Осторожно, спойлеры!
5 июля 1970 года McDonnell Douglas DC-8-63 авиакомпании Air Canada выполнял пассажирский рейс из Монреаля в Торонто. На борту находилось 100 пассажиров и 9 членов экипажа.
McDonnell Douglas DC-8
Капитан и второй пилот часто летали вместе и постоянно спорили о том, когда лучше всего задействовать наземные спойлеры (интерцепторы). Они располагаются на поверхности крыла и предназначены для уменьшения подъёмной силы и скорости воздушного судна. Капитан считал что их следует выпускать сразу после касания земли. Второй пилот полагал, что их надо выпускать непосредственно перед самым касанием. И у них была договорённость: когда самолёт сажал командир - второй пилот задействовал спойлеры после касания, а когда управление осуществлял второй пилот - командир задействовал их до касания.
На этот раз в ходе дискуссии о спойлерах командир сдался. Он решил попробовать посадить самолёт по методу второго пилота, то есть выпустить спойлеры до касания полосы. На высоте 18 метров над полосой капитан снизил мощность двигателей и сказал “Окей”. Второй пилот сразу же выпустил спойлеры. Лайнер начал очень быстро снижаться и терять скорость. Командир удивился. Он увеличил мощность всех двигателей и потянул штурвал на себя, чтобы замедлить падение. Нос поднялся, но самолёт продолжил резко терять высоту. Второй пилот понял что происходит, извинился и убрал спойлеры. Но через секунду самолёт ударился о полосу, отскочил и снова оказался в воздухе. Пилоты решили уходить на второй круг. Однако они не понимали масштаб случившегося.
При ударе один из четырёх двигателей (внешний правый) задел поверхность ВПП и оторвался вместе с пилоном. Была сильно повреждена обшивка правого крыла и топливные баки. Из них начало вытекать горючее , а затем оно воспламенилось. Экипаж обнаружил пропажу тяги одного из двигателей, но не догадывался, что его нет вообще. На трёх двигателях самолёт поднялся до высоты 945 метров и начал выполнять разворот для повторного захода. Однако, спустя примерно две с половиной минуты с момента удара о полосу, в районе оторвавшегося двигателя раздался взрыв. Затем, через пять секунд, прогремел второй взрыв, уже в районе правого внутреннего двигателя. Ещё через три секунды оторвалась значительная часть правого крыла. Самолёт вошёл в правый крен, опустил нос и понёсся вниз. Он врезался в землю на скорости 410 км/ч, в 11 километрах от аэропорта и полностью разрушился. Все кто был на борту - погибли.
Комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу что её причиной стала ошибка пилотов - ранний выпуск спойлеров. Также был дан ряд рекомендаций. Например о том, что рычаг выпуска спойлеров должен быть сконструирован таким образом, чтобы его нельзя было активировать во время полета DC-8.
Авиация и Техника
10K постов17.8K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу