскроу открыть по желанию участников. Цена на услуги разнится в разных банках и в разных регионах. Так как в большинстве случаев расходы по сделке - это расходы покупателя, покупатель в основном выбирает - где будет проводиться сделка.

После сделки.

У Покупателя на руках кроме договора купли-продажи, акта приема-передачи и документах о подтверждении расчетов, остаются копии документов по которым проводилась проверка, кроме документов, полученных не официальным путем. После регистрации в электронном виде, участникам сделки приходит архив документов, подписанных электронной подписью и 2 выписки из ЕГРН: для покупателя - с раскрытыми персональными данными и для продавца - просто в ФИО покупателя. Приходят они, правда, в одном архиве, так что не понятно - для чего их делить)

Повторюсь: большинство рисков можно выявить или предупредить. Риск, который не возможно предсказать - риск банкротства продавца. Он может возникнуть просто потому что так сложатся обстоятельства. И в этому случае - важно чтобы сделка проводилась по полной рыночной стоимости и желательно по безналичному расчету.

Лига Недвижимости

2.8K пост5.8K подписчика

Правила сообщества

Ну тут как обычно: оскорбления там всякие, поведение плохое, флуд и все дела,короче ничего мудрёного.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества